10 февраля — 18 апреля 2021

Персональная выставка Александра Бродского «Дар» в музее PERMM

Музей современного искусства PERMM представляет персональную выставку классика нового российского искусства, важнейшего русского художника и архитектора Александра Бродского.

12+
Фрагменты лайтбоксов инсталляции «Окна и фабрики» (2009). Фото: vladey.net
В 2020-м году художник передал в дар музею PERMM впечатляющий набор из 15 лайтбоксов — часть масштабного проекта «Окна и фабрики», дополнивший коллекцию его работ в музее. Сегодня в PERMM хранится более 30 объектов и инсталляций Александра Бродского, все они — участники легендарной выставки «Русское бедное» (2008) и масштабной персональной ретроспективы «Инсталляции» (2010) на Речном вокзале. Выставка «Дар» разместится на трех этажах музея. В экспозиции будут представлены звездные объекты и инсталляции художника — «Окна и фабрики» (2009), «Ночь перед наступлением» (2009), «Дорога» (2010), «Предпоследний день Помпеи» (фрагмент инсталляции «Точки схода», 1997), «Живой уголок» (из проекта «Населенный пункт, 2007) и «Чайный домик» (1991).

12+
От куратора
Наталья Суркова, главный хранитель PERMM, куратор выставки Александра Бродского «Дар» (PERMM, 2021)
«В декабре 2020-го года на портале международной газеты 'TheArtNewspaperRussia' была опубликована статья «Новые поступления: музейные дары и покупки 2020 года». В тексте перечислены самые крупные музеи Москвы и Санкт-Петербурга: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Мультмедиа Арт Музей, Гараж. В формате краткой сводки с полей боевых действий названы экспонаты, пополнившие собрания этих замечательных музеев. И ни одного упоминания о музеях за пределами двух столиц.

Между тем, в собрание музея PERMM поступают шедевры современного искусства, признанные таковыми и профессиональным сообществом, и зрителями. Самое большое достижение в деле формирования коллекции музея за 2020-й год — договоренность с архитектором и художником Александром Бродским о возможности передачи в коллекцию PERMM 15 лайтбоксов из проекта «Окна и фабрики». Дар художника лег в основу идеи создания выставки «Дар». В настоящее время в музее хранится 31 произведение Александра Бродского. Все работы — участники двух легендарных выставок: «Русское бедное» (2008) и «Инсталляции» (2010) — персональной выставки художника на Речном вокзале.

Сотрудники музея PERMM выражают автору свое бесконечное восхищение и благодарность за переданные в дар музею произведения».
На первом этаже разместится проект «Окна и фабрики» — тот самый дар, в честь которого названа вторая персональная выставка Александра Бродского в PERMM.
Окна и фабрики
1 этаж
Проект «Окна и фабрики» представлен тремя макетами заброшенных фабричных корпусов и шестью лайтпанно, сделанными в виде фабричных окон. Объекты «Фабрик» — полуразрушенные корпуса, законсервированные в аквариумах. Фабрики вылеплены из серой необожженной глины, они дымят и мерцают огнями.
Фрагменты инсталляции «Окна и фабрики» (2009). Фабрики: металл, глина необожженная, плексиглас, парогенератор, сборка, электромонтаж.
Фото: Юрий Пальмин
Лайтбоксы серии «Окна» напоминают витрины и окна заброшенных зданий. Они закрашены серой краской, на которой, как на замерзшем стекле, нарисованы пальцем или процарапаны картинки. Эти картинки своего рода символы утраченного языка, утраченной культуры. Объекты создают ощущение готовых в любой момент исчезнуть «развалин», в которых еще теплится жизнь. Свет, проникающий сквозь закрашенные краской лайтбоксы, создает вневременное мерцание, создавая момент присутствия того, что когда-то существовало.
Фрагменты лайтбоксов инсталляции «Окна и фабрики» (2009). Окна: дерево, плексиглас, акрил, электромонтаж. Фото: vladey.net
Ночь перед наступлением
2 этаж
Наиболее масштабная работа художника. Перед нами целый город — военный лагерь, созданный из небольших палаток. Эти палатки похожи на обычные садовые домики (теплицы): каркас, обмотанный полиэтиленом, внутри которого находится источник света — костер из подсвеченных лент. Над искусственным очагом склоняются сидящие фигуры. Эти фигуры, сидящие на корточках подперев щеки, (человечки с огромными носами и почти незаметными щелками глаз) напоминают образы солдат погибших культур. Инсталляция создает тревожную атмосферу, хрупкий баланс, мир на грани жизни и смерти. Эта нестабильная ситуация кажущегося уюта и идиллии должна неизбежно завершится разрушением и возможным истреблением обитателей «палаток». Полиэтиленовые домики — податливые и эфемерные островки покоя — готовы к тому, чтобы исчезнуть.
Инсталляция «Ночь перед наступлением» (2009). Световая инсталляция. Дерево, полиэтилен, вентиляторы, гипс, отливка, сборка, электромонтаж.
Фото: Юрий Пальмин
Дорога
3 этаж
Финальный этаж выставки открывает инсталляция «Дорога» (2010), благодаря которой в 2010-м Бродский стал лауреатом главной российской премии в области современного искусства — премии Кандинского — в номинации «Проект года». «Дорога» была создана специально для персональной выставки «Инсталляции» в музее PERMM в 2010-м.

