На выставке вы первым делом встретите две работы — визитки. Это книга «Дальневосточных разлучниц» «Век воли», рассказывающая про их художественную стратегию, и видео «Транссибирский ковчег», снятое «Нежными бабами» в экспрессе Москва — Владивосток. Эти работы связывают прошлое и настоящее и разные художественные практики, которые встретились на выставке.
Проект куратора Алисы Савицкой в PERMM прочертил линию на карте между двумя крупными городами на противоположных границах России — Калининград и Владивосток. В этих городах есть художественные группы с женскими «именами» — «Нежные бабы» и «Дальневосточные разлучницы». Выставка представляет собой тотальную инсталляцию, состоящую из видео и множества объектов. Выставка работала в PERMM до 22 мая, и мы предлагаем побывать на ней онлайн — рассказываем о том, какие смыслы заключены в произведениях и как их можно интерпретировать.
как смотреть выставку
Она была красива
как русский пейзаж
Развернитесь спиной к видеопроекции и найдите другие «домашние» объекты — простынь и халат. Между «коврами» и простыней образуется диалог о детских воспоминаниях.
Эта работа Насти Моляры из Иркутска, построенная на воспоминаниях ее родителей. Простыня напоминает о папе, который в детстве, собираясь на урок труда, достал из бабушкиного шкафа простыню, чтобы сделать вышивку. Халат — это история мамы, которая взяла бабушкин халат и вырезала оттуда цветочки. Художница совместила вышивку на простыне и цветы из халата в центральном объекте, перемешав воспоминания родителей.
Дальневосточные разлучницы, 2022
Недалеко от вас у тканевых стен стоит прямоугольная конструкция из дерева — раёк художников с тремя лентами историй. Вы можете привести ленты в движение, покрутив рычаги. Можно изучать картинки-истории слева направо, наискосок или змейкой.
Дальневосточные разлучницы, 2022
ТЕАТР Раёк
Лес на месте уссурийского дома
Подойдите к инсталляции с переплетенными лианами и проводами на стене.
Художники из Тюмени путешествовали по Пермскому краю и воплотили в объекте свои мысли по поводу его ландшафтов и пейзажей. Художники создали растение, напоминающее куст. Каждая часть куста издает звук, вместе они складываются в музыку. Звуковые элементы работы реагируют на изменения света и движение. Здесь вы можете создать свой звуковой перформанс.
Дальневосточные разлучницы, 2022
Интерактивный звуковой объект Сад шума
Пройдите внутрь уже знакомых вам прозрачных стен с бубенчиками
Здесь вы найдете фортепиано, которое пригодилось для звукового перформанса, проведенного после открытия выставки художниками из Владивостока, Калининграда, Перми, Тюмени и Иркутска. На нем стоит детский портрет художницы из группы «ДВР» Софы. Вы можете сыграть свое любимое произведение на клавишах прямо в центре зала.
На ткань с бубенчиками проецируется видео «Дальневосточных разлучниц» — это хроники жизни в поселке Горноводное Приморского края — резиденции художников, вокруг которой выстраивается философия и художественная практика группы.
В видео можно встретить все, что вы уже видели на выставке — свадьбу, танцы, ангелов с картин, платок на яблоне, а главное — бесконечную ежедневную радость. Хроники были сняты на камеру VHS. Одна из художниц купила кассету в Нижнем Новгороде — на ней оказалась записана частная свадьба 2000-х годов. Вся хроника в течение года была записана поверх свадьбы, и иногда она проступает.
Дальневосточные разлучницы, 2022
инсталляция
Каганат любви, господствующий над царством тоски и гнева
Пройдите влево от платка к живописным работам Николая Козловского
Художник «Дальневосточных» Коля нарисовал эти работы специально для выставки. Например, «Заповедные сады» — это сон о глиняных кольцах, которые висят на 1-м этаже: «Мне приснился Сережин сон, что в какой-то космической темноте возникают большие и маленькие разноцветные радужные кольца».
Дальневосточные разлучницы, 2022
Картины
Заповедные сады,
Уссурийцы-ангелы, Тигр
Далее вы увидите пространство «ДВР» — подойдите к бетонному постаменту.
