Гордость и скромность

1 этаж

Первый этаж выставки — это художник Архипов в поисках вещей. Объекты свидетельствуют «о себе», о том, что они созданы авторами, о том, что Архипов их нашел и определил, как «свои». Слова художника следуют за нами и преследуют нас на всем протяжении экспозиции.

виртуальный тур

Коллекция Владимира Архипова — вещи, авторы, превращения

Предметы гордости и стыда

  • вернуться назад
    Гордость и скромность
    1 этаж 
    26 лет назад художник Владимир Архипов зашел в ванную комнату на даче своего друга. Его внимание привлекли вешалки для полотенец, очень странные и очень удобные — к стене были прибиты зубные щетки, согнутые крючком — их осторожно подержали над огнем, так, чтобы средняя часть размягчилась, и согнули. Отверстие на ручке (один из стандартов советского времени), как будто специально было создано для того, чтобы прибить «крючок» гвоздем к стене. Истертая щетина, глядящая внутрь «конструкции», не давала соскользнуть полотенцу — ни большому, ни маленькому. Умеренная разноцветность и разнообразие размеров придавали ряду этих вешалок современный (на тот далекий год), модный дизайнерский вид, а функциональность, следование идеям ответственного потребления и ресайклинга актуальны и сегодня.

    Разговор с автором этих изделий убедил Архипова в том, что тот ни в коем случае не имел ввиду «ничего эстетического». Автор думал только о том, что хороших крючков в продаже нет, гвозди могут порвать ткань, а вот ненужные зубные щетки как раз пригодятся.
    Этих зубных щеток в собрании Архипова нет, но именно они, вернее — их образ, можно считать точкой отсчета, и концепции, и творческого метода, и коллекции Архипова.
    На первом этаже выставки вы увидите и услышите повествование о том, как художник Арихпов ищет и находит свои вещи (он их часто называет «штуковины»).
    Мы все можем гордиться тем, что найденные объекты свидетельствуют о том, что творчество присуще нам всем, или почти всем. Для его проявления нужны лишь обстоятельства. Объекты дизайна появляются не по законам эстетики, а в связи с товарным дефицитом, бедностью, удаленностью торговых точек, доступностью материалов и деталей, которые можно перекомпоновать, переделать и перепридумать.

    У вещей, найденных Владимиром Архиповым иногда есть промышленные прототипы, выпускающиеся большими сериями. Но авторы «штуковин» вынужденно предпочитают собственную модель — индивидуальное и уникальное функциональное решение.
    Очень важно, что естественная художественная форма авторских объектов перерастает заданные — бытовые, заказанные — дизайнерские форматы, сама собой кристаллизуется художественная форма и «штуковины» — и вот вещи готовы к тому, чтобы называться «предметами искусства».

    Важная догма концепции Архипова — это не присвоение им «найденных объектов» (тогда бы мы говорили о прямой линии «Дюшановского редимейда»), но и указание на создателя объекта, как на автора, художника. Следы общения Владимира Архипова с авторами «штуковин» вы найдете в текстах, дополняющих (иногда — контрастно) презентативные «товарные» этикетки, сопровождающие экспонаты на первом этаже выставки.

    Итак, первый этаж выставки — это художник Архипов в поисках вещей. Объекты свидетельствуют «о себе», о том, что они созданы авторами, о том, что Архипов их нашел и определил, как «свои». Слова художника следуют за нами и преследуют нас на всем протяжении экспозиции.
    В разделе для детей представлено целых семь объектов — заметно, что родители стараются больше всего, а может, они сами хотели бы поиграть. Здесь есть скворечник с летней террасой (чтобы не выпали птенцы), изящные санки, стимпанк-гараж, домик, которому 60 лет в обед и даже пулемет!
    раздел «Для детей»
    объект 1
    объект 2
    объект 3
    объект 4
    объект 5
    объект 6
    объект 7
    Санки Николая Петровича Медведева
    Торжок, Тверская обл., около 1977

    Конструкция простая и надежная — пруток, сварка. Шикарные санки получились — далеко можно улететь. А еще — из гаража привезти огурчики и помидорчики.

    Владимир Архипов: «Санки были найдены мной летом в 1996 году, когда я ездил в экспедицию с группой студентов истфака МГУ. Они валялись на крыше сарая, но чей это был сарай и где искать автора было непонятно. Поэтому пришлось опрашивать прохожих и с их помощью найти-таки владельца, выпить с ним бутылку водки и выменять его санки на новые санки из магазина».
    Гараж Максима
    Санкт–Петербург, 2015

    Конструкция гаража с дверцами-жалюзи и множеством дополнительных приблуд и деталей. Этот мягкий «стимпанк» расширяет сферу воображения ребенка.

    Владимир Архипов: «Максим — изобретательный сын моих друзей из Питера. Когда у него появился свой сын, для него открылась новая область приложения своих талантов — игрушки. Пока мальчик был маленьким, почти все игрушки были покупные или дарёные, но когда он подрос и стал «помогать» отцу, то большая часть игрушек стала самодельными, в том числе и этот гараж. Как говорит Максим, ему самому неинтересно играть в готовые игры, а сына надо развивать, придумывать что-нибудь собственное, особенное. Вот и соединились старая обшарпанная, зато двухуровневая, хлебница, корпус от электрического счетчика, элементы клавиатуры и принтера… Настоящий гараж будущего».

    Пулемет «Максима»

    Петра Наумова

    Торжок, Тверская обл., 1994

    Каждый мальчик мечтал о таком в детстве. Лежишь за ним в кустах на краю огорода и «тра-та-та-та-та!» Не страшно и в грязи извозиться — это же «близость к природе».

    Владимир Архипов: «В моем советском детстве самодельного деревянного «оружия» было много: нам его делали отцы, деды или дяди. Когда я начал искать самодельные вещи, я был уверен, что быстро найду какой-нибудь автомат, но только спустя два года мне попался этот восхитительный «Maxim». Автор — Петр Наумов — поначалу удивлялся моему интересу: «А чего тут рассказывать? Сделал сыну. Пусть играет. Ему нравится… что было под рукой, из того и сделал. Ствол — яблони пилили, пеньки тут валялись. Фанерка какая-то, колеса от его же детской коляски. Проволока — с фермы утащил, когда колхоз растаскивали…». Но мне эта игрушка не так уж просто досталась — мне пришлось выменять его на почти настоящий пистолет, стреляющий пульками».
    Домик Александра Соковнина
    дер. Верея, Московская обл., около 1960

    Этому домику — больше 60 лет. Он был оклеен обоями, потом — фотографиями из журналов нескольких поколений детей. Так можно построить архитектуру игры и пространство памяти.

