автор: Кристина Завьялова, эксперт-дефектолог

Карты сенсорной безопасности

Карты сенсорной безопасности — инструмент для комфортного посещения выставок для людей с повышенной сенсорной чувствительностью и гостей с инвалидностью. Также карта может помочь подготовиться к визиту родителям с маленькими детьми, пожилым людям, людям с повышенной светочувствительностью и всем тем, кто впервые попадет в музей современного искусства. Выставки в музее открываются каждые 2−3 месяца — меняется экспозиция, формат объектов, звуковое сопровождение и даже внутренняя архитектура здания. Чтобы подготовиться к новой выставке, можно изучить специальную карту, которую разрабатывает эксперт-дефектолог, ассистент кафедры специальной педагогики и психологии ПГГПУ и друг музея Кристина Завьялова.

На карте выставки описаны сенсорные особенности — есть ли острые предметы, затемненные места, сильный шум, яркий свет, присутствуют ли необычные запахи.

Сейчас в музее проходит три выставки. На первом этаже — «Следуя (по) муравьиной тропе» Сергея Деникина, на втором — «Это другое» Вадима Михайлова, на третьем — «Из глубины» (проекты лауреатов стипендиальной программы музея PERMM и фонда «Норпексаль».
1 этаж
Следуя (по) муравьиной тропе
тотальная инсталляция Сергея Деникина

12+
куратор
Дмитрий Пиликин
даты выставки
29 сентября — 22 января
Во входной зоне комфортный, умеренно приглушенный свет. Здесь можно прочитать аннотацию к выставке и отдохнуть на скамье.
экспозиция
входная зона
Зал с ощутимой сенсорной нагрузкой. Стены первого этажа белого цвета, общее освещение приглушенное с затемненными местами. В зале отсутствует повышенная зашумленность — тихо, нет громких и неожиданных звуков. Можно осуществлять фото- и видеосъемку. Из-за хрупкости объекты нельзя трогать руками. При переходе из зала на лестничный пролет пол ровный, без перепада высоты.

В пространстве первого этажа мы увидим тотальную инталляцию Сергея Деникина. Присутствует обилие визуальной информации: на стенах проецируется два видеоряда, с потолка свисают прозрачные буквы, в разных частях зала находятся сделанные из пластика и проволоки человечки, и ветки настоящих деревьев. На плитке пола и на стенах от объектов отражается много бликов и теней по задумке художника. Каркас подиумов выкрашен в белый цвет, поэтому может сливаться со всем пространством.
На стене проецируется видео из учебных фильмов для детей 60-х годов — устройство грибницы и одуванчика. Видео без звука и резкой смены кадров.
Затемненное место. На подиуме установлены ветки деревьев, которые медленно вращаются вокруг своей оси. Нужно быть внимательным, чтобы случайно их не задеть.
1.
2.
Туалет
Лестница
Зона отдыха
2 этаж
Это другое
персональная выставка Вадима Михайлова

18+
куратор
Лизавета Матвеева
даты выставки
29 сентября — 22 января
экспозиция
Зал с серьезной сенсорной нагрузкой. Перед тем, как зайти в выставочное пространство второго этажа, нужно быть внимательным, так как есть небольшой перепад высоты пола.

Зал второго этажа представляет собой большой, запутанный, возможно пугающий для некоторых зрителей, лабиринт, поэтому постарайтесь ориентироваться на свои ощущения перед тем, как начать просмотр и во время посещения выставки, чтобы избежать возникновения нежелательных реакций. Также будьте осторожны, если вы чувствительны к замкнутым пространствам.

Общее освещение зала достаточно приглушенное, объекты имеют направленное яркое освещение, чувствуется запах древесины, множество перегородок (лабиринт) и стены черного, алого и натуральных древесных цветов.
В зале расположено множество объектов: старая одежда — куртки, школьный фартук, брючный костюм, пальто; части мебели и домов — окно, ковер, рама, скатерть и другие. На объектах изображены рисунки в технике сграффито в виде персонаржей из мифов, сказок, которые могут быть пугающими. Например, черепа, чучела зайцев. Каждый объект может переманивать внимание на себя.

У входа в зал можно взять карту с расположением и подписью каждого объекта, чтобы прочитать названия и выстроить самостоятельно маршрут

Выставка не имеет зон повышенной зашумленности, гула и неожиданных звуков. Экспонаты нельзя трогать руками, можно осуществлять фото- и видеосъемку.
1.
3 этаж
Из глубины
выставка лауреатов стипендиальной программы музея PERMM и фонда «Норпексаль»

0+
куратор
Марина Пугина
даты выставки
29 сентября — 22 января
экспозиция
Зал с ощутимой сенсорной нагрузкой. Общее освещение зала спокойное, не очень яркое. Стены темно-серого цвета, на полу находится мягкий ковролин, есть мягкие пуфики на которых можно отдыхать и смотреть видео.

В зале есть повышенная зашумленность — громкие звуки природы, пение птиц, голос от записи видеодокументации, треск. На стенах много визуальной информации — аннотации к проектам, афиша, карта маршрутов, фотопечать. При переходе из зала на лестничный пролет нет перепада высоты пола. Ничего нельзя трогать руками, можно осуществлять фото- и видеосъемку.
Инсталляция «Документы для грибов», Эдуард Бенкендорф

Пять телевизоров висят на стене. на них транслируются короткие видео. Рядом с телевизором висят наушники, громкость звука регулируется, поэтому можно настраивать комфортный уровень индивидуально.
1.
Туалет
2.
Видео-проекция «Саммит»,
Эдуард Бенкендорф

На большую стену проецируется видео с человеком в лесу и грибами на первом плане. Кадры не мелькают, практически нет движения. Звук умеренно громкий, может возникнуть неожиданно.
3.
Видео-проекция «Hortus Permianus»,
Константин Дьячков

На большую стену проецируется видео. На нем показываются спутниковые снимки долины малых рек, парков и лесов города Перми совместно со снимками микроскопии фрагментов листьев, стволов растений, произростающие на той же территории под влиянием нейронных сетей. Кадры могут быстро мелькать, переключаться, затемняться, может рябить в глазах. Рядом на стене висит телевизор с документацией создания проекта, звук умеренно громкий.
4.
Инсталляция «Грибная конференция»,
Эдуард Бенкендорф

Второй зал экспозиции. По середине зала расставлены пустые стулья, на которых можно сидеть, рядом стоят грибы на подиумах. Здесь можно отдохнуть.
5.
«Бегущая строка» находится высоко на стене перед входом в другой зал. Свет от движущихся красных букв мелькает на стене.