1 октября 2020 — 27 февраля 2021

Выставка «Исчезающий музей» в ДК «Ритм» на Юбилейном

«Исчезающий музей» — необычная выставка подростков в рамках программы PERMM «Подросток+музей+…», возникшая в ходе «околоархеологического» исследования старой радиорубки в пространстве изостудии «Легкое дыхание» на Юбилейном.

12+
УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МУЗЕЯ
Однажды в 2017 году Елена Ляшенко, педагог изостудии «Легкое дыхание», обнаружила запертую комнату в клубе «Юбилейный», где проводились занятия. Оказалось, что за закрытой дверью находится заброшенная радиорубка, в которой много лет назад кто-то собирал различные детали для радиоконструирования и сломанную технику. Там же находилась радиостанция, с помощью которой можно было связаться с любой точкой на земном шаре!

Елена узнала, что когда-то в изостудии был радиокружок, в котором занимались дети. Личные вещи, недоеденное печенье, немытая кружка — все это оставалось нетронутым в заброшенной закрытой комнате. На первый взгляд, все вещи в этой комнате представляли собой мусор и хлам, который нужно выбросить, чтобы освободить помещение для занятий изостудии. Но Елена решила запустить в эту «тайную комнату» подростков, чтобы попросить совета, что можно с этим сделать.

Вещи в «тайной комнате» вызвали у ребят неподдельный, горячий интерес! Из комнаты никто не хотел уходить. Каждый зашедший в комнату превращался в исследователя, всем была интересна функция находимых непонятных вещей. Предметы, которые были знакомы взрослым, подросткам казались неизведанными и странными. Так, ребята вместе с Еленой стали искать свидетелей того времени, когда комната была открыта и радиокружок работал.

Вещи в «тайной комнате» вызвали у ребят неподдельный, горячий интерес! Из комнаты никто не хотел уходить. Каждый зашедший в комнату превращался в исследователя, всем была интересна функция находимых непонятных вещей.
Предметы, которые были знакомы взрослым, подросткам казались неизведанными и странными. Так, ребята вместе с Еленой стали искать свидетелей того времени, когда комната была открыта и радиокружок работал.
Общаясь с разными людьми, ученики изостудии узнали о преподавателях радиокружка. Судьба их оказалась трагична: один из педагогов умер, второй после тяжелой болезни не смог работать. Так комната оказалась закрытой и никому не нужной. Со временем и сами радиокружки ушли в историю, никому не было дела до тех вещей, которые там были собраны.

Подростки решили, что так это все оставлять нельзя, что надо «оживить» все вещи и память о людях, которые работали в радиокружке. Педагогу изостудии Елене стало ясно, что ничего нельзя выбрасывать из этой комнаты, что просто так «прибраться» не получится, что найденные предметы не просто хлам, а целое поле для творческого исследования. Так, из интереса к прошлому, к истории комнаты, к людям которые там работали, из подростковой страсти ко всему неизведанному и возник проект «Исчезающий музей».

«ТЕХНОЛОГИЯ» ПРОЕКТА
Подростковый проект «Исчезающий музей» появился из контекста «кладбища» старой техники советского времени, из заброшенного радиокружка, который долгое время представлял собой «тайную комнату» в помещении изостудии «Легкое дыхание». Благодаря проекту ученики изостудии «оживляют», «воскрешают» память о человеке, собиравшем все эти вещи, используя метод археологической описи найденного.
Оказалось, что за закрытой дверью находится заброшенная радиорубка, в которой много лет назад кто-то собирал различные детали для конструирования и сломанную технику. Там же находилась радиостанция, с помощью которой можно было связаться с любой точкой на земном шаре!
«Раскопки» и изучение непонятных для подростков вещей становятся процессом рождения новых смыслов, воскрешения прошлого времени через инсталляцию самих предметов и их предполагаемых функций. Найденные вещи, в настоящее время являющиеся мусором, в процессе описи участниками проекта становятся частью «памятника» человеку, его труду, увлечениям. «Исчезающий музей» при помощи своих посетителей, с каждой найденной вещью перестает быть «исчезающим». Каким он в итоге станет, зависит от всех участников проекта и будущих посетителей музея.
Елена Ляшенко, педагог дополнительного образования, руководитель изостудии «Легкое дыхание» в клубе «Юбилейный»
360° ЭКСКУРСИЯ ПО ВЫСТАВКЕ
Видеоэкскурсия в формате 360° — смело жмите кнопку джойстика! Автор видео: Тимофей Дубровских
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОПИСИ
Когда я впервые пришел в комнату заброшенного радиокружка, я увидел темное пространство с множеством загадочных объектов, вызывающее чувство неизведанного и желание его изучить. Ведь одно из главных свойств человека — исследовать окружающий мир, понимать, какие вещи нас окружают и почему. Особенно это свойство развито у детей, которые, в отличие от взрослых, еще не сформировали свои границы полученным опытом и знаниями, поэтому при столкновении с новым у них включаются творческие механизмы, они начинают задавать вопросы.

В какой-то момент тайная комната напомнила мне древнюю гробницу с множеством неизведанных артефактов. Именно поэтому я предложил подросткам превратиться в археологов и провести раскопки радиорубки. Археологи в своей работе также сталкиваются с неизвестными для них предметами, исследуют их и пытаются предположить, как древние люди ими пользовались. Так мы пришли к идее составления карточек, похожих на археологические описи. Заполняя карточки, подростки стали обращать пристальное внимание на объекты, тратить на них свою энергию, время, а именно внимание придает окружающим нас вещам ценность. Подростки дали каждому предмету название, тем самым «проявив» и обозначив их в пространстве. Ведь именно называя предметы мы начинаем их видеть.
Пётр Стабровский, куратор проекта
КОМАНДА ПРОЕКТА
«Исчезающий музей»
Автор проекта: Елена Ляшенко, педагог дополнительного образования, руководитель изостудии «Легкое дыхание» в клубе «Юбилейный»

Куратор проекта: Петр Стабровский, студия «Световые объекты»

Художники, идея: Олеся Крылова, Мария Клюс, Дарья Субботина, Вероника Осташева, Алексей Гуревич

Художники, раскопки: Диана Азматова, Дарья Минеева, Елизавета Возжаева, Кристина Ваганова, Диана Даминова, Настя Баяндина, Екатерина Тихонова, Анна Кусаматова, Екатерина Зуева, Кира Коснырева, Ксения Габова, Алеся Матвеева, София Верхоланцева, Алена Сажина

Саундтрек: Виктор Иванов, проект «R404»

Технический консультант: Иванов Сергей Иванович, ЦДТ «Исток», радиолюбитель

Куратор проекта «Подросток+музей+…»: Анастасия Шипицина
О ПРОЕКТЕ «ПОДРОСТОК+МУЗЕЙ+…»
Создание проекта «Исчезающий музей» — часть масштабной программы музея PERMM «Подросток+музей+…», реализующейся в рамках грантового конкурса «Музей 4.0» Благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

«Подросток+музей+…» направлен на формирование междисциплинарного сообщества специалистов, владеющих актуальными методиками работы с подростковой аудиторией и готовых к сотрудничеству в рамках подростковых проектов, а также на создание системно действующих подростковых программ в культурных институциях Перми, Соликамска, Лысьвы и Воткинска.
Следить за новостями
нацпроекта ЛЕТО
расскажите немного о себе
какие новости вам интересны
Нажимая кнопку ПОДПИСАТЬСЯ вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных