Работа-медиатор
Но поздно...

Павел Пепперштейн, «Инспекция «Медицинская герменевтика». 1986

Художники из арт-группы «Инспекция «Медицинская герменевтика» дали этой работе длинное название «Но поздно. Огромный ком снега, управляемый изнутри Колобком, свалился на них сверху». Персонаж Колобок неоднократно появляется в работах арт-группы. С ним связана одна из концептуальных практик художников и введенное ими определение «колобковость».

Лидер группы Павел Пепперштейн говорит: «Деятельность наша изначально содержала в себе желание ускользнуть от интерпретаций и толкований, что было метафоризировано в уже страшно всем надоевшей, навязшей в зубах фигуре Колобка: мы постоянно говорили о колобковости как эстетической позиции и стратегии поведения в культуре. Но кому, однако, эта фигура навязла в зубах? Тем лисам, волкам и зайцам, которые не смогли Колобка съесть и чьи пасти полнятся его отсутствием».

его глаза
никогда
не выражали ненависти

как смотреть выставку

В основу летней выставки к 13-летию PERMM легла музейная коллекция актуального российского искусства XX – XXI веков. На трех этажах разместились более 200 объектов от 40 авторов — и это только седьмая часть коллекции. Выставка предлагает взглянуть на представленные работы под новым углом: с точки зрения формы, энергии и идентичности. При этом образующим идейным центром на каждом этаже становятся работы-медиаторы. Они задают тему этажа и формируют вокруг себя облака тегов, вместо аннотаций, для свободной интерпретации связей, возникающих между экспонатами.

Куратор выставки: Наиля Аллахвердиева,
консультанты: Арсений Сергеев, Наталья Суркова.

6+
1
инсталляция
город

Александр Бродский. 2010

Объект важнейшего российского архитектора и художника Александра Бродского — огромный металлический бак, на краях которого сидят птицы. Художник в своем творчестве часто обращается к теме восприятия городских пространств и создает монументальные по форме образы, которые порождают в нашем воображении пугающие метафоры. Художник оставляет нас домысливать образ города внутри бака, за которым так внимательно наблюдают птицы.
2
1 этаж • Форма

Смысловой камертон первому этажу задает концептуальная работа коллекции Московского архива нового искусства (МАНИ) из собрания PERMM — объект «Но поздно» группы «Инспекция "Медицинская герменевтика"». Вы увидите его в светящемся боксе по правую руку.

3
ИНСТАЛЛЯЦИЯ
ДЕСЯТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ БОЧЕК
С ЧЕРНОЙ ВОДОЙ

Павел Пепперштейн. 1996

Гид музея Мария Мельничук: «В 1996-м году Павел Пеперштейн сделал рисунок-эскиз этого произведения, который попал в коллекцию музея вместе с архивом МАНИ. В этом году, специально для выставки, по нему впервые создали инсталляцию сотрудники музея под руководством самого художника.

