АНДРЕЙ
КРАСУЛИН.
НАЧАЛА

08.02.2023 — 20.05.2023

6+

Продолжая стратегию по работе с коллекциями крупнейших российских галерей, представляем премьеру выставки «Андрей Красулин. Начала», созданную совместно с московским партнером pop/off/art gallery. Андрей Красулин — российский и советский скульптор, художник-минималист, чье творчество сложно отнести к определенному направлению. Проект, реализуемый под кураторством Арсения Сергеева, призван показать основы и структуру художественного языка Красулина от ранних скульптур 60-х до более поздней живописи и графики.

Экспозиция выставки развернулась на трех этажах музея и объединила более 500 работ, которые мыслились автором как эксперименты, пробы и открытия — это чистые, лишенные лукавства репрезентации, размышления художника о темах сущностного порядка. Название выставки — «Андрей Красулин. Начала» — связано со стратегией работы художника, который понимает себя как исследователь, находящийся в поисках первооснов, «первосимволов» художественного высказывания. Это разговор о фундаментальных вещах, на которых строится искусство, наблюдение за абстракцией в момент ее превращения в символ.

Представленные на выставке произведения впоследствии ложились в основу монументальных работ Красулина, которые он создавал в течение всей жизни. Восемь из них станут частью экспозиции и будут показаны в формате видеопроекций — фонтан «Дерево жизни» перед учебным корпусом Института усовершенствования врачей (Москва, 1980), надгробие Высоцкому (Москва, 1981), композиция в стенах здания Фонда Кранаха в Виттенберге (Германия, 1997) и другие.

куратор
Арсений Сергеев
Родился в Свердловске в 1966 году. Руководил Школой современного искусства «АртПолитика» в Екатеринбурге и Перми. Лауреат премии «Инновация 2008», автор многочисленных публикаций, кураторских текстов, а также книги «Художественная культура Урала».
Реализованные с его участием проекты стали достопримечательностью Екатеринбурга, повлияли на многие культурные практики и общую городскую культуру, вошли в путеводители и туристические маршруты, фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга» был внесён в Книгу Рекордов, а проект «Клава» (памятник компьютерной клавиатуре), спродюсированный Сергеевым, стал самым цитируемым арт-проектом Екатеринбурга в мировых СМИ за всю историю города. С музеем PERMM Арсений работает в первую очередь как куратор и автор архитектурных концепций экспозиций — за годы сотрудничества им были реализованы такие проекты, как «Обещание пейзажа», «Транзитная зона», «Николай Касаткин. Двойная перспектива» и многие другие.
художник
Андрей Красулин
Родился в 1934 году в Москве. С 1953 по 1960 год обучался монументальной и декоративной скульптуре в Московском высшем художественно-промышленном училище (ныне МГХПА им. С.Г. Строганова). В советские и постсоветские годы Красулин много работал в содружестве с близкими ему по воззрениям архитекторами, в том числе над государственными заказами: в основном это были барельефы в театральных вестибюлях и публичная скульптура, часто мемориальная, обладавшая нетипичными для того времени абстрактными формами. Красулин начал принимать наиболее активное участие в выставках после распада Советского Союза — его выставки неоднократно проходили в крупнейших музейных институциях России и Европы. Работы Красулина находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, художественных музеях во многих городах России, а также в немецком Музее Людвига.

АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

«Основное намерение Андрея Красулина — предельная ясность и лаконичность. Все его работы — цельные, законченные и мощные и в то же время сделанные ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы выразить идею. Всю свою жизнь он последовательно практикует скупой и строгий метод создания художественных произведений, где простые базовые жесты и формы превращаются в символы, причем символы сакрального свойства. Сияние простоты — именно то, что нам хотелось бы показать в этой выставке».

— Арсений Сергеев, куратор выставки

Архитектурная концепция выставки, разработанная Арсением Сергеевым, — метафора мастерской художника. Особым элементом экспозиции стали стеллажи, полки, станки, рабочие столы — конструкции, необходимые художнику для создания произведения искусства. Тональное и световое решение экспозиции — метафора различных состояний освещенности в мастерской, где всегда что-то прячется в тени, а что-то оказывается в максимально ярком свете. Все это приглашает зрителя стать соучастником художественного процесса и понаблюдать за тем, как мыслит художник.

1 ЭТАЖ. Мышление

Работы первого этажа объединены понятием «Мышление». Здесь головы, сферы и круги — это образы процессов мышления. Параллелепипеды и призмы — анализ мыслительных структур. А ящики, коробки, табуреты — ироническая визуализация прагматики мышления.

2 ЭТАЖ. Существование

Экспозиция второго этажа посвящена
понятию «Существование». Здесь можно наблюдать, как геометрические сущности преобразуются в символы. Вертикали и горизонтали — абстракции, несущие базовое понимание пространства и предмета. При пересечении они дают крест — математический и религиозный первосимвол. Фигура — явный выход креста как знака в объем, обрастание идеи плотью. А инвалид — результат трагического столкновения фигуры с горизонтом, переходная форма тела из существования в небытие.

Работы на третьем этаже связаны с понятием «Рост». Его изображают диагонали — геометрия энергии, из которой образуется и движение пейзажа, и динамика перемещения, падения предметов, и кинематика тела. Ступени — степени развития, стадии подъема, а спирали — формулы органического движения и трансформаций живого. Сетки и конструкции — метафоры органических систем, структур развития и принципов связанности всего, что изменяется и растет. Деревья и трилистники — формы медленных поступательных качественных изменений. Эмбрионы — синхронность, связь и родство всего живого: и растений, и животных, и человека.

3 ЭТАЖ. Рост

Организаторы:
Музей современного искусства PERMM
Галерея pop/off/art (Москва)
При поддержке Министерства культуры Пермского края

Директор: Наиля Аллахвердиева
Куратор: Арсений Сергеев
Ассистент куратора: Алена Герасимчук
Графический дизайн: Антон Шишов, Мария Артамонова (проектное бюро 313)
Менеджмент: Екатерина Шумилова
Монтаж: ООО «ТЛ-проект»
PR: Надежда Чернышева (проектное бюро 313)
Маркетинг: Станислав Павлов, Инна Софина, Яна Утробина
Отдел хранения: Наталья Суркова, Татьяна Архипова
Экскурсионный отдел: Мария Мельничук, Татьяна Менжега, Кристина Завьялова
Техническое обеспечение: Валерий Лебедев
Административная группа: Марина Жукова, Алина Буякова, Елена Воронцова


Галерея pop/off/art (Москва)
владелец галереи: Сергей Попов
партнер галереи: Ольга Попова
директор: Серафима Кострова
менеджмент: Алиса Николаева
PR: Дарья Лазарева
SMM: Полина Тюрюкова
Административная группа: Дмитрий Пошвин, Екатерина Бондарь, Анастасия Корниенко

Над проектом работали