    Владимир Архипов: «Я проезжал на велосипеде по Верее и увидел этот домик за оградой палисадника в полуразобранном состоянии. Была видна изнанка — стены, обклеенные фотографиями из детских и взрослых журналов — это неожиданное сочетание меня и привлекло. Познакомился с хозяйкой и узнал с её слов об истории его создания. Домик готовили к ликвидации, так как дети и дети детей выросли, и он мешал строительству гаража. Я уговорил Галину не разламывать его окончательно, а дать мне хотя бы на выставку. И вот теперь он здесь, в Перми».
    Столик складной
    Василия Тырсыне
    пос. Ильинская, Московская обл., 2007

    Поставишь там, где никому не мешает — удобно уроки делать. Он складывается и раскладывается. Винты смазаны. Места почти не занимает.


    Владимир Архипов: «Эта семья приехала из Молдавии. У них двое детей — младший сын совсем маленький, а дочке 8 лет. Муж работает на стройках Москвы, а жена летом подрабатывает, продавая мороженое по электричкам. Они снимают недалеко от Москвы половину домика, без канализации, места очень мало, поэтому глава семьи сделал для своей дочки такой складной столик, чтобы она делала уроки и ей не мешали посуда и еда».
    Скворечник Андрея
    Коломна, Московская обл., 2020

    Вышел — и попал на «балкон». Не балкон, конечно, а ограждение для защиты птенцов — уникальное инженерное решение. Спасает птенца от собственного падения и кошачьего нападения.

    Владимир Архипов: «Я случайно увидел его в сарае у Андрея. Но основным рассказчиком про «скворечник с балконом» стала Светлана, его жена (я с ней знаком уже лет тридцать). Оказалось, что это не «балкон», а страховка от травм и падений птенцов. Проблему создали сами. Подобрали двух котят. «Они выросли, стали лазить по деревьям, охотиться на бабочек, мух. Прилетели птицы, вывели птенцов, но птенцы вывалились из скворечника и кошки их сожрали», — рассказывает Света. Дочки ужасно плакали, жалели птичек, ругали кошек (кстати, совершенно несправедливо). Вот и пришлось Андрею модернизировать скворечники».
    Руль детский Альбины Леонидовны Фалько
    Пермь, 1978

    В основе конструкции — деталь от двигателя ТУ-134. Чтобы рулить и ехать в домашних условиях. Дешевле и эффективнее промышленных образцов.

    Владимир Архипов: «Ребенок, которому делали этот руль уже давно вырос, и у него уже свои взрослые дети, и они ездят уже на настоящих машинах.
    А в детстве Михаил, конечно же, мечтал о педальной «Волге», но у мамы не было денег чтобы ее купить, да и достать ее можно было только по блату. Но мама нашла выход — она работала на военном заводе сварщиком и сварила этот классный руль. Одной такой детали достаточно, чтобы ребенок мог «достроить» мир дороги, автогонки, получил ощущение новых возможностей».
  • В разделе — ингалятор бразильского историка, кварцеватель московского врача, мыло работницы рязанской птицефабрики, гантели из гипса больного раком коломенца — чудеса физико-химической мысли.
    раздел «Для здоровья»
    раздел
    «Для здоровья»
    объект 1
    объект 2
    объект 3
    Кварцеватель
    Александра Клёцкина
    Москва, 1985–1988

    Занятная работоспособная конструкция: спираль последовательно соединена с кварцевой лампой. Сопротивление спирали понижает напряжение. Надежное кварцевание комнаты — убивает болезнетворные бактерии всех видов.

    Владимир Архипов: «Этот кварцеватель до сих пор находится в рабочем состоянии и им можно обеззараживать любое помещение, в том числе и это выставочное пространство. Но только без людей. Его автором оказался муж моей знакомой журналистки, которая писала в конце 1990-х о каком-то из моих проектов.
    Как это всегда бывает, в начале была причина — вся семья болела гриппом, причем не один год. Саша работал на «скорой помощи» водителем, всегда интересовался техникой, и когда меняли мед оборудование в операционной, он взял старую ртутную лампу, последовательно соединил ее с частью перегоревшей спирали обогревателя — и получился домашний кварцеватель, единственный в мире.
    Кварцевых ламп он никогда не видел, только слышал, что они бывают, и собрал удивительную оригинальную конструкцию «по слухам», по деталям».
    Мыло Валентины Николаевны Бобряшовой
    пос. Денежниково, Рязанская обл., 1990

    Если вы работаете в убойном цехе, руки нужно мыть часто и тщательно. Хорошее мыло можно сделать самостоятельно. Как сделать? Найти пропорцию животного жира и каустической соды. Варить на плитке в эмалированном ведре. Мылится хорошо и грязь отмывает хорошо.

    Владимир Архипов: «До того, как я нашел это мыло, я не подозревал что такую вещь можно сделать в домашних условиях. Удивительно похоже на кусочек практики Йозефа Бойса, который по какой-то странной причине, оказался в Рязанской области… Кстати, самое «мыльное» произведение Бойса называлось «Дева». В лекции, с которой начинался этот проект, Бойс на грифельной доске написал формулу изготовления мыла. Мыловарение Бойс превратил в метафору социальных отношений… Поразительно, что Валентина Николаевна шла обратным путем — реальность социальных и производственных отношений превратилась у нее в необходимость изготовления мыла для себя и других. Все они работали на птицефабрике, в убойном цеху».
    Ингалятор Франциско Роча
    Сан-Паулу, Бразилия, 2001

    Это — очень функциональная вещь: и объем значительный, и легкая – к месту не привязывает, можно ходить по квартире. И полноценно дышать даже в загрязненной атмосфере перенаселенного города.

    Владимир Архипов: «Этот ингалятор сделал муж моего куратора на Биеннале Сан-Паулу. Как-то она пригласила меня на ужин, и я увидел различные самодельные приспособления для дома. Франциско был профессором истории в местном университете, у него была астма, он пользовался ингаляторами, но считал, что они все неудобные для него. Поэтому он сам сделал несколько моделей удобного ингалятора, и здесь — один из них».
  • Один из символов выставки — серф Алексея Самарина из Коломны — отражает незримый романтизм самодельных вещей. Кроме паруса в отделе спорта — рюкзак из вымоченной в бензине ткани, больничные водно-песочные часы, клюшка из черемухи и протекторы для лодок.
    раздел «Для спорта и отдыха»
    раздел
    «Для спорта и отдыха»
    объект 1
    объект 2
    объект 3
    объект 4
    объект 5
    Виндсерфинг
    Алексея Самарина
    Коломна, Московская обл., 1983

    Этот серф обладает высокими ходовыми качествами, на нем даже можно закрепить небольшой багаж. Корпус сделан из пенопласта, оклеен стеклотканью. Сконструирован убирающийся шверт — «плавник», препятствующий сносу судна под ветер.

