Сегодня, 9 мая, мы хотим рассказать вам о важном проекте 16-го фестиваля «Аланика» — видеоинсталляции «Ничего не было видно и оставалось прислушиваться», созданной арт-группой «Нежные бабы» для мемориального комплекса села Майрамадаг в Северной Осетии. Речь пойдет о битве у входа в Суарское ущелье, которая происходила с 4 по 11 ноября 1942 года. Перед вами попытка художников осмыслить и рассказать на другом языке о трагедии, затерявшейся в тумане истории, но ставшей решающей в битве за Кавказ в ходе Великой Отечественной Войны.
Ничего
не было видно
и оставалось прислушиваться
художники: арт-группа «Нежные Бабы»
камера: Евгений Иванов
архитектор: Никита Гойнов
кураторы: Наиля Аллахвердиева, Анна Щербакова
арт-группа «Нежные бабы»,
Александра Артамонова и Евгения Лаптева

«Ничего не было видно…» — это и плохо различимые портреты матерей, и их затерявшиеся в ландшафте могилы, метафоричные туманы истории и памяти и вполне конкретный и осязаемый туман над Майрамадагом, который, как и в военные годы, диктует свои правила: двигаться осторожно, полагаться на собственный слух, прислушиваться к себе, ландшафту и той немногой речи, что осталась», —

говорят художницы

Художественный проект группы «Нежные бабы» фокусируется на мемориальном ландшафте Майрамадага — села у входа в Суарское ущелье. Сражение, которое проходило тут 4 по 11 ноября 1942 года, считается решающим в битве за Кавказ во время Великой Отечественной войны. На сегодняшний день известно о 667 погибших советских солдатах, количество немецких неизвестно. Местные жители уточняют, что на одного русского бойца их приходилось как минимум десять.

Не смотря на эпический масштаб, Защита Суарского ущелья не закреплена в отечественной историографии и включена как эпизод в более масштабное событие — «Битву за Кавказ». Весь корпус доступных знаний — пара советских книг и газетных публикаций (в которых травматичный опыт нередко романтизирован), музейная экспозиция, немногочисленные зафиксированные свидетельства и воспоминания непосредственных участников событий и жителей Майрамадага. В какой-то момент строчки из фронтовых и тыловых писем, обрывочные воспоминания стариков приобретают мифологические черты: мы шли, не зная куда; ничего не было видно и оставалось прислушиваться.

Суарское ущелье расположено в Северной Осетии, близ села Майрамадаг. За селом начинается лес, перед которым местные жители испытывают трепет: ходить в него просто так не принято. Да и само Суарское ущелье считается непроходимым. Вокруг — поросшие лесом горы и холмы, петляющая река, овраги, канавы и огороды. Местность здесь изрезана и испещрена, что хорошо заметно взгляду, но для этого гипотетического взгляда извне не видно, что точно так же испещрена шрамами и незаживающими ранами сама память этих мест. Именно этот мемориальный ландшафт, почти незаметный в контексте большой историографии, оказывается в центре внимания «Нежных баб».

Метаморфозы ландшафта с течением времени дают богатую пищу для художественной рефлексии. Рытвины от ударов снарядов и воронки от взрывов исчезают, развороченное поле вновь зарастает цветами и травами, мирная жизнь сменяет драматические события и наоборот. Этому феномену (а это именно феномен, хотя мы привыкли воспринимать его как должное, как часть устоявшегося порядка вещей) посвящают свое исследование художницы. Они пытаются понять, что по прошествии лет способен рассказать о прошедших событиях сам ландшафт, и как язык современного искусства может помочь местным жителям хранить и передавать память о трагедии, которую они сами до сих пор помнят и чувствуют ее отголоски.

фрагменты видео: «Всадник стал светом», «Женщина смывает сон», «Мать несет ребенка в лес»
,,
Название видеоинсталляции «Ничего не было видно и оставалось прислушиваться» — это вольно процитированные свидетельства участников тех событий

Для проекта «Ничего не было видно и оставалось прислушиваться» художницы сняли четыре видеоистории: «Всадник стал светом», «Женщина смывает сон», «Мать несет ребенка в лес», «Пейзаж появляется и исчезает». Сюжетом работ стали и подлинные истории жителей и те ситуации, которые мы можем только предполагать.

