28.10.2023 — 21.04.2023
recycle-инсталляция Дмитрия Булныгина

баньян

6+

Первым проектом в Белом зале Нового PERMM стал «Баньян» — масштабная инсталляция художника Дмитрия Булныгина, поднимающая проблему доступности чистой питьевой воды.

Огромное экзотическое дерево Fícus Benghalénsis (фикус бенгальский), для создания которого потребовалось около 20 000 пластиковых бутылок, заняло всю площадь большого зала. Воздушные корни и ветви из прозрачного пластика поднимаются на 10-метровую высоту — к самому потолку — и вступают в причудливую игру со светом, падающим из расположенных в верхней части окон. В ходе работы проекта инсталляция будет расти — зрители смогут принять участие в достраивании «Баньяна» в авторской технике художника.

«Баньян» — монументальное «шагающее дерево», получившее такое название за особую способность занимать большие территории, выпуская воздушные корни, часть из которых может достигнуть земли, укорениться и превратиться в новые стволы. Инсталляция похожа на баньян, но в действительности объединяет стратегии разных растений: она будет составляться из сегментов-бутылок как бамбук, виться как лиана, нащупывать новые точки опоры выпущенными усами как огурец и как все живое — стремиться к размножению.

— У этой инсталляции нет этапа законченной формы: она может достраивается, пока полностью не захватит все пространство зала, — говорит Дмитрий Булныгин. — Это символ человеческой жизни, которая зависит от воды и неизменно множит многообразие пластика. Он прекрасен — если смотреть на сделанные из него конструкции в контр-ажуре, в чистом выставочном зале. И ужасен в виде мусорных холмов в пригородах Найроби или Мумбаи, на дне моря или в желудке у черепахи.

Мы продолжаем сбор бутылок, чтобы дальше растить «Баньян»

Весь материал для инсталляции был собран жителями Перми. Мы продолжаем сбор, чтобы вместе с гостями музея вырастить «Баньян» в авторской технике художника. Сдать бутылки объемом 1,5 и 2 литра можно в желтые контейнеры у здания Нового PERMM на Крисанова, 4 — они расположены на заднем дворе здания, если вдруг вы не сможете их найти — обратитесь к нашим администраторам, они с радостью вам помогут. После завершения показа инсталляции весь пластик будет сдан на переработку.

1.5 л
2 л
Медиахудожник и режиссер Дмитрий Булныгин, известный также как vj db, родился в 1965 году в Новосибирске, закончил Новосибирский архитектурный институт. В настоящее время живет и работает во Франции.

С видео и мультимедиа работает с 1999 года, с 2001-го выступает как виджей. C 2013 года создает видеоинсталляции с использованием технологии видеомэппинга. С 2016 года работает над серией скульптур.

В 1999 — 2004 годах принимал участие в проектах арт-группы «Синие носы». Был организатором и директором Международного фестиваля сверхкороткого фильма (ESF; 2000 — 2014).
Работы Дмитрия Булныгина хранятся в собраниях ГМИИ им. А.С.Пушкина, Мультимедиа Арт Музея, Музея ART4.RU (Москва), Музея Эрарта (Санкт-Петербург), Новосибирской Картинной Галереи, Центра Помпиду (Париж), Музея Прикладного Искусства (МАК, Вена), Музея современного искусства (КИАСМА, Хельсинки). Пермским зрителям Дмитрий Булныгин уже знаком — в 2017 году в PERMM прошла масштабная ретроспективная выставка художника «Ничто не совершенно» (Nothing is perfect), представившая его мультимедийные работы. Это был не первый визит художника в город — до этого он дважды приезжал в Пермь во времена «культурной революции», его видеоинсталляции проецировались на здание Театра-Театра.
Дмитрий Булныгин

Художник

Создавать объекты из пластиковых бутылок Булныгин начал в 2020-м. Работая в коллективной мастерской во французском лесу Сан-Ассиз, он заметил, как быстро пространство заполняется пустыми пластиковыми бутылками — для питья в мастерской была пригодна только бутилированная вода. Работа с отходами человеческой деятельности всегда была основной стратегией его художественной практики, поэтому бутылки перешли из категории мусора в категорию материала. Вскоре был придуман метод: художник обрезает у бутылки горлышко, нагревает верхнюю часть и вставляет в нее донышко следующей такой же бутылки. В этой технике, повторяющей архитектуру бамбукового стебля, была создана работа «Термитник» (2020).

Авторский метод