ИЗ ГЛУБИНЫ

PERMM

выставка лауреатов стипендиальной программы музея PERMM и фонда «Норпексаль»

0+

«Из глубины» — выставка-презентация трех художественных проектов-исследований, созданных победителями стипендиальной программы музея PERMM и фонда Норпексаль: «Грибная дипломатия» (автор: Эдвард Бенкендорф), «Культура почвы» (авторы: Александр Гуляев и Григорий Глебов) и «Hortus Permianus. Пермский сад — город по ту сторону человека» (автор: Константин Дьячков). Кураторка выставки: Марина Пугина, арт-критик и исследовательница независимых художественных сообществ Перми.

Программа длиною в год предполагала финансовую и экспертную поддержку со стороны музея PERMM в подготовке первых институциональных проектов молодых пермских художников. Темой проектов стала «Почва», она отозвалась метафорами вселенной Хтулуцена Донны Харауэй, где в центре мира после катастроф уже не человек и даже не капитал, а подземная хтонь. Ключевым термином для нее является компостная яма, в которой в непрерывном процессе трансформаций смешивается живое и неживое. Умирая и перерождаясь в ней, обрастают странными связями наука, искусство и активизм. Так, погружаясь под землю, из глубины мы предлагаем затаиться, приглядеться и поразмыслить, как местная художественная среда, уникальные природные экосистемы и локальная мифология становится плодородной почвой (компостной ямой) для нового поколения пермских художников.

Совместный проект художника Александра Гуляева и биолога Григория Глебова исследует невидимые связи отдельных объектов Пермской деревянной скульптуры и земли, с которой ее привезли в ходе музейных экспедиций сто лет назад, через микробиологический анализ. Задача состояла в том, чтобы сравнить образцы почв со смывами скульптур: погрузив образцы в питательную среду и вырастив их в лабораторных условиях в надежде найти в них общие доминирующие культуры. Составляя маршрут полевых исследований, авторский коллектив отталкивался от карты музейных экспедиций Н. Н. Серебренникова и А. К. Сыропятова, а также от рекомендаций хранителя деревянной скульптуры Ксении Зубакиной из Пермской художественной галереи. Частично повторенный четвертый маршрут представлен на выставке в виде графики с фотодокументацией процесса работы в лаборатории и на месте. Отдельные этапы работы подсвечивает фильм, посвященный сбору материалов в экспедиции и лабораторным экспериментам в «Кванториуме Фотоника». На вертикальных проекциях, подобных сталактитам, представлен, собственно, итог исследования —- процесс роста доминирующих культур в чашках Петри, подтверждающих предположение о микробиологическом родстве Пермской деревянной скульптуры с Пермской землей.
КУЛЬТУРА ПОЧВЫ

авторы проекта:
Александр Гуляев, Григорий Глебов

Проект Эдварда Бенкендорфа представляет собой серию абсурдно-иронических лесных акций по установлению контакта с представителями эукариотических организмов, как мы помним, объединяющих в себе признаки и растений, и животных. На видео художник в образе шамана-чиновника уходит в лес в черном деловом костюме с кожаным портфелем: обращается к грибам с заманчивыми предложениями, подписывает с ними односторонние соглашения углем на берестяных грамотах, оставляет им взятки-подношения. Художник подробно документирует все свои действия, подтверждая каждый свой жест объектом-свидетелем. В ответ грибы организуют прямо в экспозиции фуршет и конференцию в лектории музея, однако с самого начала мы понимаем, что эта история обречена на провал. Взаимовыгодное сотрудничество невозможно. Художник обнажает изнанку человеческой сущности: даже уходя в лес, он несет за собой антропоцентрическую модель отношений и, не имея возможности выйти за ее пределы, он продолжает относиться к природным экосистемам как колонизатор.
грибная
дипломатия

автор проекта:
Эдвард Бенкендорф

Это проект-коллаборация художника Кости Дьячкова, растительных организмов и искусственного интеллекта, в котором автор исследует структурные сходства в логике построения городских ландшафтов с позиции антропогенных и природных систем. На выставке представлена аудиовизуальная инсталляция, сгенерированная нейронными сетями из фрагментов подобий, повторов и наслоений микроскопии растений из долины малых рек и спутниковых снимков Перми. В, казалось бы, привычном конфликте человек/природа художник находит неочевидный разворот — при участии искусственного интеллекта он инициирует создание модели постантропоцентричного города, построенного по принципу не различий, но подобий и их многократных повторений.
HORTUS PERMIANUS.
ПЕРМСКИЙ САД —
ПО ТУ СТОРОНУ ЧЕЛОВЕКА

автор проекта: Костя Дьячков

Арт-директор: Наиля Аллахвердиева
Кураторка: Марина Пугина
Графический дизайн: Ольга Голуб
Менеджмент: Екатерина Шумилова
Монтаж: Алексей Путинцев и «БатяКочевар»
Маркетинг: Станислав Павлов
PR: Надежда Чернышева, проектное бюро 313
Отдел хранения: Наталья Суркова, Татьяна Архипова
Экскурсионный отдел: Мария Мельничук, Татьяна Менжега, Кристина Завьялова
Техническое обеспечение: Валерий Лебедев
Административная группа: Марина Жукова, Алина Буякова, Елена Воронцова


Команда проекта выражает отдельную благодарность за научные консультации и помощь в подготовке выставки Юлии Глазыриной, Елене Чигалейчик, Игорю Шестакову, Ксении Зубакиной и Дмитрию Кузякину

Над проектом работали

Пермская государственная художественная галерея
Кафедра физиологии растений и экологии почв ПГНИУ (Пермь)
Образовательный центр «Кванториум» (Пермь)
Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева (Санкт-Петербург)
Фонд «Норпексаль»

Партнеры проекта