    Владимир Архипов: «Это серф — ошибка. Человек, который его делал, увлекался парусным спортом. Соревновался на небольших яхтах. Он и предположить не мог, что серф, который он впервые увидел на картинке в начале 1980-х может быть без шверта и киля. Он так загорелся идеей сделать свою доску, что не разобравшись, по привычке, сделал и киль и шверт. Шверт он потом сделал съемным, а вот киль убрать некуда. Это единственный в мире серф с килем».
    Рюкзак Виктора
    и Натальи Вышневых
    Раменское, Жуковский, Московская обл., 1987

    Удобный раскрой по индивидуальному лекалу. Материал — обрезиненный «авизент». Для облегчения веса рюкзака резиновый слой размягчен в бензине и снят.

    Владимир Архипов: «Когда-то выездного туризма почти не было, въездной был маленький и, в основном, все путешествовали внутри страны (сейчас, кстати, внутренний туризм развивается изо всех сил, и в связи с пандемией, и благодаря господдержке). Так вот, люди ходили в походы, и по равнине, и по горам. Нужны были рюкзаки. А в магазинах была только одна модель и, к тому же, очень неудобная. Виктор и Наталья, как и многие другие, шили рюкзаки сами. Самое главное было — найти правильный материал и выкройку под большой литраж. Большую часть трудностей туристы преодолевали задолго до похода. Представьте, например, как они отмачивали слой резины со случайно добытой в магазине удивительной ткани — бензин заливался в большую детскую ванночку. Одна растворилась — купили другую. Вот что значит «люди думали о будущем!».

    Часы мочевые Михаила

    Коломна, 1996

    Конструкция разработана для игры в шахматы в больничных условиях. Жидкость не высыхает до выписки спортсменов, объект легко переворачивается, устойчив.

    Владимир Архипов: «Редчайшая вещь: водно-песочные часы, в которые когда-то была залита моча одного из пациентов стационара. А было их двое, и чья моча — неизвестно. Но оба были шахматистами и без часов им играть было неинтересно, а может быть — некомфортно. Получилась какая-то странная лабораторная конструкция, в которой смешались идеи медицинского анализа и шахматной аналитики.
    Самое удивительное, что авторы хотели сделать простые песочные часы, потом — простые водяные, затем — подкрашенные йодом, а оптимальным оказалось природное решение с личным участием одного из игроков».
    Клюшка И. В. Соколова
    дер. Никола-Ленивец, Калужская обл., около 1975

    Этот спортивный инвентарь сделан из черемухи, одной из наиболее вязких пород дерева. Представленный образец намного превосходил по качеству и прочности серийную продукцию из клееной фанеры.

    Владимир Архипов: «Человек, сделавший эту клюшку, много пил и ругался матом, но не был жестоким и злым. Жил в деревне, денег не было, так как не было работы, а работы не было так как пил. Но, как сельский житель, он хорошо разбирался в особенностях растительного и животного мира, иначе бы, конечно, никогда бы не появилась эта клюшка».
    Защитный колпак
    Марселя Брандса
    Маастрихт, Голландия, 2012

    Это протекторы для защиты соседних лодок от царапин и повреждений. Колпаки надеваются на выступы консолей и надежно защищают борта лодок, размещенных на стойке выше или ниже вашей.

    Владимир Архипов: «Я искал самодельные вещи в Голландии, в Маастрихте и около, для выставки в местном музее современного искусства. Меня занесло в ангар где хранятся байдарки и каноэ, и там я увидел эти желтые половинки теннисных мячей, надетые на выступающие консоли. Так использовать мячи придумал сам владелец этих байдарок, и все почему? Потому что ему было жалко терять свои деньги на ремонте корпусов лодок».
  • Тележка — один из самых популярных самодельных объектов во всех уголках России. Однако Владимиру Архипову удалось найти некоторые явно эксклюзивные вещи.
    раздел «Для перевозки»
    раздел
    «Для перевозки»
    объект 1
    объект 2
    объект 3
    объект 4
    Тележка для чебуреков Бориса Тихоновича Капустина
    Москва, 1996

    «Горячие чебуреки, горячие чебуреки, только с плиты!». Это — малосерийная модель, выполнено 3 экземпляра. Все на основе детской коляски и старого холодильника. Продукты и напитки долго сохраняют тепло не расплескиваются при движении.

    Владимир Архипов: «Человек, сделавший эту тележку, обладал выдающимися актерскими данными: когда он торговал чебуреками, он читал наизусть, громко, стихи и поэмы Пушкина и пирожки разлетались у него мгновенно. За это его очень ценили местные братки, которые держали рынок и с каждой проданной тележки чебуреков имели свою долю».
    Тележка-тачка Андрея
    Коломна, 2020

    Тачка из магазина не выдерживает ни нагрузки, ни критики. Однако, достаточно заменить отвалившуюся пару колес на колесную группу магазинной тележки, и в ваших руках — удобный, мобильный, грузоподъемный монстр.

    Владимир Архипов: «В садовом товариществе моих родителей было собрание, на котором мне пришлось присутствовать. Собрание проходило под открытым небом и уже заканчивалось, когда мимо прошел человек с этой конструкцией. Я догнал его и записал наш разговор, после чего я предложил ему поменять его конструкцию на новую, более надежную — тачку из магазина, и он согласился, по-моему, был, даже, немножко удивлен».

    Тележка для сена Константина Васильевича

    Дер. Кочетовка, Тамбовская обл., 1997

    Простое и эффективное решение. Металлические «рога» расширяют плоскость, необходимую для расположения объемных грузов, таких как сено, корма, трава. Удобно для взрослых, интересно для детей.

    Владимир Архипов: «После развала колхозов работы в сельской местности почти не осталось (там, где нет агрохолдингов), люди ведут натуральное хозяйство и рассчитывают только на свои силы. Так как денег не хватает, то многократно переделываются и переприспосабливаются старые вещи. Так, например, эта тележка, которая сначала была детской коляской, и в ней выросли дети и внуки, теперь служит для перевозки сена для кроликов».
    Санки для соли
    Владимира Антипова
    Москва, 2003

    Оборудование для обработки льда на пешеходных дорожках и придомовых территориях. Соль располагается на сетке, крошится и просеивается в процессе движения.

