Вся музейная коллекция — отражение времени, в котором она формировалась, также как и вся деятельность музея во внутреннем и внешнем пространстве — отражение времени. Меняется время — меняется и музей. Это непрерывный процесс.
Изначально музей PERMM проектировался в рамках одной концептуальной идеи — он задумывался как музей тематический, связанный с понятием бедного искусства и брендом «Русское бедное». В процессе жизни музея эта концепция видоизменяется. Музей становится «третьим местом», активно взаимодействующим с территорией и обществом, а выставочная деятельность — отражением актуальных проблем человечества.
За годы работы музей PERMM собрал коллекцию почти в 1500 единиц хранения. Сердце коллекции — круг художников проекта Сергея Гордеева «Русское бедное» (2008) — Александр Бродский, Анатолий Осмоловский, Ольга и Александр Флоренские, Владимир Козин, Витас Стасюнас, Николай Полисский, Анна Желудь, Сергей Шеховцов, Сергей Горшков, Петр Белый, Юрий Шабельников — постепенно увеличивается за счет художников, чьи работы можно отнести к этому явлению, среди них — Сергей Каменной, Юрий Штапаков, Татьяна Антошина, Игорь Панин, группа «МЫЛО».
До 2013 года пополнение коллекции PERMM происходит в основном за счет даров меценатов и спонсоров*, ориентированных на GR и PR ресурс музея как флагманского проекта Пермской культурной революции. После кризиса 2013 — 2014 годов, дистанцирования региональной власти от музея и переезда PERMM на временное поселение в бывший торговый центр (бульвар Гагарина, 24) коллекция пополняется экстенсивно, через выставки, но тем не менее очень вдумчиво. Музеем принимаются только те работы, которые развивают и поддерживают ядро коллекции, сформированное на старте.
Примерно треть коллекции — это предметы Московского архива нового искусства (МАНИ), сформированные в одно собрание художником Николаем Панитковым и подаренные Пермскому краю Сергеем Гордеевым в 2011-м году. В архиве представлены документация акций, фотографии, эскизы инсталляций, оригинальные работы групп «Коллективные действия», Инспекция «Медицинская герменевтика», «Комар/Меламид», «СЗ», «Гнездо», «ЭТИ».
Московский концептуализм — устоявшееся направление в русском искусстве, достаточно полно описанное не только критиками, но и задокументированное самими авторами процесса. Несмотря на это, пермская часть обширного архива МАНИ требует научного изучения и публикации.
Необходимость смены вектора выставочной политики музея, которую с 2014-го года формирует Наиля Аллахвердиева, приводит к смещению фокуса в сторону локального контекста. С этого момента начинается усиленная работа с пермскими авторами и интенсивное пополнение раздела пермского современного искусства.
Чтобы сохранить преемственность двух историй музея — на Речном вокзале (2008 — 2014) и на бульваре Гагарина (с 2014), — связь с коллекцией «бедного искусства» поддерживается через показ персональных выставок художников, представленных в коллекции. Это в свою очередь повлияло на дополнительную комплектацию коллекции работами основного круга художников PERMM, таких как Владимир Козин, Петр Белый и Александр Бродский.
В результате работы этого механизма все персональные и сборные выставки оказывают влияние на содержание коллекции, трансформируя ее и помогая оседать в коллекции работам разных поколений художников России и стран СНГ. Произведения в свою очередь контурно проектируют будущие ветви развития коллекции, выходя за рамки «бедного искусства» и расширяя диапазон направлений до стрит-арта, медиа-арта и звуковых архивов.
новый этап истории коллекции
преемственность двух историй музея