Время работы музея: со вторника по воскресенье с 12:00 до 21:00 (кассы открыты до 20:30), понедельник — выходной
Коллекция Владимира Архипова — вещи, авторы, превращения
28 апреля — 15 августа 2021
ПРЕДМЕТЫ
ГОРДОСТИ
И СТЫДА
0+
место проведения: музей PERMM (бульвар Гагарина, 24)
архитектор

Художница, архитектор, участница художественных выставок, фестивалей паблик-арт проектов и художественных проектов на биеннале современного искусства. В музее PERMM Евгения Михеева выступила в качестве архитектора выставок Елены Слобцевой «Культура материалов» и «Двойная перспектива» Николая Касаткина.
Евгения Михеева
куратор

Искусствовед, член Правления Международной ассоциации искусствоведов и критиков (АИС), преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН), автор курса «куратор в современном музее» (НИУ ВШЭ, Москва).

Куратор выставочных и коммуникационных проектов — Московского международного форума художественных инициатив, а также форума «Культура +» (эффективная коммуникация между культурой, бизнесом и политикой) и форума «Музейный гид», член экспертного совета Laboratoria Art &Science Space (Москва).

Разработчик международного проекта «Встречный А-Р импульс».
Георгий Никич
художник

Родился в Рязани в 1961-м году. Начал выставляться с 1990-го в жанре фотографии и объекта. С конца 1994-го увлечен универсальным феноменом культуры — самостоятельным изготовлением необходимой бытовой вещи. Участник выставок и биеннале в России, Австралии, Литве, Албании Германии, ОАЭ и Китае, автор книг о самодельной вещи. Его работы находятся в собраниях Русского музея (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства и в частных коллекциях по всему миру.

Номинант Премии Кандинского (2013), проект года
Грант Фонда Форда на издание книги (2013)
Номинант проекта Русского павильона, Венецианская биеннале (2003)
Грант на интернет-проект Фонда Дж. Сороса (1998)
Стипендия Берлинской Академии искусств (1995)
Владимир Архипов
Команда
Я давно и нежно люблю музей PERMM. Мне кажется, здесь сохраняется свежесть взгляда и подхода к современному искусству, оригинальность и неангажированность музейно-современными стереотипами и отмеченность искренним желанием вдохновить людей современностью, а значит — будущим.

Выставка «Предметы гордости и стыда...» это не только о творчестве Владимира Архипова, но о всех нас, ведь художник открывает, даже «первооткрывает» в людях, не подозревающих об этом, творческое начало и представляет нам их, как авторов. Искусство, воплощенное в предметах, дает право голоса. Поэтому на втором этаже выставки царит многоголосье — десятки людей рассказывают о своей жизни и о том, как она заставила их стать художниками (ведь так их называет Архипов). Каждый посетитель может предложить свои предметы, и, если они соответствуют критериям проекта, экспозиция будет «расширяться» пермским разделом коллекции. Кстати, на выставке уже есть семь экспонатов пермских авторов.

Почему выставка называется «Предметы гордости и стыда?». Чувство гордости вызывает неиссякаемая креативность наших людей. Из хлама, из руин, из обмылков, из фрагментов «прошлых вещей» они создают то, что им важно и нужно сейчас, то, чем их не может снабдить / обеспечить текущий момент жизни. Все это удивительная способность сочленить, интерпретировать, превратить в пользу и даже не заметить, что появилась не только искомая функция, но и уникальная форма — объект искусства. Гордости, честно говоря, больше, чем стыда. А стыд имеет общий вид — то ли ретроспективный, то ли перспективный, иногда он переходит в страх, изредка — в неловкость, и все это относится к общим явлениям, историческим обстоятельствам, некоторым нынешним тенденциям...
,,
Выставка «Предметы гордости и стыда…» это не только о творчестве Владимира Архипова, но о всех нас.
Георгий Никич, куратор выставки
фото: Кирилл Логинов (экспозиция выставки в музее PERMM, апрель 2021)
Предыстория
В 1994-м году художник Владимир Архипов зашел в ванную комнату на даче своего друга. Его внимание привлекли вешалки для полотенец, очень странные и очень удобные — к стене были прибиты зубные щетки, согнутые крючком — их осторожно подержали над огнем, так, чтобы средняя часть размягчилась, и согнули. Отверстие на ручке (один из стандартов советского времени), как будто специально было создано для того, чтобы прибить «крючок» гвоздем к стене. Истертая щетина, глядящая внутрь «конструкции», не давала соскользнуть полотенцу – ни большому, ни маленькому. Умеренная разноцветность и разнообразие размеров придавали ряду этих вешалок современный (на тот далекий год), модный дизайнерский вид, а функциональность, следование идеям ответственного потребления и ресайклинга актуальны и сегодня.