Платок, напоминающий морскую пену или прозрачного осьминога на берегу, связала художница Милана Пестерева. Бетон залил участник «ДВР» Вадим. Это референс платка из резиденции в Горноводном. Первый платок был сделан из ткани с бубенчиками, он был эффектно порван на бахрому, висел на яблоне все лето, а по ночам им звенели мотыльки. Художницы часто дарят созданные своими руками вещи. Платок в бетоне — это вещь, вырванная из контекста, а также ироничный подарок, который нельзя передарить.
Дальневосточные разлучницы, 2022
Шерстяной платок в бетоне
Уссурийская обитель
Пройдите влево вглубь этажа
Перед вами объект из деревянных вешалок-«плечиков». Их «достали» из видеопроекции, которую можно увидеть рядом. Персонаж перформанса искал идеальное время и идеальный пейзаж, чтобы повесить себя на вешалку. Ситуация, комичная и трагичная одновременно, заканчивается неудачно — проваливается на ура. Вешалка — метафора не только «подвешенного состояния», ожидания чего-то, но и одиночества.
Видеоперформанс
Сосновая вешалка
Подойдите к инсталляции с песком, не нарушая границу.
Это одна из самых сложных инсталляций выставки, Практика размещения настоящей почвы в музейном пространстве применялась в мировой практике буквально несколько раз. Эта работа — реплика временного монумента, созданного художницами на Куршской косе в память о жертвах песчаных катастроф. «Стулья, кричащие, с человеческим лицом, зарытые в песок дюны по спинку, как деревянные надгробия местных жителей Куршской косы».
Инсталляция
Один стул, много стульев
Поднимитесь на 2 этаж. Слева от вас на стене — большая проекция видеоперформанса.
«Уроки дыхания» состоят из трех частей — видеоперформанса, инсталляции из нескольких десятков сгоревших спичек и графических работ, созданных с помощью дыма и копоти. Работа посвящена попыткам сохранить свет и горячее дыхание пламени. Эту работу художники посвящают всем, кто старается сохранить тепло и огонь, кто изо всех сил старается жить, чтобы не погасли собственные спички.
Видеоперформанс
Уроки дыхания
Вернитесь назад — рядом со стендом керамики стена с шестью экранами
Перед вами стена с шестью экранами, транслирующими видеоперформанс «Нежных баб», в ходе которого девушки переворачивают на плечах невероятно тяжелые каменные бусы. Послушайте музыку, которая распространяется на весь этаж, — это народная песня балтийских старообрядцев, высланных на Байкал во время раздела Речи Посполитой. Посмотрите видео с каждой девушкой по отдельности, а затем обратите внимание на проекцию моря на стене.
Видеоперформанс
Сонная артерия
Обернитесь и пройдите сквозь «стены»
из полупрозрачной белой ткани, расшитой бубенчиками.
Вы вошли в пространство «Дальневосточных разлучниц» — обратите внимание на занавески, глиняные кольца и гостеприимный стол с расшитыми бисером скатертями, цветами и глиняной посудой. Все это является частью метаэтноса группы «ДВР» и носит удивительные названия. Вы можете сесть за стол, отдохнуть и создать свою вышивку прямо на скатерти — художницы оставили нити мулине, бисер и даже свои схемы вышивки.
Дальневосточные разлучницы, 2022
инсталляция
Каганат любви, господствующий над царством тоски и гнева
На главной стене — «пейзажная» работа «Нежных баб», четырехметровая видеопроекция, завораживающая контрастом между «советскими» коврами и белым снегом, вызывающая щемящие воспоминания из детства. Художницы обращаются к ковру как к феномену советской и постсоветской бытовой культуры.
Видеоперформанс
Женщины, выбивающие ковры
За книгой «Век воли» — видеопроекция документального фильма-перформанса из Транссибирского экспресса
Художница Александра Артамонова проходит насквозь все вагоны поезда, следующего от Москвы до Владивостока. Работа-размышление о миграционных процессах, переосмыслении времени, о дистанции и движениях.
Видеоперформанс Транссибирский ковчег
Вы видите паспарту с 10 листами книги, которые можно читать с обеих сторон и в любой последовательности. Текст книги написан от руки и проиллюстрирован коллажами участников группы «Дальневосточные разлучницы». Страницы убираются в обитый фиолетовым бархатом кейс с бисерной вышивкой.
Дальневосточные разлучницы, 2021