5 апреля — 22 мая 2022 года
мультимедийный проект Жени Ржезниковой

мультимедийный проект Жени Ржезниковой

МЕРТВЫЕ ДУШИ.
КАРТОТЕКА ЛАНДШАФТОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

5 апреля — 22 мая 2022 года
Мультимедийная инсталляция «Мертвые души» продолжает серию проектов музея PERMM по исследованию русского пейзажа в широком культурологическом смысле. Главной задачей проекта Жени Ржезниковой стало создание портрета парадоксального, сложного, густонаселенного ландшафта страны, представленного Гоголем в поэме «Мертвые души». Видеоинсталляция запускается в момент, когда гость читает в микрофон отрывок из «русской одиссеи» — на экране возникают звуковые волны, которые затем превращаются в картины русской глубинки и гоголевских персонажей.

Проект получил Специальный приз премии «Инновация» от Французского института при посольстве Франции в России (2021). Композитор проекта — Виталина Стрекалова.

Представляем интерактивный мультимедийный проект художницы Жени Ржезниковой, созданный по мотивам поэмы Николая Гоголя и фотоархивов шести деревень от Новгородской губернии до Сахалина.

художница
Женя Ржезникова
«Мертвые души» Гоголя часто называют «Русской одиссеей». Описывая путешествие Чичикова, Гоголь создает парадоксальный, сложный, густонаселенный ландшафт России. Создание гоголевского пейзажа-портрета России, и стало для меня главной задачей в этой работе. Я начала смотреть фотоархивы, размышляя над тем, какими именно были «мертвые души». Мне показалось интересным расширить время и географию этой одиссеи, показать не только Малороссию середины века, описанную Гоголем, но и двинуться дальше на восток — до Сахалина, до самых границ империи конца XIX века.

«Мертвые души» — моя дипломная работа в ГИТИСе в мастерской Д. Крымова. Мне было важно оттолкнуться от Гоголя и найти этому сложному тексту визуальный эквивалент, сохраняя его насыщенность, парадоксальность и даже своеобразный романтический дуализм».
12+
руководитель музея современного искусства PERMM
Наиля Аллахвердиева
«Медиаинсталляция «Мертвые души. Картотека ландшафтов Российской империи» является важным комментарием выставки PERMM «Она была красива как русский пейзаж», поскольку переносит зрителя в новый временной слой, который Женя Ржезникова конструирует через систему образов, найденных в иллюстрациях этого времени. С помощью выразительности эпического коллажа художница предлагает прочтение самого цитируемого произведения русской литературы и культурологическое исследование образов русской жизни, из которых складывается ландшафт гоголевского времени. Образ ландшафта представлен в виде бесконечного движения эквалайзера, вызываемого к жизни голосом зрителя, читающего отрывок из поэмы».
Инсталляция представляет собой большой белый экран с пульсирующей черной линией. Голос зрителя, читающего в микрофон отрывок из «Мертвых душ», оживляет инсталляцию, запуская видео, на 90% состоящее из архивных фотографий — на экране начинают плыть пейзажи, появляются анимированные образы крестьян, звучат народные песни. Специальная система программирования позволяет зрителю влиять на качество воспроизведения видео, а также с помощью голоса вызывать дополнительные изображения.
технология ПРОЕКТА
концепция ПРОЕКТА
Инсталляция начинается с пульсирующей черной линии, символизирующей путь. Это и сам вектор движения героя «Мертвых душ» Чичикова, и визуализация голоса, и линия горизонта, из которой вырастают пейзажи и персонажи. Художница расширяет географию путешествия Чичикова до границ Российской империи XIX века — от Новгородской губернии до Сахалина — чтобы показать почти сказочное разнообразие тех «мертвых душ», которых покупали и продавали Чичиковы разных времен.

Видео раскрывается симметричными пейзажами деревень, которые сменяются группами людей, поющих народные песни в традиционных костюмах. Путь героя проходит через Нижегородскую губернию, Тобольский острог, Иркутскую область, бурятские степи, поселения айнов на Сахалине. Каждая географическая точка соотносится с эпизодом поэмы — так среди каторжан мы находим Ноздрева, а Коробочку встречаем в Нижегородской деревне, где всех мужчин забрали в рекруты. Запустить инсталляцию может только живое участие зрителя, читающего приготовленные для него фрагменты из поэмы.

