автор: Кристина Завьялова, эксперт-дефектолог

Карта сенсорной
безопасности по выставке
«Она была красива как
русский пейзаж»

Карты сенсорной безопасности — инструмент для комфортного посещения выставок для людей с повышенной сенсорной чувствительностью и гостей с инвалидностью. Также карта может помочь подготовиться к визиту родителям с маленькими детьми, пожилым людям, людям с повышенной светочувствительностью и всем тем, кто впервые попадет в музей современного искусства. Выставки в музее открываются каждые 2−3 месяца — меняется экспозиция, формат объектов, звуковое сопровождение и даже внутренняя архитектура здания. Чтобы подготовиться к новой выставке, можно изучить специальную карту, которую разрабатывает эксперт-дефектолог, ассистент кафедры специальной педагогики и психологии ПГГПУ и друг музея Кристина Завьялова. На карте выставки описаны сенсорные особенности — есть ли острые предметы, затемненные места, сильный шум, присутствуют ли необычные запахи. Сейчас в музее проходит выставка двух арт-групп «Она была красива как русский пейзаж»,
она располагается на двух этажах здания.


авторы выставки:
арт-группы «Дальневосточные разлучницы» (Владивосток) и «Нежные бабы» Калининград)

куратор:
Алиса Савицкая

даты выставки:
18 февраля — 22 мая 2022 года
Входная зона
Во входной зоне комфортный, умеренно приглушенный свет. Рядом с аннотацией мы можем увидеть книгу В. Н. Осокина «Рассказы о русском пейзаже». Рядом с ней на стене расположена этикетка с расшифрованным текстом, который был оставлен в книге неизвестным человеком.

Первый этаж экспозиции
Стены первого этажа серого цвета, общее освещение приглушенное, объекты имеют направленное освещение. В зале присутствует повышенная зашумленность — музыкальное сопровождение, хлопки, гул, стук колес поезда. Можно осуществлять фото- и видеосъемку. При переходе из зала на лестничный пролет нет перепада высоты пола. Весь этаж экспозиции с ощутимой сенсорной нагрузкой.
1
Видеоперфоманс «Транссибирский ковчег», Нежные бабы

Оказавшись на первом этаже, мы сразу обращаем внимание на инсталляцию, которая представляет собой вытянутый прямоугольник, напоминающий длинный вагон, внутри которого на плазме показывается видео. Нет резких кадров, умеренно быстро происходят действия. Слышно звуки колес поезда, шум, который временами затихает, затем появляется снова. Дети и люди невысокого роста не смогут дотянуться до видео, чтобы его посмотреть.
2
Объект «Забайкальские дары», Дальневосточные разлучницы
3
Видеоперформанс «Женщины, выбивающие ковры», Нежные бабы

На большой стене проецируется видеоперформанс. На видео женщины зимой выбивают ковры, повторяя одни и те же простые бытовые действия. На видео нет резких кадров, есть звуки хлопков.
4
Инсталляция «Каганат любви, господствующий над царством тоски и гнева», Дальневосточные разлучницы

В середине зала по форме овала развешана белая тюль. На ней пришито множество бубенчиков, которые тихо издают звук, если ее задеть. Внутри стоит стол, накрытый скатертью, за которым в обычной жизни проходит застолье. На столе лежит мелкий бисер, схемы для плетения, нитки мулине, иголки и ножницы. Здесь посетителям можно создать новый объект для выставки — «Узор-ковер» из бисера, также можно вышивать нитями мулине на скатерти. С острыми материалами для рукоделия стоит быть осторожными.
5
Видеоперформанс, фотографии «Сонная артерия», Нежные бабы при участии Нины Михеевой и Влада Шутова

Перед вами в ряд расположено девять плазм. На каждом видео разные женщины перебирают «бусы» из камней. На видео нет мелькающих кадров, есть громкое музыкальное сопровождение.
6
Видеоперформанс «Ловители янтаря», Нежные бабы

На большую стену проецируется видеопермофманс. На видео мы можем наблюдать, как группа мужчин рискуя своей жизнью заходят в бушующее море с сачками, чтобы поймать янтарь. Нет мелькающих и резких кадров.
7
Объекты из керамики и бисера, Дальневосточные разлучницы
8
Интерактивный объект «Лес на месте уссурийского дома (раёк), Дальневосточные разлучницы»

Деревянный объект (театр) имеет форму прямогульника с окошками. Внутри него перематываются с одного края на другой бумажные полосы с рисунками художников. Объект интерактивный, посетителям можно прокручивать рисунки самостоятельно. Есть подставка для детей.

Туалет

Зона отдыха

Зона отдыха
Лестница
Второй этаж экспозиции

Зал с серьезной сенсорной нагрузкой. Перед тем, как зайти в выставочное пространство второго этажа, нужно быть внимательным, есть небольшой перепад высоты пола. Общее освещение зала приглушенное, объекты имеют направленное освещение, стены темно-серого цвета. В зале много громких звуков, чувствуется запах зажжённых спичек. Можно осуществлять фото- и видеосъемку. Дверь, при выходе из зала, окрашена в цвет стен, из-за этого ее можно не заметить. Не пугайтесь и будьте внимательны.
1
Инсталляция, видеоперформанс «Уроки дыхания», Нежные бабы
Слева от входа на стену проецируется видеоперформанс «Уроки дыхания». Евгения Лаптева, художница, зажигает спички и пытается уберечь пламя от внешней среды. На видео нет резко меняющихся кадров, слышны звуки зажигающихся спичек.
2
Инсталляция, фотодокументация перформанса «Один стул, много стульев», Нежные бабы
В углу зала мы можем наблюдать высокую гору песка (дюну), на которой в разных зонах расположены старые деревянные стулья. Нельзя забираться на дюну и ходить по песку.
3
Инсталляция «Каганат любви, господствующий над царством тоски и гнева», ДВР
В середине зала в форме овала развешана белая тюль. На ней пришито множество бубенчиков, которые издают тихий звук, если ее задеть. Внутри находится пианино, на нем можно играть посетителям. На тюль проецируется два видео – видеохроники 2020-2022 годов арт-группы ДВР, кадры в видео могут меняться достаточно часто. Из-за видео на полу и стенах появляются блики и тени. Ориентируйтесь на свое состояние и чувствительность, когда будете смотреть видео, чтобы не возникло дискомфорта и сенсорной перегрузки. Звук достаточно громкий, его слышно не всегда.
4
Саунд-инсталляция «За пределом пространства и времени, в собственном неповторимом моменте» (Сад шума)», ДВР
Интерактивный объект, созданный из электроники и мусора, смонтирован в виде дерева. Основой для инсталляции послужил хаотичный набор звуков, которые издаются из множества колонок. Звук громкий, может быть неприятен для человека, ориентируйтесь на индивидуальные ощущения.
5
Видеоперформанс, объект «Сосновая вешалка», Нежные бабы
На большую стену проецируется видео. На нем художница Евгения Лаптева подвешивает себя за кофту на сосну, транслируя и интерпретируя таким образом «подвешенное» состояние. Нет резких и мелькающих кадров и звукового сопровождения.
6
Объект «Уссурийская обитель», Дальневосточные разлучницы