Время работы музея: со вторника по воскресенье с 12:00 до 21:00 (кассы открыты до 20:30), понедельник — выходной
сентябрь 2020 — апрель 2021

Проект «Собери коллекцию» и создание выставки «Совместность»

До 17 апреля в музее PERMM работает выставка «Совместность» — итог продолжительной программы для детей с особенностями ментального развития и их родителей. Выставка «Совместность» была создана в рамках проекта «Собери коллекцию» — образовательной программы о современном искусстве, где дети исследовали произведения из коллекции PERMM и создавали собственные. На занятиях проекта ребята и их родители знакомились с работами Александра Бродского, Сергея Горшкова, Ольги и Александра Флоренских, Энвиля Касимова и других художников и создавали свои работы, используя техники и материалы «русского бедного». На выставке зрители увидят шесть объектов, каждый из которых отражает историю одной семьи, а также станут частью выставки, дополнив ее своими историями.

0+
14 апреля,
19:00 – 20:00
Авторская экскурсия
На экскурсии познакомимся с детьми и родителями — авторами выставки «Совместность» — и обсудим, как идея про работу с коллекцией трансформировалась в близкий разговор о семейных привычках. Узнаем, какие произведения художников из коллекции музея успели исследовать участники и как эти произведения связаны с семейными архивами, собранными на выставке. Участие бесплатное, по регистрации или по телефону: 254-35-77, +7 (919) 477-20-42 (Светлана). Вход в музей на экскурсию свободный.
Работы художников Александра Бродского и Энвиля Касимова и детские работы по их мотивам.
О выставке «Совместность»
За несколько месяцев занятий мы успели не только собрать коллекцию впечатлений о современном искусстве, но и сблизиться друг с другом. Важной частью этого знакомства стало понимание того, что участников проекта — детей с ментальными особенностями и их родителей — соединяет очень тесная, почти неразрывная связь, при которой зачастую трудно разграничить и выделить индивидуальность каждой из сторон. Такие отношения часто складываются в семьях, где есть ребёнок с инвалидностью, требующий постоянного внимания и особого способа коммуникации.

Выставка «Совместность» — это архивация семейных ритуалов/совместных действий между родителями и детьми. Мы исследуем совместные действия как способы объединения и проведения досуга, например, придумывание историй по дороге в школу, чтение сказок перед сном или заплетание милых косичек дочери. Но также совместность — это процесс, выявляющий индивидуальные особенности каждого из участников, где проявляется их фантазия, личные мысли и ценности. В таком взаимодействии, помимо стирания отличий, выражается искренность, нежность и любовь между близкими людьми.
Нам не хотелось бы акцентировать внимание именно на исключительности семей — авторов выставки. И кажется, что совместные действия и общие ритуалы существуют между любыми родителями и детьми.

На открытии выставки художники-участники проекта представят свои работы, созданные в ходе продолжительного исследования музейной коллекции и осмысления совместных действий и их важности для семьи. Полноценными участниками художественного процесса стали не только дети с ментальными особенностями, но и их родители, которые создавали собственные работы. Всего зрители увидят шесть объектов, каждый из которых отражает историю одной семьи, а также станут частью выставки, дополнив ее своими историями. Выставка будет работать до 17 апреля.
О проекте «Собери коллекцию»
«Собери коллекцию» — это образовательная программа о современном искусстве, с помощью которой дети создадут собственные коллекции на основе музейной коллекции бедного искусства. Проект состоялся в три этапа: исследование современного искусства и создание собственных работ (сентябрь — декабрь), проектирование выставки о коллекции музея (январь — февраль 2021), открытие выставки и публичная программа (март — апрель 2021).

На занятиях проекта мы познакомились с произведения из коллекции музея — с работами Александра Бродского, Сергея Горшкова, Ольги и Александра Флоренских, Энвиля Касимова и других художников, создавали свои работы, используя техники и материалы «русского бедного», творчески исследовали окружающие предметы, исследовали их с помощью разных органов чувств и фантазировали.

Для PERMM это первый опыт большого образовательного проекта для детей с особенностями ментального развития, но мы ведем многолетнюю работу с инклюзивным направлением, итогами которой стали проекты «Современная графика по Брайлю», «Инклюзивная интервенция» и другие.