Одинаковые бочки с черной водой выстроились вдоль стены зала. Над ними расположились стихи русских поэтов, воспевающие красоту русской природы. Осень в стихах Тютчева, зима в лирике Вяземского, весна словами Пушкина и лето в поэзии Грекова. Мы видим десять бочек и четыре времени года. Есть ли между этими вещами связь? В объекте происходит слияние реальных предметов, понятных образов и текстов».
Перед вами работа основателя петербургского художественного объединения «Паразиты» Владимира Козина. Помимо консервного ножа в серию «Уголок Флягина» входят обычные бытовые предметы, которые окружают нас с рождения. Это одновременно и мемуары, и монументы. В гигантском размере воспроизведены: лампочка, пинетка, чайник, замок, курица, рубашка, свисток. Каждый предмет в этой серии имеет символическое значение и выступает как фрагмент и немой свидетель человеческой жизни.
Владимир Козин. 2009
ОБЪЕКТ
КОНСЕРВНЫЙ НОЖ
4
Абстрактные формы этой работы отсылают к живописному течению русского авангарда 1910-х годов — лучизму. Известный удмуртский художник Энвиль Касимов создает свою работу из рыбьих шкур, располагая их различными способами на десяти деревянных досках. В этой работе художник не только проводит аналогии с природной способностью рыб отражать свет от своей поверхности, но и наделяет шкуры эстетизмом, о котором мы часто забываем в рутине нашей повседневной жизни. Название отсылает к первым книгам, страницы которых были сделаны из тонко выделанных шкур животных.
Энвиль Касимов. 2013
ИНСТАЛЛЯЦИЯ
Первая книга
5
Полное название этой работы — «Портал. «Мы подошли, но ничего не случилось, видимо, что-то сломалось…». Это произведение входит в серию «Хлеба», получившую высокую оценку международной публики и профессиональной критики. Объект, выполнен в авторской технике: сочетание сложной обработки дерева и бронзовых вставок. Работа порождает многозначные пластические образы. С одной стороны, название работы «Портал» отсылает к античной архитектуре, сооружения которой до сих пор считаются эталоном симметрии. Сам по себе хлеб — такая структура, в которой нет ни одной точки, похожей на другую. А в нашем «куске» стороны абсолютно симметричны. С другой стороны, перед нами черный хлеб — важный символ русской культуры. Вспомните, как много исторических фактов, обрядов и произведений искусства связано с ним.
Анатолий Осмоловский. 2008
ОБЪЕКТ
ПОРТАЛ
6
В этой работе Андрей Люблинский продолжает работать с темой объектов-конструкторов, экспериментируя с технологиями, материалами и темами. Художник применил дизайн-технологии: купил в магазине ИКЕА мягкую игрушечную обезьяну, сфотографировал ее и переложил на пиксели, а затем сделал в объеме на 3D-принтере. Получилось 12 одинаковых фигур, которые различаются только костюмами. Санитар, хулиган, повар, моряк, холостяк, Бэтмен… Забавные обезьянки, похожие на игрушки, поднимают почти философскую тему сходства и различия всех живущих на Земле. Кстати, как переводится устойчивое выражение мonkey business?
Андрей Люблинский. 2014
скульптуры
Monkey business
7
Медиахудожники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов изучают тему перепотребления и создают потрясающие образы, работая с пластиком, бутылками, резиной, проводами — невыносимым для планеты грузом. Изучение возможностей новых материалов для них соблазнительнее самих сюжетов, а сюжеты отсылают к известным темам истории искусства. Так товары из супермаркета и герои мирового искусства сливаются в единый образ, а классический сюжет Тайной вечери обретает новое пластическое и смысловое решение. Можно увидеть, что перед нами не библейские персонажи, а сотрудники офиса.
группа RECYCLE. 2009
инсталляция
Тайная вечеря
8
Тема современных бытовых материалов нашла совсем иное пластическое воплощение в работах бывшего пермского, а теперь петербургского художника Вадима Михайлова. История его творчества примыкает к языкам модернистского искусства. Художник работает с изображением, создавая как бы крупноплановые «портреты» отдельных фрагментов реальности. Работа приковывает наше внимание к парящим пакетам, раскрывает поэтический потенциал их формы.
Вадим Михайлов. 2017
графика
пакеты
9
Один из классиков московского концептуализма Игорь Макаревич играет с нашим воображением при помощи шарады. Слово «рисунок» состоит из двух частей: РИС — находится внутри коробки; УНОК — аббревиатура, созвучная УНОВИС — авангардное объединение Казимира Малевича «Утвердители нового искусства».

Работа входит в проект «Рисунки старых мастеров». В ней использована методика аналитического искусства, о которой писали деятели авангарда. Объект освобождается от первоначальных смыслов и раскладывается на части. Настоящим объектом искусства становится сознание зрителя, который переживает осознание предмета.
Игорь Макаревич. 1989
объект Рис-унок — свинцовый карандаш
10
1
2 этаж • Энергия
Произведение самого известного за рубежом современного российского художника Ильи Кабакова — медиатор второго этажа, задающий тему «энергия». Это не сюжетная характеристика произведений и не описание приемов композиции, а особое метафизическое ощущение времени и места действия, свойственное работам «собравшихся» здесь художников.
Работа Ильи Кабакова входит в архивную часть коллекции PERMM, Московский архив нового искусства (МАНИ), посвященный московскому концептуализму.

