2 этаж

На выставке вы первым делом встретите две работы — визитки. Это книга «Дальневосточных разлучниц» «Век воли», рассказывающая про их художественную стратегию, и видео «Транссибирский ковчег», снятое «Нежными бабами» в экспрессе Москва — Владивосток. Эти работы связывают прошлое и настоящее и разные художественные практики, которые встретились на выставке.

12+

Проект куратора Алисы Савицкой в PERMM прочертил линию на карте между двумя крупными городами на противоположных границах России — Калининград и Владивосток. В этих городах есть художественные группы с женскими «именами» — «Нежные бабы» и «Дальневосточные разлучницы». Выставка представляет собой тотальную инсталляцию, состоящую из  видео и множества объектов. Выставка работала в PERMM до 22 мая, и мы предлагаем побывать на ней онлайн — рассказываем о том, какие смыслы заключены в произведениях и как их можно интерпретировать.

как смотреть выставку

Она была красива
как русский пейзаж

1 этаж
Развернитесь спиной к видеопроекции и найдите другие «домашние» объекты — простынь и халат. Между «коврами» и простыней образуется диалог о детских воспоминаниях.
4
Эта работа Насти Моляры из Иркутска, построенная на воспоминаниях ее родителей. Простыня напоминает о папе, который в детстве, собираясь на урок труда, достал из бабушкиного шкафа простыню, чтобы сделать вышивку. Халат — это история мамы, которая взяла бабушкин халат и вырезала оттуда цветочки. Художница совместила вышивку на простыне и цветы из халата в центральном объекте, перемешав воспоминания родителей.

Дальневосточные разлучницы, 2022

объект
Забайкальские дыры
Недалеко от вас у тканевых стен стоит прямоугольная конструкция из дерева — раёк художников с тремя лентами историй. Вы можете привести ленты в движение, покрутив рычаги. Можно изучать картинки-истории слева направо, наискосок или змейкой.
Дальневосточные разлучницы, 2022
6
ТЕАТР Раёк
Лес на месте уссурийского дома
Подойдите к инсталляции с переплетенными лианами и проводами на стене.
6
Художники из Тюмени путешествовали по Пермскому краю и воплотили в объекте свои мысли по поводу его ландшафтов и пейзажей. Художники создали растение, напоминающее куст. Каждая часть куста издает звук, вместе они складываются в музыку. Звуковые элементы работы реагируют на изменения света и движение. Здесь вы можете создать свой звуковой перформанс.
Дальневосточные разлучницы, 2022
Интерактивный звуковой объект Сад шума
Пройдите внутрь уже знакомых вам прозрачных стен с бубенчиками
7
Здесь вы найдете фортепиано, которое пригодилось для звукового перформанса, проведенного после открытия выставки художниками из Владивостока, Калининграда, Перми, Тюмени и Иркутска. На нем стоит детский портрет художницы из группы «ДВР» Софы. Вы можете сыграть свое любимое произведение на клавишах прямо в центре зала.

На ткань с бубенчиками проецируется видео «Дальневосточных разлучниц» — это хроники жизни в поселке Горноводное Приморского края — резиденции художников, вокруг которой выстраивается философия и художественная практика группы.

