Летом 2023 года в рамках арт-резиденции в Выксе открылся проект «Тело управляемое» пермской художницы Евгении Гильденбрандт. PERMM давно дружит и работает с Женей, ее персональная фотовыставка «Мальчики» проходила в музее в 2020-м. Темой ее нового проекта стало размышление о социальном теле его героев через обнаружение их «второго тела» — автомобиля. Мы попросили Женю рассказать, как создавался этот проект.
Тело управляемое
,,

«Мои протагонисты парадоксально питают мой интерес, тем что в начале они меня отталкивают, хочется отмахнуться готовым резюме и не приближаться. Заметив эту интенцию, я начала шутить, что мои проекты — это панчи собственному снобизму. Ребята из проекта «Мальчики» (2020, PERMM и др.), которых окружение окрестило «трудными и неудобными», для меня будто перекочевали в проект, который делаю здесь про местных неудобных парней на громких тюнингованных машинах».

Мои проекты — это панчи собственному снобизму
Евгения Гильденбрандт (р. 1989), живет и работает в Перми

В проекте приняли участие представители автомобильного сообщества Выксы. Гуляя по городу, Евгения заметила на улицах большое количество кастомизированных автомобилей. Она нашла их владельцев с помощью выксунского сообщества VRC, а с некоторыми познакомилась в ближайшем магазине автоаксессуаров. Вместе с новыми знакомыми художница ездила на соревнование по автозвуку во Владимир, на еженедельные «сходки» к снесенному кинотеатру «Родина», на авторазбор, рынок запчастей, в мастерские. Ей хотелось понять, какие потребности этих мужчин обслуживает кастомная машина, связанный с ней образ жизни и насколько им доступны иные способы выражения себя в социальной среде.

экспозиция выставки «Тело управляемое» в Выксе

«[Гай Калигула] не только сделал [своему коню Инцитату] конюшню из мрамора и ясли из слоновой кости, не только дал покрывала и жемчужные ожерелья, но даже отвел ему дворец с прислугой и утварью […]; говорят, он даже собирался сделать его консулом».

Гай Светоний Транквилл, «Жизнь двенадцати Цезарей»

,,

«В сообществе мне встретились и женщины, но гендерный акцент в проекте был обусловлен существованием стереотипа о социально-одобряемой маскулинности, навязывающего мужчинам модель поведения, в которой им бывает нелегко разместить чувства и состояния, маркируемые как «слабые», свою уязвимость и чувствительность. В этой работе я обнаруживаю некий изнаночный слой демонстрируемой идентичности, помещенной в контекст индустриального моногорода».

Название «Тело управляемое» подразумевает «второе» тело героев — тело их машины

Название «Тело управляемое» подразумевает «второе» тело героев — тело их машины: материю, корпус, механизм. Для героев машина становится некой оболочкой, областью свободы и индивидуализации, в отличие от тела реального, биологического, заключенного в социальную структуру подчинения, которое невозможно достроить до желаемого образа и тотально контролировать.

центральное место в высказывании занимают скульптуры из металла, стекла и найденных объектов, а также фотографии представителей сообщества, помогавших художнице в исследовании
,,

В целом «Тело управляемое» — это проект об одиночестве, отчужденности, попытке заменить отдельные части своей личности предметами, механизмами и идеями.

«Тело управляемое» — это проект об одиночестве

Замечание градиента от полюса, где человек, не желая отказываться от всемогущества, выбирает заменить витальное и уязвимое на прочное и таксидермированное, до полюса собственной скудности, где право выбирать отдается среде, фокус в котором ведётся разговор в проекте Евгении.

экспозиция выставки «Тело управляемое» в Выксе
Исследование
работа над проектом «Тело управляемое», лето 2023
Создание экспозиции
работа над проектом «Тело управляемое», лето 2023
Выставка
культурный центр «Волна», Выкса, лето 2023