2000-е годы — время институализации современного искусства в России. В нулевых в Москве открываются музей современного искусства «Гараж» и «Винзавод», нижегородский ГЦСИ получает новое здание, крупнейшие российские музеи — Третьяковка и Русский музей — начинают формировать коллекции новейшего искусства, выделяют их в самостоятельные отделы, Государственный Эрмитаж создает проект «Эрмитаж 20/21».

На этой же волне оптимизма и веры в будущее в Перми в 2008-м году была представлена выставка «Русское бедное», которая стала фундаментом будущего музея современного искусства PERMM.
2008 — 2022
коллекция
музея PERMM
Открытие выставки «Русское бедное» (Пермь)
2008
Открытие Пермского музея современного искусства PERMM
2009
2007
Открытие центра современного искусства «Винзавод» (Москва)
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) получает новое здание (Нижний Новгород)
2004
Открывается Московский музей современного искусства (ММОМА) в Ермолаевском переулке
2003
Государственная Третьяковская галерея открывает отдел новейших течений (Москва)
2001
Запуск проекта «Эрмитаж 20/21» Государственного Эрмитажа для привлечения внимания к произведениям современного искусства (Москва)
2007
Открытие нового филиала Московского музея современного искусства (ММОМА) на Тверском бульваре
2007
Открытие арт-кластера «Красный октябрь» (Москва)
2007
Открытие музея современного искусства «Гараж» (Москва)
2008
Открытие отдела современного искусства в Государственном Эрмитаже (Москва)
2009
Стратегия ФОРМИРОВАНИЯ коллекции
На начальном этапе существования была определена не только миссия музея, но и стратегия комплектования музейных фондов: коллекция должна быть уникальной, не имеющей аналогов среди собраний России, художественные произведения должен объединять концепт «Русское бедное искусство».

По мере развития музея, по итогам очень интенсивной выставочной деятельности были определены новые направления формирования коллекции: актуальное искусство художников регионов России и стран СНГ. После переезда музея во временное здание на бульваре Гагарина (2014-й год) фокус выставочных проектов смещается в сторону локального контекста, в этот же период начинается интенсивное пополнение коллекции работами пермских современных художников.

В результате чрезвычайных амбиций молодого музея, не боящегося принять в свои фонды новые, не традиционные формы изобразительного искусства, сформировалась ценная коллекция произведений, которую можно охарактеризовать не только как сложную для хранения и монтажа, но и как многогранно отражающую политическую тематику в стремительно меняющемся мире, демонстрирующую размышления художников на экзистенциальные вопросы жизни человечества.
ценная коллекция произведений, которую можно охарактеризовать не только как сложную для хранения и монтажа, но и как многогранно отражающую политическую тематику в стремительно меняющемся мире, демонстрирующую размышления художников на экзистенциальные вопросы жизни человечества.
В музейную коллекцию произведения поступают тремя способами — это закуп, заказ на продакшн с последующей передачей в коллекцию и пожертвование. Дары составляют 84%. Закуп — 10%, а по договорам заказа — 6%. Из этого соотношения видно, что важнейшая роль в формировании коллекции принадлежит жертвователям: художникам, коллекционерам, частным лицам. Музей выражает благодарность всем причастным лицам к пополнению музейной коллекции, всем, кто вносит свой вклад в развитие потенциала нашего музея.
НАПОЛНЕНИЕ КОЛЛЕКЦИИ
произведения, созданные
по договорам авторского заказа
произведения, полученные по договору закупа
произведения,
полученные в дар
10%
6%
84%

ДАРИТЕЛИ

Александр Бродский, «Шарманка»
1 объект
даритель: Олег Чиркунов
Архив МАНИ
570 объектов
даритель: Сергей Гордеев, фонд «Русский авангард»
Ольга и Александр Флоренские,
серия «Скелеты разные»
18 объектов
даритель: Сергей Гордеев, фонд «Русский авангард»

Анна Желудь, «Тяжесть бесплотного»

Сергей Волков, «Дорожный указатель»

Витас Стасюнас, «Причины и связи»

3 объекта
даритель: АНО «ЦСР КИНО»

Анатолий Осмоловский, «Портал» Александр Бродский, «Предпоследний день Помпеи»

2 объекта
даритель: Благотворительный фонд «РЕНОВА»
Юрий Шабельников,
«Музыкальная шкатулка»

1 объект
даритель: Андрей Киташев
Дмитрий Гутов, из проекта «Серия 107»
2 объектов
даритель: Надежда Агишева,
фонд «Новая коллекция»

Хаим Сокол, «Черный свиток»
1 объект
даритель: Благотоворительный фонд
«Новое пермское наследие»
Благотворительный фонд
«Новое пермское наследие»
1 объект
даритель: Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина,
«Экспедиция»
Владимир Козин, «ПРАВДА»
1 объект
даритель: Сергей Кущенко
Александр Бродский, «ЦПКиО»
1 объект
даритель: Марат Гельман*
*Признан иностранным агентом в России
Министерством юстиции Российской Федерации

