Это проекты, реализованные в области deep media studies. «Глубокие» медиа исследуют воздействие физических составляющих земли, воды и атмосферы (геохимия, электробиология, магнитные поля и т. д.). Deep media art работает не только как «оптическое» устройство, которое передаёт текучие свойства материи, но и как тип экологического мышления. Примером такого подхода являются скульптуры Марии Купцовой. В проекте «Arbor» она использует технологии 3D-печати органикой и древесными отходами. Таким образом, вырванная из биосферы древесина вновь оживает в гибридной структуре, соединяющей «логику» жизни дерева с цифровыми технологиями, которые обычно воспринимаются нами как «антиприродные».
На выставке представлены и технологические проекты, которые исследуют, скажем так, экологические типы мышления.
Мария Купцова. «Arbor», 2022-2024 гг. Регенеративная система, элементы которой включают в себя биологические и технологические формы. Био-цифровое программирование, 3d-печать органическими материалами. Поддержка в разработке проекта: Артем Коневских, Корбиниан Энзингер, Риккардо Мангили. Консультации: Клаудия Паскеро, Лаборатория синтетических ландшафтов, UIBK. Фото: Мария Купцова.
В другом своем проекте «Petra» Купцова (совместно с Мариной Музыка) «выращивает» скульптуру путем электролиза воды из Невы и Финского залива. Форма и структура этой скульптуры воспроизводит данные о количестве и составе загрязняющих веществ, присутствующих в водной среде (морская соль, кальций, фосфаты, сульфаты). И снова мы сталкиваемся с двойственностью в работе с понятиями «открытого» и «проницаемого» тела. С одной стороны, перед нами — скульптура, произведение искусства, созданное во взаимодействии с окружающей средой. А с другой — объект, который идентифицирует экологические условия конкретного места. Вообще на нашей выставке есть несколько проектов с использованием органики и биотехнологий. Один из них — работа Елены Никоноле и Люси Оджомоко «Quorum Sensing». Этот проект напоминает стартап и исследует возможность изменения микробиома кожи для раннего обнаружения заболеваний. Художники разработали DIY-методы внедрения модифицированных бактерий, которые производят запахи цветов в качестве индикаторов заболеваний. Авторы рассматривают микробиом кожи как интерфейс, где сигналы о проблемах в организме трансформируются в чувственный опыт. На мой взгляд, этот проект является модельным с точки зрения идей «открытого тела». Запах цветов обычно вызывает положительные эмоции и не воспринимается как признак болезни. И это позволяет авторам кодировать его как симптом.
София Романова. «Архитектура и микроорганизмы», 2023−2024 гг. Медиаскульптура, реконструирующая «жизнь» города как биологической системы. Благодарности: к.б.н. И. Маркелов (научный руководитель). Консультанты: Ю. Филатова (архитектура), А. Бурнусуз (микробиология), Н. Схулухия (оптика). Лабораторные работы: В. Призова, М. Мощенская. При поддержке Центра Art&Science Университета ИТМО, СПб.
София Романова тоже работает с биотехнологиями. Только на метафорическом уровне. В своем проекте «Архитектура и микроорганизмы» художница основывается на представлении Ле Корбюзье об идеальном городе. В свое время этот архитектор предложил новые принципы устройства и функционирования городов как живых организмов. Эти идеи оказали сильное влияние на советскую панельную застройку. В своей работе Романова предлагает микроорганизмам жить и развиваться по принципам Ле Корбюзье. Она высеяла колонию бактерий на пластине по форме, повторяющей планировку микрорайона Малой Охты в Санкт-Петербурге, и поместила эту пластину в зеркальный куб. Бактерии растут и размножаются, следуя своей природе и одновременно изменяют культурный ландшафт, созданный для них человеком. А посетители выставки могут наблюдать за трансформацией границ между природой и культурой.