    Владимир Архипов: «Я сам работал дворником в Москве в 1997-1998 годах, видел эти санки и завидовал Владимиру: у него были хорошие отношения со слесарями РЭУ (они вместе бухали). И это именно слесари сделали санки по его просьбе. Сетку это он уже сам прикрутил и додумался соль с нее разбрасывать... По моей просьбе он как-то дал мне санки на выставку, а возвращать их мне уже не пришлось — из дворников он уже уволился…».
  • В строительстве могут пригодиться самые разные вещи, которые не всегда можно найти в магазине или даже незачем покупать. Оказывается, если нужно один раз просеять песок, смешать раствор или просто подоткнуть дверь, можно совершенно случайно создать выставочный объект.
    раздел «Для строительства»
    раздел
    «Для строительства»
    объект 1
    объект 2
    объект 3
    Растворомешалка Михаила Ахматова
    Москва, 2003

    Объект работает в ручном режиме, без электричества. Эта бетономешалка — образец эффективного ресайклинга. Изначально объект представлял собой глянцеватель для фотографий, но был конструктивно упрощен и редуцирован для высокоэффективного замешивания раствора.

    Владимир Архипов: «Михаил был фотографом еще в советские времена, когда фотографии еще глянцевали, то есть с помощью специальной технологии (тепло плюс механическое воздействие валиком) придавали им «блестящий вид».
    Вскоре Михаил ушел из фотодела, а глянцеватель за ненадобностью стоял в гараже. Но когда начался ремонт в квартире, глянцеватель пригодился — из него получилась растворомешалка. В действие она приводится «крутящим усилием» рук. А незадолго до этого, когда нагревательный элемент глянцевателя еще не был выломан, Михаил собирался сделать из него печку для обогрева спортивной базы.
    Иногда кажется, что инженерные и творческие способности действительно могут «все, что угодно», превратить во «все, что угодно» другое…».
    Упор Людмилы Спиридоновой
    Иваново, 2003

    Дверной упор — оптимальный вес, защита от царапин и просыпания кирпичной крошки, мобильность.

    Владимир Архипов: «Этот кирпич, завернутый в кусок ситцевой ткани, я нашел на своем этаже в гостинице, в Иваново, когда я участвовал в международном проекте «Убывающие города». Есть такие города, которые не растут, а убывают и Иваново — один из них. …Людмила явно недооценивала функциональность, простоту и странную лиричность своего решения. В этом образе сочетается опасность (кирпич в тряпочке) и безопасность (не поцарапается ни стена, ни дверь). Людмила повторяла: «…мне кажется, ничего интересного здесь нет. На что уж у нас есть жильцы постоянные и то никто никогда не спрашивал, не интересовался…». А между тем, этот объект уже давно можно было бы показать в музее ПЕРММ — на выставке «Русское бедное».

    Сито для песка Игоря

    Орел, 1995

    Сырой песок через мелкое сито не пройдет. В конструкции применена крупноячеистая структура, обычно используемая для перевозки яиц. Емкость — не менее 1 ведра песка. Камни и галька полностью отсеиваются.

    Владимир Архипов: «Я участвовал в художественном проекте в Орле и искал местные самодельные вещи для выставки. Меня поселили в доме художника Игоря, с которым мы подружились. Он показал мне все закоулки своего дома, мастерской, гаража — именно там я нашел это сито. Оказывается, даже художник не всегда думает о форме своего «произведения». Из слов Игоря я понял и причину отсутствия эстетической рефлексии, он говорил, что эта штуковина — временная, появилась необходимость — и сделал. Просто одноразовая вещь».
  • Самодельные технологии в области сельской жизни стоят на уровне «умного дома» — интересные объекты можно найти за забором у любых соседей по огороду. В разделе — невероятный кинетический поплавок для огородного бака, сидение для холодного туалета, эргономичная модель коромысла и архитектурный проект комнаты для пчелиной королевы.
    раздел «Для сельской жизни»
    раздел
    «Для сельской жизни»
    объект 1
    объект 2
    объект 3
    объект 4
    объект 5
    Скамейка на поддоне
    Саида и Салиха
    Москва, 2015

    Сборная конструкция — скамейка с урной. Позволяет осуществлять «поточные перекуры» на рабочей площадке — двое отдыхают, остальные продолжают работать, затем — следующие двое и т. д. Конструкция легко утилизируется.

    Владимир Архипов: «Эту конструкцию я увидел на Якиманке, в районе ГЭС-2, которую сейчас переделывают под центр современной культуры фонда v—a—c по проекту великого архитектора Ренцо Пьяно. Меня поразила простота конструкции, сделанной за пять минут из подручных материалов. Я подошел познакомиться и расспросить строителей, но они не признавались в содеянном. Тогда я сказал: раз это сделали не вы и она вам не нужна — я ее забираю. Только после этого они признались в авторстве...».
    Поплавок для бака Владимира
    Коломна, 2019

    С осени до весны вода сохранится в огородном баке. Предлагаемый объект использует простой закон физики — при замерзании лед не разрывает стенки бака, так как внутренний поплавок из пупырчатой пленки постепенно сжимается под действием холода.

    Владимир Архипов: «Бак с этим «поплавком» стоял на дачном участке недалеко от участка моих родителей. И проблема, о которой рассказал Владимир, была хорошо понятна, так как и у нас были такие же сложности с водой. Однажды родители Владимира набрали полный бак воды поздней осенью, а сливать было жалко, потому что весной, когда первые поливы, воду еще не дадут. Вот ему и пришлось искать срочное решение — успеть до заморозков. А мой отец решал вопрос по-другому: он с марта месяца ходил на участок и набивал бочки снегом, а чтобы лед не разорвал их — закладывал внутрь разные палки».

    Сидение для туалета Льва Константиновича Пономарёва

    село Сосновка, Озерский р-н, Московская обл., 1983

    Сидение в холодном туалете можно сделать мягче и теплее. На стульчак кладется кружок из поролона, который обычно используется для изоляции тепловозов.

    Владимир Архипов: «Ира — хорошая знакомая моих родителей, и как-то мы были у нее в гостях. Она живет в Коломне в частном секторе, у них есть газ, вода, свет, а канализации нет. Холодный туалет на улице. Мне пришлось воспользоваться этим туалетом и там на гвоздике висел этот «кружок».

    Водоносы Виктора Печёнкина

    Вычегда, Архангельская обл., около 1988

    Это — укороченная модель коромысла, надежная и эргономичная. Материал — осина, прочный и водостойкий. Ведра легко захватываются крючками, в процессе движения дужки контролируются руками — вода не расплескивается.

    Владимир Архипов: «Мы ходили с друзьями по Архангельской и Вологодской областям в поисках уцелевших деревянных храмов. Многие из них числятся целыми, есть на фото, а в реальности их уже давно нет: сгорели или сгнили. Ночевали в деревнях — кто пустит. В одном таком доме я увидел эти водоносы и выменял на две бутылки водки».

    Камера для пчелиной королевы Марка Ганаля

    Вольфхаузен, Швейцария, 1982


    Комната (камера) для пчелиной королевы устроена так, что она большую часть времени изолирована от рабочих пчел. Только когда поднимается преграда, они могут «прийти и поговорить с ней». Королева не может сделать «ложных шагов» и оказаться в толпе, где ее могут уничтожить. Всему виной — неправильный запах. Предложенная система абсолютно безопасна — королеву никогда не убивают. Она снова и снова откладывает яйца, ведь без королевы умирает пчелиная семья.