Так, смотритель музея был одним из тех детей войны, которого мать спрятала в лесу, и одна из видеоработ — реинсценировка ситуации побега и спасения. Ситуация, которая реальна и в тоже время похожа на тяжелый сон. Возможно, этот сон и пытается смыть женщина, опускающая лицо в холодную воду реки. Открывает видеоинсталляцию медитативный пейзаж Майрамадага — вид на окраину поселка и начало ущелья, выступающее из тумана и тут же исчезающее в темноте.

Название проекта «Ничего не было видно и оставалось прислушиваться» — это вольно процитированные свидетельства участников тех событий, которые как нельзя более точно отражают предельную тревогу, сгустившуюся тогда в атмосфере.

фрагменты видео «Пейзаж появляется и исчезает»
,,

— говорят художницы

«Сейчас, если спросить старших, в какой стороне ущелья прятались люди, они ответят, что в той, куда было быстрее добежать из собственного дома. Само Суарское ущелье считается непроходимым. Зимы стали теплее, в село с ноября по март спускается туман. Ландшафт — горы и холмы, поросшие лесом, петляющая река Майрамадаг, овраги и канавы, поле и огороды — остается одним из немногих молчаливых свидетелей тех событий. Камни, земля и деревья переживают людей».

Мемориальный комплекс в селе Майрамадаг был открыт 9 мая 1975 году, в дни празднования 30-летнего юбилея Победы. Музей был создан на базе материалов, собранных пионерами села Майрамадаг в процессе переписки с несколькими ветеранами. Собранные материалы — в основном это письма и фото участников события — хранились в пионерской комнате. Позже на основе этих материалов возник самостоятельный музей. Это была инициатива участника боев, защитника Суарского ущелья Цомаева Валентина Георгиевича, который переписывался со своими однополчанами и собирал мемориальные материалы. Его начинание было поддержано сельским советом Майрамадага, жителями села и Министерством культуры республики. Именно министерство культуры выкупило здание музея у частного лица, где и был открыт новый музей.

История музея

Музей защитников Суарского ущелья сформировался в результате активной деятельности сообщества участников битвы, а посильное участие в создании музея принимали жители села, поэтому тема войны в нем переживается как личное событие в жизни конкретных людей. В музее этот сюжет выражен в концепции «сада памяти», где каждое дерево — это личное посвящение участника битвы своему погибшему другу или родственников — павшему в бою члену семьи.

Деревья в контексте мемориала выполняют много важных ролей: с одной стороны как эстетической альтернативы традиционного надгробия, с другой — медиаторов, агентов, между миром живых и мертвых, способа связи прошлого, настоящего и будущего, заложенного в самой идее дерева, как живущего сквозь века. Визуализируя время и долготу памяти, деревья одновременно становятся символами витальности и силы жизни, преодолевающей смерть.

Музей и память

Арт-группу «Нежные бабы» основали Александра Артамонова и Евгения Лаптева в 2008-м году. В перформативных работах художницы изучают женскую идентичность. Гендерные роли девушки, невесты, матери находят отражение в мифологических образах и ритуальных действиях, а источником вдохновения становятся факты личных биографий и наблюдение за окружающим миром.

«Нежные бабы»

Музей PERMM выступил партнером XVI Международного фестиваля «Аланика — 2023». Для команды PERMM это новый формат взаимодействия с профессиональным сообществом музеев Северного Кавказа и выстраивания долгосрочных партнерских отношений, направленных на обмен опытом и применение практик современного искусства в контексте традиционных музеев.

Из 89 заявок от художников и артгрупп со всей России кураторами Наилей Аллахвердиевой и Анной Щербаковой были выбраны 8 проектов-победителей, которые были реализованы в восьми малых музеях горных и предгорных территорий Северного Кавказа в ходе арт-резиденций в 2023-м году.

Фестиваль «Аланика»

Местом проведения резиденций стали музеи Северной Осетии, Республики Дагестан, Чеченской Республики, Карачаево-Черкесии.
Тема фестиваля 2023 года — «На другом языке». Организаторы предложили художникам создать «другие версии» историй, рассказанных музеями Северного Кавказа, представить их на «другом языке» современного искусства, способном расширить диапазон точек зрения на привычные предметы и явления. Современное искусство для традиционных культуры и музея тоже «другой язык». Кураторы фестиваля хотели задействовать понятие «инаковости» для освобождения от нормативного восприятия истории.