Пётр Белый, «Белый проект»
1 объект
даритель: ЗАО «Уралмостострой»,
мостоотряд № 123
Сергей Маслов, картины
22 объекта
даритель: Елена Воробьева
Анна Андржиевская,
графика из проекта «Пермь-36»

81 объект
даритель: Татьяна Курсина
Леонид Соков, «Кованое время»
1 объект
даритель: Александр Лебедев
Владимир Анзельм, «Башмаки. Правый
2 и левый», из серии «Гастарбайтеры духа»

2 объекта
даритель: ОАО «Молкомбинат Кунгурский»
Владимир Козин, «Череп»
1 объект
даритель: Илья Шулькин
Владимир Анзельм, «Наковальня»
и «Самолет», из серии «Гастарбайтеры духа»
2 объекта
даритель: ООО «Пермстройиндустрия»
Рикардо Мурелли, «Unlimited №1»
Рикардо Мурелли, «Unlimited №2»
2 объекта
даритель: Фонд содействия развитию
совр-го искусства «РуАртс»
Николай Полисский,
триптих «Лихоборские ворота»
3 объекта
даритель: ОАО КБ «КАМА Банк»
группа AES+F, «Триумф Африки»
1 объект
даритель: Галерея «Триумф», Москва
Георгий Кизевальтер, «Ревность»
Георгий Кизевальтер, «Возможности»
(из серии «Психология массовой культуры
и современное искусство»)
2 объекта
даритель: Григорий Константинов

ДАРИТЕЛИ ХУДОЖНИКИ

Виталий Комар
111 объектов
Ольга и Александр Флоренские
66 объектов
Энвиль Касимов, Сергей Орлов
17 объектов
Сергей Горшков
15 объектов
Зоя Лебедева
14 объектов
Владимир Козин
12 объектов
Александр Бродский
9 объектов
Николай Полисский
7 объектов
 Алиса Йоффе
8 объектов
Сергей Каменной
6 объектов
Виталий Пушницкий
5 объектов
Татьяна Антошина
3 объекта
Михаил Лёзин
3 объекта
Ника Неелова
3 объекта
Антон Пермяков
1 объект
Валерий Кошляков
2 объекта
Андрей Люблинский
2 объекта
Леонид Соков
2 объекта
Сергей Филатов
2 объекта
Баби Бадалов
1 объект
Сергей Баранов
1 объект
Петр Белый
1 объект
Саша Галицкий
1 объект
ЗЕРГУТ, группа
1 объект
МЫЛО, группа
1 объект
Юрий Никифоров
1 объект
Олег Устинов
1 объект
Андрей Хлобыстин
1 объект
Маркус Янсен
1 объект

ДАРИТЕЛИ ПЕРМСКИЕ ХУДОЖНИКИ

Наталья Резник
25 объектов
Наталья Корчемкина
13 объектов
Илья Гришаев
4 объекта
Михаил Павлюкевич
4 объекта
Андрей Безукладников
3 объекта
Иван Лукиных
2 объекта
Ася Маракулина
1 объект
Любовь Шмыкова
1 объект
РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКЦИИ
Вся музейная коллекция — отражение времени, в котором она формировалась, также как и вся деятельность музея во внутреннем и внешнем пространстве — отражение времени. Меняется время — меняется и музей. Это непрерывный процесс.
2008
Изначально музей PERMM проектировался в рамках одной концептуальной идеи — он задумывался как музей тематический, связанный с понятием бедного искусства и брендом «Русское бедное». В процессе жизни музея эта концепция видоизменяется. Музей становится «третьим местом», активно взаимодействующим с территорией и обществом, а выставочная деятельность — отражением актуальных проблем человечества.
2009
За годы работы музей PERMM собрал коллекцию почти в 1500 единиц хранения. Сердце коллекции — круг художников проекта Сергея Гордеева под кураторством Марата Гельмана* «Русское бедное» (2008) — Александр Бродский, Анатолий Осмоловский, Ольга и Александр Флоренские, Владимир Козин, Витас Стасюнас, Николай Полисский, Анна Желудь, Сергей Шеховцов, Сергей Горшков, Петр Белый, Юрий Шабельников — постепенно увеличивается за счет художников, чьи работы можно отнести к этому явлению, среди них — Сергей Каменной, Юрий Штапаков, Татьяна Антошина, Игорь Панин, группа «МЫЛО».
*Признан иностранным агентом в России Министерством юстиции Российской Федерации
с 2014-го
До 2013 года пополнение коллекции PERMM происходит в основном за счет даров меценатов и спонсоров*, ориентированных на GR и PR ресурс музея как флагманского проекта Пермской культурной революции. После кризиса 2013 — 2014 годов, дистанцирования региональной власти от музея и переезда PERMM на временное поселение в бывший торговый центр (бульвар Гагарина, 24) коллекция пополняется экстенсивно, через выставки, но тем не менее очень вдумчиво. Музеем принимаются только те работы, которые развивают и поддерживают ядро коллекции, сформированное на старте.
2011
Примерно треть коллекции — это предметы Московского архива нового искусства (МАНИ), сформированные в одно собрание художником Николаем Панитковым и подаренные Пермскому краю Сергеем Гордеевым в 2011-м году. В архиве представлены документация акций, фотографии, эскизы инсталляций, оригинальные работы групп «Коллективные действия», Инспекция «Медицинская герменевтика», «Комар/Меламид», «СЗ», «Гнездо», «ЭТИ».

Московский концептуализм — устоявшееся направление в русском искусстве, достаточно полно описанное не только критиками, но и задокументированное самими авторами процесса. Несмотря на это, пермская часть обширного архива МАНИ требует научного изучения и публикации.
Необходимость смены вектора выставочной политики музея, которую с 2014-го года формирует Наиля Аллахвердиева, приводит к смещению фокуса в сторону локального контекста. С этого момента начинается усиленная работа с пермскими авторами и интенсивное пополнение раздела пермского современного искусства.

Чтобы сохранить преемственность двух историй музея — на Речном вокзале (2008 — 2014) и на бульваре Гагарина (с 2014), — связь с коллекцией «бедного искусства» поддерживается через показ персональных выставок художников, представленных в коллекции. Это в свою очередь повлияло на дополнительную комплектацию коллекции работами основного круга художников PERMM, таких как Владимир Козин, Петр Белый и Александр Бродский.
В результате работы этого механизма все персональные и сборные выставки оказывают влияние на содержание коллекции, трансформируя ее и помогая оседать в коллекции работам разных поколений художников России и стран СНГ. Произведения в свою очередь контурно проектируют будущие ветви развития коллекции, выходя за рамки «бедного искусства» и расширяя диапазон направлений до стрит-арта, медиа-арта и звуковых архивов.
новый этап истории коллекции
формирование коллекции
основа коллекции
важная часть коллекции
трансформация коллекции
преемственность двух историй музея
единиц хранения
(научно-вспомогательный фонд)
единиц хранения
(основной фонд)
единиц хранения
(общий объем коллекции)
774
726
1500
стоимость коллекции
страховая оценка коллекции
87 825 811,13 р.
270 975 000 р.
фотографии и видео
ткани
скульптура
объекты
инсталляции
графика
живопись
123
330
35
51
108
70
57
стоимость
КОЛЛЕКЦИИ
СТРУКТУРА КОЛЛЕКЦИИ
ХУДОЖНИКИ В КОЛЛЕКЦИИ
география КОЛЛЕКЦИИ
самая маленькая картина
Вадим Захаров. Без названия
48 х 35 см
самая большая картина
Юрий Никифоров. «Младенец-рыба»
523 х 313 см
ОБЗОР коллекции
ЖИВОПИСЬ
Самая большая скульптура
Валерий Кошляков«Объект №2»
526 х 152 х 78 см
Самая маленькая скульптура
Наталья Корчемкина «Голова»
7 х 10,5 х 6,5 см
ОБЗОР коллекции
СКУЛЬПТУРА
Самая большая работа
Группа «Коллективные действия»
Объект акции «Лозунг-96»
4 х 3 м
Самая маленькая работа
Серия работ Михаила Павлюкевича
и Ольги Субботиной «Спаситель»
78 х 80 см
ОБЗОР коллекции
ТКАНИ
Самая маленькая фотография
Группа «СЗ»
Фотографии из серии
«Жизнь и анатомия спичек», 12 х 9 см
Самый большой фотопроект
Андрей Безукладников
«Гора», 141 х 420 см
ОБЗОР коллекции
ФОТОГРАФИя
Самое длинное видео
Любовь Шмыкова, «Смотри, я вся горю»
7 минут 10 секунд
Самое короткое видео
SAD FACE, «KAMA»
1 минута 2 секунды
ОБЗОР коллекции
ВИДЕОРАБОТЫ
Самая маленькая инсталляция
Сергей Филатов, SeedShaker
147 х 24 х 24 см
Самая большая инсталляция
Юрий Никифоров, «Исчезающая эскадрилья»
4 х 13,7 х 19 м
ОБЗОР коллекции
ИНСТАЛЛЯЦИИ
Самый маленький объект
Николай Овчинников, «КПСС»
9 x 5 см
Самый большой объект
Пётр Белый, «Белый проект»
141 х 420 см
ОБЗОР коллекции
ОБЪЕКТЫ