    Владимир Архипов: «Я искал вещи для выставки в Швейцарии. Какое-то время у меня был переводчик, который меня познакомил со своими родителями. Его отец занимался пчелами и все про них знал – у него-то я и нашел это штуку, в буквальном переводе она звучит как «добавочник»... Интонации Марка, да и сами слова проявляют тонкое понимание и даже какую-то личную связь человека и пчел. Например, он говорил, что: «Если поднять верхнюю задвижку, пчелы могут войти и поговорить с королевой, покормить ее, ведь она не может есть сама» … какая-то грустная добрая сказка».
  • Хорошее советское техническое школьное образование и советский же дефицит (в том числе, информационный) соединились таким образом, что люди массово и смело начали мастерить антенны. Сейчас, когда «Станции Юных Техников» закрыты, а интерне буквально можно поймать в воздухе, это кажется чудом.
    раздел «Для получения сигнала»
    раздел
    «Для получения сигнала»
    объект 1
    объект 2
    объект 3
    объект 4
    Антенна Альберта и Ивана Хмелёвых
    дер. Балабаново, Калужская обл., 1999

    Конструкция эффективно усиливает телевизионный сигнал. При точном развороте на ретранслятор гарантирован устойчивый прием сигнала 1 и 2 каналов.

    Владимир Архипов: «Я был в гостях у художника Николая Полисского в Никола-Ленивце. Зачем-то мы поехали к какому-то его знакомому в соседнюю деревню. Там я увидел дом, возле которого на шесте была такая антенна. Не сразу получилось разговорить людей: местные не очень хотели общаться с незнакомцем. Но мне удалось разговорить одного парня, и я кое-что узнал об этой конструкции. Например, то, что у многих в деревне были похожие «усилители сигнала». Но велосипедные колеса, обмотанные медной проволокой, закрепленные на вращающемся шесте — собственное изобретение Хмелёвых. Именно поворот этой штуковины позволял обеспечить наилучшее качество сигнала».
    Антенна из радиатора Виктора Петровича Сальникова
    Москва, 1985

    Используется для приема и усиления слабого сигнала в сельской местности, а также для обеспечения телепросмотров в зонах отдыха горнолыжных и иных спортивных инфраструктур.

    Владимир Архипов: «Одно время я катался на горных лыжах, и мы часто ездили в Дмитровский район, известный у нас крутыми горками. Еще в советские времена многие коллективы заводов, институтов, КБ своими силами создавали горнолыжные базы: ставили самодельные подъемники и теплушки. Вот, в одном из таких мест я и увидел эту антенну... Автор рассказывал, что сначала они сделали антенну из проволоки, но толку не было. А потом сделали эффективную, из радиатора машины, она показывала стабильно два, а иногда и три канала».

    Антенна из вилок В.Г. Архипова

    Коломна, 1993

    В те времена и в тех местах, где коллективные антенны не принимали телевизионный сигнал в дециметровом диапазоне, необходимо было самостоятельно компенсировать этот дефицит. Вилки в конструкции заменяют вибраторы. Эта конструкция может рассматриваться, как временная. Эффективна для приема 5 канала, Санкт-Петербург.


    Владимир Архипов: «Мой отец сделал много самодельных вещей и устройств, в том числе и эту антенну. То, что касалось радио и электротехники, он хорошо понимал, так как был по образованию инженером-электриком. Если ему что-то становилось нужным — он не шел в магазин, а старался сделать сам. В то время, когда появилась эта антенна, я уже не жил с родителями, и меня наповал сразила эта конструкция из вилок.
    На мой вопрос: «А где ты взял столько вилок?» отец засмеялся, и сказал: «У матери в шкафу. Она их купила, когда все из магазинов пропало...».

    Антенна комнатная Александра Николаевича Тарасова

    Раменское, Московская область, 1980

    Эта конструкция из стеклотекстолита закреплена на основании вторично использованной подставки от настольной лампы. Назначение антенны – прием 33 канала. Кабель специально проложен по периметру антенны с тем, чтобы эффективнее усиливать сигнал.

    Владимир Архипов: «Это тот случай, когда профессионал с использованием своих знаний пытался решить бытовую проблему. Уже появились дециметровые телевизионные каналы и люди их хотели смотреть, телевизоры их могли показывать, но почти не было антенн, зато были любительские журналы, в которых публиковали схемы различных устройств, в том числе и антенн... Автор иронически мне заметил: «Я удивляюсь на Владимира Васильевича Архипова, который в этой конструкции увидел нечто. Я считаю это простым, частным решением, созревшим вот так просто, между делом».
  • Раздел «для удобства» получился самым международным — помимо России в создании удобных самодельных вещей продвинулись Таиланд, Чехия, Арабские Эмираты, Австралия.
    раздел «Для удобства»
    раздел
    «Для удобства»
    объект 1
    объект 2
    объект 3
    объект 4
    объект 5

    Коврик к двери Дениса Даутова

    село Новый Татышлы, Башкортостан, 2008

    Многофункциональный объект. Может быть использован не только для очистки обуви, но и как массажер, или подставка для заварочного чайника.
    Для включения «массажного режима» объекта, коврик необходимо перевернуть.

    Владимир Архипов: «Я искал самодельные вещи в Башкирии и увидел этот коврик в одной деревне. Дело было летом — все колхозники можно сказать «жили в поле»: рано уходили из дома, а возвращались поздно, поэтому я несколько дней не мог никого застать. Дениса Даутова, который сделал этот коврик, мне пришлось искать в поле».

    Подушка для шеи от Сатапорн Бунруанг

    дер. Кох Кланг, субрайон Клонг Прасонг, Таиланд, 2014

    При использовании обычной подушки всегда есть риск возникновения боли в шее и в спине. Предлагаемая подушка выполнена из незавязавшегося кокоса. Оптимальный размер и небольшой вес объекта — главные основания для его индивидуальной подгонки. Результат впечатляющий — шея не затекает, голова не болит, сон — глубокий.

    Владимир Архипов: «Эту подушку сделал отец моей переводчицы в Таиланде. Он бывший спортсмен, который когда-то получил травму шеи. Он говорил, что ему приходилось спать на пивной бутылке, пока не придумал себе такую подушку. По его словам, у нее много преимуществ: ее можно сделать под себя, она легкая, она всегда прохладная — не нагревается как синтетические подушки, а это особенно важно в жарком климате».

    Ложка для обуви

    Антонина Шкраба

    Либушин, Чехия, 2006

    Ножка и ложка. После того, как табурет окончательно развалился, есть возможность сделать целых четыре удлиненных ложки для надевания обуви. Такая модель удобна как для молодых людей, так и для тех, кто обувается в ограниченном пространстве тесной прихожей.