В конце 80-х актуальному искусству не было места в пространстве государственных музеев. Художники искали другие способы для художественных высказываний. Для Ильи Кабакова одним из них стал сбор папок с эскизами, рисунками и артефактами, которые дополнялись комментариями художника и становились полноценными художественными произведениями. Страницы этой работы можно подробно рассмотреть, перейдя по QR-коду на этикетке или нажав на стрелочку вверху.
Илья Кабаков. 1986
РАБОТА-МЕДИАТОР
ПЕРЕДАЧА ЭНЕРГИИ
Пермский и московский художник Ярослав Субботин иронизирует на тему искусства в эпоху постмодерна. Пронзительный взгляд Казимира Малевича с автопортрета 1910 года превращается в бесконечную детскую игру по созданию черного квадрата. Каждый может «приложить руку» к авангарду: деконструировать, превратив его в абсурд, или, напротив, восстановить целостность. Один квадрат при этом всегда остается пустым — черным, напоминая нам о самой важной работе художника и его роли в современном искусстве. «След» Казимира Малевича можно проследить во многих работах на выставке.
Ярослав Субботин. 2013
объект
Малевич. Пятнашки
2
Осенью в PERMM прошла первая персональная выставка пермского художника и дизайнера Пети Стабровского. На новой выставке в музее представлена инсталляция Пети. Предметом его внимания становится фоновый шум — звон ложечки в стакане идущего поезда. Взгляд на обыденное внезапно меняется, и граненые стаканы трансформируются в мерцающие, парящие объекты, наполненные светом и поэзией. Инсталляция обращена к идее реди-мейда. Этот прием в начале 1910-х изобрел Марсель Дюшан — он первым начал создавать объекты искусства из вещей, окружающих нас в повседневности.
Петя Стабровский. 2015
инсталляция
Дорога
3
Вокруг «Тишины» петербургского куратора и художника Петра Белого будто сконцентрировано все пространство второго этажа. Тишина обретает не только форму, но и звучание, ощущается на физическом, энергетическом уровне. Художник передает момент звукового вакуума, тягостного затишья перед мощным взрывом.

Обратите внимание на материал, из которого сделан объект. Старые деревянные доски хранят следы времени. Какую историю своей жизни могут они нам рассказать? Разбитые, разлетающиеся в разные стороны доски, которые раньше были частью жилых домов, усиливают эффект человеческой катастрофы, передаваемой художником.
Пётр Белый. 2010
инсталляция
Тишина
4
Владимир Потапов понимает, что современное искусство — это работа с новой формой и новым материалом. Он использует метод расслоения картины. Сюжет — трактор с работниками, взят с реального фотоизображения 50-х, а надпись — цитата из знаменитой песни «Широка страна моя родная» 1935 года. Изображение складывается из нескольких слоев, и полностью его можно рассмотреть только при определенной точке зрения, что создает многомерный эффект при наложении, подобный работам итальянских футуристов. Потапов изображает людей и символы, при этом смещая слои так, чтобы добиться максимального искажения картинки — эффекта распада.
Владимир Потапов. 2015
инсталляция
С каждым днем
все радостнее жить!
5
Работа была сделана к выставке «Русское бедное» и входит в проект «Географические карты». Известные российские графики собирают карты городов. Центральную часть города Перми Флоренские собрали из вещей, найденных в здании Речного вокзала, антикварных магазинах и на «блошином рынке».

Форма, фактура, цвет материала сами подсказывают художникам, чем эти вещи станут в новом объекте. Обратите внимание, какой предмет воплощает образ главной реки города Камы, театра оперы и балета, улицы Монастырской? Ольга и Александр Флоренские собирают эти абсолютно разные предметы в органичную мозаику.
Ольга и Александр Флоренские. 2009
инсталляция
Центральная часть города Пермь
6
«Убей в себе Шишкина, Малевича и Дюшана» — рекомендует Владимир Козин, и даже приготовил рогатки — для «Утра в сосновом лесу», «Черного квадрата» и «Писсуара». С помощью ироничной инсталляции Козин обращает внимание на большую проблему искусства: художественное наследие великих предшественников часто создает комплекс неполноценности у последующих поколений творцов. Инсталляция в ироничной форме призывает избавиться от него.
Владимир Козин. 2019
инсталляция
убей в себе ...
7
Художники Дмитрий Петухов и Сергей Мотолянц называют себя последователями Владимира Козина. В качестве главного материала художники выбирают мыло и обыгрывают весь спектр его метафор — от чистоты физической до чистоты христианской. При этом художникам удалось сосредоточить наше внимание на всей красоте цвета и фактуры мыла в этой абстрактной работе.
Группа «Мыло». 2012
инсталляция
Большая мозаика
из туалетного мыла
8
«Башмаки» Владимира Анзельма входят в серию «Гастарбайтеры духа». Они одновременно и бедные, и богатые, сверкающие и похожие на обгоревшие руины, которые могут мгновенно раскрошиться, если мы достанем их из стеклянной витрины. Сделана работа из ценного каменного угля. Художник предпочитает иркутский антрацит за его особый блеск. В серию входят предметы, разные по форме и своей природе: яблоко, череп, ключ, меч, фигуры животных. Объединяет их только художественное переосмысление в необычном материале и технике.
Владимир Анзельм. 2007
ОБЪЕКТ
Башмаки
9
1
3 этаж • Идентичность
Название выставки «Его глаза никогда не выражали ненависти» цитирует одноименную работу арт-группы «Инспекция "Медицинская герменевтика"». Эта работа стала медиатором третьего этажа экспозиции.
Группа «Инспекция „Медицинская герменевтика“» существовала с 1987 по 2001 года, в ее состав входили Павел Пепперштейн, Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Антон Носик и Владимир Федоров.