Пространство инсталляции погружено в полумрак. Мы видим трехэтажные полки с матрасами. Между ними расположены столики, над которыми закреплены окна — лайтбоксы, закрытые развевающейся белой тканью. На столиках стоят стаканы в подстаканниках. В стаканах дребезжат чайные ложки. На полу — пары мужских тапок. Благодаря звуковым и динамическим эффектам создается иллюзия движения. Минимализм обыденных материалов, эмоциональное напряжение и множество смысловых коннотаций, связанных с замкнутым пространством, неприкаян остью пассажира, непредсказуемостью путешествия, создает нестабильный баланс между прошлым и настоящим, коллективным и личным. Используя игру звуков, света и тени, инсталляция погружает зрителя в пограничное состояние тревоги и покоя. Инсталляция как бы осуществляет эмоциональный переход зрителя: будучи отстраненными, находясь «здесь и сейчас» в выставочном пространстве, мы невольно переносимся «по ту сторону», начиная движение в бесконечность.
Инсталляция «Дорога» (2010). Металл, ДСП, дерево, ткань, рэди-мэйд, сборка, электромонтаж. Фото: архив музея PERMM
Предпоследний день Помпеи
3 этаж
Инсталляция «Предпоследний день Помпеи» (фрагмент инсталляции «Точки схода») представляет собой объект, созданный из необожженной глины, истлевший до состояния скелета. Крышу объекта украшают остатки скульптур и облупившихся ваз, готовые упасть вниз. Мы видим образ классицистического дворца, проваливающегося под землю или уходящего под воду как своеобразный идеологический «Титаник». Внутри него все еще играет оркестр — слышны отголоски кино. Обожженное, накренившееся сооружения подсвечено синим светом, звучит песня из фильма «Свинарка и пастух». Это отсылает к недавнему прошлому советской эпохи. Сквозь клетчатые проемы мы видим движение кадров фильма, дворец словно бы оживает и начинает резонировать, но само здание уже состарилось, накренилось, обреченное на неизбежный конец. Клетки каркаса, который, кажется, все еще поддерживает дворец «на плаву» — одна из метафор искусственной закрытости общества, невозможности вырваться за пределы замкнутой жизни дворцового «кинотеатра».
Живой уголок
3 этаж
«Живой уголок» (и его обитатели — животные) является символом расслабления, общения с милыми зверюшками, а в общем смысле, позитивного отношения к жизни. Однако пространство инсталляции привносит диссонанс в ожидание этого расслабления — клетки пусты. Мы видим необитаемые ниши, в которых стоят однотипные контейнеры для еды, и задаемся вопросом: «а были ли зверюшки?». На задней поверхности объекта размещаются изображения фантастических существ, обитающих в этих отсеках, что создает еще большее ощущение эфемерности их присутствия. Инсталляция иронически интерпретирует жизнь человека в современном городском пространстве — запутанного в лестничных клетках и однотипных жилищах, все время отсутствующего, определяемого лишь необходимыми атрибутами обыденных потребностей и местом своего обитания.
Чайный домик
3 этаж
Инсталляция составлена из высушенных чайных пакетиков. На каждый из них нанесен тушью рисунок — профиль с большим носом или клювом (похожий на профиль представителей древних или вымышленных культур). Перед нами своеобразный, уже нечитабельный каталог: каждый профиль сопровождают подписи на неизвестном нам языке. Цвет пожелтевших газет, который приобретают чайные пакетики, создает ощущение безвременности, бесконечного цикла песочных часов, а не отсылает к современности. В инсталляции объекты повседневного быта превращаются в древние сооружения, возможно, несущие сакральный или ритуальный смысл. Внутри экспозиции мы видим зеркало, которое как бы уводит перспективу в бесконечность. В инсталляции непостоянство, хрупкость памяти коррелирует с хрупкостью и исчислимостью материалов, которые сохраняют в себе следы ушедших эпох и воспоминаний.
Инсталляция «Чайный домик» (1991). Металл, стекло, чайные пакеты, маркер, сборка, электромонтаж. Фото: vladey.net
«Бродский стал заниматься чистым современным искусством — инсталляциями на темы архитектуры и жизни, от которых к горлу всегда подкатывал ком, как будто тебе напомнили о чем-то давнем, прекрасном, но безвозвратно ушедшем»,