    Владимир Архипов: «Я был в гостях у моего знакомого в Праге, и он меня решил познакомить со своим другом, который жил недалеко и все в доме делал своими руками. Действительно, мебель, рамы, скамейки, стулья Антонин сделал сам, считая, что вещи из магазина, хоть и красивые, но ненадежные, а эта ложка для обуви — она вечная».

    Вентилятор Мухаммеда Наима

    Шарджа, ОАЭ, 2006

    Прибор с устойчивым гипсовым основанием уверенно направляет охлаждающий поток воздуха. Весомое основание придает объекту уникальные эстетические качества.

    Владимир Архипов: «Арабские Эмираты — богатая страна: даже у бедных людей там достаточно высокий уровень жизни, поэтому в случае поломки какой-то вещи ее часто не ремонтируют, а выбрасывают на помойку. Я видел выброшенные холодильники, телевизоры, стиральные машины, микроволновки, вентиляторы, которые были еще в рабочем состоянии. У каждого строителя должен быть свой вентилятор – иначе он умрет от жары. Рабочие подбирают выброшенные вентиляторы, отламывают ножку — приделывают свою, покороче, так как часто работают на низких скамейках. Это самый дешевый способ для них решить проблему жары на рабочем месте».

    Уздечка Питера

    Сидней, Австралия, 1996

    Эту уздечку удобно использовать, чтобы провести лошадь в стойло или перевести на другую площадку. Уздечка легка и удобна в использовании. Петлю можно быстро накинуть и завернуть. А трубка — это просто ручка, за нее ведешь. Приведя лошадь на место можно просто отпустить трубку, уздечка раскручивается и остается у вас в руках, вот и все.

    Владимир Архипов: «Я был участником Сиднейской биеннале в 1998 году, у меня было два ассистента, которые мне помогали делать экспозицию. Им понравилась моя идея показывать самодельные вещи других людей как произведения искусства, и они сами начали искать такие вещи в своем окружении. Один из них познакомил меня со своим тестем, который держал лошадей, у него-то мы и нашли эту уздечку».
  • Для того, чтобы удобно расположиться на чем-либо, и в городе, и в деревне люди готовы искать обломки диванов и табуреток в кинотеатре, заброшенных складах, на помойке и складывать их в модернистское сооружение как пазл. «Не удивительно, что все эти вещи собрались вместе, но удивительно, как».
    раздел «Для сидения»
    раздел
    «Для сидения»
    объект 1
    объект 2
    объект 3

    Кресло на шести ножках Сергея

    Пермь, 2008

    Увеличенная глубина сиденья, а также использование дополнительных мягких деталей спинки — таковы характерные особенности этой модели кресла. Все усовершенствования предназначены для долговременного — 24-часового — использования в режимах «дежурства» или «охраны».

    Владимир Архипов: «Сергей работал дворником в одном из торговых центров Перми. Дружил с охранниками этого центра, которые контролировали в том числе и въезд на территорию. Никакой мебели охранникам не полагалось — они сами натащили себе диван, стулья, стол. Сергей решил создать больший комфорт для них и себя (он часто у них сиживал) и соорудил это кресло из того что нашел на помойке».

    Кресло пристенное Николая Викторовича Карпова

    Москва, 2001


    Чтобы не прислоняться спиной к холодной стене на кухне, два ретроспективных объекта — кресло из кинотеатра и табуретка — эффектно и эффективно объединены в единый предметный ансамбль.

    Владимир Архипов: «Один мой знакомый жил в районе станции метро Тимирязевская. Я пришел к нему на день рождения, а спустя два или три часа, именинник предложил сходить к его другу, у которого тоже сегодня день рождения. Тот жил где-то в районе станции метро Владыкино. Все сидели, стояли, выпивали и разговаривали на кухне, в коридоре, на лестничной площадке. Я увидел это кресло на кухне, когда какая-то девушка с него встала. Хозяин квартиры — автор этого шедевра уже был прилично пьян и разговора у нас не получилось, но я записал его телефон и договорился что приду. В следующий раз я приехал к нему спустя примерно год, когда он переезжал в новую квартиру и собирался выкинуть это кресло-табурет. Он немного рассказал, как получилась эта конструкция и где нашлись ее основные элементы. «Иду, — говорит, — мимо помойки, и вижу — кресла хорошие валяются, красные, мягкие. Но изуродованные: то спинка без сиденья, то сиденье одно, ножки сами по себе. Наверное, рабочие, которые так сказать «демонтировали», все поломали, а может быть — бомжи. К тому же, все уже было грязное. Выбрал почище и все, тут рассказывать-то нечего», — завершил свой рассказ Николай Викторович…».
    Стульчак Алексея Васильевича Тихонова
    село Столпцы, Рязанская обл., 1989

    Полифункциональная мебель для деревенского дома. В дневное время это обычная табуретка. Зимней ночью, когда не хочется выходить по нужде во двор, табуретку можно перевернуть, поставить на дно ведро, накинуть сидение — и вот туалет готов к использованию.

    Владимир Архипов: «Все детали этой конструкции соразмерны человеку, поэтому не удивительно, что они собрались вместе, но удивительно как. По воле и нужде конкретного человека. Городскому жителю, незнакомому с проблемами холодного туалета зимой и ограниченного места в доме, такое решение было бы недоступно».
  • В разделе всего два объекта, один из них хранит знания в буквальном смысле, а второй — хранит голову, в которой они находятся.
    раздел «Для хранения знаний»
    раздел
    «Для хранения знаний»
    объект 1
    объект 2

    Картотека словарная Константина Бохорова

    Москва, начало 1980-х

    Хранилище первоначального набора слов. При чтении учебной литературы встречающиеся новые слова и выражения нужно записывать на карточки. Формат этих картонок таков, что их удобно носить в кармане, а значит — просматривать и пересматривать, пока едешь в метро или троллейбусе.

    Владимир Архипов: «Такая вещь конечно могла быть создана только до появления умных телефонов: сейчас никому бы в голову не пришло делать карточки, когда вся сеть у тебя в кармане. Хотя, может, я ошибаюсь — ведь есть люди, не желающие все время зависеть от трафика и гаджетов...».

    Кепка Александра Якимовича

    Москва, около 1993


    Уникальное направление ресайклинга и редкая технология — 15 лет «ударной» обработки кожи.

    Кепка сделана из боксерской груши с добавлением фрагментов голенища сапога и женской сумки. Изделие характеризует высокое потребительское качество, изысканный вкус, оригинальное художественное решение.


