12+
Первая научная конференция

В апреле 2024 года Музей современного искусства PERMM (Пермь) совместно с Институтом исследования стрит-арта (Санкт-Петербург) организует первую в России научную конференцию, посвященную исключительно граффити.

Ее целью станет описание актуальной проблематики граффити в России как антропологического, культурного, социального и урбанистического феномена.

16+
12 — 13 апреля
Место проведения:
музей современного искусства PERMM, Пермь, ул. Крисанова, 4
Условия участия:
участие в конференции бесплатное, по предварительной регистрации
12 апреля
день первый
11:30 – 12:00
сбор гостей
Открытие конференции.
Вступительное слово
Анна Нистратова, междисциплинарный исследователь, директор Института исследования стрит-арта (Санкт-Петербург)
12:00 – 13:00
Наиля Аллахвердиева, директор музея современного искусства PERMM, куратор, лауреат премии Сергея Курёхина (Пермь)
13:00 – 13:15
кофе-брейк
Граффити и культура
секция
Краткая история граффити: от античности до современности
Семён Некрасов,
искусствовед, исследователь городской культуры, научный сотрудник «Стрит-арт хранения»
(Санкт-Петербург)
13:15 – 13:45
Доклад охватит обширную эволюцию граффити, которая будет проиллюстрирована зарубежными и российскими примерами. Спикер обозначит этимологию термина «граффити» и различие его определений в разных науках. Особое внимание заслужит зарождение субкультуры в Америке и в России. Будут представлены параллели между современными субкультурными практиками и схожими историческими примерами в прошлом.
лекция
«Вирус» граффити в России:
влияние и масштабы распространения
Наталья Каш,
старший преподаватель СПбГУПТД, искусствовед, исследовательница стрит-арта (Санкт-Петербург)
13:45 – 14:15
Доклад представляет собой размышление о феномене культуры граффити и граффити в культуре нашей страны, попытка снять извечный вопрос и посмотреть на феномен шире, чем просто на оппозицию «Вандализм vs Искусство». Наталья Каш проанализирует видимое, формальное вхождение граффити в разные области визуальной культуры и моды, а также невидимое, но важное идеологическое влияние на сегодняшние культурные процессы. Также будет рассмотрено, как субкультурное явление проявляет себя с каждым годом все шире и становится глобальным движением.
лекция
Зарождение хип-хоп и граффити культуры в российской провинции (на материалах Самары)
Юлия Кузовенкова,
доцент Самарского государственного медицинского университета, кандидат культурологии (Самара)
14:15 – 14:45
В докладе рассматриваются причины привлекательности хип-хоп культуры для молодежи второй половины 1990-х гг. на материале Самары. Автор, опираясь на проведенные интервью, связывает обращение к субкультуре с ценностными ориентациями подростков. Хип-хоп представляется средством инкультурации молодежи (источником ценностей, образцов поведения, пространством выстраивания межличностных связей и пр.). Описывается освоение городского пространства в рамках субкультурных практик, взаимодействие с представителями других молодежных субкультур.
лекция
14:45 – 15:45
перерыв
Граффити в контексте хип-хоп культуры
Сергей Иванов,
кандидат культурологии, исполнительный директор АНО «Ноосфера», музыкант, DJ, поэт, независимый исследователь (Москва)
15:45 – 16:15
Хип хоп и граффити — неотделимое целое или искусственное объединение разрозненных практик? Может ли аутентичный стиль на равных занимать свое место в современных галереях и арт-кластерах? Является ли бомбинг развитием направлений, появившихся еще в 70-е и 80-е? Ответы на эти и некоторые другие вопросы про граффити, хип-хоп и (пост) субкультурную активность можно будет узнать на лекции Сергея Иванова.
онлайн-лекция
Краткая история классического граффити в Перми. Истоки, моменты, перспективы
Никита Классен,
администратор граффити магазина Plus Market, организатор граффити фестивалей, куратор стрит-арт проектов, DJ (Пермь)
16:15 – 16:45
Теги, куски, стены, поезда, руфтопы, хофы — все это атрибуты первоисточника граффити. Почему все это появляется и что означает? Кто эти люди и зачем этим занимаются? И самое главное — что с этим делать?
лекция
16:45 – 17:00
кофе-брейк
Современный граффитист — кто он? Автор граффити в поисках себя и своего места в обществе
Антон Белкин,
доктор психологических наук, профессор СГПУ и Саратовского национально-исследовательского университета, руководитель лаборатории кросс-культурной психологии (Самара)
17:00 –17:30
Граффити это контр-культура, дающая возможность особенного индивидуального самовыражения и погружения в смыслы культур, отличных от доминирующей в обществе. Автор граффити — кто он? Исследователь? Страдающий человек? Маска?
онлайн-лекция
Граффити
как сообщество
Сабина Чагина,
куратор, основатель платформы Сабстанция и сооснователь биеннале уличного искусства Артмоссфера (Москва)
17:30 –18:00
Граффити сообщество — неотъемлемая часть городского социума и камертон благоустройства городов. Как оно устроено и по каким правилам существует? Нужно ли объединяться, чтобы стать видимым в городе? В своем докладе Сабина Чагина планирует ответить на эти вопросы.
