— Илья Кабаков о Соболеве
Продолжаем говорить о важных именах в современном искусстве лекцией о российском художнике Юрии Соболеве, который одним из первых в Советском Союзе применил модульную сетку для проектирования журнала. На лекции искусствовед и независимый куратор Анна Романова расскажет о широком круге творческих интересов художника и том, как модуль стал основой его творческого метода.
«Когда я в первый раз столкнулся с мнением Юры и с его искусством — это было прямо противоположно всему, что делается в московском художественном, этаком спонтанном, полном огня, дыма, неясных выкриков, мире. У него все чрезвычайно четко, жестко и имело хорошо проверенные, как бы обведенные края. Начиная с изображения, которое не размывалось и не плавало, растворяясь в фоне, а всегда было как бы твердо закреплено…».
Сделав новаторство жизненной стратегией, Соболев намного опередил свое время, хотя для широкой публики его имя неразрывно связано с работой в области научно-популярной иллюстрации 1960–1970-х-годов. В качестве главного художника журнала «Знание — сила» (1967–1983) Соболев одним из первых в Советском Союзе применил модульную сетку для проектирования журнала. Новый способ конструирования оказался не только удобен для макетирования — очень скоро модуль стал основой творческого метода художника.
В работах Соболева 1970-х годов можно видеть формирование совершенно новой визуальности, в которой нашли отражение эстетические и философские концепции времени, предвосхищающие эксперименты постмодерна.
Российский художник. Окончил Московский полиграфический институт. Работал в Главиздате Министерства культуры СССР (1955–1959), главным художником издательства «Знание» (1960–1964), художественным редактором журнала «Декоративное искусство СССР» (1965). В 1967–1980 годах работал главным художником журнала «Знание — сила», куда привлек к сотрудничеству Владимира Янкилевского, Илью Кабакова, Эрнста Неизвестного, Юло Соостера, Анатолия Брусиловского и других выдающихся художников.
Сотрудничал с Андреем Хржановским, выступив художником-постановщиком анимационных фильмов «Стеклянная гармоника» (Союзмультфильм, 1968) (совместно с Ю. Соостером) и «Бабочка» (Союзмультфильм, 1972) (совместно с Г. Аркадьевым).
Последние годы жил в городе Пушкин, где совместно с режиссером Михаилом Хусидом создал Международную Мастерскую синтеза и анимации «Интерстудио», работа которой стала очень заметным событием на российской художественной сцене.