    Владимир Архипов: «Александр Якимович — один из лучших искусствоведов старшего поколения. Он доктор искусствознания, преподавал в Германии, знает несколько языков, работает главным редактором толстого журнала по искусству.
    Мне и в голову не могло прийти, что был в его жизни период, когда он не в качестве хобби, а по необходимости мог сделать такую кепку. Впрочем, то, что он занимался боксом, кажется еще более удивительным…».
  • Вновь Владимир Архипов собрал международный «дачный» срез — оказывается, в Австралии, Китае и Албании тоже есть насекомые, которых нужно ловить — и иногда даже для еды.
    раздел «Для ловли»
    объект 1
    объект 2
    объект 3
    объект 4

    Ловушка для насекомых Филиппа Винстона

    Вулломби, Новый Южный Уэльс, Австралия, 1998


    Чтобы очистить сад от большей части весенних вредителей, достаточно установить по периметру несколько простых ловушек. Насекомых привлечет сладкий запах жидкости-приманки, которую нужно налить на дно ловушки.

    Владимир Архипов: «С Филиппом меня познакомил один из ассистентов, которых мне дали для реализации проекта на Сиднейской биеннале современного искусства. Я рассказал им, что хотел бы найти самодельные австралийские вещи — и они стали помогать мне — знакомить со своими знакомыми. Автор рассказал, что прибор этот он сделал, сильно модифицировав журнальный образец. Ловушка эта сезонная — весной насекомые поедают цветы и завязь. Сделано все, казалось бы, прагматично и симметрично, а получилась скульптура, напоминающая распятие — то ли формой, то ли глубинной темой страдания».
    Охотник на улиток Жана Хайя
    Район Юэсю, Гуанчжоу, Китай, 2010

    Вам ничего не нужно делать — просто кладете покрышку в озеро, а улитки сами заползают на нее. Приманка не нужна.

    Владимир Архипов: «Я увидел, как в парке рядом с гостиницей, женщина вытаскивает из озера за веревки какие-то покрышки и куски пластика, облепленные небольшими улитками, и собирает их в ведерко. Я был без переводчика в тот момент и не мог задать те вопросы, которые меня интересовали. Потом мы несколько раз специально проходили мимо этого места с переводчиком, чтобы увидеть эту процедуру еще раз и познакомиться с автором. Наконец, мы встретились с одной из добытчиц.


    Переводчица сформулировала вопрос очень развернуто, примерно так: «Это художник Владимир Архипов. Он работает для Музея Искусств Гуандуна. Там проходит Триеннале современного искусства. Он был здесь вчера и обнаружил одну интересную вещь. Вы закидывали в воду автомобильную шину?» Женщина ответила неожиданно: «Я боюсь, что сейчас улиток нет…». Но нам-то нужно было совсем другое. Действительно, как понять интерес к неосознанному творческому процессу? Я спросил, кто это придумал, и получил «корпоративный» ответ: «Шеф, его зовут Жан».

    Сапоги Артура Кочи

    Шкодер, Албания, 2003


    Если вы ловите рыбу сетями, а в озере много битого стекла или острых камней, лучшей защитой для ног будет обувь, сработанная из старых резиновых сапог.

    Владимир Архипов: «Когда мы были в городе Шкодер, в Албании, было очень жарко и мы решили искупаться в озере, которые местные люди называют морем из-за его размеров (часть площади этого озера принадлежат другим странам). Но весь берег был усыпан битым стеклом, в основном от бутылок. Осколков было так много, что невозможно было войти в воду, не порезав ноги. Рядом ловили рыбу рыбаки: они шли по дну и тащили какую-то сеть. Они вышли на берег рядом с нами — вот мы и увидели их «обувь».

    Крысобойка Михаила Ахматова

    Москва, 1994

    К обычной мышеловке подключается два провода 220 вольт. После срабатывания капкана, механическое воздействие дополняется фатальным ударом мощного электрического разряда. Надежность конструкции придает основание — доска от старого фотоувеличителя.

    Владимир Архипов: «Когда-то у меня было нашествие крыс в гараж. Они съели у меня полмашины — любят они провода поесть…», — начал свой рассказ Михаил Ахматов, а я вспомнил, как несколько лет назад на открытии ArsElectronica в Линце состоялась неожиданная акция — художник выпустил на экспозицию множество «специально обученных» мышей, и они быстро-пребыстро обесточили и обездвижили всю электрическую и мультимедийную махину этого международного проекта.

    И вот, автор решил бороться с крысами нетрадиционными — электрическими — методами. Это был не первый опыт Михаила — сначала он сделал электрическую тараканобойку, где насекомое тоже должно было замыкать электрическую сеть. И вот, что удивительно — ни одна крыса и ни один таракан не погибли в этих инквизиторских приспособлениях. Идея сокращения пути мучения как-то метафизически повлияла и на крыс, и на тараканов — они тут же уходили и из дома, и из гаража — подальше от этой воплощенной угрозы комбинированной электромеханической смерти».
  • Раздел КСП, где собрано семь изящных предметов для «копания, сгребания и подметания», намеренно устроен как музейная экспозиция — сетка, стенды, подиумы и свет. В качестве этикетки — скан статьи «Заметка о лопате» из журнала «Торфяное дело» 1926 года.
    раздел «Музей КСП. Копать, сгребать, подметать»
    раздел «Музей КСП. Копать, сгребать, подметать»
    объект 1
    объект 2
    объект 3
    объект 4
    объект 5
    объект 6
    объект 7
    объект 8

    Подставка для лопат

    Сергея Дебова

    Иваново, 2002


    В качестве основы использован корпус телевизора («Горизонт»?). Для устойчивости хранимых предметов (лопат) по осевой горизонтальной линии корпуса закреплена дополнительная деталь с отверстиями, фиксирующими лопаты в вертикальном положении. Аналог конструкции полки для хранения киёв в бильярдных комнатах.


    Владимир Архипов: «Я искал самодельные вещи для проекта «Убывающие города» в Иваново. Кто-то мне рассказал про человека, у которого даже дверные ручки самодельные. Мы поехали к нему и правда нашли много технических устройств и механизмов. Среди них оказались и совсем простые вещи типа ручек, веников, полок, щёток и этой подставки для лопат».

    Автор: «Это обычная старая подставка под обувь. Просто ездили в гости, к друзьям, и жена друга Вика говорит: «Серёж, ну у тебя руки есть, ну почему ты не сделаешь подставку под лопаты? Во, берёт и показывает. Вот мужики мне тут сделали». Я посмотрел, — «Вик, тут чего делать-то? Из старой подставки, я дырки просверлю, и она будет стоять. Вот, пожалуйста, я сделал её, — просто просверлил дырки, и она стоит».

    Лопата Алексея Орехова

    Люберцы, 2012


    Лопата для смешивания пластикового сырья с красителем в гипербоксе пресса для литья.