онлайн-лекция
Граффити, вандализм и закон
секция
Уголовно-правовая характеристика вандализма и хулиганства
Валентин Пышкин,
адвокат, Адвокатская палата Санкт-Петербурга
18:00 – 18:30
В своем докладе эксперт рассмотрит уличные художественные практики со стороны закона. Адвокат расскажет про вандализм и хулиганство в рамках гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
лекция
Презентация законопроекта по совершенствованию действующего законодательства в целях развития уличного искусства в России и повышения качества городской среды
Артём Метелев,
председатель Комитета Государственной Думы по молодежной политике (Москва)
18:30 – 19:00
Доклад посвящен подготовке законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительный кодекс Российской Федерации», в рамках которого расширяется определение элементов благоустройства, включая в него объекты общественного искусства.
онлайн-лекция
19:00 – 19:15
перерыв
Панельная дискуссия:
Граффити и вандализм
19:15 – 20:45
Валентин Пышкин
Юлия Кузовенкова
Никита Классен
Ирина Симонова
Олеся Блинова
Миша Most
Санкт-Петербург
Самара
Пермь
Екатеринбург
Екатеринбург
Москва
адвокат, Адвокатская палата Санкт-Петербурга
доцент Самарского государственного медицинского университета, кандидат культурологии
администратор граффити магазина Plus Market, организатор граффити фестивалей, куратор стрит-арт проектов, DJ
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии, директор департамента философии Уральского федерального университета
кандидат философских наук, доцент кафедры социокультурного развития территории в МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства»
художник
13 апреля
день второй
11:30 – 12:00
сбор гостей
Граффити и человек
секция
Мужское и женское граффити
Мария Вебер,
художник, исследователь уличного искусства (Москва)
12:00 –12:30
В докладе рассматривается история отношения к женщинам в институциональном и уличном искусстве. Описываются способы визуальной репрезентации их гендерной принадлежности. На основании проведенного исследования предпринимается попытка выявить существование специфических отличий «женского» и «мужского» уличного искусства в восприятии зрителя.
лекция
Граффити как жизненная стратегия: из вандала в художники
Миша Most,
художник (Москва)
12:30 – 13:00
В своем докладе художник расскажет про векторы развития уличного художника, продемонстрировав это на примерах уже осуществленных проектов.
лекция
13:00 – 13:15
кофе-брейк
Граффити и город
секция
Жизнь пермских граффити в городском контексте
Иван Козлов,
журналист, куратор, исследователь городской культуры (Пермь)
13:15 – 13:45
Граффити и муралы не существуют сами по себе, а если существуют, то это какие-то неправильные граффити и муралы. Объект искусства, помещенный в городскую среду, не может существовать вне ее контекста: контекст может не учитываться создателем, но он определяет всю дальнейшую судьбу произведения, описание которой иногда оказывается по-настоящему непредсказуемым и захватывающим. Иван Козлов много лет исследует пермские улицы и документирует их визуальный облик и происходящие в нем изменения, поэтому готов рассказать многое о том, как работы пермских уличных художников бытуют в пространстве города, вплетаются в события городской жизни, а иногда даже определяют их.
онлайн-лекция
Граффити: искусство, вандализм, право на город?
Олеся Блинова,
кандидат философских наук, доцент кафедры социокультурного развития территории в МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства»
(Екатеринбург)
13:45 –14:15
Совместный доклад кандидата философских наук Олеси Блиновой и кандидата психологических наук Ирины Девятовской — сравнительный анализ граффити в России (в основном на примере Екатеринбурга) и в Германии: понимание жителями, что такое граффити и в чем его отличие от стрит-арта; их отношение к граффити, отношение властей и различных инфлюенсеров к граффити; как в двух странах относятся к граффити, как к искусству, как к вандализму или это форма реализации права на город?
лекция
Тезисы о пользе городского вандализма
Ирина Симонова,
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии, директор департамента философии Уральского федерального университета (Екатеринбург)
14:15 – 14:45
Современный городской вандализм — многослойное явление, он производит целый комплекс эффектов, составляющих часть общего процесса функционирования города. Разговор будет сконцентрирован вокруг многообразия несогласованных практик и функций, которые они выполняют для отдельных горожан, для сообществ и для города в целом.
лекция
Круглый стол от Центра городской культуры: «Сорняки — прекрасные, а граффити — нет? Сложности взаимодействия между городскими сообществами Перми»
14:45 – 17:30
Александра Тихонова
Татьяна Синицына
Надежда Баглей
Елена Плешкова
Наиля Аллахвердиева
Пермь
Пермь
Пермь
Пермь
Пермь