В видео можно встретить все, что вы уже видели на выставке — свадьбу, танцы, ангелов с картин, платок на яблоне, а главное — бесконечную ежедневную радость. Хроники были сняты на камеру VHS. Одна из художниц купила кассету в Нижнем Новгороде — на ней оказалась записана частная свадьба 2000-х годов. Вся хроника в течение года была записана поверх свадьбы, и иногда она проступает.
Дальневосточные разлучницы, 2022
инсталляция
Каганат любви, господствующий над царством тоски и гнева
Пройдите влево от платка к живописным работам Николая Козловского
5
Художник «Дальневосточных» Коля нарисовал эти работы специально для выставки. Например, «Заповедные сады» — это сон о глиняных кольцах, которые висят на 1-м этаже: «Мне приснился Сережин сон, что в какой-то космической темноте возникают большие и маленькие разноцветные радужные кольца».
Дальневосточные разлучницы, 2022
Картины
Заповедные сады,
Уссурийцы-ангелы, Тигр
Далее вы увидите пространство «ДВР» — подойдите к бетонному постаменту.
4
Платок, напоминающий морскую пену или прозрачного осьминога на берегу, связала художница Милана Пестерева. Бетон залил участник «ДВР» Вадим. Это референс платка из резиденции в Горноводном. Первый платок был сделан из ткани с бубенчиками, он был эффектно порван на бахрому, висел на яблоне все лето, а по ночам им звенели мотыльки. Художницы часто дарят созданные своими руками вещи. Платок в бетоне — это вещь, вырванная из контекста, а также ироничный подарок, который нельзя передарить.
Дальневосточные разлучницы, 2022
Шерстяной платок в бетоне
Уссурийская обитель
Пройдите влево вглубь этажа
3
Перед вами объект из деревянных вешалок-«плечиков». Их «достали» из видеопроекции, которую можно увидеть рядом. Персонаж перформанса искал идеальное время и идеальный пейзаж, чтобы повесить себя на вешалку. Ситуация, комичная и трагичная одновременно, заканчивается неудачно — проваливается на ура. Вешалка — метафора не только «подвешенного состояния», ожидания чего-то, но и одиночества.
Нежные бабы, 2018
Видеоперформанс
Сосновая вешалка
Подойдите к инсталляции с песком, не нарушая границу.
2
Это одна из самых сложных инсталляций выставки, Практика размещения настоящей почвы в музейном пространстве применялась в мировой практике буквально несколько раз. Эта работа — реплика временного монумента, созданного художницами на Куршской косе в память о жертвах песчаных катастроф. «Стулья, кричащие, с человеческим лицом, зарытые в песок дюны по спинку, как деревянные надгробия местных жителей Куршской косы».
Нежные бабы, 2019
Инсталляция
Один стул, много стульев
Поднимитесь на 2 этаж. Слева от вас на стене — большая проекция видеоперформанса.
1
Нежные бабы, 2021
«Уроки дыхания» состоят из трех частей — видеоперформанса, инсталляции из нескольких десятков сгоревших спичек и графических работ, созданных с помощью дыма и копоти. Работа посвящена попыткам сохранить свет и горячее дыхание пламени. Эту работу художники посвящают всем, кто старается сохранить тепло и огонь, кто изо всех сил старается жить, чтобы не погасли собственные спички.
Видеоперформанс
Уроки дыхания
Вернитесь назад — рядом со стендом керамики стена с шестью экранами
Перед вами стена с шестью экранами, транслирующими видеоперформанс «Нежных баб», в ходе которого девушки переворачивают на плечах невероятно тяжелые каменные бусы. Послушайте музыку, которая распространяется на весь этаж, — это народная песня балтийских старообрядцев, высланных на Байкал во время раздела Речи Посполитой. Посмотрите видео с каждой девушкой по отдельности, а затем обратите внимание на проекцию моря на стене.
Нежные бабы, 2021
Видеоперформанс
Сонная артерия
7
Обернитесь и пройдите сквозь «стены»
из полупрозрачной белой ткани, расшитой бубенчиками.
Вы вошли в пространство «Дальневосточных разлучниц» — обратите внимание на занавески, глиняные кольца и гостеприимный стол с расшитыми бисером скатертями, цветами и глиняной посудой. Все это является частью метаэтноса группы «ДВР» и носит удивительные названия. Вы можете сесть за стол, отдохнуть и создать свою вышивку прямо на скатерти — художницы оставили нити мулине, бисер и даже свои схемы вышивки.
Дальневосточные разлучницы, 2022
инсталляция
Каганат любви, господствующий над царством тоски и гнева
5
На главной стене — «пейзажная» работа «Нежных баб», четырехметровая видеопроекция, завораживающая контрастом между «советскими» коврами и белым снегом, вызывающая щемящие воспоминания из детства. Художницы обращаются к ковру как к феномену советской и постсоветской бытовой культуры.
Нежные бабы, 2022
Видеоперформанс
Женщины, выбивающие ковры
3
За книгой «Век воли» — видеопроекция документального фильма-перформанса из Транссибирского экспресса
Художница Александра Артамонова проходит насквозь все вагоны поезда, следующего от Москвы до Владивостока. Работа-размышление о миграционных процессах, переосмыслении времени, о дистанции и движениях.
2
Нежные бабы, 2018
Видеоперформанс Транссибирский ковчег
Вы видите паспарту с 10 листами книги, которые можно читать с обеих сторон и в любой последовательности. Текст книги написан от руки и проиллюстрирован коллажами участников группы «Дальневосточные разлучницы». Страницы убираются в обитый фиолетовым бархатом кейс с бисерной вышивкой.
Дальневосточные разлучницы, 2021
Книга художника
Век воли
1
Книга художника «Век воли»
Дальневосточные разлучницы, 2021
Книга описывается авторами как «катехизис и справочник домостроительства Эпохи Каганата, составленный накануне отъезда «Дальневосточных разлучниц» в село Горноводное на севере Приморья». Книга была задумана как «манифест о новой форме коллективности, совместной жизни и художественного созидания, но в процессе написания обрела форму гримуара (магической средневековой книги) о снах и смерти, море и тайге, хрупких связях и бесконечном пире уссурийцев за праздничным столом». Все графические элементы связаны с событиями из жизни художников.


