Будущее — здесь и сейчас.

каким был наш 2023 год

Наиля Аллахвердиева

Основное ощущение от уходящего года — максимально сжатое время. Оглядываясь назад и осмысляя количество дел, которые проделала команда PERMM, я не могу поверить, что мы уложились всего в 12 месяцев.

Мы придумывали образы будущей Перми и вспоминали прошлое нашего города. Мы знакомились с удивительными городскими сообществами и художниками со всей России. Мы получали важные награды и выбирали победителей сами, запустив очередной этап нашей стипендиальной программы. Мы переехали в новое здание и уже начали новую жизнь.

Мне очень приятно подводить эти итоги.
Давайте вспомним основные моменты этого года.

Мы ждали этого события десять лет. Весной мы презентовали проект уникальной в масштабах страны реновации — впервые музей современного искусства переезжал в здание бывшего автоцентра. За рекордно короткий срок проект был осуществлен, и уже в октябре мы открыли первые выставки в новом пространстве.

Для нас это не просто смена локации. Мы открыли совершенно новый музей. В нем будет сохранено все лучшее, к чему вы привыкли за 14 лет, но все же мы начали новую жизнь — с новыми планами и проектами. Площадь нового PERMM — 7000 кв. метров. Это настоящий вызов. Теперь мы можем проектировать сразу несколько выставочных проектов одновременно, а это обеспечит постоянную работу музея без необходимости закрытия на время переэкспозиций.

Наша большая гордость — Белый зал, раньше здесь был ремонтный цех. Высота потолков достигает 10 метров, это единственный музейный зал в России с такими характеристиками. Для музея современного искусства это находка: пространство позволяет буквально растить художников, масштабируя их художественные проекты под размеры зала. Отличный пример — инсталляция «Баньян» Дмитрия Булныгина из 20 000 пластиковых бутылок.

2024-й станет годом адаптации к новому пространству — мы будем обживаться и искать новые решения. Мы в предвкушении новых открытий и развития самых неожиданных сюжетов.
с чистого листа: новый PERMM
Одной из самых неожиданных для нас стала новость о присуждении PERMM статуса «Музей года» от Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow. Ежегодно Cosmoscow награждает лучшие музейные институции — до нас этого звания были удостоены Третьяковка, Пушкинский музей, ММОМА, «Гараж» и МАММ.

Коллаборация с Cosmoscow стала совершенно новым опытом для музея и дала огромный потенциал для выстраивания отношений с пространством арт-рынка.

В рамках программы мы приняли участие в международной ярмарке современного искусства Cosmoscow, оказавшись в невероятной компании лучших российских галерей. На стенде Музея года — PERMM — мы представили инсталляцию Василия Кононова-Гредина, созданную специально для нас: «Антиформа» Гелендвагена воплотила образ реновации Мерседес-Центра в новое здание музея. Сейчас антиформу Гелика можно увидеть в главном холле музея.
статус «Музей года» и участие в ярмарке Cosmoscow
Мы очень гордимся нашей коллекцией, сегодня это одна из самых больших коллекций современного российского искусства в стране: более 1500 работ и более 100 авторов.

В этом году коллекция PERMM пополнилась 77 работами. Большой вклад внес Фонд Cosmoscow — в рамках программы «Музей года» было выделено 1,8 млн рублей. Мы решили поддержать российских художниц и отобрали 23 произведения. В коллекцию вошли работы Аси Маракулиной (Санкт-Петербург), Лизы Нестеровой (Екатеринбург), Елены Слобцевой (Пермь), Лейлы Аслановой (Ростов-на-Дону), а также художественного дуэта Ольги и Михаила Павлюкевича (Пермь) и арт-группы «Нежные бабы» (Калининград).