— Петр Фаворов, искусствовед
О художнике
Александр Бродский — художник и архитектор, в произведениях которого архитектура и искусство постоянно меняются местами. С 1980-х годов Бродский представляет Россию на международных биеннале в Париже, Токио, Венеции, Нью-Йорке, его работы хранятся в коллекциях Русского музея, Tate Modern, MoMA Нью-Йорк и Пермского музея современного искусства.
Бумажный архитектор
1972
В 1972-м году сын заслуженного художника РСФСР Саввы Бродского — Александр — поступил в Московский Архитектурный институт. В конце 1980-х вместе со своим другом, архитектором Ильей Уткиным они основали неформальное течение «бумажной архитектуры» — разновидность концептуализма в архитектуре, воплотившегося в журнальных публикациях, выставках и конкурсах идей. В этом качестве молодые архитекторы в течение десяти лет получали первые и вторые премии многих серьезных международных конкурсах — Jacob K. Javits Convention Center в Нью-Йорке, Central Glass Company Competition и Shinkenchiku Competition в Токио, OISTT Competition в Париже.
слева: архитекторы Илья Уткин и Александр Бродский, справа: проект «Мост в Такоме» (1990 – 1991)
При позднем социализме с продвижением инновационных идей было сложно, поэтому многие проекты талантливых архитекторов того времени не могли быть реализованы. Тем фантастичнее и острее становились проекты на бумаге, отправляемые на международные конкурсы в виде сложных офортов. Работы «бумажных архитекторов» были основаны на архитектурных, литературных и визуальных источниках, от классической мифологии до научной фантастики — они изображают абсурдные идеи и вымышленные городские пейзажи как эклектичные смеси древних мавзолеев, ранних промышленных построек, неоклассических утопий и конструктивистских башен. Некоторые из них представляют современный мегаполис как угнетающий и отчуждающий, отражающий опыт жизни при тоталитарном режиме.
Настоящее время
Офорты «бумажных архитекторов» были показаны в галерее Тейт, в издательстве Princeton Architectural Press переиздали книгу репродукций 1989-го года Brodsky & Utkin. В том же году в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Бумажная архитектура. Конец истории». В 2019-м году в издательстве «Гараж» вышла первая большая публикация о концептуальном направлении — «Бумажная архитектура. Антология» художника Юрия Аввакумова.
Серое вещество ностальгии
1999
В Нью-Йорке Александр Бродский создает первую масштабную инсталляцию из глины «Серое вещество» из 327 деталей. Тогда же ее экспонировали в NY-галерее Рональда Фельдмана. В 2006-м году она стала частью выставки «Россия!» в музее Гуггенхайма в Бильбао и отправилась в собрание государственного Русского музея.