• НАЗВАНИЕ КНИГИ. Век воли — это такая отсылка к будущему, которое «грядет», но, в то же время, происходит сейчас.

• КОЛЛАЖ-РЕПЛИКА К КАРТИНЕ «УССУРИЙЦЫ ЗА ПРАЗДНИЧНЫМ СТОЛОМ». Важная часть книги — коллаж-реплика к картине «Уссурийцы за праздничным столом» Павла Топорова. «Дальневосточные разлучницы» не знакомы с художником и не видели этой картины вживую, но она отражает их метаэтнос — художники воплощают экстатически радующихся жизни уссурийцев. Праздничный стол в этом контексте — также важный символ их творчества. Именно поэтому открытие выставки сопровождалось перформансом-застольем и коллективными тостами.

• НАДПИСЬ «ЛЮБОВЬ ПОДЕТИТ ПЕЧАЛЬ». Другой известный элемент «Века воли»: надпись «любовь подетит печаль». Произведения «ДВР» не существуют без зрителя — они приглашают зрителей производить и менять смысл работ. Так вопрос, кто же «подедит», любовь или печаль — остается открытым. Художники намеренно делают опечатку в слове «победит», чтобы подчеркнуть дружелюбие и детскую наивность этого выражения и «пригласить» зрителя исправить неточность. Актуальные художники используют ошибки как метод разрушения возвышенных категорий, которыми наделено искусство. Ошибки, асимметрия, случайность — это крючок для начала диалога со зрителем.

Книга была создана в рамках проекта библиотеки Музея «Гараж».
Видеоперформанс «Транссибирский ковчег»
Нежные бабы, 2018
Художница Александра Артамонова проходит насквозь все вагоны поезда, следующего от Москвы до Владивостока. Работа-размышление о миграционных процессах, переосмыслении времени, о дистанции и движениях.

Для этой выставки «Нежные бабы» подобрали работы, в которых создают образ пейзажа: «Мы не создаем пейзаж таким, каким мы его видим, мы пытаемся воссоздать травматические ситуации, которые случились в том или ином месте. Название выставки дает нам размышление о том, что значит быть русским пейзажем. Когда мы говорим „она была красива как русский пейзаж“, что мы представляем? Поле с березами, заснеженное поле, лес? Кто такая „она“ — женщина, жизнь или история?». Работы «Нежных баб» на этой выставке составляют эмоционально памятный отпечаток, который хранит место.