Работа «Его глаза никогда не выражали ненависти» посвящена Юрию Лейдерману, одному из членов «Медгерменевтов». Между участниками группы была традиция дарить друг-другу подарки, которые они делили на три категории: атрибут (объект для посвящения внутри группы), сувенир (объект «на память») и трофей (предмет, вынесенный из потустороннего).

Инспекция «Медицинская герменевтика». 1986
Работа-медиатор
Его глаза никогда
не выражали ненависти
Масштабное раскрытие темы идентичности происходит в проекте Дмитрия Гутова и Виктор Бондаренко. Всего на выставке представлено 80 произведений, которые созданы только из слов — имен известных людей и указания их национальности. Работы просты и нейтральны по своему содержанию, при этом надписи отличаются яркостью и живописностью. Проект раскрывает многонациональный характер России, — все эти люди внесли большой вклад в развитие истории и культуры нашей страны. А вы знаете упомянутых здесь людей?
Дмитрий Гутов, Виктор Бондаренко. 2011
инсталляция
Россия для всех
2
Художник из Воронежа Сергей Горшков занимается деревянной скульптурой. Он вырезает и раскрашивает цветы и ангелов в народной манере. Ангелы Горшкова перекликаются с пермской деревянной скульптурой из собрания Пермской художественной галереи.

Эти работы были созданы специально для паблик-арт проекта в 2011 году. Они просидели несколько лет на балконах центральных улиц города Перми. А затем были отреставрированы художником и перешли на хранение в коллекцию PERMM. Сегодня мы можем любоваться ими на выставках в пространстве музея.

Сам художник объясняет свое желание создавать ангелов так: «В детстве бабушка Дуня рассказывала мне, что у каждого человека на одном плече сидит ангел, а на другом — бес. Ангел помогает нам совершать хорошие поступки, а бес толкает к совершению пакостей. И если мы делаем что-то хорошее — ангел становится сильнее. Изготовление ангелов как будто помогает исправить ошибки, загладить перед кем-то свою вину. Будто бы увеличивая армию деревянных фигурок, можно увеличить количество света и добра в этом и том мире».
Сергей Горшков. 2010
скульптуры
Ангелы среди нас
3
Звуковая инсталляция «SeedShaker: в ожидании благоприятной среды и подходящего времени» художника Сергея Филатова формирует в пространстве перкуссионное полотно. Подойдите к объекту ближе или обойдите его вокруг — вы услышите, как звуковое полотно меняется. В шарообразные прозрачные корпуса помещены семена растений. Они приходят в колебание под воздействием вибрации, создаваемой встроенными моторами-эксцентриками. Звучание каждого шара уникально по тембру и громкости: движение зерен подсолнечника, финиковых косточек и бобов звучит по-разному.

«В своем подходе я делаю акцент на акустической осознанности, приглашаю в область созерцания отдельно взятого звука или же звукового ландшафта» — рассказывает Сергей Филатов.

Идея проекта — обращение к принципу постоянной изменчивости, которая характерна для природных явлений. Эта звуковая инсталляция раскрывает акустические свойства материалов и реорганизовывает звук, привлекая зрителя к процессу развития внимания.
Сергей Филатов. 2018
инсталляция
SeedShaker
4
6+