28.10.2023 — 15.07.2024
выставка-исследование пермской музыкальной сцены

16+

хранители
огня

Как смотреть выставку?

«Хранители огня» — это удивительное путешествие по пермской музыкальной жизни последней четверти ХХ — первой четверти ХХI века. За начальную точку таймлайна взят конец 1970-х годов — время появления музыкальных коллективов, делавших первые шаги от сладких песен ВИА к роковому звучанию.

Главный герой выставки «Хранители огня» — сама музыка. Полифония стилей и имен, звучащих в Перми последние 50 лет, во всем своем многообразии — от нежных рок-баллад группы «Хмели-Сунели», одна из песен которой дала название выставке, до плотного электронного саунда коллектива Gnoomes, от евродэнса и электро-хауса DJ Smash до ироничного «пацанского хип-хопа» рэпера Сявы. Все они рисуют музыкальный ландшафт города и отражают внутренний мир его жителей — очень разных и в чем-то очень похожих.

«Хранители огня» — это не просто ностальгический проект, предлагающий зрителям опыт совместного переживания воспоминаний о юности. В основе выставки лежит исследование, призванное систематизировать знания о пермской музыкальной сцене и протянуть связующие нити между ее героями разных десятилетий.

Кураторы: Эльмира Минкина, Валентин Дьяконов, координатор: Григорий Ноговицын.

Зрителям предстоит испытать коллективный и индивидуальный опыт прослушивания музыки самых разных стилей, окунуться в атмосферу одного из главных пермских музыкальных фестивалей, вспомнить любимые мелодии и познакомиться с новыми для себя именами и названиями. На выставке прозвучит музыка 70 артистов и групп — как широко известных, так и андеграундных.

Узнайте про название

Название выставки взято из песни «Королева тростника» поэта и музыканта Евгения Чичерина (1972 — 1999), лидера легендарной пермской группы «Хмели-Сунели». Огонь в интерпретации создателей выставки — музыка, а хранители — те, кто ее создает и слушает.

Евгений Чичерин (1972 — 1999)

Выставка расположена в пространстве музея на нулевом этаже, в котором есть все условия для погружения в музыку: идеальная звукоизоляция и отсутствие солнечного света делают его похожим на концертный зал или ночной клуб. В бывшем здании Мерседес-Центра, в которое переехал PERMM, здесь располагалась подземная парковка.

Архитектуру выставки продиктовал основной экспозиционный материал — музыка. Для знакомства с ней создано три вида пространств: капсулы, посвященные творчеству отдельных групп и артистов; танцпол с подборкой танцевальной музыки разных лет; автомобиль с тематическим плейлистом. В каждом из пространств — свой режим прослушивания: условно-коллективный (в наушниках в зоне танцпола), совместный (в салоне автомобиля) и личный (в капсулах).

Спуститесь в подземную парковку

Изучите таймлайн

На входе зрителей встречает таймлайн, в котором отмечены самые яркие и самые печальные события за последние полвека, — от знаковых релизов и запусков фестивалей до закрытия проектов и смертей героев пермской музыкальной сцены прошлого. Таймлайн делится на пять разделов: «Пролог» (конец 1970-х — 1984 г.), «Начало» (1984 — 1989 гг.), «Золотой век» (1990-е), «Новый век» (2000 — 2009 гг.), «Революция» (2009 — 2014 гг.), «Продолжение» (2014 — наши дни). Изучите его перед музыкальным погружением в выставочное пространство.