Референс к «Транссибирскому ковчегу» — фильм Александра Сокурова «Русский ковчег» (2002), в котором без монтажных склеек герой ходит с камерой по «сокровищнице» — Эрмитажу. В работе «Нежных баб» «сокровищницей» стал поезд, его пассажиры, их типажи и истории. Поезд идет вдоль пейзажей, которые остаются в окне и меняются от Москвы до Владивостока.
Видеоперформанс «Женщины, выбивающие ковры»
Нежные бабы, 2022
На главной стене — «пейзажная» работа «Нежных баб», четырехметровая видеопроекция, завораживающая контрастом между «советскими» коврами и белым снегом, вызывающая щемящие воспоминания из детства.

Художницы обращаются к ковру как к феномену советской и постсоветской бытовой культуры. Какими символами сейчас наделен предмет, который раньше свидетельствовал о достатке и благополучии владельца? Для чего нужен ковер — для красоты и тепла или для того, чтобы спрятать недостатки? Повторяя в кадре простые бытовые действия, участницы перформанса создают новые ритуалы, обращающиеся к коллективной и личной памяти.

Первый референс к этой работе — мем, в котором сравнивают выхлапывание ковров во дворе хрущевки с «Избиением младенцев» нидерландского художника Питера Брейгеля. Второй референс — сюжет из калининградской жизни. На улице Куйбышева напротив хрущевки построили новое элитное жилье, отделенное забором с магнитной калиткой. Между двумя домами с жителями разного достатка образовалась тропинка. Там все время было грязно, и жители хрущевки решили эту проблему своими силами — выстелили тропинку коврами, которые уже не используют — получилось 200 метров ковров.

Художницы предложили в этом видео ситуацию с «избиением ковров». На выставке показана одна часть трехканальной работы — это пейзажная сцена. Две другие связаны с личной историей Евгении Лаптевой и ковром в доме ее бабушки, который она снимает со стены и скатывает после 45 лет «экспонирования» на стене.
Объект «Забайкальские дыры»
Дальневосточные разлучницы, 2022
Протягивая ниточку от Владивостока до Перми, «Разлучницы» пригласили в свой состав художников из Иркутска и Тюмени. (Например, открытие выставки началось с перформанса Никиты Жданова, который ехал из Тюмени в Пермь автостопом и общался с разными людьми).

Это работа Насти Моляры из Иркутска, построенная на воспоминаниях ее родителей. Настя родилась в Забайкалье, в детстве ее увезли в Иркутск — художница говорит, что у нее в сердце осталась «забайкальская дыра». Простыня напоминает о папе, который в детстве, собираясь на урок труда, достал из бабушкиного шкафа вместо куска ткани простыню, отрезал кусок и радостный вернулся домой с вышивкой-поделкой. Халат — это история мамы, которая взяла бабушкин халат и вырезала оттуда цветочки, потому что они очень красивые. Настя совмещает вышивку на простыне и цветы из халата в центральном объекте, перемешивая воспоминания ее родителей. Работа была придумана в Перми во время подготовки к выставке.
Пространство арт-группы «Дальневосточные разлучницы»
Инсталляция из ткани
«Каганат любви, господствующий над царством тоски и гнева»
Дальневосточные разлучницы, 2022

Ткань с бубенчиками — символ «Дальневосточных разлучниц», придуманный художницей Миланой Пестеревой. В доме художников в поселке Горноводное ее используют как шторы и снимают для перформансов. Если вы где-то увидите ткань с бубенчиками, узнаете, что художники рядом. Новая ткань была специально расшита для выставки художницами и пермскими друзьями «Разлучниц».


