ПРЕМЬЕРА. 19 ДЕКАБРЯ 2021
Вместо популярных сегодня дорогих маппинг технологий, для перформанса были задействованы окна 38 квартир, как фреймы для сценографии. В комнатах и кухнях жителей были установлены проекторы. Сковороды, стиральные машины, газовые плиты, стремянки и шкафы стали подиумами для оборудования.
Таким образом был запущен механизм коммуникации и совместной работы над художественным произведением как авторов, так и жителей дома. «Рабочий посёлок. Детали» — это не просто перформанс, это общее дело, которое претворилось в очень важное аудиовизуальное произведение, усиливающее звучание как творчества художников, так и памяти места, связанного с историей создания первого соцгородка в Перми.
Мы благодарим за помощь в реализации проекта Анастасию Мальцеву, Светлану Кравцову и всех жителей Рабочего посёлка
«Рабочий посёлок. Детали» — это сложное художественное произведение, не имеющее аналогов в России. Впервые была применена технология проекции визуального материала изнутри жилых квартир — в комнатах и на кухнях дома при поддержке жителей были размещены 38 синхронизированных друг с другом видеопроекторов, экранами для которых стали окна, закрытые полупрозрачной калькой.
Для создания визуальной части перформанса был изучен колоссальный объем информации. В результате в финальный материал вошли фотографии, видео, фрагменты интервью жителей Рабочего посёлка, а также статичные и анимированные иллюстрации Марины Алексеевой. Итоговая версия включила более 1000 изображений и видео общим объемом более 1500 гигабайт.
Создание визуального концепта
Идея перформанса не в том, чтобы рассказать горожанам об их городе, а в том, чтобы дать местным жителям рассказать свои истории — сделать так, чтобы прозвучали голоса этих людей устами профессиональных исполнителей. Задача композитора в этом случае — придать не редактируемому тексту интервью выразительность музыкальными средствами и поддерживать огонь живой речи документальной пьесы в течение 40 минут.
Технологию действия «в окнах» композитор Раннев применял в опере «Два акта» на либретто концептуалиста Дмитрия Пригова — он разместил в них восемь Гамлетов, беседующих с восемью Фаустами (Гран-при премии им. Курехина, 2013). Премьера состоялась в атриуме Главного штаба (Санкт-Петербург, 2012). В Перми в Рабочем посёлке действие вышло на улицу и поместилось в окнах в прямом смысле — такая технология была создана впервые в России.
По задумке создателей перформанса музыканты были размещены в «окнах» — на лестничных площадках дома, чтобы их было видно из зрительного зала-двора. Композитор «дирижировал» дистанционно из технической будки на улице, отправляя аудио клик-треки с сигналами вступления.
Выбор исполнителей был продиктован его экспериментальной сущностью и просветительской ценностью. МАСМ — первый и самый известный в России московский ансамбль, продвигающий музыкальный авангард XX-го века, музыку современных композиторов и экспериментальные проекты в области нового театра, а также курирующий творческие лаборатории, в том числе, Международную академию молодых композиторов в Чайковском. Вокалисты N’Caged работают с современной музыкой вплоть до электроники и рока, участвуют в оперных и драматических постановках, перформансах и музейных проектах.
«Рабочий посёлок. Детали» — это история о жителях и для жителей, рассказанная самими жителями Рабочего посёлка — уникального места на карте Перми, спроектированного в 1920-е годы архитекторами Баухауса и отреставрированного спустя сто лет усилиями локального сообщества. Прямая речь горожан стала текстом для музыки перформанса, а их квартиры — местом действия.
Текст перформанса «Рабочий посёлок. Детали» представляет собой документальную пьесу из фрагментов десятков интервью, собранных художницей Мариной Алексеевой у людей разных поколений, чья жизнь была связана с Рабочим посёлком. Технология устной истории, обретшая популярность в социальных науках, в применении к театру позволяет избавиться от условности сцены и показать истинный взгляд человека на самого себя и свое прошлое сквозь призму биографического рассказа — это настоящее исследование, совмещенное с музыкой и визуальным искусством.
Марина Алексеева, художник, соавтор проекта
Тут было много наркомании, в 90-х здесь поселялись кто из зоны выходил, это был самый криминальный двор, особенно по ночам, неосвещенный.
Сейчас здесь глаз радуется. Как облик стал меняться, так и люди стали меняться. Плохие отсеялись.
Владимир Раннев, композитор, соавтор проекта
АЛЛЕЯ ЗА ДОМОМ БЫЛА СТАРЕНЬКАЯ, УБОГЕНЬКАЯ, А ЕЕ ПРИВЕЛИ В ПОРЯДОК. ТАМ ТЕПЕРЬ АЛЛЕЯ С ДЕРЕВЬЯМИ ПОСЕРЕДИНЕ И ВСЕ УЖЕ ПРИЯТНЕЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ, КОГДА ПРОЙДЕШЬ И ОТВЕРНЕШЬСЯ. ВНУТРЬ ТУДА НЕ ПУСКАЮТ, ТАМ ПУШКИ, МОТОРЫ ДЛЯ ТАНКОВ, ТЕХНИКА, РАКЕТЫ. СЕЙЧАС ВОЕНКИ МЕНЬШЕ, НО СОБИРАЕТСЯ. ВНУТРЬ ТУДА НЕ ПУСКАЮТ, ТАМ ПУШКИ, МОТОРЫ ДЛЯ ТАНКОВ, ТЕХНИКА, РАКЕТЫ. СЕЙЧАС ВОЕНКИ МЕНЬШЕ, НО СОБИРАЕТСЯ..
АЛЛЕЯ ЗА ДОМОМ БЫЛА СТАРЕНЬКАЯ, УБОГЕНЬКАЯ, А ЕЕ ПРИВЕЛИ В ПОРЯДОК. ТАМ ТЕПЕРЬ АЛЛЕЯ С ДЕРЕВЬЯМИ ПОСЕРЕДИНЕ И ВСЕ УЖЕ ПРИЯТНЕЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ, КОГДА ПРОЙДЕШЬ И ОТВЕРНЕШЬСЯ. ВНУТРЬ ТУДА НЕ ПУСКАЮТ, ТАМ ПУШКИ, МОТОРЫ ДЛЯ ТАНКОВ, ТЕХНИКА, РАКЕТЫ. СЕЙЧАС ВОЕНКИ МЕНЬШЕ, НО СОБИРАЕТСЯ. ВНУТРЬ ТУДА НЕ ПУСКАЮТ, ТАМ ПУШКИ, МОТОРЫ ДЛЯ ТАНКОВ, ТЕХНИКА, РАКЕТЫ. СЕЙЧАС ВОЕНКИ МЕНЬШЕ, НО СОБИРАЕТСЯ..
38 проекторов в 38 окнах КВАРТИР
Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) и вокальное трио N’Caged
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ПРОЕКТЕ