Помимо этого мы получили в дар 54 произведения искусства — графику, объекты, видео-арт — на сумму более 4,7 млн рублей. Коллекция пополнилась работами Анны Андржиевской (дар Татьяны Курсиной), Александра Бродского, Вадима Михайлова, Андрея Красулина, Сергея Тетерина, арт-групп «Нежные бабы» и «Микротерритория “Город Устинов”».
77 новых работ
в коллекции
В 2023 году работы из коллекции музея приняли участие сразу в нескольких выставках за пределами Перми. Летом мы представили обменный проект с московским Музеем истории ГУЛАГа — в Перми мы показали проект «Особый лагерь», посвященный музеефикации рудника «Днепровский» в Магаданской области, а в Москве открылась наша выставка «Система ограждений» — серия графических работ художницы Анны Андржиевской о лагере для политических заключенных «Пермь-36».

В декабре в «Арсенале» (Нижний Новгород) открылась выставка «Тау, Сеп / Спасибо, Сеп», посвященная творческому осмыслению повседневности удмуртской деревни, ритма ее жизни, философии быта. Мы предоставили для нее 10 текстильных объектов из серии «Корни» арт-группы «Микротерритория "Город Устинов"».

В конце года мы участвовали еще в одном межмузейном проекте. В Центральном выставочном зале открылась выставка «Память территории», где были представлены «вещественные доказательства» истории Пермского края из собраний Эрмитажа, Пушкинского музея, крупнейших музеев Перми и края. Наш музей на выставке представили работы Анны Андржиевской из серии «Пилорама» и объект «Сила и власть» художника Дмитрия Цветкова.
гастроли коллекции
В этом году мы реализовали два издательских проекта. Весной вместе со школой дизайна «Точка» выпустили каталог по итогам выставки «ИДИ», которая прошла у нас два года назад. Каталог из 360 страниц объединил более 100 проектов учеников школы, раздел о создании выставки и большой архив курсов и методов преподавания дизайна от педагогов Точки — от придумывания идеи до разработки архитектурных концепций, сценографии и гейм-дизайна.

А осенью совместно с санкт-петербургской галереей Марины Гисич представили большой каталог, посвященный творчеству Владимира Козина, чья первая большая персональная выставка «Почувствуй себя птицей» прошла в 2019-м именно в музее PERMM. Сегодня работы художника хранятся в нашей коллекции — часть из них можно увидеть прямо сейчас на выставке коллекции «И да и нет».
издательские проекты
Летом мы представили большой обменный проект «По обе стороны уральских гор». Мы посвятили его осмыслению 300-летия как общей юбилейной даты для Перми и Екатеринбурга. Наши города многое сближает, при этом они очень разные. Эти различия и сходства продюсеры проекта Наиля Аллахвердиева и Илья Шипиловских исследовали посредством художественной интерпретации событий, явлений и образов, из которых сегодня складывается представление о регионе.

Проект был «обменным» и состоял из двух частей. Выставка екатеринбургских художников получила название «Дикое счастье» (куратор Илья Шипиловских) и была показана в PERMM, выставка пермских авторов «Сечение» (куратор Петр Белый) была представлена в Арт-галерее Ельцин Центра.

В такой сборке очень красиво прослеживаются сюжетные линии художников, работающих по разные стороны Уральских гор. С одной стороны пермская «серебристость» — художники, создающие свои истории о бесконечной попытке поиска гармонии на фоне тотального хаоса и о собственном способе быть художником, а с другой — екатеринбургские авторы, чаще ориентированные вовне и работающие с мифологией, историей, социальными мотивами, осмысляя окружающую их реальность и те нарративы, из которых она оказалась соткана сейчас или из которых когда-то взросла.
Пермь и Екатеринбург: современное искусство по обе стороны Уральских гор
Еще одним событием в контексте 300-летнего юбилея стал большой проект музея — «Придумай Пермь». Юбилеи всегда несут в себе ностальгический нарратив. Мы же решили говорить не о прошлом, а о будущем. А придумывать это будущее пригласили пермские городские сообщества и современных художников.

