Современные художники
и печатная графика
22 января 2021, 19:00
спикер: Александра Гарт
художница, куратор, исследователь. В 2010- 2011 годах стажировалась в Санкт-Петербургской печатной студии. Работает в разнообразных графических печатных техниках (монотипия, линогравюра, сухая игла), является авто¬ром перформансов и инсталляций. Участник многочисленных групповых и персональных выставок в России и за рубежом. В настоящее время руководит студией печатной графики «NewPrintStudio» (основана в сентябре 2013 года совместно с Юрием Штапаковым), где занимается проведением мастер-классов и организацией лекций по обучению ручной печати. Свои занятия искусством начинала с графики, преимущественно печатной, которой занимается и по сей день в своей ма¬стерской «NewPrintStudio» в Санкт-Петербурге. Основные медиа: графика, инсталляция, видео, перформанс. Основные интересы: постапокалиптическая параллельная реальность, электричество, постантропоцентризм, темные теории.
Что объединяет Дэвида Линча, братьев Чепменов, Мэтью Барни, Ансельма Кифера и Трейси Эмин? Все они, работая в разных техниках, так или иначе, более или менее постоянно, занимаются печатной графикой — делом не то, чтобы постыдным для серьезного художника, но в определенных кругах не слишком уважаемым. Что заставляет всех этих людей царапать металлические пластинки, резать деревянные доски, рисовать на камнях в погоне за не всегда предсказуемым результатом? Каковы специфические черты печатной графики \говоря иными словами, в чем ее магия? Ни в коей мере не претендуя на роль серьезного и объективного исследователя, Александра Гарт — будучи сама современным художником и апологетом принтмэкинга — рассуждает на тему «Современные художники и печатная графика».

ОНЛАЙН
ЛЕКТОРИЙ

2020 – 2021
Научная программа к выставочным проектам «Система ограждений» Анны Андржиевской и «Культура материалов» Елены Слобцевой. Формат проведения: онлайн на платформах ZOOM и YouTube
Визуализация памяти о политических репрессиях и история «сталинской баннерианы»: пермский кейс (2014 — 2015)
15 января 2021, 19:00
спикер: Алексей Каменских
кандидат философских наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Пермь), член правления Пермского отделения общества «Мемориал»
Что такое травмы исторической памяти? Как эта болезненная, непростая память о сравнительно недавнем прошлом живет в современной России? Зачем она, собственно говоря, нужна? Как непростая, конфликтная память может находить визуальное выражение в городских пространствах? Почему в стране, которая сравнительно недавно пережила массовый политический террор, в которой действует утвержденная на правительственном уровне концепция по увековечению памяти жертв политических репрессий — оказывается возможным (впервые с 1956-го года!) возвращение в публичное пространство образов виновников этого террора?
Материальность видео: как художники придают экранному образу объем, вес и фактуру
21 декабря 2020, 19:00
спикер: Александра Старусева-Першеева
доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна / Школы дизайна НИУ ВШЭ (Москва), кандидат искусствоведения, тема диссертации: «Выразительные возможности монтажа в видеоарте», исследование Александры Першеевой посвящено истории видеоарта, который она рассматривает как «особую форму экранного искусства, последовательно нарушающую правила и традиции, выработанные в кинематографе и на телевидении».
Искусство видео — движущееся изображение, эфемерное по своей природе, изменчивое, неуловимое. Однако, художники снова и снова доказывают обратное, обращаясь к материальности носителя этого изображения. Нам Джун Пайк и Питер Вайбель прикасаются к кинопленке, Ира Шнайдер и Пипилотти Рист берут в оборот экранную поверхность, Тони Урслер превращает проекционную плоскость в почти живого персонажа, а Мэтью Барни растворяет видеоарт в сонме скульптур. Мы поговорим о том, из чего состоит «тело» видеоарта и как материальность проявляет себя в этой призрачной форме искусства.
Новая Неясность
23 декабря 2020, 14:30
спикер: Пётр Белый
художник, куратор, преподаватель. В 1994-м вступил в Санкт-Петербургский Союз Художников, также — член Союза Художников России. С 1995-го по 2001-й жил в Лондоне. В 2000-м окончил магистратуру по отделению печатной графики в Камбервелл Колледж. С 1999-го — действительный Член Королевского Общества Граверов. Занимается печатной графикой, инсталляцией, живописью. Преподаватель Смольного Института (Факультет Свободных Искусств и Наук, СПбГУ, Санкт-Петербург). Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Сегодняшняя ситуация, ситуация кризиса, взрыва как бы происходящего в режиме замедленной съемки, для искусства — повод для обновления, а для художника — возможность поиска смысла в нематериальном. Аура непосредственного контакта с произведением искусства становится роскошью, оставляя нам суррогатную, удаленную форму восприятия. Значение материальности, при тотальном переходе в онлайн, возрастает, превращая произведение искусства в нечто новое, невероятно редкое и ценное.
Внешние априори материальных
и перформативных сред, и возможности
художественных практик
29 декабря 2020, 17:30
спикер: Герман Преображенский
философ, куратор — работает преимущественно с молодыми художниками Сибири. Куратор серии выставок «Пространство независимых». В разное время организовывал фестивали, выставки, перформансы. Организатор Лаборатории нового искусства (Томск – Тюмень). В своей работе обращает внимание, прежде всего, на материальный характер произведения, работает с фактурами ассамбляжами, отдает предпочтение тотальным инсталляциям и интервенциям в городское пространство. В качестве перформера работает с симультанным искусством (сочетание различных потоков и выразительных сред), автор концепции «перцептивных сессий нового искусства». В качестве куратора участвовал в крупном проекте-исследовании регионального искусства РФ «Немосква» и выставке Немосквы в ЦВЗ Манеж (СПб, 2020). Сотрудничал с проектом в сфере сайнс-арт «Новая антропология» (Колтуши, музей Павлова). Кандидат философских наук, доцент кафедры философии Тюменского госуниверситета.
Сделаем попытку прояснить некоторые возможности выставленности вне экспонирования, выставленности, которая связана не с перцептивными опциями субъекта, но с параметрами активизации внешнего. Соответственно, мы выйдем за понимание экспонирования как привилегированного доступа к искусству и развернемся к другим сочетаниям практик, часто имеющим сопровождающий и опосредующий характер. Роль подбора материала, взаимодействие фактур, опыт как содействие внешним априори. Затронем механизмы пересборки чувственности в рамке симультанного опыта и открытых сред перформативного взаимодействия. В качестве материала и иллюстративных адресаций поговорим о прошедших и совсем недавних проектах, затронем перспективы работы в перцептивных сессиях и фестивальный опыт организации пространства.

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА PERMM

новые выставки, расписание экскурсий, программа для детей