В программе — два формата экскурсий: «Да нет...» выстроена вокруг работ первого «темного» этажа, «Нет да!» — вокруг работ второго «светлого» этажа. Гостей ждет путешествие по первой в истории музея постоянной экспозиции, куратором которой выступил Арсений Сергеев. Проект получил название «И да и нет» и объединил более 200 работ российских современных художников из коллекции PERMM. Владимир Береснев предлагает найти ключ к пониманию выставки и расшифровать принцип бинарных оппозиций, на основе которого экспозиция поделена на два этажа — темный «Да нет...» и светлый «Нет да!».
Ключом к пониманию выставки в целом и каждого экспоната в отдельности являются бинарные оппозиции. Бинарные оппозиции — пары взаимоисключающих характеристик, одна из которых является условным плюсом, присутствием качества, а вторая — условным минусом, отсутствием качества. Например, свет и тьма, любовь и ненависть, жизнь и смерть, добро и зло, ум и глупость. Несмотря на то, что каждая из сторон бинарной оппозиции логически исключает другую, они неразрывно связаны друг с другом, и четкой границы между ними провести нельзя.
Как это связано с выставкой? В отношении произведений современного искусства бессмысленно задавать вопрос «что хотел сказать художник», особенно, если вы хотите получить на него однозначный, непротиворечивый ответ. Гораздо больше знаний и эмоций вы сможете получить, наблюдая за игрой многочисленных смыслов, сменяющих и даже уничтожающих друг друга в историях, которые вы расскажете сами себе при встрече с экспонатами.
Темнота — метафора начала пути в познании. Мы идем из темноты на свет, мы знаем свет, поскольку способны отличить его от тьмы. Слово «нет» в названии выставки эквивалентно темной части экспозиции. Однако это не запрет, не отрицание возможности понимания, не отсутствие смысла. Нет — обращенное да. Оно не может быть пустым: отрицание, неприятие всегда имеет позитивный полюс: мы всегда что-то отвергаем, с чем-то не соглашаемся. И это что-то является для нас реальным в тот момент, когда мы говорим ему нет.
Эта комбинация слов может быть использована как оптический прибор для исследования представленных на выставке произведений искусства. Каким бы непривычным и непонятным не показался вам экспонат, не спешите отказываться от попыток понимания. За любым «нет» в искусстве всегда скрывается „да“».