программный директор Центра городской культуры
директор Центра городской культуры
экоактивист, создательница Сада соловьев, член общественного движения «Слушай соловья»
биолог, директор фонда «Обвинская Роза»
директор музея современного искусства PERMM
Степан Хлопов
Пермь
журналист
Ирина Симонова
Олеся Блинова
Миша Most
Екатеринбург
Екатеринбург
Москва
кандидат философских наук, доцент, директор департамента философии
кандидат философских наук, доцент
художник
Художественно-исследовательский проект City Says (Архангельск). Попытка демаргинализации граффити как значимой части культуры города.
Анастасия Пронина,
искусствовед, куратор проекта City Says, Архангельск и Ямальской биеннале современного искусства, (Санкт Петербург)
15:30 – 16:00
Художественно-исследовательский проект City Says появился в Архангельске зимой 2021 года и за несколько лет прошел путь от арт-резиденции для художников и реализации паблик-арт объектов до обширного и пока единственного в своем роде регионального архива уличной культуры за более чем три десятилетия. Основная часть архива — это фотофиксация работ местного граффити-сообщества, на данный момент представляющая из себя более 8 тысяч изображений. Также команда проекта занимается исследованиями, пишет статьи, снимает интервью с художниками.
лекция
16:00 – 17:00
перерыв
Граффити и искусство
секция
«Обещали в галерее выставить, а в итоге выставили за дверь». К вопросу о музеефикации и институализации граффити
Алина Зоря,
искусствовед, куратор «Стрит-арт хранения» и музейных проектов студии «Шоу Консалтинг» (Санкт-Петербург)
17:00 – 17:30
Без сомнения, граффити культура давно уже стала частью массовой культуры. Из этого может складываться ощущение, что наравне со стрит-артом и паблик-артом это направление давно встроено в контекст не только актуального искусства, но арт-рынка и истории искусства в целом. Но как происходит этот процесс? Насколько граффити оказывается принято и представлено в коллекциях классических музеев и временных выставок влиятельных институций? Доклад основан на материалах коллекции «Стрит-арт хранения» (Санкт-Петербург), кейсах музеефикации граффити и других культурных инициатив.
лекция
Graffiti is not ‘Art’
Граффити – не «Искусство»
Хавьер Абарка,
кандидат искусствоведения (университет Комплутенсе, Мадрид), исследователь, преподаватель и критик на поле граффити и стрит-арта
17:30 –18:00
В этом докладе Хавьер Абарка представит современное граффити как форму культуры, которую следует понимать и оценивать в ее собственных терминах, а не через призму современного искусства или официальной культуры.
онлайн-лекция
Граффити и стрит-арт – новое народное искусство
Анна Нистратова,
междисциплинарный исследователь, директор Института исследования стрит-арта (Санкт-Петербург)
18:00 –18:45
Феномен граффити в некоторых городских текстах и нелегальных художественных анонимных практиках уже в конце XX века начал рассматриваться как часть современного городского фольклора. За несколько последних десятилетий граффити и рисунки на улицах не только захватили обширные новые географические и смысловые территории, но и бурно развились в художественном и эстетическом отношении, оказав влияние как на облик городов, так и на предметный дизайн во многих сферах. Основной вопрос, которой ставит перед собой Анна Нистратова в своем докладе: можно ли рассматривать стрит-арт как народное искусство эпохи постмодерна?
лекция
Происхождение и развитие антистиля
18:45 –19:15
Антистиль — направление уличного искусства, популяризирующее антиэстетику и разрушение формальных канонов классического граффити, способствующее развитию индивидуального стиля художника. В рамках доклада будет рассмотрена история понятия «антистиль» и характерные особенности этого направления уличного искусства.
лекция
Мария Вебер,
художник, исследователь уличного искусства (Москва)
Панельная дискуссия:
Границы граффити в искусстве и культуре
19:15 – 20:15
Наиля Аллахвердиева
Анна Нистратова
Мария Вебер
Миша Most
Наталья Каш
Семён Некрасов
Пермь
Санкт-Петербург
Москва
Москва
Санкт-Петербург
Москва
директор музея современного искусства PERMM
директор Института исследования стрит-арта
художник, исследователь уличного искусства
художник
старший преподаватель СПбГУПТД, искусствовед, исследовательница стрит-арта
искусствовед, исследователь городской культуры, научный сотрудник «Стрит-арт хранения»
цель конференции
Несмотря на полувековую историю уличного искусства, граффити только сейчас начинает входить в научную парадигму. Его изучением занимаются социологи, культурологи, психологи, искусствоведы. В течение последних лет в России состоялось несколько крупных мероприятий для исследователей и специалистов, занимающихся искусством в городской среде. Среди них — Форум уличного искусства (Москва, Санкт-Петербург), Биеннале «Артмоссфера» (Москва), форум «Стрит-арт Сибирь» (Новокузнецк) и другие, однако граффити как объект исследований никогда не рассматривался самостоятельно.

