Инсталляционный проект Пети Стабровского в музее PERMM

Невидимый свет

Музей PERMM продолжает многолетнюю программу по репрезентации пермского современного искусства и представляет сайт-специфический инсталляционный проект Пети Стабровского — художника и дизайнера, представителя пермского современного искусства, лауреата «Инновации» и премии Курехина. «Невидимый свет» — это возможность посмотреть на свет в новых обстоятельствах и открыть в нем красоту, которая, как правило, остается невидимой. Художник предлагает изучать природу света, не заходя на территорию науки, а исследуя ощущения и эмоции, которые он дает.

06/02/2022
24 /11/2021
Свет невозможно увидеть, но все, что мы видим, — и есть свет. Свет можно рассматривать как поток фотонов, заполняющих пространство и отражающихся от поверхностей. Отраженные частицы воспринимает человеческий глаз и обрабатывает мозг — это позволяет нам различать предметы, поверхности, фактуры, цвета. Мы видим объекты и окружающую среду, но как увидеть сам свет?

С помощью инсталляций я предлагаю посмотреть на свет в новых обстоятельствах и открыть в нем красоту, которая, как правило, остается невидимой для нас. Для того чтобы увидеть свет, нужно прожить новый визуальный опыт. Главным в процессе видения для меня становится не феномен света, не то, как он устроен с научной точки зрения, а то, как мы можем его воспринимать, что мы при этом ощущаем.

Исследуя свет как объект искусства, вместе мы проходим через опыт, который я переживаю в своей художественной практике.

На первом этаже мы встречаемся со светом лицом к лицу — видим источники света и наблюдаем процесс его появления. Это этап знакомства и узнавания. На втором — исследуем отражения, реакцию на свет окружающей среды. Это место для экспериментов, свет оказывается в руках и даёт возможность пробовать и открывать новое. На третьем этаже свет становится поводом для созидания и сотворчества. На время работы выставки этот этаж превращается в своеобразную лабораторию, где проявляется процесс создания инсталляций. Здесь же могут появляться объекты или события, созданные в сотрудничестве с другими художниками, музыкантами, дизайнерами и посетителями музея.
. . . . . . . . . . . . . .

Свет невозможно увидеть, но все, что мы видим, — и есть свет.

Петя Стабровский, художник

0+
  • . . . . . . . . . . . . . .
    2009
    Биография художника
    2018
    2018
    2018
    2021
    Петя Стабровский, художник и дизайнер из Перми

    Учился в Пермском государственном техническом университете на кафедре дизайна, в фотостудии «Мамонт», в школе современного искусства «АртПолитика». С 2013 г. преподает в школе дизайна «Точка». Сооснователь студии «Световые объекты» (2015) и проекта «ЛАМПА» (2019).

    Как художник он создает световые объекты и инсталляции, как дизайнер, проектирует световые решения для музеев, выставочных проектов и различных пространств. Петя Стабровский также сотрудничает с музеями как экспозиционер. Участник воркшопов и образовательных проектов Музея современного искусства PERMM, школы дизайна «Точка».



    НАГРАДЫ

    Государственная премия в области современного искусства «Инновация» — Выставка и публичная образовательная программа «Иди» (совместно с командами Школы дизайна «Точка» и Музея современного искусства PERMM, Пермь)


    Премия Сергея Курехина — Проект «Общий двор» (совместно с командой Музея современного искусства PERMM, Пермь)


    Премия UMAC AWARD — Проект «Campus Martius или, как стать гражданином Пермского университета» (совместно с командой Музея пермского университета, Пермь)


    Государственная премия в области современного искусства «Инновация» — Проект «Подросток + Музей» (совместно с командой Музея современного искусства PERMM, Пермь)


    Post-It-Awards — Лучший плакат. Лучшая типографика
    экспозиция, графика:
    Петя Стабровский

    тексты:
    Алина Стабровская

    производство объектов:
    Антон Аверин,
    студия «Световые объекты»,
    Денис Филиппов,
    Роман Верещагин,
    Григорий Козлов

    техническое сопровождение:
    Алексей Кудрин,
    Алексей Паньков,
    Денис Омышев

    монтаж:
    Алексей Путинцев и #батякочевар

    координация:
    Дмитрий Леденцов,
    Митя Соловьев
    Команда проекта
    Наиля Аллахвердиева,
    руководитель музея современного искусства PERMM

    Петя Стабровский,
    художник

    Наиля Аллахвердиева, руководитель музея современного искусства PERMM

    Открытие еще одной звезды из яркого созвездия молодого пермского современного искусства.

