выставка Галереи «На Шаболовке» Объединения «Выставочные залы Москвы» и музея PERMM рассказывает историю Алексея Капитоновича Гастева — поэта, исследователя, революционера, ученого, организатора Центрального института труда и основателя системы НОТ в СССР
30 апреля — 15 августа 2021
ГАСТЕВ.
КАК НАДО РАБОТАТЬ
0+
место проведения: музей PERMM (бульвар Гагарина, 24)
Left
Right
Научные консультанты проекта
/ Алексей Ткаченко-Гастев, правнук Алексея Гастева, поэт, переводчик
Мы считали своей задачей лишь приблизиться к фигуре Гастева, наметить, как он любил, схему, основные реперные точки, узлы его биографии, которые в дальнейшем предстоит ещё анализировать, усложнять, исследовать. Сделанная для выставки реконструкция инструментов и тренажеров Центрального института труда — наша попытка воссоздать атмосферу института и отдать дань уважения проводившейся там ежедневной работе, уничтоженной материально, но сохранившейся в пространстве идей — что доказывает схема Максима Осовского, также представленная на выставке.
/ Александра Кулаева, историк, исследователь биографии Алексея Гастева
Подготовка выставки превратилась в расследование, квест по поиску обрывков информации. Уже более 10 лет такими поисками занимается историк Александра Кулаева, готовящая все эти годы к изданию биографию Гастева, и согласившаяся предоставить новые материалы. Огромное значение для всего проекта имело живое участие в нем семьи Гастева; фотографии из семейного архива, биографические сведения и документы, собранные сыном Юрием и правнуком Алексеем, позволили увидеть за жесткими текстами живого человека.
Подготовка выставки превратилась в расследование, квест по поиску обрывков информации.
ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ/
ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ/
ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ/
ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ/
ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ/
ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ/
Выставка впервые представит Гастева в разных ипостасях — как теоретика, литератора, журналиста, политического деятеля и основателя ЦИТ*
Выставка-исследование продолжает цикл проектов куратора Галереи «На Шаболовке» Александры Селивановой, раскрывающих малоизвестные, но значимые эпизоды в истории отечественной культуры ХХ-го века. Несмотря на широкую известность экспериментов и теории Гастева во всем мире, на русском языке нет посвященных ему книг, а в биографии до сих пор остается много белых пятен.

Выставка впервые представит Гастева в разных ипостасях — как теоретика, литератора, журналиста, политического деятеля и основателя ЦИТ.
Значительный раздел выставки посвящен деятельности Центрального института труда, его создателям и лабораториям, включая психотехнические и биомеханические исследования, Проекционный театр С.Никритина, кинофотолаборатории и др. Помимо архивных документов и фото, ЦИТ будет представлен реконструированными «установками» и «станками» – опытными инструментами и тренажерами из лабораторий Института. Сам способ подачи материала будет отсылать к принципам научной организации труда (НОТ) и методическим пособиям А. Гастева. По аналогии с учебными музеями 1920-х гг. экспозиция позволит посетителям самостоятельно работать с архивом и публикациями.
*ЦИТ — Центральный институт труда
/ Тренажер для отработки кистевого удара

Подобный тренажер заставлял курсантов, обучавшихся в ЦИТе, концентрировать внимание на прилагаемых усилиях и работе отдельных групп мышц. Обездвижение в тренажере отдельных частей руки (в данном случае — локтя) заставляло фиксироваться только на движении кисти.
Куратор проекта
/ Александра Селиванова,
куратор выставки, искусствовед, кандидат архитектуры
Почему именно Гастев?
В истории отечественной культуры двадцатых годов несколько ключевых имен полузабыто и вытеснено на обочину. Это люди, формулировавшие основные эстетические, философские концепции эпохи, но не занимавшиеся «осязаемым» творчеством. Они формировали условия для возникновения новых искусств и наук, но их наследие зачастую нематериально и не может быть помещено в музей. Алексей Капитонович Гастев оказался в этом ряду. Причин здесь несколько.
Гастев использовал несколько десятков псевдонимов и партийных кличек — на множественность имен наслоилась множественность сущностей, которые никак не удается объединить. Он ускользает, не вписывается в прокрустово ложе привычных для историков определений, позволяющих заключить его в рамки какой-то одной области науки — социологии, экономики, литературоведения, культурологии, политической истории; поэтому он всегда оказывается как бы «между», на краю. Чтобы кратко ответить на вопрос «кем был Гастев?» и просто перечислить все его профессии и занятия, потребуется целый абзац.

Он и революционер, организатор стачек, участник боевых дружин, но и лирик, литератор, публицист, педагог, человек, освоивший множество рабочих профессий — от токаря до вагоновожатого; он основатель и руководитель Центрального института труда (ЦИТ), чье влияние на индустриальный рывок начала 1930-х годов еще только предстоит осознать, идеолог Пролеткульта и разработчик принципов Научной организации труда (НОТ); теоретик, исследователь, испытатель. И самое главное — организатор, так как именно организации — политической, социальной, культурной, индустриальной, организации мышления и физического строения нового советского человека он и посвятил свою жизнь.
Во-первых, как профессиональный конспиратор-подпольщик, он до сих пор неуловим.
/ Алексей Гастев
за токарным станком
Вторая причина более предсказуема. Алексей Гастев был расстрелян 80 лет назад, в 1939-м. После ареста память о нем старательно вычищалась.
Были репрессированы все члены его семьи, друзья и коллеги, уничтожено его детище — ЦИТ. При обыске были изъяты все документы, большинство личных вещей. Разбросаны по разным местам аккуратно собранные рабочие материалы, архив, библиотека, музей Института. Уничтожены тренировочные установки и инструменты. Остались крупицы, по которым только угадываются контуры его жизни и работы.
Междисциплинарная рабочая группа проекта включила в себя историков, искусствоведов, литературоведов, социологов.
Научные консультанты
Кураторы
Елизавета Казакова
Подготовка иллюстративных материалов
/ Александра Кулаева, историк, исследователь биографии Алексея Гастева
/ Алексей Ткаченко-Гастев, правнук Алексея Гастева, поэт, переводчик
/ Александра Селиванова,
куратор выставки, искусствовед, кандидат архитектуры
/ София Михель,
ассистент куратора
Надежда Андрианова
Графический дизайн
Антон Кетов
Андрей Панитков
Реконструкция инструментов
Максим Осовский
Кирилл Захаров
Ирина Сироткина
Любовь Пчёлкина
Анна Пронина
Антон Карманов
Иван Атапин
Александра Новоженова
Исследовательская группа
Катерина Телегина
Менеджер проекта
ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ/
ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ/
ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ/
ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ/
ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ/
ГАСТЕВ. КАК НАДО РАБОТАТЬ/
Открытие выставки
фотографии: Кирилл Логинов