Граффити как нелегальная деятельность в общественных пространствах вызывает большую негативную реакцию общества и маркируется исключительно как вандализм. С другой стороны, граффити как эстетика и творческий метод повлияло на многие виды культуры XX—XXI вв.еков — от моды и музыки до дизайна и приемов работы с городской средой.

Конференция «Феномен граффити в России» была инициирована, чтобы впервые в русскоязычном научном поле приблизиться к описанию этого многогранного явления, в центре которого — человек, живущий в современном городе.
организаторы
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА PERMM, ПЕРМЬ

Музей современного искусства PERMM — самый заметный музей современного искусства в России — представляет актуальное российское искусство XX–XXI веков. Музей был открыт в 2008 году в рамках Пермской культурной революции. За 15 лет PERMM реализовал более двухсот выставочных проектов, часть из них успешно экспонировалась за пределами Перми — в Милане, Венеции, Париже, Алматы, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Воронеже, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других, а также в городах и поселках Пермского края. В коллекции PERMM — более 1500 единиц хранения стоимостью более 80 миллионов рублей. Одной из самых значимых публичных практик музея стала паблик-арт программа PERMM. В рамках долгосрочного проекта, целью которого стала интеграция современного искусства в городскую среду и общественные пространства, были созданы знаковые для города объекты — красные человечки арт-группы Pprofessors, «Власть» Николая Ридного, «Яблоко» Жанны Кадыровой, «Пермские ворота» Николая Полисского, «Счастье не за горами» Бориса Матросова и многие другие.

С 2014-го года содержательную политику PERMM формирует директор музея Наиля Аллахвердиева — искусствовед, куратор выставочных проектов, ведущий специалист в области интеграции современного искусства в городскую среду и общественные пространства, лауреат премии Сергея Курёхина (2013, 2022), лауреат премии в сфере культуры и искусства Пермского края (2018, 2022). В 2023-м году Музей PERMM стал лауреатом в номинации «Музей года» фонда поддержки современного искусства Cosmoscow, в 2024-м — лауреатом премии «Музей года» ежегодной премии издания The Art Newspaper Russia.
ИНСТИТУТ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРИТ-АРТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Основан в Санкт-Петербурге в 2017 году. Занимается системной поддержкой научных исследований, образовательных инициатив и публикаций в сфере городского искусства во всей его полноте — от граффити и партизанинга до паблик-арта. Институт аккумулирует и создает научные работы и исследовательские проекты, осуществляет книгоиздательскую программу, оказывает методологическую и экспертную поддержку в области стрит-арта и паблик-арта, проводит профильные конференции и образовательные мероприятия, формирует и поддерживает исследовательское сообщество, выступает инициатором проведения Форумов уличного искусства.

С 2022 года Институтом исследования стрит-арта руководит Анна Нистратова — междисциплинарный исследователь. Занимается исследованиями и культурным менеджментом в сфере российского уличного искусства, традиционной и современной культуре Поволжья. Курировала ряд выставок художников уличной волны: «Забор, 0331с» (Галерея XL, Москва, 2012), «Свежий слой» (музей «Арсенал», Нижний Новгород, и музей PERMM, Пермь, 2017), «Стена» (ММОМА, Москва, 2019). Выступила редактором «Сборника материалов I научной конференции исследователей стрит-арта» и книги Анастасии Дунаевой «Антистиль: между граффити и современным искусством», а также автором ряда статей о российском уличном искусстве. В качестве хобби рисует на улице. Принимала участие как художник в двух выставках в музее PERMM «Транзитная зона» (2013) и «Обещание пейзажа» (2015). Живет и работает в Нижнем Новгороде.