Присущий работам художника монументализм, визуально роднит их с искусством мастеров прошлого. Залы украшают такие же монументальные произведения, но теперь «современные фрески, которые можно свернуть в рулон» вызывают не благоговение. У муралов Врубеля появились новые образы, знакомые зрителям. Выставка проходила в первый год работы музея и стала резонансным событием для культурной жизни города. Особенно внимание гостей было приковано к работам «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» и «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Маргинальные образы удостоились своих «фресок», что не могло не вызвать самые разные эмоции.
Выставка «Евангельский проект» вошла в лонг-лист премии Кандинского в номинации «Проект года». В 2017-м году выставка была воссоздана с помощью технологии VR.
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
14 августа в Берлине в возрасте 62 лет из жизни ушел Дмитрий Врубель. В память о художнике вспоминаем «Евангельский проект» — крупнейшую персональную выставку Дмитрия Врубеля, открывшуюся в музее PERMM 26 февраля 2009 года.
Выставка Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой «Евангельский проект», первые произведения для которого были созданы еще в 1993-м, была представлена в рамках ярмарки «АртМосква 2008», однако полная версия была впервые показана в музее PERMM в здании Речного вокзала в 2009-м. Экспозиция включила более 50 произведений, основанных на современных фотографиях новостных лент интернета, и стала крупнейшей персональной выставкой в карьере художника. Новое значение репортажным изображениям придают цитаты из Евангелия, являющиеся частью работ и актуализирующие текст 2000-летней давности. Авторы характеризуют изображения как «современные фрески, которые можно свернуть в рулон», а жанр проекта как «медийный монументализм».
Дмитрий Врубель родился в Москве в 1960 году, с 2010 года жил в Германии. Автор многих картин на социальную тематику, принимал активное участие в различных социально-политических художественных проектах. Обучался искусству графики в Московском пединституте им. Ленина. В 1993-м стал членом Союза художников Берлина. Основал Галерею Врубеля.
В 1990-м Врубель создал мурал «Братский поцелуй» на восточной стороне Берлинской стены, который стал стал мощным визуальным высказыванием, ознаменовавшим новую постсоветскую эпоху.
В 1995-м Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева создали художественный тандем, который входил в топ-10 списка самых влиятельных российских художников. Дмитрий и Виктория определяли себя как «политические художники», вместе они сделали более 20 проектов, в числе которых календарь «Дневник художника», «12 настроений президента», проект ЦУМ (Центральный универсальный музей), выставки «Портрет эпохи», «2007», «Евангельский проект» и другие.
Реалии, наступившие после окончания советской государственности, Дмитрий Врубель в тандеме с Викторией Тимофеевой отражают в проекте «Евангельский проект». Совместив визуальные тексты средств массовой информации и текстов Евангелия, авторы сблизили источники двух эпох, которые разделяют два тысячелетия. «Вести», которые несут эти далекие и одновременно близкие источники не содержат в себе ничего хорошего и, по словам искусствоведа Бориса Гройса, «прекрасно иллюстрируют эту структуру современной веры» в саму идею новости, в идею новизны.
«Но главная новость, которую Евангелие сообщило миру, и которая породила современные средства массовой информации, — это новость о природе самой новости. А именно: это новость о том, что только плохая новость — хорошая новость. Действительно, Евангелие не сообщает читателю ничего хорошего. Бог умер, его апостолы замучены, общая картина мира не просто печальна, а совершенно ужасна, пред-апокалиптична. Откуда же берется евангельский оптимизм? Очевидно, что он относится не к содержанию новости, а к ней самой, к самому факту того, что она есть новость и что эта новость нова. Евангельская хорошая новость состоит в том, что даже ужасное новое лучше привычного старого — потому что это новое ново».
В течение достаточно долгого времени основным занятием художников являлось иллюстрирование Священного писания. В Новое время искусство захотело стать автономным и начало борьбу с иллюстративностью. Серия иллюстраций Врубеля и Тимофеевой к евангельским текстам служит ярким примером возрождения иллюстративности в современном искусстве. Для иллюстрирования евангельского текста художники использовали визуальный материал, поставляемый международными агентствами для современных средств массовой информации. Решение это было обоснованно тем, что ведь слово «Евангелие» обозначает «благая весть», или, если выражаться более современно, «хорошая новость». В этом смысле Евангелие можно считать прообразом современных медиа. Работы Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой показали структуру современной веры. Иллюстрации, которые они использовали, фиксировали большей частью мрачные, ужасные или, по меньшей мере, безрадостные факты действительности.
фото: Варвара Лозенко, Коммерсантъ
Борис Гройс, арт-критик, куратор, философ искусства