Этих зубных щеток в собрании Архипова нет, но именно они, вернее — их образ, можно считать точкой отсчета, и концепции, и творческого метода, и коллекции Архипова.
В 1994-м году художник Владимир Архипов зашел в ванную комнату на даче своего друга. Его внимание привлекли вешалки для полотенец, очень странные и очень удобные — к стене были прибиты зубные щетки, согнутые крючком — их осторожно подержали над огнем, так, чтобы средняя часть размягчилась, и согнули. Отверстие на ручке (один из стандартов советского времени), как будто специально было создано для того, чтобы прибить «крючок» гвоздем к стене. Истертая щетина, глядящая внутрь «конструкции», не давала соскользнуть полотенцу – ни большому, ни маленькому. Умеренная разноцветность и разнообразие размеров придавали ряду этих вешалок современный (на тот далекий год), модный дизайнерский вид, а функциональность, следование идеям ответственного потребления и ресайклинга актуальны и сегодня.

Этих зубных щеток в собрании Архипова нет, но именно они, вернее — их образ, можно считать точкой отсчета, и концепции, и творческого метода, и коллекции Архипова.
Предыстория
Выставка в Перми
Искусство художника-коллекционера Владимира Архипова — это экспедиционный поиск и документация уникальных самодельных вещей — архив русского (и мирового) вещевого фольклора XX-го века. Архипов представляет публике и странные «штуковины», и авторов, которые их сделали, — всего 88 авторов и 97 вещей! Концепция Владимира Архипова позволяет видеть и понимать полезные вещи, как произведения искусства и дизайна, а их авторов — как художников. Тема вынужденного творчества дополняется рассуждением о многоликой и мультиролевой позиции современного художника. Его авторское «Я» дополняется позициями «коллекционер» и «знаток», «куратор» и «эксперт».

«Мы все можем гордиться тем, что найденные объекты свидетельствуют о том, что творчество присуще нам всем, или почти всем. Для его проявления нужны лишь обстоятельства. Объекты дизайна появляются не по законам эстетики, а в связи с товарным дефицитом, бедностью, удаленностью торговых точек, доступностью материалов и деталей, которые можно перекомпоновать, переделать и перепридумать», — Георгий Никич, куратор выставки.
Выставка в Перми
Искусство художника-коллекционера Владимира Архипова — это экспедиционный поиск и документация уникальных самодельных вещей — архив русского (и мирового) вещевого фольклора XX-го века. Архипов представляет публике и странные «штуковины», и авторов, которые их сделали, — всего 88 авторов и 97 вещей! Концепция Владимира Архипова позволяет видеть и понимать полезные вещи, как произведения искусства и дизайна, а их авторов — как художников. Тема вынужденного творчества дополняется рассуждением о многоликой и мультиролевой позиции современного художника. Его авторское «Я» дополняется позициями «коллекционер» и «знаток», «куратор» и «эксперт».

«Мы все можем гордиться тем, что найденные объекты свидетельствуют о том, что творчество присуще нам всем, или почти всем. Для его проявления нужны лишь обстоятельства. Объекты дизайна появляются не по законам эстетики, а в связи с товарным дефицитом, бедностью, удаленностью торговых точек, доступностью материалов и деталей, которые можно перекомпоновать, переделать и перепридумать», — Георгий Никич, куратор выставки.
На первом этаже выставки вы увидите и услышите повествование о том, как художник Архипов ищет и находит свои вещи (он их часто называет «штуковины»).