Керамические кольца «Комната Маши»
Дальневосточные разлучницы, 2022

Кольца диаметром 20−30 см, висящие на уровне глаз, медленно вращаются как мобили — их вылепил художник Сережа. «Разлучницы» подчеркивают, что на их работы можно натянуть любые смыслы. Так в оптике художницы Тани Олгесашвили это обручальные кольца для великой свадьбы «Дальневосточных разлучниц» — события мечты, когда объединятся все самоорганизованные художественные группы. Другие наделяют кольца символом тектонических провалов.


Скатерти «Земли горноводные в преддверии тайги»
Дальневосточные разлучницы, 2019 — 2021

Художники стремятся совместить свою повседневность и художественные практики вместе и называют это «форма жизнь». Связи, костюмы, материалы образуют форму, а все сюжеты состоят из жизни. «Разлучницы» считают, что главное в произведении искусства — это духовное преобразование, которое человек производит с собой сам.

Праздничный стол — важная часть метаэтноса художников и элемент их перформансов. Первую скатерть расшила художница «Разлучниц» Лиза, поверх нее лежит еще одна скатерть, которую расшивали вместе с гостями выставки «Весна блаженная» в ГЦСИ «Заря» во Владивостоке. На столе — остатки раздаренной коллекции глиняной посуды, необходимой, чтобы объединяться в коллективном тосте «кагада!» (этот тост — аналог непереводимого «лехаим», слово придумано по фамилии одного из основателей группы Александра Каганского).

На столе художницы оставили материалы для вышивки — нитки мулине, иголки, ткань, бисер и свои схемы для вышивки. Здесь вы можете создать свою вышивку, надпись или узор по схемам художниц или по своим.



Если выйти из полога звенящей ткани со стороны стола, можно найти тумбу с подсветкой, в которой установлены объекты из керамики и бисера. Керамические объекты — ордена «Верхние тавричанцы» и «Помни свой субметаэтнос», «Около кинотеатра „Океан“, спиной к морю / таежные заросли» — создал Николай Козловский. «Ветерки» — обереги из бисера — сплели «Разлучницы».
Театр раёк «Лес на месте уссурийского дома»
Дальневосточные разлучницы, 2022
В панно райка вмонтированы три ленты с историями: первую заполнял «звездный состав» «Дальневосточных разлучниц», вторую — основной, третью — «Нежные бабы». Однако в итоге создании историй приняли участие и сотрудники музея, и дети, и гости. В этом состоит философия «Дальневосточных разлучниц» — «перемешаться и стать одним грандиозным чудом».

ЧТО ТАКОЕ РАЁК?
Это маленький передвижной уличный театр, который был популярен в России до появления кино и интернет-медиа. Раёк выглядел как ящик с увеличительными стеклами, внутри которого сменялись картинки, собранные раёшником в историю. Параллельно раёшник рассказывал сказки, детективные истории, новости, поучительные притчи, сопровождая рассказ пением.
Видеоперформанс «Сонная артерия»
Нежные бабы. При участии Нины Михеевой и Влада Шутова, 2022
ШЕСТЬ НЕБОЛЬШИХ ЭКРАНОВ • ДЕВУШКИ, ВРАЩАЮЩИЕ БУСЫ
В первой версии перформанса художницы использовали на плечах янтарные бусы. Затем заменили янтарь тяжелыми камнями, чтобы подчеркнуть его символическую тяжесть. Эти бусы — не только ярмо, но и связь с землей — можно ли ее порвать?

Янтарь в Калининграде присутствует везде. Мало кто задумывается над тем, какие эпизоды истории скрывается за этим явлением. В бурятской деревне художницы встретили семейство старообрядцев («семейских»), предки которых были вывезены в Забайкалье после раздела Речи Посполитой в XVIII веке. Янтарь — это самое дорогое, что они смогли увезти с собой. Драгоценный камень стал признаком чужеродности, непокорности и инакомыслия. Часть видео снята в поселке Янтарный, где в 1945-м году был массовый расстрел евреев у шахты «Анна». Здесь же в 1947-м был создан первый в Калининградской области женский трудовой лагерь.