«Из глины можно слепить все что угодно, и это завораживает. Я почти никогда ее не обжигаю, а только высушиваю. Ощущение, что все это сделано из пыли, и в любой момент может опять обратиться в пыль — вот что важно в этих работах. Но, если обращаться с этими предметами бережно, они могут жить вечно. кроме того, необожженная глина — материал, который можно использовать бесконечно. Любую из моих скульптур можно размочить и вылепить из нее чтото другое, и т.д. и т.п. И в этом тоже что-то есть», — Александр Бродский.
инсталляция «Серое вещество» (1999), фото: Антон Успенский
Русская душа из стекла
2002 – 2003
2002-й и 2003-й годы Бродский провел в чистом поле — самые фантастические архитектурные произведения встали на Клязьминском водохранилище. Среди них — 95 Degrees restaurant (2002), Ледяной павильон (2002), Павильон для водочных церемоний (2003), Кафе Облако (2003).

«Все постройки Бродского на Клязьме: ресторан-причал «95 градусов», баня, водочный павильон — удивительно национальны, гомогенны местности, вырастают из контекста. Во всех этих необструганных бревнах, облезлых форточках и ржавеющих поверхностях узнаются окружающий лес и русская провинция с покосившимися избами и завешенными ржавым железом окнами. Хотя архитектор, наверняка, не имел в виду ничего подобного. Просто из воздуха, из земли, в том числе и из окружающего сора, соткалась архитектура.

У Бродского есть такой прием. Он заставляет видеть банальные вещи отстраненно с помощью особого материала. Например, он лепит мусор (кусок трубы, мышеловку, весы) из одинаковой белой глины, так что вещи, как бы погруженные в «метафизический раствор», воспринимаются сквозь толщу времени, отвлеченно, и кажутся прекрасными. Уравнивая все белой краской, Бродский предъявляет нам уже не облезлые форточки, а хрупкую, исчезающую под действием времени материю. То есть нам напомнили о смерти, как делали это в 18 веке архитекторы, специально ради memento mori строившие руины», — Лара Копылова
95 Degrees restaurant, Клязьминское водохранилище (2002), фото: Юрий Пальмин
Русский арсенал в Венеции
2002 – 2003
В 2006-м году Александр Бродский представил Россию на самой известной архитектурной выставке — «Десятой Международной биеннале в Венеции» (Biennale Architecture) на тему «Города. Архитектура и общество» с проектом «Населенный пункт: несколько эпизодов из жизни любимого города, рассказанные архитектором». В одном помещении находился слайд-фильм, состоящий из архитектурных объектов и проектов последнего времени. А все остальное — специально сделанные объекты из разных материалов. Показывая архитектуру на слайдах, а искусство в реальном формате, Бродский следует своему кредо — концептуально менять местами эти направления.
Премия Кандинского
2010
В 2010-м Бродский становится лауреатом главной российской премии в области современного искусства — премии Кандинского — в номинации «Проект года» за инсталляцию «Дорога».