Также здесь находится раздел «Музей КСП. Копать, сгребать, подметать», посвященный идее музеефикации коллекции Архипова, и раздел «Лаборатория ПОП» (попытка определения предметов) — место, куда каждый может предложить свой объект для нашей выставки, то есть, в определенной степени, исполнить роль художника. Для этого написана специальная инструкция и выделено место для будущих экспонатов.
Гордость и скромность
1 этаж
Если на первом этаже выставки ваше внимание сосредотачивалось на вещах или, как называет их Владимир Архипов — «штуковинах», то теперь главный объектом показа становятся люди. Авторы «штуковин», с точки зрения Архипова — настоящие художники, только они не подозревают об этом. Диалоги и монологи создателей «штуковин» — центральная тема этого зала. Все они появились в поле внимания Владимира Архипова и обсуждают с ним или между собой странности, прелести и ужасы ландшафтов — экономических, общественно-политических, географических, психологических. Экспозиция второго этажа отвечает на вопросы «Кто эти авторы?», «Чем он / она были мотивированы?», «В каком общественном, семейном или предметном окружении разворачивалось творческое действие героев Владимира Архипова.
Авторы на сцене истории, географии и быта
2 этаж
Коллекция Владимира Архипова — это десятки историй, записанных по всей России и за рубежом, и полифония голосов архиповских художников, которые их рассказывают. На выставке в музее PERMM эта концепция превратилась в экспозиционную задачу — объекты должны были буквально «заговорить». Для реализации этой задачи к команде музея присоединились преподаватели и ученики Школы Цифровых Технологий — наши партнеры-экспозиционеры разработали звуковые этикетки с датчиками движения, благодаря чему экспонаты начинают говорить, как только зритель попадает в зону действия датчика. Весь проект звуковых этикеток, включая написание программы, сборку и настройку системы, был реализован двумя учениками 9-го и 6-го класса.
Десятки историй, записанных по всей России и за рубежом
Аудио-этикетки
Команда проекта
Алексей Волков, руководитель ШЦТ
Александр Борисов, наставник ШЦТ, инженер-изобретатель
Игорь Демидов, наставник ШЦТ, студент ВШЭ
Михаил Гура, учащийся ШЦТ, ученик 9-го класса (программная часть, сборка)
Антон Женин, учащийся ШЦТ, ученик 6-го класса (помощь в сборке и настройке
Школа Цифровых Технологий
Школа Цифровых Технологий — сеть центров молодежного инновационного творчества, которая специализируется на робототехнике, программировании и научно-техническом творчестве для школьников. Работа в ШЦТ ведется на современном оборудовании, применяемом в современном процессе инженерной разработки с использованием компонентов, применяемых в реальных инженерных проектах.

Сайт школы
Группа Вконтакте
фото: Кирилл Логинов (открытие выставки в музее PERMM, апрель 2021)
Народный феномен самостоятельного изготовления необходимой бытовой вещи — явление яркое, масштабное, стихийное, неизвестное. Такие вещи всегда были и есть сегодня в любой стране мира. Сегодня в моей коллекции около тысячи вещей, которые объединяют три признака: функциональность, визуальная уникальность, свидетельство автора — изготовителя и потребителя в одном лице. Они представляют удивительную часть современной народной материальной культуры.

Эти вещи люди делают сами для себя и сами ими пользуются. Это не предметы искусства или украшения, а функциональные бытовые вещи — тележки, антенны, полочки, скамейки, стулья и многое такое, что трудно даже классифицировать и определить. Эти вещи не были товаром. У них нет копий, но есть авторы, мы знаем место и время их создания. Они создавались не в угоду моде или арт-рынку и поражают своей искренностью. Их авторы — обычные люди — не ставили перед собой художественных задач, но необъяснимым образом нашли восхитительные формы.
,,
Что такое «штуковины»?
Владимир Архипов, художник
фото: Кирилл Логинов (экспозиция выставки в музее PERMM, апрель 2021)
Она состоит в том, чтобы найти эти «невидимые» вещи, вступить в диалог и записать интервью с авторами. В основе всегда лежит мое сильное художественное впечатление от увиденного и желание поделиться им со зрителем. Результаты поисков всегда случайны — «хожу неизвестно куда и ищу неизвестно что». Я считаю будущим искусства то, что на смену парадигме «я — художник» должна прийти парадигма «он — художник»
,,
В чем заключается работа Владимира Архипова, если он показывает вещи, сделанные другими людьми?
Владимир Архипов, художник
«Они гордятся тем, что преодолевают трудности жизни, но иногда стыдятся способов, которыми они эти трудности преодолевают. Мы удивляемся их естественности, остроумию и находчивости, при этом чувство горечи — «все могло бы и должно бы быть гораздо лучше вокруг» — не покидает нас.
«Он / она – художник» делает какую-то полезную для себя вещь и не обращает внимание ни на эстетические свойства, ни на презентабельность своего объекта. Должен появиться кто-то, кто откроет, предъявит и репрезентирует самодельные утилитарные объекты, как искусство, а простых жителей деревень и городов из разных стран — инженеров и учителей, охранников и рабочих, местных и пришлых, — как акторов творческого процесса, потенциальных, а теперь и реальных участников художественной жизни.
И этим «открывателем» и «назывателем» стал Владимир Архипов. Художественные высказывания авторов — это вещь плюс текст. Артистическая форма вещи и ее сценический характер окрашивают этот зал противоречивой интонацией «документального театра», в котором действие происходит, одновременно, и сейчас, и десять, и двадцать, и тридцать лет назад, в Коломне и Жуковском, Ярославле и Перми, Нью-Йорке, Праге и Москве»
Георгий Никич, куратор выставки
фото: vladey.net