НИКИЧ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ /
НИКИЧ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ /
НИКИЧ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ /
НИКИЧ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ /
НИКИЧ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ /
НИКИЧ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ /
30 июня и 1 июля в музее PERMM — Георгий Никич-Криличевский — важнейший российский искусствовед, основатель и куратор художественных форумов, выставочных залов, более 200 выставок, член международных ассоциаций критиков, а также популяризатор современного искусства, его главный GR- и PR-менеджер, а также — куратор выставки художника Владимира Архипова «Предметы гордости и стыда…» в музее PERMM.
ИСКУССТВОВЕД
ГЕОРГИЙ НИКИЧ
В ЛЕТНЕМ ЛЕКТОРИИ МУЗЕЯ PERMM
12+
Чтобы познакомить вас с нашим гостем, рассказываем о форуме — одном из самых важных событий для современного российского искусства.
В 1987-м году Никич организовал аукцион произведений молодых художников, в 1989-м стал художественным руководителем Центра художественной культуры Dominus, а в 1996-м году открыл масштабный долгосрочный проект — Московский международный форум художественных инициатив.
Московский форум художественных инициатив
Летом в 1996-го года в московском «Малом Манеже» открылся Московский форум художественных инициатив — многосоставная выставка художественных проектов, представленных кураторами из Москвы, Петербурга, Риги и Любляны, которая была организована отделениями Центра современного искусства Сороса в Восточной Европе при поддержке комитета по культуре правительства Москвы. Миссия форума была обусловлена задачами формирования нового художественного сообщества, консолидации профессионалов современного искусства и грамотного представления нового искусства широкой публике и государственным структурам.
Как мы понимаем, в 1900-е в России у искусства не было никакой поддержки и внимания, но именно реальность этого десятилетия создала контекст для появления настоящих звезд и актуальных высказываний, за которыми усилиями пяти-десяти кураторов во всей России последовали потрясающие выставки, коллекции и галереи, развитие критики и просвещения в современном искусстве, и уже появилась какая-то поддержка и внимание.
Миссия форума была обусловлена задачами формирования нового художественного сообщества
1996 – 2006, куратор: Георгий Никич
/ 2002, афиша форума
/ 2004, афиша форума
Подробнее об этой ситуации как раз в контексте форума рассказывает Михаил Боде в Коммерсанте (14.08.1996): «В России у властей к современному искусству сложилось престранное отношение: о его существовании «наверху» знают, но его не востребуют, его коллекционируют, но почти не пропагандируют. С одной стороны, имеется Государственный центр современного искусства, в Русском музее, в Третьяковке и в музее «Царицыно» работают специальные отделы, собирающие произведения современных художников. С другой, ни один из них не фигурирует в списках не то, что на госпремии, но и на госзаказы. В российском павильоне на Венецианской биеннале экспонируются инсталляции вчерашних андерграундников, в то время как московские эспланады прогибаются от новопатриотической бронзы, правда, с патиной бывшего СХ СССР».
/ 1998, афиша форума
Как рассказывает Екатерина Лазарева в «Художественном журнале» (02.2007), «на втором Форуме институциональное сотрудничество приняло провокационный характер: в 1997-м году в одном пространстве были представлены заклятые враги на почве архитектурно-идеологического благоустройства столицы — Галерея Гельмана с проектом «Новые деньги» и Зураб Церетели с проектом «Часовня».
Внутренняя цель форума — объединить разнонаправленные проекты в области современного искусства, инициированные формальными и неформальными институциями.
Внутренняя цель форума — объединить разнонаправленные проекты в области современного искусства, инициированные формальными и неформальными институциями. В том числе, сопоставить московскую и петербургскую артистические среды, собрать искусство российских регионов, увидеть работы современных художников из постсоветского пространства — Латвии, Литвы Эстонии, Словении, Молдавии. Долгое время форум был уникальной площадкой, где могли дебютировать молодые художники, а для многих провинциальных или маргинальных художников форум был шансом сохранять присутствие в художественном и информационном пространстве. Конечно, форум проходил в некоммерческом формате.

В первом Форуме участвовали галереи («Айдан», L и XL), а экспозиция стала репрезентацией итогов прошедшего выставочного сезона. Художники — Юрий Лейдерман, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Игорь Макаревич, Иван Чуйков, Павел Аксёнов, Авдей Тер-Оганян, Константин Звездочетов, Татьяна Филиппова и другие.
К третьему Форуму сложился его оригинальный формат. Куратор Георгий Никич принимал проекты-заявки на заранее объявленную тему, сортировал их и некоторые доводил до ума.
«Инициативный характер составления выставки обусловливает «биологический» характер работы куратора — Никич скорее выращивает взошедшие побеги, нежели строит прочное здание собственного метахудожественного высказывания. Отсюда — налет незавершенности, как бы лабораторности в его экспозициях. В отсутствие на российской художественной сцене регулярных проектов Форум долгие годы восполнял дефицит самых разных институциональных инициатив — в этом лабораторном пространстве вырастали подчас неожиданные цветы».

В контексте выставки «Предметы гордости и стыда...» (музей PERMM, 2021 год) и предстоящих разговорах с куратором о границах искусства эта тема особенно интересна — Георгий Никич занимается концептуализацией и репрезентацией маргинального, не-художнического, другого. Подобно Йозефу Бойсу он любуется присутствием в искусстве непрофессиональных художников, людей совершенно разных направлений деятельности и профессий, что безусловно мощно развивает искусство и представления о нем.