БОЛЬШОЙ ЭКРАН • ДОБЫЧА ЯНТАРЯ
На большом экране транслируется видео добычи янтаря. После шторма добытчики выходят в море, ныряют и ловят янтарь. Это запрещено, несколько человек за сезон уносит море. Художницы предлагают представить, что каждая из этих женщин с каменными бусами переживает за того, кто вошел в море и может погибнуть.
Видеоперформанс «Уроки дыхания»
Нежные бабы, 2021
Слева от вас на стене — большая проекция видеоперформанса «Нежных баб». Напротив нее — инсталляция из нескольких десятков сгоревших спичек, которые были подготовлены специально к выставке в музее. На стене — графические работы, созданные с помощью дыма и копоти.
­­

Уроки дыхания — это уроки, которые лучше не делать и не повторять. Пламя легкой спички может показать, достаточно ли кислорода, есть ли воздух для горения. Что делать, чтобы спасти этот огонь? Работа посвящена попыткам сохранить свет и горячее дыхание пламени. Героиня спектакля старается успеть поделиться с ним своим воздухом, но раз за разом попытка заканчивается кашлем, а количество спичек тает в коробке, как дым между соснами. Эту работу художники посвящают всем, кто старается сохранить тепло и огонь, кто изо всех сил старается жить, чтобы не погасли собственные спички. Перфоманс был записан в сосновом лесу, который также называют «Спички».

Один из важных референсов работы — сказка Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками».
Инсталляция «Один стул, много стульев»
Нежные бабы, 2019
Подойдите к инсталляции с песком, не нарушая границу. Это одна из самых сложных инсталляций — практика размещения настоящей почвы в музейном пространстве применялась в мировой практике буквально несколько раз. В инсталляции использован не рассыпчатый песок балтийских дюн, а пермский песок, более глинистый и тяжелый. Старинные стулья мы одолжили у друзей музея. Обратите внимание на фотографии на стене — исторические документы перемежаются с документацией перформанса.

СОЗДАНИЕ РАБОТЫ
На литовской стороне Куршской косы художницы посетили старое кладбище с деревянными надгробиями, похожими на резные спинки стульев («крикшты»). По легенде спинка стула помогает душе умершего встать. Истребление лесов на Куршской косе в начале XVIII-го века вызвало песчаные бедствия. Дюны размером с пятиэтажные дома начали двигаться в сторону Куршского залива, погребая под собой целые деревни, аналогично тому, как повороты русла рек в XX-м веке затапливали деревни и города. Местные жители делали свои дома разборными, чтобы их было легче переносить с места на место, пока не придумали барьеры для дюн из хвороста.

Художницы общались с жительницами Куршской косы, которые попали туда в послевоенные годы — в основном, из Псковской и Астраханской области. Когда они плыли на баркасе из Литвы, женщина увидела огромные белые холмы, на которых колосятся хлеба. Но это был голый песок, обещающий такой же голод, как места, откуда они уехали. После войны на Куршской косе переселенцы-мужчины ловили рыбу, а женщины сажали лес, который сейчас сдерживает дюны. Другой непростой способ их удержать — плести огромные ограды из хвороста и сажать в них растения.
Видеоперформанс «Сосновая вешалка»
Нежные бабы, 2018
Персонаж перформанса искал идеальное время и идеальный пейзаж, чтобы повесить себя на вешалку. Ситуация, комичная и трагичная одновременно, заканчивается неудачно — проваливается на ура. Вешалка — метафора не только «подвешенного состояния», ожидания чего-то, но и одиночества.

В швейных ателье мастер гравировал на вешалках город, где они были сделаны. Это такой привет из неизвестных городов и поселков, которые стоят на почтовой дороге, где никто не задерживается надолго, и сами жители находятся в ожидании чего-то.

