туту

тотальная инсталляция Александры Гарт

зал №5

16+

В своей художественной практике Александра Гарт ценит недосказанность и минималистичность, а также свободу зрительской интерпретации и отсутствие четкого артикулирования замысла. В проекте «туту» художница создает пространство, наполненное поэтикой индустриальных материалов — щебня, деревянных шпал, гудрона.

Гарт погружает зрителей в состояние напряженного ожидания, концептуализируя феномен «не-места» — переходной зоны, в которой человек одновременно является и зрителем, безразличным к тому, что видит, и наблюдателем, который сам для себя становится объектом созерцания. В инсталляции «туту» посетитель музея оказывается в одном из таких переходных мест: железнодорожная насыпь, пустырь, каменистый осыпающийся склон с черным безводным колодцем, пристанище духов или вязкое сновидческое безместье

Музей PERMM совместно с галереей современного искусства Anna Nova представляет тотальную инсталляцию Александры Гарт «туту» — поэтическое переосмысление концепции «не-места».

04.05.2024 — 01.12.2024

фото: Виктор Юльев

экспозиция

Петербургская художница, соосновательница экспериментального выставочного пространства STYD. Работает с графикой, живописью, скульптурой и инсталляциями. В своей художественной практике Гарт обращается к лиминальности в широком смысле этого слова ─ от графического и живописного изображения смутно-тревожных пустых пространств до непосредственного помещения зрителя в состояние неопределенности, нестабильности и возможности многообразия трактовок в тотальных инсталляциях. Метод Гарт основан на аскетизме художественных средств — максимум силы визуального образа при минимуме видимых приложенных усилий.

В составе кураторской команды пространства STYD стала лауреатом премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» в номинации «Искусство» (2021). Номинант премии в области современного искусства имени Сергея Курёхина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» за проект «Провал» (2021). С 2013 по 2016 год принимала участие в международном фестивале паблик-арта «Арт-проспект». Иллюстрировала книгу Николая Олейникова «Служение науке» (2016) и буклеты к концертам Дома радио (2023).

Александра Гарт

«Пространство без определенных признаков, бесприютное, словно находящееся на границе миров людей и духов, что обозначено «вратами», напоминающими традиционные синтоистские врата — тории, обычно маркирующие границу священных территорий».

художница
— рассказывает Александра Гарт о проекте

3 мая 2024 года (музей PERMM)

открытие

«туту» — своего рода промежуточный этап между реальностью и воображаемым (невидимым), применение техник и материалов (шпалы, щебень, трещина), которые имитируют и разыгрывают нечто отличное от того, чем они являются на самом деле, — маргинальные, зыбкие территории пустоты путевых тупиков, жд насыпей и неглубоких… колодцев. Это пространство как будто существовало всегда и только ждало нашего появления. Когда мы появляемся (неожиданно для нас самих), мы видим тории из шпал (ритуальные ворота перехода) — линию «под напряжением», видим суприм «черного круга», зону, заброшку, два знака [ ] () пустоты, нулевого письма неизвестного языка. Кажется, вот-вот что-то начнется.

Игру линий простой конструкции из шпал можно сравнить с изначальной пустотой, из которой возникает все. Нагромождение пустоты [ ], насыпь (на которой никто (ничто) не оставляет следов) приглашает войти в это пространство «туту», и, входя, шаг за шагом, мы теряем уверенность, теряем контроль над зрением (что здесь можно увидеть, кроме собственных сомнений?), исчезаем в глубине этого пространственного отсутствия. Мартин Хайдеггер утверждал, что сначала должно наступить абсолютное «ничто», прежде чем появятся какие-либо «негативы» или любые формы отрицания, и именно через столкновение с ними утверждается нечто: мы еще живы, все еще существует. Фоновый занавес ничто в «туту», кажется, ничего не скрывает, наоборот, он проявляет каждую деталь пространства, и в том числе самого зрителя, завороженного театральным действием, когда ничего не происходит. Именно этот абсолютный минимализм пустоты (четкие линии шпал) в конце концов начинает создавать для нас гудящее пространство, где привычный мир наполняется странными формами, как живыми, так и «другими», смешиваясь в беспорядке со всеми известными вещами. Где мы находимся? Что это за место? Повторяя круглую форму знака «энсо» и визуально напоминая черную дыру, точка в насыпи ставит пробел в этом порождении, отсутствие (), освобождая нас от шума линий и предлагая космо-ничто, провал в мир-без-нас, самую черную ночь. Точка в насыпи выполняет медитативную функцию «туту», уводя наш взгляд от края к бесконечной глубине кругового движения лишь для того, чтобы рассеянный взгляд мог погрузиться в «небытие», схватить эту пустоту. Я могу отсюда сбежать?

Преобразующая сила негативного пространства. Простые материалы и формы, которые обычно воспринимаются как линии и границы, простые темы: глубина, вертикаль и расстояние. Мы оказываемся по ту сторону света, чтобы увидеть скрытое за негативной формой пространства. Что мы видим? Пустота конструкции [ ], бездна черной дыры (). Между ними есть расстояние (похожее на индустриальную Зону), которое предлагается пройти. Что нас ждет? Это промежуток времени, тишина между двумя звуками, между вдохом и выдохом, открытое пространство, переход, очищение. Переход указывает на время, значит, на человека /. Это «И» Жиля Делёза, которое не является ни тем (есть), ни другим (нет), ни одним, которое становится другим, но которое составляет их множество.

Мы не можем видеть форму отсутствия, но это не значит, что в пространстве «туту» нет ничего, кроме двух знаков и их не/человеческого общего. Негативное пространство «туту» можно сравнить с неуловимой пустотой, похожей на тень. Это место открывает как реальное пространство, так и невидимое, а также имманентное пространство, которое находится внутри нас. Это имманентное пространство похоже на вечную пустоту, наполненную бесконечными возможностями. Она скрыта, но все еще присутствует.


текст:
Яна Цырлина

концепция



Музей современного искусства PERMM
При поддержке Министерства культуры Пермского края

директор: Наиля Аллахвердиева
менеджмент: Екатерина Шумилова, Александр Ползунов
PR, дизайн: Проектное бюро 313
маркетинг: Станислав Павлов, Яна Пономарёва, Анастасия Прибыткова

отдел хранения: Кирилл Борисов
техническое обеспечение: Валерий Лебедев
административная группа: Алина Буякова, Елена Воронцова

команда

Галерея современного искусства
Anna Nova

основатель: Анна Баринова
директор: Лилиана Маррэ
менеджмент: Анастасия Жолудева
PR, маркетинг: Элина Сологуб
хранитель: Наталья Жильцова
научный сотрудник: Илья Крончев-Иванов
технический специалист: Никита Лучинин
ассистент директора: Саша Цезарь