конец 1970-х — 1984 г.
2014 — наши дни

Слушайте выставку

танцпол
с наушниками
музыка в зеленой копейке
музыкальные
QR-коды
Возьмите с собой наушники — серьезная часть музыки, звучащей на выставке, не определяется программами вроде Shazam. Для того, чтобы зрители могли послушать треки и вернуться к прослушиванию после, предусмотрены QR-коды, ведущие на аудиозаписи в социальной сети VK, — заинтересовавший трек можно будет добавить в свой плейлист.
В центральной части экспозиции вы увидите зону танцпола, где с потолка свисают наушники. Смело надевайте их и погружайтесь в музыку нашего века.
магнитофон
с кассетами
Вернуться в аналоговую эпоху позволит интерактивная инсталляция «Жуки» Сергея Сигерсона из пермской поэтической группы ОДЕКАЛ и Елены Сиреневой. Здесь вы погрузитесь в атмосферу типичного рокерского «флэта», а конкретно, штаб-квартиры арт-коммуны ОДЕКАЛ. Десятки кассет представляют срез музыкальных рокерских интересов 1980-1990-х. Сами кассеты можно вставлять в магнитофон, представляющий собой жука.
В зоне, посвященной фестивалю Рок-Лайн вы увидите зеленую копейку 1970-го года. В автомобиль можно сеть и буквально перенестись во времени — в конец 1980-х и в начало 1990-х, в нем звучат треки пермских музыкантов тех лет. А на нашем сайте можно прочитать историю «Дедулина копейка» и узнать о том, как мечта дедушки Коли стала реальностью.

команда выставки

Работу по сбору материала — архивных записей и документов, интервью с музыкантами, — журналист Григорий Ноговицын вел более года в команде с экспертным советом выставки, в который вошли пять человек, по-разному связанных с пермской музыкальной сценой.

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

Семён Соснин
Кинооператор. «Архивариус пермского рока». Сохранившиеся у него материалы бесценны как для выставки, так и для истории рок-музыки города.

Борис Бейлин
«Великий мыслитель пермского рока». Его неординарный взгляд позволил представить развитие музыкальной сцены Перми с необычного ракурса.

Александр Пьянков
Музыкант, участник группы Gnoomes. «Представитель “новой волны” пермской музыки». Его опыт — источник информации о том, как и что в Перми играют зумеры и миллениалы.

Сергей Четверухин
Журналист, режиссер, сценарист, писатель. «Носитель огня». В его коллекции — бесконечное количество потрясающих историй и баек, без которых невозможен рассказ о жизни пермской рок-тусовки.

Сергей Дюкин
Кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и философии Пермского государственного института культуры, участник группы «Ганс Пфалль». «Рыба, ставшая ихтиологом». Участник пермского рок-движения, который смог посмотреть на него со стороны — как культуролог.

Григорий Ноговицын, координатор
Журналист, живет и работает в Перми. Культурный обозреватель портала ProPerm.ru, экскурсовод проекта «Прогулки по Перми». До 2022 года писал об искусстве и культуре для пермского независимого интернет-портала «Звезда». Был отборщиком пермских театральных фестивалей МОНОfest и POSTFACT. Как экскурсовод сотрудничал с проектным офисом «Пермь-300».

КУРАТОРЫ

Эльмира Минкина
Независимый куратор, живет и работает в Москве. Постоянный автор онлайн-издания об искусстве «Артгид», менеджер образовательных мероприятий и digital-проектов Еврейского музея и центра толерантности (Москва). Кураторскую деятельность начала в 2022 году. Работала над выставочными проектами «Тонкие граждане» (Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре), «По кусочкам» (галерея «Парк») и «Маленькое искусство» (галерея «15/10»).

Валентин Дьяконов
Российский искусствовед, арт-критик, куратор, дизайнер, кандидат культурологии. Как критик и арт-журналист сотрудничал с такими изданиями, как «Артхроника», «Артгид», «Новый мир искусства». До 2016 года работал редактором раздела «Культура» ИД «Коммерсантъ». Среди наиболее значимых кураторских выставочных проектов последних лет, — «София аль-Мария. Песня чудовищного типа» (2021, музей современного искусства «Гараж»), «Прекрасная ночь для всех людей» (совместно с Анастасией Митюшиной, 2-я триеннале современного искусства России, «Гараж»), «На маяк» (2017, PERMM), «Детектив» (2015, Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре), «Философия общего дела» (2012, Пермская художественная галерея).