это
другое
персональная выставка Вадима Михайлова
28.09.2022 — 22.01.2023
18+
Лизавета Матвеева, куратор выставки

«Под костюмом или кальсонами сокрыт человеческий скелет или подвязки для чулок, в ящике — ведро, в окне притаился фазан, а в умиротворенном пейзаже на настенном ковре за деревом скрывается атомный взрыв»

Выставка объединяет 54 произведения Вадима Михайлова, созданные в течение последних трех лет. Работы объединяет не только техника сграффито, но и взгляд художника, направленный в мир, который куратор Лизавета Матвеева сравнивает с Изнанкой — так в популярном фантастическом сериале «Очень странные дела» режиссеров братьев Даффер называется параллельный мир, населенный монстрами и подчиняющийся иным законам физики, химии и биологии. Герои рисунков Михайлова, как и обитатели сериальной Изнанки, не вписываются в привычную реальность. Кроме того, мир, откуда они пришли, может быть явлен нам лишь фрагментарно — мы не можем охватить его взглядом целиком, он не поддается осмыслению.

Изнанка в работах присутствует и буквально: Вадим Михайлов часто использует именно изнаночную сторону предметов, на которые наносит рисунки.

Пространство выставки, созданное архитектором Евгенией Михеевой, представляет собой лабиринт с неожиданно открывающимися зрителю порталами в Изнанку. Никакого маршрута — блуждать по этому лабиринту нужно по наитию, руководствуясь своими ощущениями, смутными воспоминаниями о надписях на путевых камнях в русских народных сказках, и направлениям лучей света, бьющих откуда-то из-за угла.

Концепция выставки
Выставка, куратором которой выступила российский искусствовед Лизавета Матвеева, объединит более 50 работ художника, созданных в технике сграффито с 2019 по 2022 год. Пугающе-привлекательная экспозиция, спроектированная архитектором Евгенией Михеевой, представляет собой мрачный лабиринт, приглашающий зрителя заглянуть в «шкафы-порталы» и проникнуть через них в мир потустороннего. Чуланный полумрак выставки, пронизанный острыми лучами света, ведет в неизвестность и оставляет зрителю самостоятельно строить свой маршрут.

Биография Вадима Михайлова неразрывно связана с Пермью, именно здесь он познакомился с артистической средой и начал свое формирование как художник. Пермскому зрителю Вадим Михайлов знаком по выставкам «Форма незримого» (2015), «Пермь-3» (2018) и «Корни. Вещи» (2021). Сегодня художник живет и работает в Санкт-Петербурге.

Партнер проекта: галерея MYTH (Санкт-Петербург)

Продолжаем многолетнюю программу по репрезентации пермского современного искусства и представляем первую персональную выставку Вадима Михайлова — яркой восходящей звезды российской арт-сцены.

Работы Михайлова чем-то похожи на ранние картины Дэвида Линча, мастера сюрреалистического кино, начинавшего свою карьеру с изобразительного искусства. Как и фильмы Линча, его художественные опыты полны странных персонажей, помещенных в обычный пейзаж или интерьер, но живущих совершенно не по земным законам.

С линчевскими фильмами работы Михайлова, отобранные для выставки «Это другое», роднит и юмор — иногда мрачный, иногда парадоксальный. Жуткие существа вдруг оборачиваются нелепыми, показывают зрителю свою беззащитность. В одних произведениях автора юмор заложен в изображении, на другие, как теги, нанесены отдельные слова, вызывающие улыбку или горькую усмешку: «Тесно», Nevermore, «Москва-сито», «Превозмог» или «Невыносимо».

Соединение страшного и смешного, характерное для коми-пермяцкого фольклора, вписывает работы Вадима Михайлова и в прикамский культурный ландшафт. Кто знает, не бродят ли в черно-белом мире его Изнанки леший-вӧрса, водяной-вакуль или кокля-мокля — один из самых загадочных низших духов мифологии коми, о котором известно лишь то, что у него большие ноги, он живет в лесу и оплакивает погибшего сына.

Сюжеты работ: страшное + ироничное

Вадим Михайлов работает в технике сграффито — наносит на основу слой грунта и слой черной масляной краски, а затем процарапывает рисунок лезвием или острым шилом. В качестве основы для работ художник использует старую одежду, обломки мебели, доски, ковры и даже игрушки. Некоторые предметы, с которыми он работает, персонализированы — это вещи, принадлежавшие друзьям Вадима. Некоторые — например, бархатные настенные коврики, которые можно было найти во многих советских квартирах, — отпечатаны в нашей коллективной памяти. Покрывая предметы черной краской, художник превращает их в мрачные холсты, по которым разбредаются обитатели самых разных миров и вселенных: герои сказок и мифов, динозавры юрского периода, библейские персонажи и персонажи мультфильмов и детских книг.