Проект длился почти два года и стал самой продолжительной программой арт-резиденций за всю историю PERMM. Его участниками стали пермские экологи, автомобилисты, актеры, чтецы стихов, создатели пермского медиа и другие сообщества. «Проявить» образы будущего Перми им помогли художники, дизайнеры, перформеры и музыканты из разных городов России.

Итогом проекта стало масштабное шествие по улице Крупской, для подготовки которого была приглашена сценарная группа во главе с московским режиссером, выпускником студии Брусникина — Алексеем Мартыновым.
Пермь будущего

Финальное шествие проекта «Придумай Пермь» стало для нас еще и жестом прощания с Мотовилихой, ведь мы уже были в процессе переезда в новый дом музея и готовили первые выставки. 27 и 28 октября состоялся предпоказ и открытие Нового PERMM в здании бывшего Мерседес-Центра. В день открытия гости увидели сразу три премьерных проекта — выставку коллекции «И да и нет» (куратор: Арсений Сергеев), проект-исследование пермской музыкальной сцены «Хранители огня» (кураторы: Эльмира Минкина, Валентин Дьяконов, координатор: Григорий Ноговицын), recycle-инсталляцию Дмитрия Булныгина «Баньян», а также «Антиформу №15» Василия Кононова-Гредина, впервые представленную на международной ярмарке Cosmoscow 2023 на стенде Музея года — PERMM.

открытие музея
 и трех премьерных выставок
Баньян
Первый проект в Белом зале (бывшем ремонтном цехе) — «Баньян» Дмитрия Булныгина — посвящен проблеме доступности чистой питьевой воды. Для создания огромного экзотического дерева Fícus Benghalénsis (фикус бенгальский) понадобилось более 20 000 использованных пластиковых бутылок, кстати, все они были собраны в Перми жителями города. В ходе работы проекта инсталляция будет расти — зрители смогут принять участие в достраивании «Баньяна» в авторской технике художника.
И да и нет
Куратор первого выпуска музейной коллекции в новом здании — Арсений Сергеев — поделил экспозицию на два такта: первый — темный «да нет…» — разместится на первом этаже, второй — светлый «нет да!» — на втором. Выставка посвящена противопоставлениям, а ее название — «И да и нет» — отражает предложение попробовать подвергнуть сомнению идею о черно-белом мире. Выставка объедила более 200 работ из коллекции PERMM — Дмитрия Пригова, Николая Полисского, Рикардо Мурелли, Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева, Энвиля Касимова и Сергея Орлова, Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной и многих других.
Хранители огня
В цокольном этаже, на месте бывшей подземной парковки, мы открыли выставку-исследование пермской музыкальной сцены. Главный герой выставки «Хранители огня» — сама музыка. Это полифония стилей и имен, звучащих в Перми последние 50 лет — от нежных рок-баллад группы «Хмели-Сунели» до плотного электронного саунда коллектива Gnoomes, от евродэнса и электро-хауса DJ Smash до ироничного «пацанского хип-хопа» рэпера Сявы. Все они рисуют музыкальный ландшафт города и отражают внутренний мир его жителей — очень разных и в чем-то очень похожих.
Новый музей моментально стал домом пермской музыки. Одной из первых в новом здании открылась выставка-исследование пермской музыкальной сцены «Хранители огня». А буквально через неделю мы провели в музее первую Ночь искусств, в ходе которой пермские диджеи создали звуковой ландшафт новых выставочных пространств.

В финале года мы открыли музыкальную сцену музея, предложив гостям еще больше музыки и разговоров о ней. Впереди большая программа концертов и встреч с пермскими музыкантами.

Мы в предвкушении.
музыкальная сцена PERMM

Таким был наш год — год перемен, развития, новых связей с Пермью и другими городами, художниками и кураторами, фондами и институциями. Пусть Новый год принесет всем нам еще больше возможностей и только хороших перемен.