Продолжаем знакомить вас с проектами фестиваля «Аланика. На другом языке», авторами концепции которого выступили директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева и куратор Анна Щербакова. Сегодня мы хотим рассказать о проекте Дианы Шлиман «Идауæг», представляющем новую интерпретацию древней осетинской легенды о Задалески Нана, которую местные жители называют матерью всего аланского народа. В XIV веке, во время нашествия Золотой Орды, Нана собрала по землям выживших сирот и привела их в Задалеск, укрыв в пещере. Нана не захотела отдавать сирот в местные семьи, и жители Задалеска построили им дом, ставший впоследствии святилищем, а позднее — Домом-музеем Задалески Нана. Для этого музея в рамках «Аланики. На другом языке» Диана Шлиман создала инсталляцию «Идауæг» — войлочный кокон, в котором звучат колыбельные, спетые женщинами Задалеска на местном диалекте.

Идауæг

Диана
Шлиман

,,

Начав рассказ с названия проекта, мы тут же столкнемся с первыми трудностями — перевести его с осетинского языка на русский нелегко. Сама художница, основываясь на локальной традиции, трактует его как пожелание, священный оберег, получаемый от старейшей женщины села и дающий энергетическую и физическую защиту. В осетинской религии Бог не воплощен в конкретном образе, но присутствует в самой ткани реальности и коммуникации, в словах и звуках — именно поэтому они имеют такое огромное значение.

Эта инсталляция — пожелание защищенности всему миру, которому как никогда нужны любовь, тепло и забота
Диана Шлиман,
художница

«Идауæг» Дианы Шлиман пребывает в тесном диалоге с древней культурой и ее живыми носителями. Он повествует о Задалески Нана — высокопочитаемой исторической фигуре, которую местные жители называют матерью всего аланского народа. По легенде, в XIV веке, во время нашествия Золотой Орды, Нана собрала по землям аланов выживших сирот и привела их в Задалеск (сегодня так называется поселок, расположенный на юго-западе региона), укрыв в пещере. Нана не захотела отдавать сирот в местные семьи, и жители Задалеска построили им дом, впоследствии ставший дзуаром (святилищем). Именно здесь расположен Дом-музей Задалески Нана.

Работа над проектом шла совместно с местными жителями. Силуэт основной скульптуры основывается на осетинской иконографии и образе Мирового дерева. Его символика вобрала в себя магико-сакральную, очистительную и охранительную семантику, она часто встречается в осетинском орнаменте и находит отражение в Нартском эпосе.

Войлочный купол создан художницей совместно с женщинами села. Внутри купола — убаюкивающие звуки женских голосов — это компиляция из колыбельных, спетых местными женщинами на их диалекте. Часть из них были записаны самой художницей, часть — отправлены местными жителями. Звучание «Идауæг» передает чувство первоначальной со-единенности с матерью, ведь ее голос — первое, что слышит ребенок. Эта инсталляция — пожелание защищенности всему миру, которому как никогда нужны любовь, тепло и забота.

Когда приходящий укрывается в войлочном куполе — то ли как в сердцевине древа, то ли как в утробе матери, — тепло и мягкость материала, убаюкивающие звуки женских голосов передают чувство материнской необусловленной любви и желания сберечь. Здесь нужно не только смотреть, а, прежде всего, быть, чувствовать, ведь в осетинской культуре важен не объект, а ритуал, молитва, процесс телесного эстезического (sic!) погружения в мироздание. Нахождение внутри передает чувство первоначальной со-единенности с матерью, ведь ее голос — первое, что слышит ребенок, слово «мама» — самое первое. Не зря в некоторых культурах именно женщина, мать, бабушка являются носителями знания и традиции.

Диана Шлиман
,,
,,
«Идауæг» «звучит» голосами женщин, все еще говорящих на древнем дигорском наречии

Легенда, вдохновившая Диану Шлиман на создание этого проекта, подталкивает к размышлениям о сложных сюжетах национальной истории — о пережитой угрозе геноцида и о войне как устойчивом нарративе исторической ретроспективы. Но в то же время это разговор о воле к жизни, о стремлении к миру и о созидательной роли женщины в этом процессе.

Интересен и контекст, в котором существует само святилище. В Осетии доминируют мужские дзуары, куда женщины не имеют права входить, а задалесское святилище — женское, оно открыто для всех желающих и находится не в пещере или в природной глуши, а на территории села, что подчеркивает сакральность дома как такового.

Легенда, вдохновившая на создание проекта

Дом-музей Задалески-Нана был восстановлен и открыт для посетителей в девяностые. Но находится на территории высокогорного села вблизи Дигорского ущелья. Особую ценность музею придает тот факт, что он не имеет официального статуса и создан по инициативе жителей села. В буклете, выпущенном к фестивалю и рассказывающем о проекте Дианы Шлиман, даже есть дисклеймер, который призывает гостей относиться к этому месту с исключительным уважением, поскольку местные жители приходят сюда с молитвой. Но при этом Дом Нана — это не только музей и святилище, но еще и общественное пространство, в котором проходят торжественные собрания и важные встречи.

Дом-музей Задалески-Нана

Создательница проекта — мультидисциплинарная художница из Новороссийска, которая сейчас живет и работает в Москве. Диана окончила институт современного искусства «База», а кроме того, обучалась в университете культуры и искусств в Краснодаре. В своей практике она обращается к исследованию Женского через оптику темных онтологий и психоанализа. Шлиман создает инсталляции, занимается живописью и скульптурой и при этом не ограничивает себя в плане выбора художественных средств, одинаково продуктивно работая со звуком, керамикой, деревом, войлоком или металлом.

Диана Шлиман

Музей PERMM выступил партнером XVI Международного фестиваля «Аланика — 2023». Для команды PERMM это был новый формат взаимодействия с профессиональным сообществом музеев Северного Кавказа и выстраивания долгосрочных партнерских отношений, направленных на обмен опытом и применение практик современного искусства в контексте традиционных музеев.

Из 89 заявок от художников и арт-групп со всей России кураторы Наиля Аллахвердиева и Анна Щербакова выбрали 8 проектов-победителей, которые были реализованы в восьми малых музеях горных и предгорных территорий Северного Кавказа в ходе арт-резиденций в 2023 году. Местом проведения резиденций стали музеи Северной Осетии, Республики Дагестан, Чеченской Республики, Карачаево-Черкесии.

Тема фестиваля 2023 года — «На другом языке». Организаторы предложили художникам создать «другие версии» историй, рассказанных музеями Северного Кавказа, представить их на «другом языке» современного искусства, способном расширить диапазон точек зрения на привычные предметы и явления. Современное искусство для традиционных культуры и музея тоже «другой язык». Кураторы фестиваля хотели задействовать понятие «инаковости» для освобождения от нормативного восприятия истории.

Аланика.
На другом языке