Техника сграффито появилась в античные времена и получила наибольшее распространение в эпоху Возрождения — процарапанные узоры украшали фасады многих европейских дворцов. Вторая волна популярности сграффито в европейской архитектуре пришлась на начало ХХ века — эпоху Ар-нуво. В нашу страну техника пришла в середине 1920-х благодаря преподавателям монументального факультета ВХУТЕИНа и стала массово использоваться в позднесоветский период — сграффито, изображающие ученых, космонавтов и рабочих, появлялись на торцах и фасадах общественных зданий. Самые известные (и красивые) примеры сграффито в пермской архитектуре создал Рудольф Пономарев — ресторан «Горный хрусталь» (1971) и учебный центр «Нефтепереработчик» (1983).

Техника сграффито
Команда выставки
архитектор, Москва
Евгения Михеева
Художница, архитектор.

Родилась и выросла на Урале, с 2012 года живет и работает в Москве. Работает на стыке архитектуры и современного искусства, направляя фокус на создание актуальных архитектурно-художественных концепций, используя свою архитектурную базу и непрерывно погружаясь в художественный контекст.

В музее PERMM Евгения Михеева выступала архитектором выставок «Двойная перспектива» Николая Касаткина (2018), «Культура материалов» Елены Слобцевой (2020) и «Предметы гордости и стыда. Коллекция Владимира Архипова» (2021).
куратор, Санкт-Петербург
Лизавета Матвеева
Независимый куратор.

В 2020 году вместе с Франческой Альтамура курировала один из основных проектов VII Международной московской биеннале молодого искусства — диджитал-выставку «Я не знаю, Земля кружится или нет…», которая объединила около 40 художников, писателей и поэтов из Великобритании, Беларуси, Германии, Грузии, Мексики, Польши, России, США и Украины. Выставка получила международную премию The Webby Award в категории «Лучший сайт: Архитектура, Искусство и Дизайн 2021».

Лизавета также курирует выставки в музеях, галереях и самоорганизованных пространствах. Куратор сезона 2018 — 2019 проекта «Старт», ЦСИ «Винзавод», Москва. Эксперт премии ИННОВАЦИЯ в 2020 году. С 2020 по 2022 год была куратором Паблик-арт центра. С 2021-го ведет мастерскую по арт-менеджменту в Высшей школе «Среда обучения» совместно с Катериной Гусевой. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
художник, Пермь — Санкт-Петербург
Вадим Михайлов
Вадим Михайлов (1979) родился и вырос в городе Горнозаводске Пермского края, в 17 лет переехал в Пермь. Образование получил в Пермской академии художеств, учился в студии художника Михаила Павлюкевича при ДК имени Ленина и школе современного искусства «АртПолитика» куратора Арсения Сергеева. Еще одним пермским «университетом» для Михайлова стали легендарные мастерские на Кисловодской улице — среди деятелей местного художественного андерграунда он нашел многих единомышленников.

Помимо Перми, важным городом для Вадима Михайлова является Санкт-Петербург, где он сблизился с группой «Север-7». Группа, образованная в 2013 году, состоит из молодых художников, объединенных идеей отказа от академического подхода и тяготеющих к перформативным практикам. В 2018 и 2021 годах Вадим Михайлов принял участие в выставках группы «ШАРППС-7» («Школа активного рисования и перформативного позирования») и «Пути твоего топи» в галерее OVCHARENKO (Москва).

В групповых выставочных проектах принимает участие с 2007 года. В 2014 году — в выставке «Все немного волнуются», специальном проекте IV Московской биеннале молодого искусства (Москва, галерея «Нагорная»). В 2015, 2018 и 2021 годах — в выставках музея PERMM («Формы незримого», «Пермь-3» и «Корни. Вещи»). Участвовал в ярмарках современного искусства — в том числе Cosmoscow и Blazar (Москва, 2020).

Арт-директор: Наиля Аллахвердиева
Куратор: Лизавета Матвеева
Архитектор: Евгения Михеева

Графический дизайн: Мария Петрова
Экспозиционный свет: Петя Стабровский
Менеджмент: Екатерина Шумилова
Монтаж: Алексей Путинцев и «БатяКочевар»
Маркетинг: Станислав Павлов
PR: Надежда Чернышева, проектное бюро 313
Отдел хранения: Наталья Суркова, Татьяна Архипова
Экскурсионный отдел: Мария Мельничук, Татьяна Менжега, Кристина Завьялова
Техническое обеспечение: Валерий Лебедев
Административная группа: Марина Жукова, Алина Буякова, Елена Воронцова

Партнер проекта: галерея MYTH (Санкт-Петербург)

Над проектом работали