От Запада к Востоку: модульный метод в творчестве Юрия Соболева

лекция Анны Романовой

Анна Романова
искусствовед, куратор исследовательского проекта Sobolevаrchive, посвященного творчеству Юрия Соболева и неофициальному искусству 1960–1980-х годов
вход бесплатный при регистрации
21 февраля (ср), 19:00 – 20:30
стоимость
дата
16+
кол-во участников
20 гостей
Юрий Соболев, «Воздух», бумага, цветная тушь, перо, цветная гуашь, кисть, из коллекции семьи художника
Юрий Соболев, «Воздух», бумага, цветная тушь, перо, цветная гуашь, кисть, из коллекции семьи художника
— Илья Кабаков о Соболеве
,,

Продолжаем говорить о важных именах в современном искусстве лекцией о российском художнике Юрии Соболеве, который одним из первых в Советском Союзе применил модульную сетку для проектирования журнала. На лекции искусствовед и независимый куратор Анна Романова расскажет о широком круге творческих интересов художника и том, как модуль стал основой его творческого метода.

«Когда я в первый раз столкнулся с мнением Юры и с его искусством — это было прямо противоположно всему, что делается в московском художественном, этаком спонтанном, полном огня, дыма, неясных выкриков, мире. У него все чрезвычайно четко, жестко и имело хорошо проверенные, как бы обведенные края. Начиная с изображения, которое не размывалось и не плавало, растворяясь в фоне, а всегда было как бы твердо закреплено…».

Сделав новаторство жизненной стратегией, Соболев намного опередил свое время, хотя для широкой публики его имя неразрывно связано с работой в области научно-популярной иллюстрации 1960–1970-х-годов. В качестве главного художника журнала «Знание — сила» (1967–1983) Соболев одним из первых в Советском Союзе применил модульную сетку для проектирования журнала. Новый способ конструирования оказался не только удобен для макетирования — очень скоро модуль стал основой творческого метода художника.

В работах Соболева 1970-х годов можно видеть формирование совершенно новой визуальности, в которой нашли отражение эстетические и философские концепции времени, предвосхищающие эксперименты постмодерна.

Юрий Нолев-Соболев
Российский художник. Окончил Московский полиграфический институт. Работал в Главиздате Министерства культуры СССР (1955–1959), главным художником издательства «Знание» (1960–1964), художественным редактором журнала «Декоративное искусство СССР» (1965). В 1967–1980 годах работал главным художником журнала «Знание — сила», куда привлек к сотрудничеству Владимира Янкилевского, Илью Кабакова, Эрнста Неизвестного, Юло Соостера, Анатолия Брусиловского и других выдающихся художников.

Сотрудничал с Андреем Хржановским, выступив художником-постановщиком анимационных фильмов «Стеклянная гармоника» (Союзмультфильм, 1968) (совместно с Ю. Соостером) и «Бабочка» (Союзмультфильм, 1972) (совместно с Г. Аркадьевым).
Последние годы жил в городе Пушкин, где совместно с режиссером Михаилом Хусидом создал Международную Мастерскую синтеза и анимации «Интерстудио», работа которой стала очень заметным событием на российской художественной сцене.