«Дорога» была создана специально для персональной выставки «Инсталляции» в музее PERMM в 2010-м. В концепции объекта сказано: «В «Дороге» воплотились лучшие качества этого художника и архитектора: проектное мышление, лаконичность образных решений, умение сотворить эмоциональную ауру и вязь смысловых коннотаций из обыденных материалов. За кажущейся понятностью раскрывается объемное смысловое пространство, в котором отпуск и бегство на волю сплавлены с коммунальным бытом и принуждением. Бродский использует игру звуков, вибрации, света и тени, погружает зрителя в пограничное состояние: вроде ты тут, но еще чуть-чуть и будешь уже «там», «по ту сторону».
Премия «Инновация»
2011
За инсталляцию «Цистерна» «Цистерна» Бродскому присуждается премия «Инновация» — номинация «Произведение визуального искусства». «Это попытка выразить и вызвать благоговение перед Большим Городом с его тайными пространствами и бесконечно исчезающим духом», — Александр Бродский.
Венецианская биеннале
2016
Александр Бродский создает проект в рамках программы Венецианской архитектурной биеннале «Приют одинокого шахматиста». Накренившийся сарай деревенского вида стоял на самом краю у воды на задворках Арсенала. Сквозь отверстие на месте двери можно было посмотреть на каналы, портовые краны и колокольню. У противоположной от воды стены — столик с шахматами — все накренено под тем же углом, что и дом. Куратором русской экспозиции V.D.N.H. Urban Phenomenon стали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и директор ВДНХ Екатерина Проничева.
инсталляция «Приют одинокого шахматиста» (2016)
Александр Бродский в Перми
2009
Бродский — в числе художников, показанных на первой масштабной выставке современного искусства в Перми в новом музее на Речном, инициированной сенатором Сергеем Гордеевым и галеристом Маратом Гельманом. В экспозиции «Русское бедное» были представлены его работы из необожженной глины со световыми проекциями «Предпоследний день Помпеи», «Психоделический фургон» и «ЦПКиО».
2010
В Речном открывается большая ретроспектива Александра Бродского «Инсталляции» — собраны работы художника за последние 15 лет, с которыми он представлял Россию на главных международных выставках.
2013
В городке фестиваля «Белые ночи» установлена «Пермская ротонда» — впервые она появилась у Речного в контексте ретроспективы 2010-го года как авторское повторение инсталляции, показанной на «Архстоянии-2009». «Пермская ротонда» была сделана из покрытых пылью времени дверей и окон, найденных в подвалах Речного вокзала.

Впервые «Ротонда» была построена для фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце. В 2010-м арт-объект получил главный приз российской премии «Архивуд» на Архитектурной биеннале в Москве. В ноябре того же года «Ротонда» отправилась на первую выставку российского современного искусства в Лувре «Контрапункт». В 2012-м журнал «Афиша» в специальном выпуске, посвященном архитектуре, называет «Ротонду» одним из десяти самых ярких художественных сооружений российских архитекторов за предыдущее десятилетие — как показывает время, не только десятилетие.
слева направо: «Ротонда» (Франция, Париж, 2010), фото: Юрий Пальмин; «Ротонда» (Россия, арт-парт Никола-Левинец), фото: Павел Трахнов; «Ротонда» (Россия, Пермь, музей современного искусства PERMM на Речном вокзале)
2020
В 2020-м году художник передает в дар музею PERMM впечатляющий набор из 15 лайтбоксов — часть масштабного проекта «Окна и фабрики», дополнивший коллекцию его работ в музее.
2021
В музее современного искусства PERMM открывается вторая пермская персональная выставка художника «Александр Бродский. Дар». Куратор: главный хранитель музея PERMM Наталья Суркова. Выставка продлится с 10 февраля по 4 апреля 2021-го года.
«Бродский пришел в искусство как архитектор и вернулся в архитектуру как художник. Это не только биографический факт, но и творческое кредо. Главная тема искусства Бродского — память. Но это не профессиональная память архитектора, которая обычно распространяется не далее воспоминаний об исторических стилях. Это персональная человеческая память, в которой сосуществуют детство, книги, друзья, события жизни, места и многое другое. В мире, помешанном на коммерции и технических инновациях, в архитектуре почти не осталось места для поэзии. В этом смысле поэтический дар архитектора Бродского уникален. Он позволяет ему метафорически интерпретировать воспоминания в архитектурном языке, преобразовывать внеархитектурные сюжеты в пространственную форму и детали»,

— Евгений Асс, советский и российский архитектор и художник, основатель и ректор архитектурной школы МАРШ, профессор МАРХИ (1995 – 2013), лауреат премии «Золотое сечение» (1999), премии «Хрустальный Дедал» (2015)