Идея художницы изначально была предназначена для сцены, нескольких артистов и хора. Подобно Виргилию, в «Мертвых душах» по мирам Чичикова проводил кучер Селифан — именно его бытовое пошептывание создавало постоянную черную линию эквалайзера, которую оживляли песнями купленные души. Однако с каждой выставкой работа становилась все более лаконичной. Концентрация на видео позволила авторам дополнительно углубиться в архивные поиски и подключить интерактивные возможности.
ОБРАЗОВАНИЕ
2012 – 2015 Школа-студия МХАТ (факультет сценографии)
2015 – 2020 Российский Институт Театрального Искусства (режиссерский факультет, кафедра сценографии («Лаборатория Дмитрия Крымова»)

ВЫСТАВКИ
2017 «Театр начинается с палки» (Дом Гоголя)
2018 «Фабрика радостных людей» (ММОМА, куратор: Александра Селиванова)
2018 «Образ врага» (ЦСИ Винзавод)
2018 «С мыслями о Дагестане» (кураторы: Таус Махачева, Дмитрий Будкевич)
2019 «В конце есть начало. Тайная вечеря» (Венецианская биеннале, павильон ГМИИ им. Пушкина, куратор: Дмитрий Крымов)
2019 «Здесь и сейчас. Атлас творческих мастерских Москвы» (ЦВЗ Манеж)
2020 Salut! Выставка дипломных работ лаборатории Дмитрия Крымова (Музей Москвы)
2021 Выставка дипломных работ лаборатории Дмитрия Крымова (Галерея «8 ½ комнат», Граунд Солянка)
2021 «Жуки и гусеницы. Культура насекомых 30-х годов». (Центр «Русский Авангард», Галерея «На Шаболовке»)
2021 «Условия материальной независимости» (Переделкино)
2021 Выставка номинантов премии «Инновация» (Филиал ГМИИ им. Пушкина в Нижнем Новгороде)
2022 «Абажур» («Полторы комнаты», Музей Иосифа Бродского)

ПЕРФОРМАНСЫ
2017 «Бриллиантовая зелень» (Пространство «Боярские палаты»)
2018 «К Мейеру Айзенштадту» (Центр русского авангарда «На Шаболовке»)
2019 Галерея «Форпост» (Граунд Солянка)
2020 Независимый театральный проект «Библиотека приключений» (квартирные и уличные пространства)

Работала художником-постановщиком в театре «Современник», Ермоловском театре и других.
КОМАНДА ПРОЕКТА
художница, работает на стыке современного искусства и театра, автор инсталляций и перформансов
Женя Ржезникова
Художник, искусствовед, куратор, директор сообщества soundartist.ru. Занимается звуковыми художественными практиками под псевдонимом vitalinair. Профессиональные интересы включают саунд-арт, звуковую культуру, технологии и образование. В качестве куратора работает с темой взаимодействия произведения искусства и его аудитории.
композитор проекта
Виталина Стрекалова
ОТКРЫТИЕ
Итак, отдавши нужные приказания еще с вечера, проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням, а в тот день случись воскресенье, выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска, надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, он сошел с лестницы, поддерживаемый под руку то с одной, то с другой стороны трактирным слугою, и сел в бричку. С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу. Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле. Едва только ушел назад город, как уже пошли писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Словом, виды известные.



Итак, отдавши нужные приказания еще с вечера, проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням, а в тот день случись воскресенье, выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска, надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, он сошел с лестницы, поддерживаемый под руку то с одной, то с другой стороны трактирным слугою, и сел в бричку. С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу. Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле. Едва только ушел назад город, как уже пошли писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Словом, виды известные.




Итак, отдавши нужные приказания еще с вечера, проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням, а в тот день случись воскресенье, выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска, надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, он сошел с лестницы, поддерживаемый под руку то с одной, то с другой стороны трактирным слугою, и сел в бричку. С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу. Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле. Едва только ушел назад город, как уже пошли писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Словом, виды известные.


Итак, отдавши нужные приказания еще с вечера, проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням, а в тот день случись воскресенье, выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска, надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, он сошел с лестницы, поддерживаемый под руку то с одной, то с другой стороны трактирным слугою, и сел в бричку. С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу. Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле. Едва только ушел назад город, как уже пошли писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Словом, виды известные.


Итак, отдавши нужные приказания еще с вечера, проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням, а в тот день случись воскресенье, выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска, надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, он сошел с лестницы, поддерживаемый под руку то с одной, то с другой стороны трактирным слугою, и сел в бричку. С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу. Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле. Едва только ушел назад город, как уже пошли писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Словом, виды известные.


Итак, отдавши нужные приказания еще с вечера, проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням, а в тот день случись воскресенье, выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска, надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, он сошел с лестницы, поддерживаемый под руку то с одной, то с другой стороны трактирным слугою, и сел в бричку. С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу. Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле. Едва только ушел назад город, как уже пошли писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Словом, виды известные.


Итак, отдавши нужные приказания еще с вечера, проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням, а в тот день случись воскресенье, выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска, надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, он сошел с лестницы, поддерживаемый под руку то с одной, то с другой стороны трактирным слугою, и сел в бричку. С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу. Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле. Едва только ушел назад город, как уже пошли писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Словом, виды известные.