На время пандемии Калининградская область оказалась оторванной от мира из-за закрытых границ. Соседи — Литва и Польша, перестали принимать гостей, жители области ненадолго остались сами с собой. Затем ситуация предложила еще одно новое чувство — из-за количества внутренних туристов у местных жителей начало формироваться чувство принадлежности.
Интерактивный звуковой объект «Сад шума»
Дальневосточные разлучницы, 2022
Подойдите к инсталляции с переплетенными лианами и проводами на стене. Среди проводов вы обнаружите звуковые резисторы двух видов — с помощью одних можно усиливать или уменьшать звучание инсталляции, с помощью других — выбирать частоту звукового сигнала

Объект Лаборатории симультанного перформанса Георгия Елаева и Константина Рослякова. Художники из Тюмени путешествовали по Пермскому краю и воплотили в объекте свои мысли по поводу его ландшафтов и пейзажей. Художники создали растение, напоминающее куст. Каждая часть куста издает звук, вместе они складываются в музыку. Звуковые элементы работы реагируют на изменения света и движение.

Объект «Сад шума» стал частью перформанса, показанного художниками в первые дни выставки. Перед началом перформанса художники и гости разделились на четыре потока — голос, звук, движение и изображение. Импровизационная сессия длилась около 60 минут, в течение которых каждый участник оставался в своем потоке, постепенно переходя в режим исполнения концерта — основной творческой формы «Дальневосточных разлучниц».

В композиции «Сад шума» можно увидеть материалы с выставки Петра Стабровского «Невидимый свет» и с выставки Елены Слобцевой «Культура материалов». Кстати, куратором выставки «Культура материалов» также стала Алиса Савицкая.
Видео
Видео группы «Нежные бабы» — это цельные перформансы, которые можно воспринимать как раздел киноискусства (часть из них участвует в кинофестивалях). Они были сняты в Калининградской области: на Куршской косе, на берегу Балтийского моря, в Калининграде. В музее они располагаются на стенах и экранах. К видео прилагаются фотографии, документация перформансов и историческая хроника.

Видео группы «Дальневосточные разлучницы» создано как документальное с элементами finding object («найденного объекта»). Это хроники жизни резиденции художников в поселке Горноводное Приморского края, записанные на кассету, купленную на блошином рынке (сквозь видео художников проступает видео чьей-то свадьбы). В музее это видео располагается на воздушной ткани с бубенчиками.
Инсталляции 
Специально для выставки «Нежные бабы» создали инсталляции-реплики к видеоперформансам. Одна из самых сложных для исполнения — «Один стул и много стульев», для которой понадобилась почти тонна песка и антикварные стулья из реставрационной мастерской. Такой формат объекта в музее используется впервые. Еще одна инсталляция относится к «Урокам дыхания» — для нее во время подготовки к выставке пришлось сжечь почти сто спичек.
Объекты  
Большинство рукотворных объектов принадлежит «Дальневосточным разлучницам». Они создали среду творческой резиденции, расположив в экспозиции стол с расшитой скатертью, керамической посудой, глиняные кольца, «ветерки» из бисера, связанные из шерсти вещи, искусственные цветы, объединили два этажа выставки воздушными полотнами ткани, на которую пришили бубенчики. «Дальневосточные разлучницы» организуют пространство перформанса, и когда они уехали, оставили «как бы забытыми» стол с посудой, принадлежности для вышивки, пианино — приглашая гостей продолжать перформанс без них.
Интерактивные объекты  
В современном музее граница между художниками и зрителями стирается. Зритель становится производителем смысла. На выставке «Она была красива как русский пейзаж» гости могут создать свой саунд-перформанс в инсталляции «Сад шума», оставить символ или целую картину в виде вышивки на огромной скатерти, сыграть на фортепиано, запустить театр раёк или просто погрузиться в собственные размышления, сосредоточиться и подумать.