    Владимир Архипов: «Алексей учился в авиационном институте на факультете полимеров. Но работа на Туполева у него не сложилась, и он пошел руководить цехом по производству пластиковой упаковки. Благодаря техническим знаниям и организаторским способностям, он значительно усовершенствовал производство, но поначалу он сам бегал с мешками и настраивал станки. Иногда у него получались неожиданные вещи вроде этой лопаты».


    Автор: «Гипербокс — это емкость большого, кубового размера. Вот тогда была необходима эта вещь. Сейчас трубы подвели, и отпала необходимость в такой лопате. Сначала была сделана другая лопата, но она оказалась неудобной, поэтому я сделал эту поменьше — ее держать удобнее...».

    Лопата Светланы Ивановны

    Жуковский, Московская область, 2018

    Функциональность этого объекта не связана с понятиями «сгребать» или «копать». Основная задача другая — показать разнообразие модификаций лопат. «Снеговая» и «штыковая» модели объединены исключительно в целях компактной товарной презентации.

    Владимир Архипов: «Такой «Толкай-Копай» я увидел в хозяйственном магазине и не сразу поверил своим глазам: нечто подобное я недавно видел на выставке в Москве: там это было произведением искусства, а здесь — демонстрационным образцом. Неисповедимы пути...».

    Автор: «Видите, у нас много лопат, а места мало, а надо чтоб товар покупатели видели. Внизу же не видно. Разве не понятно?..».

    Метла Марии Ольги

    Сан-Паулу, Бразилия, 2006

    Элементы конструкции (композиции): сухая пальмовая ветвь, ручка старой метлы, камера от колеса велосипеда, ограничительная лента. Легкая износоустойчивая модель авторской сборки выдерживает интенсивную эксплуатацию в течение 15 дней.


    Владимир Архипов: «У меня был период, когда я сам работал дворником и специфика этого труда мне понятна. В парке, где проходила биеннале в Сан-Паулу (в которой я участвовал), я увидел женщину, работавшую с самодельной метлой. Я сразу понял и оценил преимущества этого орудия труда. Мои вопросы были чистой формальностью для — и они подтвердили мои догадки…».

    Автор: «Парковая компания дает нам веники, но с этой метлой я работаю быстрее, лучше. Эта метла лучше, потому что легче...».

    Лопата для песка

    Таслим Брадер Хана

    Шарджа, ОАЭ, 2007


    Плодородная земля в Арабских эмиратах является ценностью. Такой грунт завозят сюда из Индии. Лопата для разравнивания грунта — особый рабочий инструмент, он позволяет создавать ровный земляной рельеф (глубина слоя — 20 см).

    Владимир Архипов: «Когда я искал вещи для биеннале в Шардже, мне помогал переводчик, который знал арабский, русский, сирийский, турецкий, английский и немного хинди. Эти языки нам очень пригодилась при общении с людьми, приехавшими со всего ближнего и среднего востока. Когда мы нашли эту лопату и искали ее автора, то первоначально в кругу «претендентов» оказались двое пакистанцев, двое индусов и один парень из Египта».

    Автор: «Я ее (лопату) сделал, когда работал с Саадом, до того, как начал работать с Бадиром, около двух-трех месяцев назад (январь-февраль 2007 года). Мне нужна была большая лопата… Материалы я купил в магазине, правда ширина лопаты должна быть больше, чтобы земля не сваливалась и ее можно было дальше оттащить от кучи. Конечно, эта лопата «работает» только с сухой легкой землей, но здесь в Шардже дождь не каждый год бывает…».

    Лопата на костыле неизвестного автора

    Москва, около 1994


    Сочетание труда и болезни. Объект найден Александром Сигутиным на территории, находящейся в ведении общественной благотворительной организации. В отсутствие дворника уборку двора осуществляли здесь пациенты социально-медицинского учреждения. Нехватка рабочего инвентаря подвигла кого-то из подопечных к созданию этого совершенного по форме и функциональности объекта.

    Владимир Архипов: «Саша Сигутин был моим товарищем и работал одно время в организации «Врачи без границ», которая оказывала безвозмездную медицинскую помощь всем нуждающимся. Но что-то пошло не так, и ее деятельность почти вытеснили из страны на беду тысяч бездомных и больных».

    Справка: «Врачи без границ» — негосударственная гуманитарная медицинская организация, созданная в 1971 году группой врачей-энтузиастов, которые не были согласны с дипломатическими принципами «Красного креста». В нашей стране деятельность «Врачей без границ» началась в 1994 году. Работа была направлена на оказание медицинской и социальной помощи бездомным в Москве, беженцам на Северном Кавказе, туберкулезным больным в Кемеровской области, профилактике заболеваемости ВИЧ/СПИД среди наркоманов. Так, «Врачи без границ» потратили не менее трех миллионов долларов на проект по борьбе и предупреждению заболеваемости туберкулезом в Кемеровской области. Позже он был закрыт из-за разногласий с Минздравом по поводу применяемых методик лечения. Организация также была вынуждена сократить свое присутствие на Северном Кавказе из-за угроз личной безопасности после похищения одного из сотрудников.
    Сейчас работа «Врачей без границ» сосредоточена на борьбе с ЛУ ТБ (лекарственно-устойчивым туберкулезом) в Архангельской области.

    Щетка на палке неизвестного автора

    Москва, около 2014

    Функциональное объединение щетки и палки для облегчения передвижения. Помощь и чистота. Объект найден на лестничной площадке многоквартирного дома. Вероятно, служил в качестве инструмента постоянного подметания площадки вокруг мусоропровода.


    Владимир Архипов: «Автор объекта не найден, поэтому можно только догадываться о причинах подобного симбиоза».

    Фрагмент расшифровки записи разговора художника с Михаилом Репиным, нашедшим вещь:

    — ВА: Где ты ее нашел, расскажи!
    — МР: Я заметил ее на втором этаже, она стояла за круглой трубой мусоропровода. Видимо, ей подметали. Я ее несколько раз видел, потом вспомнил про тебя. Думаю — это же потрясающий экспонат для Володи! Составит прекрасную пару лопате, сделанной из костыля. Она настолько легкая, что ее можно держать одной рукой и подметать. Это на самом деле потрясающая вещь!
    — ВА: А человека, который сделал эту вещь, ты не нашел?
    — МР: Я спрашивал у нашего консьержа. Он посоветовал спросить у нашего дворника, Абу Малика. Тот сказал, что ничего не знает, когда он пришел сюда на работу эта штука уже здесь была. Поиски не дали результата. Автор неизвестен. Но я еще поспрашиваю…

    Заметка о лопате

    Из эксплуатационно-хрономегражных наблюдений, произведенных в сезоне 1925 г. на торфоразработках Тверского Треста), журнал «Торфяное дело» №6, 1926

    Фонд библиотеки Политехнического музея