Для городских исследований важен концепт «воображаемого», пришедший в них из социологии. «Воображаемое» — это сфера символического. Это то, что можно ощутить на чувственном уровне, интерпретировать и домыслить, причем заниматься этим может кто угодно: от политиков до писателей и художников. Но и у такой абстрактной вещи, как воображение, есть свои модели работы — чтобы понять, какая из них актуальна для Перми, можно посмотреть на предыдущие юбилеи города.
100 лет Пермь встретила в 1881 году, а 250 лет — в 1973 году. Первый юбилей совпал с периодом индустриализации города, которая легла в основу ее идентичности на десятилетия вперед. Второй юбилей символически опирался на советскую урбанистическую повседневность, которая мало отличалась от одного города к другому — он пришелся на время апогея пермской индустриальности. Не случайно в 1973 году Пермь, скорее, праздновала юбилей города Молотов, хотя к тому моменту уже давно перестала носить это название, обретенное в сороковом году.
Однако в девяностые «советский» концепт распался, нужно было искать новый, и Пермь обратилась в еще более далекое прошлое — буквально к своим древностям. Именно тогда на арену вышли «Пермские Боги», «Пермский период» и «Звериный стиль». Во многом все это и сейчас определяет нашу городскую среду. В каком-то смысле мы все на это обречены, ведь имя — одна из основ идентичности не только города, но и вообще всего на свете, а имя «Пермь» само по себе содержит в себе неотчуждаемый элемент древности. К тому моменту, как Екатерина даровала городу имя, оно было известно как минимум восемь веков — это только по письменным источникам. На момент основания у города-новостройки не было ничего, кроме исторической памяти, которую он благодарно принял и превратил в смысловую «несущую конструкцию».
А с именем городу и правда повезло. Во-первых, оно во многих отношениях поэтично: достаточно коротко для того, чтобы удобно использоваться в текстах, а также созвучно с огромным облаком слов, зачастую далеких от неё по значению («империя», «премьера», «прямота», «прима» и так далее).
А кроме того, у имени «Пермь» емкий семантический потенциал. Именно он позволил многим исследователям «породнить» Пермь со страной Биармией из исландских саг, и этот миф впоследствии отражался в литературе, особенно ярко проявившись в период «серебряного века».
В общем, в имени «Пермь» сконцентрировалась вполне оправданная самобытность и огромный культурный багаж, который начал копиться за много веков до того, как был основан сам город. И, как это ни парадоксально, заложенное в нем зерно «древности» оказывается способно питать даже самую актуальную модель «воображаемого», которую город выстраивает для себя в наши дни.