Красил Макар, Роспись, 2019

текст: Иван Козлов, фото: Никита Чунтомов

В 2019 году на четырех лестничных пролетах музея PERMM появилась роспись в стиле «красильного промысла». Ее автор — художник, выступающий под псевдонимом Красил Макар.

Есть несколько версий того, кто такой Красил Макар и существует ли он вообще (во всяком случае, как и всегда бывает с анонимными авторами, по сети циркулируют слухи о том, что он — просто чья-то мистификация). Согласно собственной версии художника, он родился в селе Нижняя Синячиха в 1889 году, начал работать более ста лет назад, и с 1901 года в свободное от полевых работ время занимался декоративной росписью бытовой утвари и изб в деревнях и селах Урала, но работы того периода до наших дней почему-то не дошли. Согласно более тривиальной и более распространенной версии, художник родился на сотню лет позже, и в 2017 году переехал в Екатеринбург.

Впрочем, даже если художнику идет четвертый, а не сто четвертый десяток, с народными живописными традициями он и правда знаком очень хорошо. Красил Макар работает с так называемым «красильным промыслом», с традиционной росписью, которая активно бытовала на Урале в XVIII — XIX-веках. Эту роспись отличает отсутствие строгих канонов композиции, элемент импровизации, яркость и плавные цветовые градиенты. Такая роспись, как правило, не тиражируется, хотя художник, бывает, использует для своих интервенций наклейки и стикеры. Впрочем, вернее будет сказать, что Красил Макар не столько продолжает традицию, сколько деконструирует ее — отдельные узнаваемые элементы росписи в его интерпретации переосмысливаются и становятся самостоятельными и самодостаточными знаками, которыми он маркирует пространство.

Кто такой Красил Макар
«Особенность росписи в том, что на кисть наносится сразу два цвета: с одной стороны насыщенный красный, синий или зеленый, а с другой стороны — белый. При движении кисти происходит плавный переход от одного цвета в другой — такой стиль письма называется «маховый».
Чуть более подробно о технике этой росписи можно прочесть здесь

В музее современного искусства PERMM тотальная роспись Макара появилась в 2019-м году и заняла все четыре лестничных пролета, объединив единой линией музейные этажи. Проект был создан специально для выставки «Земля Музъем», посвященной взаимоотношениям искусства с пространством и включавшей, в основном, работы удмуртских современных художников. Роспись вполне соответствовала концепции выставки, поскольку работала с пространством напрямую, как бы соединяя музейные этажи визуально и символически — подобно тому, как уральская домовая роспись использовалась, в том числе, для придания целостности архитектурному облику здания.

Выставка «Земля Музъем» давно закончилось, а вот работу Красила можно увидеть на прежнем месте в музее PERMM и сегодня.

Тотальная роспись в музее PERMM

При том, что Красил Макар умудряется сохранять вокруг себя ореол анонимности, он активно участвует в художественной жизни ставшего ему родным Екатеринбурга и других городов. Так, в 2020 году его персональные выставки состоялись в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и в московской галерее «Треугольник» (уже спустя год в той же галерее открылась и вторая его «персоналка»), а ранее он принимал участие во многих групповых проектах: «Все не то, чем кажется» (Уральский филиал ГЦСИ-РОСИЗО, Екатеринбург, 2018), «Слепки. Район Виз» (Фотографический музей «Дом Метенкова», Екатеринбург, 2019), был участником Красноярской музейной биеннале (Музейный центр «Площадь Мира», 2019) и программы арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Тобольск, 2019). Кроме того, художник — лауреат премии Курехина за 2020 году в номинации «Искусство в общественном пространстве».

В своем творчестве Красил Макар не ограничивается одной только росписью — он работает с живописью, видео и стрит-артом, а иногда и со скульптурой. Так, в прошлом году он создал в екатеринбургском «Парке 50-летия ВЛКСМ» объемный объект, выдержанный в его фирменной эстетике и цветовой гамме. Проект представлял собой декорированную арку и назывался «Портал». В описании к нему художник сообщал: «В постоянном сегодня бывает сложно проследить переход из прошлого в будущее. Портал позволяет торжественно зафиксировать момент этого перехода. Шаг сквозь портал — особенный, среди множества прочих наших шагов в будущее».

Что еще известно
Другие работы

Восход над горой, 2023

Тюмень, набережная, площадь у «Конторы пароходства»

Арт-объект высотой 3.5 м, сделанный из металла и заполненный песком, появился в рамках проекта «Морфология улиц». По словам художника, темный фон горы — это отсылка к тюменским традиционным коврам, где пышно цветут розы на черной земле: «На вершине горы выросла ягода восхода. Я стою у подножия и вижу, как в утреннем свете меняются формы и цвета. Черная гора становится темно-синей, небо — выше, туман исчезает».

Портал, 2022

Екатеринбург, парк «50 лет ВЛКСМ»

Металлический портал был создана в рамках паблик-арт фестиваля «ЧО». Скульптура выполнена в технике гидроформинг — сваренные листы металла под высоким давлением накачивают водой для придания округлости формам. По задумке художника «Портал» позволяет торжественно зафиксировать момент перехода из прошлого в будущее: «Шаг сквозь портал — особенный, среди множества прочих наших шагов в будущее».

У нас под окошком протоформ лукошко, 2019

Екатеринбург

Надувной батут, созданный в рамках арт-резиденции на 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в 2019 году. Знакомые и привычные элементы по мотивам урало-сибирской росписи наделяются реальным физическим объемом, отрываются от плоскости и превращаются в трехмерные надувные скульптуры, где зритель физически может оказаться внутри росписи.

Короткометражный фильм

У нас под окошком протоформ лукошко, 2019

Тобольск

В рамках программы арт-резиденций 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства Красил Макар работал в Тобольске и на тобольских предприятиях СИБУРа. Результатом резиденции стал короткометражный фильм, в котором традиционные элементы росписи обретают трехмерную форму и наполняют пространство городских улиц и заводских зданий.

Выставки

Появление автора, 2020

Екатеринбург

Первая персональная выставка художника объединила работы за прошедшие два года. Название выставки продиктовано пониманием творческой стратегии Красил Макара, связанной с персонализацией народной традиции, существовавшей зачастую анонимно. Современный художник «переозвучивает» язык росписи, тем самым авторски окрашивая отдельные приемы и технику в целом.

Земное притяжение, 2022

Москва

Галерея «Треугольник» представила на «Винзаводе» персональную выставку Красил Макара «Земное притяжение». Это третья выставка художника в галерее.

Идею выставки и работы художник описывает следующим образом: «Копаю картофель в поле, захожу в глубь чернозема с лопатой. Земля — лучшее место для исследования неба. За работой думается легко и просто. Хотя многие объекты во вселенной нам уже хорошо знакомы: галактики, туманности, квазары и пульсары – здесь, на поле, я открываю новые. Космические корнеплоды! Множество открытий впереди: крапива, чертополох, одуванчик — всё это меня волнует чрезвычайно».

Серия стрит-арт работ

Городская роспись

Екатеринбург