Программа к выставке «Дикое счастье. По обе стороны Уральских гор»

мастерские по созданию органических скульптур из глины, льняной ваты и веток

по средам и пятницам
19:00 – 21:00

Татьяна Менжега
сертифицированный арт-педагог,
гид музея PERMM
Стоимость: 500 р. (при оплате программы вход в музей бесплатный, доступна онлайн-оплата Пушкинской картой), 18+

К финальному месяцу показа выставки «Дикое счастье» мы разработали большую программу арт-релаксации, вдохновленную работами художников, работавших в России с разницей в век, — проектом «Гора-Яма» дуэта ХО ГУЙ, представленного на выставке, и «корневыми» скульптурами представителя русского авангарда Михаила Матюшина, который понимал искусство как продолжение творчества природы.

Ответвление

Соединяя различные природные элементы — специальную глину, веточки и льняную вату, — участники создадут органические скульптуры реальных и вымышленных уральских персонажей, так похожих на тех, что ХО ГУЙ поместили в глубине своей пирамиды-горы. Взаимодействие с природными материалами напомнит участникам о той загадке, тайне, которой всегда окутывалось проникновение человека вглубь земной коры, его прямой контакт с могущественными стихиями.

Впервые в музее мы создаем органические скульптуры в авторской технике уральских художников ХО Гуй, близкой по своему способу лепки к ласточкиным гнездам. Используя органические материалы — природную глину, соединенную с льняной ватой, ветки, коряги, паклю, сено — художники создают персонажей, в которых знакомые образы соединяются с фантастическими элементами — животные приобретают антропоморфные черты, а люди, наоборот, превращаются в героев фольклора. Приглашаем познакомиться с работой уральских и попробовать создать своего персонажа.

ХО Гуй

«В Нижнем Тагиле есть горнозаводская присказка «Была гора высокая, стала яма глубокая». Наша история крутится вокруг карьера, про который тагильчане часто говорят этой присказкой. Нам кажется, она довольно универсальная для любого места выработок. Наверняка, в Пермском крае есть бывшие шахтерские городки, которые после выработки шахт оказались в запустении. В Нижнем Тагиле этот карьер нас очень завораживает. Мы всегда туда ездим, оно по-своему красиво своей истерзанной красотой. На видео к инсталляции демонстрируется это шламохранилище, никому не нужное место. На месте карьера образовалось озеро. И мы видим, как природа со временем его ласкает, украшает, залечивает. Если представить карьер как шрам в земле, то постепенно он сам себя излечивает — наполняет водой и растениями.

Перед открытием выставки, несколько месяцев назад, мы приехали в Пермь, чтобы напитаться местными местным колоритом. Одно из самых ярких впечатлений — пермская деревянная скульптура. До этого мы видели ее только на фотографиях. Один из персонажей нашей инсталляции «Гора-Яма» — шахтер, он сидит в позе Христа в темнице. Это классическая поза задумчивости, принятия важного решения. В раскопанной пустой горной шахте шахтер думает, что копать больше нечего и как сейчас жить дальше.

На востоке очень интересно понятие «пустоты». Наш проект — это попытка отстраниться от пустоты, как от ямы, и посмотреть на карьер как на такую, что ли, чашечку. На самом верху нашей инсталляции вы увидите макет чаши, сделанный по геоснимкам карьера. Наша работа описывает как сначала была гора, потом гора опустела. И на ее месте родился свой фольклор, своя культура заводская.»