Зал ожидания.
Выставка пермских художников на Перми II.
14.12.2020 — 28.02.2021
«Зал ожидания» — выставка современной генерации пермских художников — она об ощущении Перми 1940-х и о вневременном ожидании изменений. К участию в выставке приглашены пермские современные художники Александр Агафонов, Елена Слобцева и Алексей Щигалев. В своей практике они обращаются к теме ожидания, памяти, работе с городскими и личными историями, архивами.
Концепция выставки
Какой видели Пермь люди в 1940-х годах? Для многих эвакуированных из других мест СССР людей транзитной точкой на пути была Пермь. Их пребывание в городе ограничивалось томительными часами в зале ожидания вокзала. Возможно, для многих людей это место в дальнейшем определило ощущение города. Во время Великой отечественной войны Пермь оказалась на пересечении маршрутов из тыла на фронт, стала местом встречи случайных людей. Сам город стал перевалочным пунктом, где люди ожидали перемен: здесь встречались люди различных слоев, устремлений и национальностей. Но всех их объединяло чувства ожидания и неопределенности.

В военное время жизнь человека сильно меняется, он как бы изымается государством и лишается своей «индивидуальной жизни» — его жизнь отчуждается. Человек, находящийся в пространстве «Зала ожидания», оказывается словно внутри разрыва своей обыденной жизни. Этот разрыв оказывает сильное влияние на его эмоции и поведение. Находясь в зависимой от внешних факторов ситуации ожидания, по-другому переживается сам ход времени. Опыт войны страшен и не постижим для нас, людей мирного времени. Но это ощущение разрыва привычного хода жизни, перемещения в пространство неопределенности нам как никогда близко и сейчас.

Алексей Щигалев, куратор
«Зал ожидания» — это не просто физическое пространство, отраженное в архитектурном плане. «Зал ожидания» — это метафора нашего специфического внутреннего состояния. Говоря проще, это не место, а состояние души. Место, где мы можем почти физически почувствовать (вернее, приблизиться к тому, чтобы почувствовать) часть опыта людей, живших, трудившихся, воевавших, ожидавших прихода изменений до нас.
Фрагменты работы Елены Слобцевой «На Псков», 2020
Елена Слобцева
«На Псков», 2020, печать на пенокартоне
В своей работе художница Елена Слобцева обращается к работе пермского графика Леонида Попова «На Псков», 1944 г. Леонид Попов (1920 – 1976) известен своей серией работ о буднях фронтовиков, созданной во время Великой отечественной войны. Также Попов создал множество графических произведений о нашем городе в послевоенные годы, в том числе, запечатлел и железную дорогу («Железнодорожные пути на берегу Камы», 1948, «Пермь I», 1948).

Художница интерпретирует и видоизменяет графику Попова при помощи компьютерных алгоритмов, доступных в наши дни и широко применяющихся для работы с графикой и анимацией. Доступные алгоритмы — знак нашего времени, которое отличает тенденция все возрастающей автоматизации и цифровизации всех сфер жизни. В том числе, автоматизация затрагивает архивы, и, в целом, влияет на то, как сохраняется и наша память. Машины переводят рукотворные штрихи рисунка Попова в скобы — похожие на строительные элементы, часто используемые на железной дороге для укрепления шпал. Также скоба — знак соединения, скрепляющий художников сквозь времена.
Александр Агафонов
Бризе, 2020, печать на пластике
Железная дорога для тыла в годы Великой отечественной войны играла огромное значение: маршрутами от линии фронта двигались как люди, так и имевшие ценность вещи. Вокзалы играли особую роль, ведь именно они становились центрами этого процесса. Символами эвакуации для Перми стало перемещение производственных и культурных учреждений, таких как Кировский балет или конструкторские бюро. Но эвакуация была болезненным процессом, связанным как с приобретениями, так и с потерями. В работе Александра Агафонова совмещены визуальные символы культурных ценностей, которые обрела Пермь (балет) и человеческих жертв (иллюстрации из учебников по военно-полевой хирургии), которые несло с собой вынужденное перемещение людей и вещей в военные годы.

PERMM