“
При проектировании выставки я всегда отталкиваюсь от самого выставочного пространства. Когда мы узнали, что «ИДИ» будет располагаться на третьем этаже музея PERMM, я обратил внимание на его сложную многоугольную форму.
Колонны, которые проходили по центру выставочного зала, визуально дробили его, а нам хотелось сгладить геометрию зала, сделать ее более мягкой для восприятия, скрыть часть несущих колонн, получив тем самым более цельное выставочное пространство.
Два года назад мы открывали юбилейную выставку Точки в ЦВЗ, тогда мы впервые показали городу накопленный за годы работы экспозиционный материал — работы наших учеников. Для этого была необходима понятная планировка выставки, где у каждого преподавателя и его учеников было свое отдельное пространство. Тогда мы задавались вопросом «что такое дизайн?» и подобная рациональная структура выставки была вполне оправданна. Сейчас мы выходим на более широкое поле для дискуссии, для нас будет важно обсудить взаимосвязь искусства и дизайна, проходит ли граница между этими двумя понятиями и если проходит, то где? Или же это все неотделимые части чего-то целого?
Сам музей современного искусства накладывает дополнительный контекст к идее выставки — это не только про дизайн и искусство, но и про многолетнее сотрудничество Точки и PERMM. Мы сразу понимали, что не хотим делить пространство выставки на отдельные смысловые блоки: художники отдельно, дизайнеры отдельно. Наоборот, нам хотелось показать работы наших учеников непрерывной экспозиционной линией, в едином потоке.
Первая форма, которая приходит в голову для подобного экспонирования — круг. Преимущество круга в том, что это самая легко считываемая форма, которую воспринимает наш глаз. Но когда мы воспроизводим в плане круг или кольцо, то мы можем обойти его только с внешней стороны, внутрь круга мы попасть не можем, так как этот контур является замкнутым. По этой причине остается много нереализованного выставочного пространства, чего мы не могли себе позволить.
Можно размокнуть круг и проникнуть внутрь контура, но тогда мы теряем непрерывность линии, что противоречило нашей концепции. Тогда мы пошли на хитрость и сделали двойную обводку разомкнутого круга, соединив начало и конец линии, получив тем самым нужную нам форму. Совершенно случайно у нас появился дополнительный образ, напоминающий знак вопроса, и это очень подходит цели нашей выставки – задавать вопросы и пытаться ответить на них.
Никита Гойнов,
архитектор, преподаватель «Точки», основатель дизайн-студии «Кто Это»