Выставка работ из коллекции музея permm

16+

и да
и нет

28.10.2023 — 13.10.2024

В день открытия в новом пространстве мы представили первую в своей истории постоянную экспозицию, предназначенную для показа музейной коллекции. Первый выпуск курирует Арсений Сергеев. Выставка, разместившаяся в двух этажах — темном и светлом, — посвящена противопоставлениям. А ее название — «И да и нет» — отражает предложение попробовать подвергнуть сомнению идею о черно-белом мире. Экспозиция объединила более 200 работ российских современных художников XX – XXI веков из коллекции PERMM — Дмитрия Пригова, Николая Полисского, Рикардо Мурелли, Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева, Энвиля Касимова и Сергея Орлова, Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной и многих других.

да нет…

первый этаж

Темнота обычно органически воспринимается как угроза. Материальность темного вызывает если не страх, то тревожные неприятные эмоции. Черный цвет ассоциируется с отрицанием, злом, смертью. Работы черной части экспозиции — в основном объемные, подчеркнуто материальные изображения. Объекты и фрагменты инсталляций пространственно существуют «в отсутствии перспективы», они ахроматические — черно-белые, причем черный явно доминирует, и насыщенный яркий цвет тут появляется лишь как коннотация траура. Статика, замороженность, пауза большинства работ — метафора постоянства, конкретности и обыденности зла. В этом замедлении и неподвижности набирает вес Слово, его смысл и валентность — готовность вступить в реакцию как с контекстом, так и с восприятием зрителя. Слово — свидетель «драмы объективации» субъекта, поражение личности пространством. Однако небытие, опасность, история одновременно становятся основой проектного мышления, визионерства, построенного на осмыслении и осознании хрупкости и незащищенности каждого момента жизни. Негативность несет в себе потенциал роста и развития. Трезвость, суровая правда, присутствие здесь и сейчас, исследование и наблюдение, любопытство — все это часто не имеет цвета, но может быть описано в черно-белых тонах. Чтобы увидеть свет, нужна темнота.

В день открытия музей PERMM представит первую в своей истории постоянную экспозицию, предназначенную для показа музейной коллекции. Первый выпуск курирует Арсений Сергеев. Выставка, разместившаяся в двух этажах — темном и светлом, — посвящена противопоставлениям. А ее название — «И да, и нет» — отражает предложение попробовать подвергнуть сомнению идею о черно-белом мире. Экспозиция объединит более 200 работ российских современных художников XX – XXI веков из коллекции PERMM — Дмитрия Пригова, Николая Полисского, Рикардо Мурелли, Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева, Энвиля Касимова и Сергея Орлова, Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной и многих других.

нет да!

второй этаж

Свет — условие безопасности, роста, ясности и спокойствия. Бесплотность света открывает пространство. Белый содержит в себе все остальные цвета. Белый в европейской традиции, безусловно, положительный цвет. Работы белой части экспозиции в основном плоские, это изображения в двух измерениях, все они насыщены цветом, яркие оттенки близки к спектральным цветам. Яркий цвет связывается в сознании с энергией, движением, ростом. Цветовые ощущения стимулируют прихотливую эмоциональность, сопутствуют фантазии, эротические переживания. Цвет и орнаментальность — основа красоты. Одновременно свет проявляет манипулятивную сторону цвета — цветовой код — не только для проектирования и систематизации, но и как стратегия разделения и властвования. Цвет управляет нашими эмоциями, причем всеми, не только позитивными. Часто цвет скрывает подмену, подделку, искусственность. Еще цвет может быть признаком измененного сознания, опьянения, галлюцинирования. Полноцветное, светлое и возвышенное может обернутся наивностью, идеализмом, соблазном, тщетными надеждами, самообманом, потерей лица в пространствах абстрактного и потому недосягаемого добра.

Первая в истории PERMM постоянная экспозиция станет своеобразной ревизией коллекции музея и одновременно предложением разговора о несостоятельности опоры на стереотипы. Противопоставления — добро и зло, красота и уродство, божественное и дьявольское, тьма и свет — работают ли они в современном мире? Можем ли мы мыслить этими черно-белыми категориями, принимая важное решение? Наконец, всегда ли «да» — это «да», а «нет» — это «нет»?

Концепция выставки

— Идея экспозиции «И да и нет» — отсортировать работы коллекции PERMM, руководствуясь принципом бинарных оппозиций, и понаблюдать нарративы, возникающие как внутри работ, так и между ними в результате такой «перетасовки», — Арсений Сергеев, куратор выставки.

Экспозиция поделена на две части — «адскую» и «райскую». Первая — условно негативная, «Да нет…», — собрала работы, решенные в темном колорите, с минимумом оттенков. Во второй — условно позитивной, «Нет, да!», — представлены работы с преобладанием света и цвета. Многие работы в принципе не поддаются однозначной интерпретации — их можно толковать двояко. Переходя из одной части выставки в другую, зритель волен сам решать, в какой из них больше Рая, а в какой — Ада.

Куратор, художник, преподаватель. Живет и работает в Москве и Перми. Сооснователь Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Преподаватель современного искусства и кураторства в Школе дизайна НИУ ВШЭ в Москве. В прошлом — руководитель Школы современного искусства АртПолитика в Екатеринбурге (2008 — 2010) и Перми (2012 — 2014), а также продюсер проектов арт-групп «Куда Бегут Собаки» и «Засада Цеткин». Лауреат премии «Инновация 2008» в номинации «Лучший региональный проект» за проект «Длинные истории Екатеринбурга».

Среди важных кураторских проектов последних лет — выставки «Андрей Красулин. Начала» (PERMM, 2023), «Ломать не строить!» (галерея на Солянке, Москва, 2019), «Эффект наблюдателя» в рамках параллельной программы 6-й Московской биеннале молодого искусства (ЦСИ «Винзавод», Москва, 2018), «Обещание пейзажа. Ландшафтная оптика в современном российском искусстве» (PERMM, 2017), «Транзитная зона» (PERMM, 2014).
Арсений Сергеев
куратор

Музей современного искусства PERMM
При поддержке Министерства культуры Пермского края

Куратор: Арсений Сергеев

Директор: Наиля Аллахвердиева
Менеджмент: Екатерина Шумилова
PR: Надежда Чернышева (проектное бюро 313), Екатерина Фотина
Маркетинг: Станислав Павлов, Яна Пономарёва, Анастасия Прибыткова
Отдел хранения: Наталья Суркова, Татьяна Архипова
Техническое обеспечение: Антон Лебедев, Валерий Лебедев
Административная группа: Алина Буякова, Елена Воронцова

дизайн:
Ксения Кадочникова, Мария Артамонова, Антон Шишов (проектное бюро 313)

Команда выставки