. . . . . . . . . . . . . .
Петя Стабровский, художник и дизайнер из Перми
Учился в Пермском государственном техническом университете на кафедре дизайна, в фотостудии «Мамонт», в школе современного искусства «АртПолитика». С 2013 г. преподает в школе дизайна «Точка». Сооснователь студии «Световые объекты» (2015) и проекта «ЛАМПА» (2019).
Как художник он создает световые объекты и инсталляции, как дизайнер, проектирует световые решения для музеев, выставочных проектов и различных пространств. Петя Стабровский также сотрудничает с музеями как экспозиционер. Участник воркшопов и образовательных проектов Музея современного искусства PERMM, школы дизайна «Точка».
НАГРАДЫ
Государственная премия в области современного искусства «Инновация» — Выставка и публичная образовательная программа «Иди» (совместно с командами Школы дизайна «Точка» и Музея современного искусства PERMM, Пермь)
Премия Сергея Курехина — Проект «Общий двор» (совместно с командой Музея современного искусства PERMM, Пермь)
Премия UMAC AWARD — Проект «Campus Martius или, как стать гражданином Пермского университета» (совместно с командой Музея пермского университета, Пермь)
Государственная премия в области современного искусства «Инновация» — Проект «Подросток + Музей» (совместно с командой Музея современного искусства PERMM, Пермь)
Post-It-Awards — Лучший плакат. Лучшая типографика
экспозиция, графика:
Петя Стабровский
тексты:
Алина Стабровская
производство объектов:
Антон Аверин,
студия «Световые объекты»,
Денис Филиппов,
Роман Верещагин,
Григорий Козлов
техническое сопровождение:
Алексей Кудрин,
Алексей Паньков,
Денис Омышев
монтаж:
Алексей Путинцев и #батякочевар
координация:
Дмитрий Леденцов,
Митя Соловьев
Наиля Аллахвердиева,
руководитель музея современного искусства PERMM
Петя Стабровский,
художник
Наиля Аллахвердиева, руководитель музея современного искусства PERMM
Открытие еще одной звезды из яркого созвездия молодого пермского современного искусства.
. . . . . . . . . . . . . .
Поддержка пермского современного искусства — одна из ключевых стратегий музея. В этом направлении мы занимаем активную позицию с 2014-го года, создавая не только возможности участия в самых разных музейных проектах, но и обеспечивая рост и развитие художественных инициатив, двигаясь от сборных выставок к персональным проектам.
Проект в музее — серьезный вызов для любого художника, возможность почувствовать свои силы, увидеть свой масштаб, перспективу дальнейшего роста. «Невидимый свет» — сайт-специфический инсталляционный проект Пети Стабровского, созданный специально для пространства музея, уникальная возможность представить наработанные художником за годы практики идеи и образы о природе света. Для Пети, это безусловно выход на новый уровень, для города — открытие еще одной звезды из яркого созвездия молодого пермского современного искусства.
Моя задача — дать новый визуальный опыт, который посетитель может воспринять и встроить в свою повседневность.
Я отношусь к деятельности художника, и к искусству в принципе, как к исследовательской работе. Сфера моих интересов как художника и дизайнера — это материальная среда. Когда я создаю какие-то предметы, передо мной встают вопросы «Какими они должны быть и как мы их воспринимаем?» В работе и жизни я думаю о том, как мы организуем мир вокруг себя, как воспринимаем пространство, как его создаем, и как это влияет на нас.
Главным инструментом в исследовании материального мира для меня стал свет. Свет позволяет нам ощущать среду, он влияет на то, какой мы ее видим. При создании световых объектов и инсталляций меня интересует не столько физика и технологии, но ощущения и эмоции. То, как свет меняет среду, и то, что мы чувствуем благодаря этому. Если наука пытается разобраться, что есть свет на самом деле, то я хочу разобраться, как мы его воспринимаем.
Впервые я выбрал свет как материал для работы, когда учился у Арсения Сергеева в школе современного искусства «Арт-политика» в 2013-м году. В своей первой работе для отчетной выставки школы я пытался увидеть свет. Этот вопрос — как увидеть свет? — двигал меня как художника на протяжении всего времени. Постепенно он привел меня к пониманию, что не нужно сооружать какой-то специальный инструмент для наблюдения за фотонами или что-то вроде этого. Для того чтобы увидеть, нужно уметь направлять внимание. Дело не в природе света, не в физике, не в технологиях, а именно в видении. Наверное, это главное в моей деятельности как художника, который работает со светом.
С одной стороны, выставка «Невидимый свет» — это результат исследования, накопленный опыт, с другой стороны — это процесс исследования, который происходит со мной и с каждым посетителем. Моя задача — дать новый визуальный опыт, который посетитель может воспринять и встроить в свою повседневность.
Лаборатория света. Объекты, которые расположены в этой части экспозиции, появились в процессе исследования художником материального мира. Это не объекты искусства, но часть процесса их создания. Лаборатория — это место для документации работы над выставкой, но также пространство, где эта работа продолжится.
. . . . . . . . . . . . . .
Инсталляция «Отражение света» проявляет себя только при воздействии человека — направляя луч фонаря на полотна, зрители будут создавать движение света, преломления и блики.
. . . . . . . . . . . . . .
14 «световых картин», каждая из которых состоит из источника света, помещенного в раму-пирамиду. Грани пирамиды направляют внимание на процесс появления света, который происходит на наших глазах, но который мы редко замечаем. В то же время грани «ловят» световой поток, позволяют увидеть свет, его форму и особенности.
. . . . . . . . . . . . . .
—
фото: Евгения Гильденбрандт, Александр Агафонов