Проект «Собери коллекцию» для детей с особенностями ментального развития реализуется музеем PERMM в рамках грантового конкурса «Инклюзивный музей» при поддержке Российского комитета Международного совета Музеев (ИКОМ России).
Программа: курс-исследование музейной коллекции
Курс, на котором дети исследуют разные произведения бедного искусства из коллекции музея нестандартными способами. На занятиях мы поэкспериментируем с речным песком и мыльными пузырями, обсудим, можно ли сделать картину из пыли или рыбьей кожи, создадим свою скульптуру из воспоминаний. Участники попробуют посмотреть на окружающие предметы с художественной точки зрения, исследовать их с помощью разных органов чувств, при этом не торопиться и фантазировать. Каждый ребенок получит личный дневник участника проекта, который будет пополняться на занятиях. В итоге каждой встречи будет готовая работа, которую можно будет забрать с собой.
Участники попробуют посмотреть на окружающие предметы с художественной точки зрения, исследовать их с помощью разных органов чувств, при этом не торопиться и фантазировать.
ведущая курса
Дарья Бажина, дефектолог, психолог, игровой терапевт Службы качества жизни фонда «Дедморозим»
10 октября / Как рисует природа
Знакомимся с работой художника Энвиля Касимова «Первая книга.1.2», пробуем сделать свои узоры, как на рыбьей чешуе с помощью пальцев, ватных палочек, пупырки, шишек и других материалов. Вспоминаем, как много интересных рыб в мире и придумываем собственную.

17 октября / Идеальный хлеб
Художник Анатолий Осмоловский создаёт большие инсталляции из хлеба, обсуждаем, как появляется хлеб, и почему в работах художника он такой симметричный. Пробуем нарисовать свой идеальный портрет.

24 октября / Цветы в городе
Знакомимся с художником Сергеем Горшковым и его цветами. Художник делает свои работы максимально яркими и сочными, пробуем поэкспериментировать с цветами, смешивая и разбрызгивая краски. Придумываем свой цветок, который станет небольшим паблик-арт объектом.

Знакомимся с работой художника Александра Бродского

«Центральный парк культуры и отдыха». Разговариваем с мамами и папами о ценных воспоминаниях, экспериментируем с алебастром, разбрасывая его по холсту, делая отпечатки или создавая маленькие скульптуры.

7 ноября / мероприятие по выставке «Культура материалов»
Гуляем по персональной выставке пермской художницы Елены Слобцевой, играем и исследуем ее произведения.

14 ноября / Удивительные скелеты
Ольга и Александр Флоренские делают удивительные скелеты разных животных из старых вещей. Знакомимся с броненосцем, львом и осьминогом, угадываем, из каких предметов они сделаны. Пробуем собрать своё животное с помощью одноразовой посуды и малярного скотча.

21 ноября / Мыльная мозаика
Художник Дмитрий Петухов создаёт красивые разноцветные мозаики из туалетного мыла. На занятии обсудим, что ещё можно делать с мылом, поэкспериментируем с мыльными пузырями и создадим свою витражную картину.

28 ноября / мероприятие по выставке выпускных работ школы дизайна «ИДИ»
Гуляем по выставке выпускных работ школы дизайна «Точка», играем и исследуем работы на ней.

5 декабря / Хрупкая скульптура
Знакомимся с работой «Дорожный указатель» Сергея Волкова, он создаёт свои модели из пыли. Как и художник придумываем свой волшебный указатель, который не только будет показывать на любимое место, но и будет волшебно пахнуть.
Команда проекта
Художники: Ксения и Татьяна Безматерных, Татьяна Задворнова и Анастасия Гилёва, Яромир и Марина Нестеровы, Артём и Валентина Нечаевы, Михаил и Татьяна Пахомовы, Виктория и Ольга Семёновы.
Участники проекта: Георгий Абрамов, Егор Гайдуллин, Роман Зотов, Мария Недожогина, Иван Недожогин, Василий Фарбак.

Куратор проекта: Светлана Лучникова
Куратор выставки: Оксана Кальченко
Куратор образовательной программы: Дарья Бажина
Дизайнер: Александр Кошелев

Консультанты: Кристина Завьялова, Ольга Петурова, Анастасия Гилёва

Отдельная благодарность команде музея ПЕРММ и команде проекта «Инклюзивный музей» за поддержку

При реализации проекта используются средства в рамках проекта «Инклюзивный музей» по направлению работы с детьми с особенностями ментального развития. Проект реализуется Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) совместно с Автономной некоммерческой организацией «Колесо Обозрения» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».