Sonatrip 2

звуковая инсталляция, Пётр Айду
16+

Тонна стали, воплощенная в нескольких десятках объектов, зазвучит в пространстве большого Белого зала. С точки зрения жанров SONATRIP 2 — интерактивная звуковая скульптура, но в то же время — музыкальное произведение, партитура которого неотделима от инструмента, его физических свойств и формы.

Инсталляция является интерактивной и оживает только при взаимодействии с музыкантом или зрителем. Специально написанную Петром Айду партитуру исполняют музыканты-перкуссионисты (в ходе показа проекта пройдет несколько концертов, первым партитуру исполнил Евсевий Зубков). Кроме того, любой гость музея сможет самостоятельно играть на этом музыкальном инструменте (инструкцию композитор прилагает к экспозиционному тексту).

В Музее современного искусства PERMM запоет тонна стали: в Белом зале открывается интерактивная звуковая инсталляция композитора Петра Айду SONATRIP 2 («Жидкий металл»), созданная для PERMM в соавторстве с художником Вадимом Кондаковым.

30.04.2024 – 01.07.2024

29 апреля 2024 года (музей PERMM)

открытие Sonatrip 2

Пётр Айду — музыкант, композитор, звуковой художник, родился в 1976 году в Москве. Виртуозный пианист, археолог и художник от звука: играет на разных инструментах — клавесин, рояль, хаммерклавир, лютня и других. Причастен ко всему новому и живому, что происходило в России с акустическим звуком за последние десять лет. Выпускник Московской консерватории им. Чайковского (класс фортепиано Л. Н. Власенко и Д. Н. Сахарова) и аспирантуры Московской консерватории (факультет исторического и современного исполнительского искусства, руководитель — А. Б. Любимов). В 2003 году стажировался в Высшей школе музыки и театра в Ганновере у Цви Меникера (исторические клавишные инструменты: клавесин и хаммерклавир) и Х.-М. Коха (лютня).

Обладатель 1-й премии и Гран-при юношеского Международного конкурса пианистов в Цинциннати (США, 1991); 2-й премии на VIII Международном конкурсе пианистов в Риме (1997). Дипломант конкурса Musica Antiqua Brugge в Бельгии (2004).

Преподает дисциплину «камерный ансамбль» в Московской консерватории. Автор и участник музыкальных перформансов и концертов; спектакль «Реконструкция утопии» был удостоен Гран-при премии им. Сергея Курехина в области современного искусства (2013). Акустический перформанс «Звуковые ландшафты» получил премию «Золотая маска» в 2016 году. Много работает для театра.

Организатор художественных акций, посвященных старинным инструментам: «Потерянные пространства» (концерт-фотовыставка в Московском Доме Музыки в рамках Фотобиеннале 2006), PianoReCycle (инсталляция на Биеннале современного искусства в Москве в рамках проекта «Артхаус Сквот Форум» 2011). Основатель «Приюта роялей» — коллекции редких фортепиано XIX века.

По инициативе Петра Айду в 2009 году была возобновлена деятельность Персимфанса — первого в мире симфонического оркестра без дирижера, основанного в 1922 году в Москве и прервавшего свою деятельность в 1933-м.
Пётр Айду

«Это звуковая инсталляция, а значит ее нужно слушать, а не смотреть. Для этого воспользуйтесь пожалуйста подвешенными молоточками. С помощью них исследуйте трансформирующиеся формы металла через его звучание. Возможно, вы обнаружите, что изменение размера, едва видимое зрением очень явственно заметно на слух. А может быть произойдут какие-то другие акустические открытия».

Все звучащие объекты изготовлены из стали 3 — наиболее распространенного типа стали, который используется для производства самых разных элементов конструкций и сооружений — от гвоздей до рельсов и мостов.

Идея музыкального произведения для инструмента, изготовленного только из металла, пришла Петру Айду не из научной фантастики, а из отечественной истории искусства.

Сто лет назад, в эпоху конструктивизма, советские художники начали применять сталь в своих работах. Большей частью это касалось архитектуры и искусства, однако известна попытка создания «металлургического оркестра», состоящего полностью из продуктов производства металлургов. Следующие поколения художников, развивавшие жанр звуковой скульптуры, (например, Вячеслав Колейчук, Герман Виноградов) активно использовали звуковые возможности металла. Петр Айду продолжает эти традиции. SONATRIP неожиданным образом развивает и объединяет русский колокольный звон и конструктивизм.

Премьера первой версии SONATRIP состоялась в 2019 году при поддержке Фонда «ПРО АРТЕ» (Санкт-Петербург), затем инсталляция была представлена в Третьяковской галерее в Москве. Звучание «Жидкого металла» Петра Айду впервые представил публике перкуссионист Дмитрий Щелкин.

В Перми представлена новая версия «Жидкого металла» — SONATRIP 2. Инсталляция разместится в большом Белом зале музея PERMM. Белый зал занимает площадь более 600 квадратных метров, а высота его потолков достигает 10 метров. SONATRIP 2 позволит оценить акустические возможности этого пространства.

Материальная основа SONATRIP 2 — инсталлированные в определенном порядке металлические объекты, они же — перкуссионные инструменты. Все объекты имеют одинаковый вес, но отличаются внешне: каждый последующий преобразуется по сравнению с предыдущим, плавно перетекая из одной формы в другую. Физические свойства металла становятся музыкальным языком инсталляции: материал и масса объектов сохраняются, а их звучание — меняется вслед за формой.

о проекте

Музей современного искусства PERMM
При поддержке Министерства культуры Пермского края

Директор: Наиля Аллахвердиева
Менеджмент: Екатерина Шумилова, Александр Ползунов
PR, дизайн: Проектное бюро 313
Маркетинг: Станислав Павлов, Яна Пономарева, Анастасия Прибыткова
Отдел хранения: Кирилл Борисов
Техническое обеспечение: Валерий Лебедев
Административная группа: Алина Буякова, Елена Воронцова

команда

Авторская группа:
Пётр Айду
Вадим Кондаков
Евсевий Зубков