    . . . . . . . . . . . . . .
    Поддержка пермского современного искусства — одна из ключевых стратегий музея. В этом направлении мы занимаем активную позицию с 2014-го года, создавая не только возможности участия в самых разных музейных проектах, но и обеспечивая рост и развитие художественных инициатив, двигаясь от сборных выставок к персональным проектам.

    Проект в музее — серьезный вызов для любого художника, возможность почувствовать свои силы, увидеть свой масштаб, перспективу дальнейшего роста. «Невидимый свет» — сайт-специфический инсталляционный проект Пети Стабровского, созданный специально для пространства музея, уникальная возможность представить наработанные художником за годы практики идеи и образы о природе света. Для Пети, это безусловно выход на новый уровень, для города — открытие еще одной звезды из яркого созвездия молодого пермского современного искусства.
    Моя задача — дать новый визуальный опыт, который посетитель может воспринять и встроить в свою повседневность.
    Я отношусь к деятельности художника, и к искусству в принципе, как к исследовательской работе. Сфера моих интересов как художника и дизайнера — это материальная среда. Когда я создаю какие-то предметы, передо мной встают вопросы «Какими они должны быть и как мы их воспринимаем?» В работе и жизни я думаю о том, как мы организуем мир вокруг себя, как воспринимаем пространство, как его создаем, и как это влияет на нас.

    Главным инструментом в исследовании материального мира для меня стал свет. Свет позволяет нам ощущать среду, он влияет на то, какой мы ее видим. При создании световых объектов и инсталляций меня интересует не столько физика и технологии, но ощущения и эмоции. То, как свет меняет среду, и то, что мы чувствуем благодаря этому. Если наука пытается разобраться, что есть свет на самом деле, то я хочу разобраться, как мы его воспринимаем.

    Впервые я выбрал свет как материал для работы, когда учился у Арсения Сергеева в школе современного искусства «Арт-политика» в 2013-м году. В своей первой работе для отчетной выставки школы я пытался увидеть свет. Этот вопрос — как увидеть свет? — двигал меня как художника на протяжении всего времени. Постепенно он привел меня к пониманию, что не нужно сооружать какой-то специальный инструмент для наблюдения за фотонами или что-то вроде этого. Для того чтобы увидеть, нужно уметь направлять внимание. Дело не в природе света, не в физике, не в технологиях, а именно в видении. Наверное, это главное в моей деятельности как художника, который работает со светом.

    С одной стороны, выставка «Невидимый свет» — это результат исследования, накопленный опыт, с другой стороны — это процесс исследования, который происходит со мной и с каждым посетителем. Моя задача — дать новый визуальный опыт, который посетитель может воспринять и встроить в свою повседневность.
    Лаборатория света
    Лаборатория света. Объекты, которые расположены в этой части экспозиции, появились в процессе исследования художником материального мира. Это не объекты искусства, но часть процесса их создания. Лаборатория — это место для документации работы над выставкой, но также пространство, где эта работа продолжится.
    . . . . . . . . . . . . . .
    3 этаж
    Отражение света
    Инсталляция «Отражение света» проявляет себя только при воздействии человека — направляя луч фонаря на полотна, зрители будут создавать движение света, преломления и блики.
    . . . . . . . . . . . . . .
    2 этаж
    Появление света
    14 «световых картин», каждая из которых состоит из источника света, помещенного в раму-пирамиду. Грани пирамиды направляют внимание на процесс появления света, который происходит на наших глазах, но который мы редко замечаем. В то же время грани «ловят» световой поток, позволяют увидеть свет, его форму и особенности.
    . . . . . . . . . . . . . .
    1 этаж
    Как устроена выставка

    фото: Евгения Гильденбрандт, Александр Агафонов
    Открытие выставки
    фотографии: Кирилл Логинов