СЛЕДУЯ (ПО) МУРАВЬИНОЙ
ТРОПЕ

тотальная инсталляция Сергея Деникина

12+

28.09.2022 – 29.01.2023
12+

Тотальная инсталляция, созданная специально для пермской выставки, превратит первый этаж музея в огромную коробку с трогательными сокровищами-находками — крыльями бабочек и стрекоз, птичьими перьями, засушенными цветами, стеклянными бусинами и магнитами, переплетающимися с фрагментами полупрозрачной слюды и графическими работами художника, проявляя свои тайные сумеречные смыслы. Сергей Деникин — один из интереснейших представителей современного российского искусства, чей художественный метод с трудом поддается описанию.

Куратор выставки — санкт-петербургский художник и историк искусства Дмитрий Пиликин, чье имя тоже связано с Пермью — в 2018-м он выступал куратором выставки «Имя рек», посвященной малым рекам и проблемам взаимодействия современного человека и природы в городе.

Музей современного искусства PERMM представляет премьеру персонального проекта Сергея Деникина, вдохновленного воспоминаниями о детстве, проведенном в Перми, первых столкновениях с живой природой, осознании ее хрупкости и попытке остановить бег времени.

концепция
Каждый новый проект Сергея Деникина — это продолжение предыдущего. Нарастают только новые истории и добавляются новые технические средства и медиумы, но основная линия остается неизменной — пристальное внимание к окружающему человека миру природы через призму архаических (и связанных с ними «детских») ритуалов и «занимательная физика», разбирающая сложные научные явления до простодушных комиксов школьной пропедевтики. Наука и этнографическая архаика удивительным образом органично сращиваются в его проектах.

Новая тотальная инсталляция, занимающая первый этаж музея, вырастает из двух воспоминаний детства автора, которое прошло в Перми — городе, разрезанном сетью глубоких оврагов, где жизнь природы (несмотря на все деструктивные усилия человека) берет свое и живет по своим законам. Рассказанные автором истории отчасти архетипичны, потому что почти у каждого человека есть свой собственный (давно забытый) детский опыт в попытке проследить, куда же движется обнаруженная среди городского асфальта колонна муравьев, или трагическое воспоминание об умершей домашней канарейке, которую надо похоронить со всеми доступными почестями и ритуалами. Из таких «мелочей», требующих личного решения, и вырастает характер, личность и мировоззрение будущего взрослого человека.
Именно в этом ракурсе взгляда на мир природы и эстетики он видит собственный актуальный интерес, свободно соединяя его с миром литературной магии от Эдгара По до Борхеса. Для финно-угорской мифологии было характерно почитание множества духов, от благосклонности которых зависело выживание людей. Эти мифологические мотивы сегодня вызывают интерес далеко за пределами этнографического исследования и проникают в массовую культуру. Финно-угры полагали, что у каждого человека есть «душа-дыхание», которая покидает тело с последним вздохом, и «душа-тень», она же öрт (или урт). Душа-тень является двойником человека, она способна выходить из тела и летать в виде бабочки или летучей мыши, а человеческие сны — это и есть зрелище ее странствий. Интересно, что у финно-угров «душой-тенью» обладают не только люди, животные или растения, но и физические объекты: например, лесные рощи, водоемы, жилища и даже мелкие бытовые предметы. Когда «öрт» покидает дом человека, он становится «несчастливым» («Ты изгоняешь из моего дома душу», — говорят черемисы, когда нарушают покой их жилища). Все эти архаические понятия, как это ни странно, живы до сих пор, обретая особое значение в драматические и неустойчивые времена перемен, то есть именно в наше настоящее время.
Таким образом, из суммы этих привязанностей и личной мифологии художника создается сложная и многоуровневая история о жизни живой природы, где человек не «царь природы», но ее слагаемая часть. Безусловно, сама история очень авторская и субъективная, но она помогает зрителю увидеть, рассмотреть и осознать те вещи в окружающем мире, которые мы часто уже не замечаем или не считаем значимыми. Между тем именно от этих «мелочей» зависит не только наше будущее, но и будущее нашей заселенной разумной жизнью планеты под названием Земля.

Сергей Деникин

Родился в 1963 году в Перми. С 1986 года живет и работает в Санкт-Петербурге. Окончил отделение монументально-декоративной росписи Высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной. Принимал участие во многих групповых и персональных выставках в России и за рубежом. Работы Деникина хранятся во многих частных и музейных собраниях. Среди последних — коллекции Государственного Русского музея, Fondazione Mudima (Милан, Италия), Lonnstromin taidemuseo (Раума, Финляндия).

Сам о себе Деникин говорить не любит, ограничиваясь короткой фразой: «Я художник». Впрочем, возможно, долгие представления в его случае не нужны: о нем говорят без слов его инсталляции, сюрреалистические графика и ассамбляжи.

Каждый проект Сергея Деникина — это предложение посмотреть на мир природы не через оптику антропоцентризма, а через призму архаических (и связанных с ними «детских») ритуалов. Предложение осознать, что человек не царь природы, а лишь ее часть. Куда ведет муравьиная тропа? Щель в асфальте, за которой исчезает последний муравей в цепочке, — последнее, что мы видим, глядя себе под ноги. Для насекомого же это лишь один из пунктов на пути, цель которого неподвластна человеческому разуму.

ХУДОЖНИК

Дмитрий Пиликин

Художник, куратор, историк искусства. Родился в 1960 году в Ленинграде, занимается изобразительным искусством с 1979 года. Как художник работает в широком диапазоне от скульптурных объектов и инсталляций до фотографии и новых электронных медиа. Организатор и куратор целого ряда выставок и выставочных проектов. Один из учредителей галереи «Фотоimage» (1995). Куратор фотографического раздела IV Петербургской биеннале современного искусства (1996), куратор выставочной программы «Слишком молодые, чтобы умереть» (1999 — 2001), куратор проекта «Фотография как маленькая смерть» (2000), арт-директор фестиваля «Осенний Фотомарафон».

Соавтор и редактор мультимедийных CD-rom проектов галереи: «Россия — родина слонов» (1996); «От неоакадемизма к киберфеминизму» (2000), «Фотоimage — современная петербургская фотография» (2001). В настоящее время free-lance curator. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Читает лекции по различным аспектам современного искусства: СПбГУ (факультет искусств, исторический факультет (кафедра музеологии), факультет философии), Смольный институт, Лекторий молодежного центра Государственного Эрмитажа, ГЦСИ, Музей современного искусства PERMM (Пермь), Новый музей (СПб), Фонд поддержки визуальных искусств «Эра» (Москва), калининградский филиал ГМИИ им. Пушкина.

Публикации: The Art Newspaper Russia, «Арт-Хроника» (Москва), «Художественный журнал» (Москва), «Интерьер + Дизайн» / «Антиквариат» (Москва), «Сельская Жизнь» (СПб), Imago: Another European Photography (Bratislava), Kwartalnik Fotografia (Poland), Art Focus.

куратор

Арт-директор: Наиля Аллахвердиева
Куратор: Дмитрий Пиликин

Графический дизайн: Данита Пушкарева
Менеджмент: Екатерина Шумилова
Монтаж: Алексей Путинцев и «БатяКочевар»
Маркетинг: Станислав Павлов
PR: Надежда Чернышева, проектное бюро 313
Отдел хранения: Наталья Суркова, Татьяна Архипова
Экскурсионный отдел: Мария Мельничук, Татьяна Менжега, Кристина Завьялова
Техническое обеспечение: Валерий Лебедев
Административная группа: Марина Жукова, Алина Буякова, Елена Воронцова

КОМАНДА ВЫСТАВКИ