подросток +
музей + ...

методический проект

апрель 2019 — апрель 2021

Проект «Подросток+музей+…» — долгосрочная программа для профессионалов сферы культуры и образования, направленная на формирование междисциплинарного сообщества специалистов, владеющих актуальными форматами работы с подростковой аудиторией. Проект реализуется победителем грантового конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. В феврале 2020-го года стартовал третий этап программы — реализация проектов.

Анастасия Шипицина
руководитель проекта
ashipitsina@permm.ru
+7 (922) 343-25-35
Евгения
Зиновьева
менеджер проекта
emzinovjeva@permm.ru
+7 (964) 194-71-25
ЭТАПЫ
ПРОЕКТА
01
02
Всероссийский форум Подросток+Музей+…
24—27 апреля 2019
03
Проектный семинар Подросток+Музей+…
Реализация проектов участников
9—11 октября 2019
Февраль 2020 — Апрель 2021
3 ЭТАП
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРОЕКТОВ
В апреле 2021-го завершается большой методический проект «Подросток+Музей+...», где профессионалы сферы искусства и культуры вместе с кураторами из PERMM реализуют междисциплинарные проекты для подростков Перми, Соликамска, Лысьвы и Воткинска.
Исчезающий музей
Проект появился из контекста «кладбища» старой техники, из так называемой «тайной комнаты» — заброшенного радиокружка рядом с изостудией «Легкое дыхание» в клубе Юбилейный. Цель проекта — творческое осмысление пространства радиокружка, попытка «разгадать» тайны заброшенной комнаты. В ходе мероприятий ребята попытаются отнестись к пространству радиокружка как к пространству древнего города, храма или гробницы, произвести «археологические раскопки» этого объекта: извлечь из среды незнакомые для них технические приспособления, предположить и пофантазировать, какие функции эти предметы выполняли во время своей «жизни», зафиксировать полученную информацию на специальных карточках. Итогом проекта станет создание «исчезающего музея» — выставки по итогам произведенных «раскопок».

Содержание проекта «Исчезающий музей» связано с исчезающей техникой, с прошлым, с памятью о нем. Подростки интересуются ставшей не нужной в современном мире техникой, для них она и загадка, и способ познания прошлого, и связь прошлого с настоящим и будущим. Проект направлен на осмысление места человека и его вещей в мире, существования вещей человека после его смерти, существования предметов, которые утратили со временем свои полезные функции. Что есть теперь старая техника? Мусор? Арт-объект? Музейный экспонат?
ЕЛЕНА ЛЯШЕНКО
автор проекта,
педагог дополнительного образования, руководитель изостудии «Легкое дыхание» в клубе «Юбилейный»
Партнер проекта:
МАУ ДО ЦДТ «Ритм», Пермь
Участники:
ученики изостудии «Легкое дыхание»
проект
Открытие проекта:
11 октября 2020
Место открытия:
изостудия «Легкое дыхание», клуб «Юбилейный» (Холмогорская, 17)
О ПРОЕКТЕ
Реализация проекта:
март 2020 — март 2021
Куратор:
Петр Стабровский,
художник, дизайнер
Менеджер:
Анастасия Шипицина, специалист PERMM
ВниманиЯ
Подростковый возраст отличает активный поиск себя, попытка заглянуть внутрь себя, своих чувств, эмоций, переживаний. Подростки активно пытаются понять механизм формирования отношений с людьми, ставят вопросы об устройстве мира и законах жизни. Участие в проекте позволит подросткам высказаться о волнующих их проблемах необычным способом — средствами фотографии и современного искусства.

В ходе мероприятий проекта ребята создадут фотовыставку на площадке музея ПЕРММ. На подготовительном этапе психолог проводит встречу с подростками, во время которой определяется круг актуальных для них тем. Каждый участник выбирает свою идею для разговора со зрителем и вместе с фотографом создает снимок, максимально точно отражающий волнующую его тему. Созданные подростками снимки «накладываются» на авторов при помощи проектора – так создается портрет каждого подростка с двойной экспозицией. Все фотоснимки будут представлены зрителям на итоговой фотовыставке в музее современного искусства в апреле 2020 года. Затем выставка расположится в стенах центра «Муравейник».
ТАТЬЯНА ГОРБАЦЕВИЧ
автор проекта,
педагог дополнительного образования, руководитель дизайн-студии «Жираф» центра «Муравейник» (Пермь)
Партнер проекта:
ГУ ДО Пермский краевой центр «Муравейник», Пермь
Участники:
ученики центра «Муравейник»
фотопроект
Открытие проекта:
12 февраля 2021
Место открытия:
музей современного искусства PERMM (Бульвар Гагарина, 24)
О ПРОЕКТЕ
Реализация проекта:
январь 2020 — март 2021
Кураторы:
Лейла Гизатуллина, специалист музея PERMM, Евгений Демшин, фотограф;
Анастасия Мехоношина, психолог;
Нина Логинова, руководитель объединения «Юнпресс»
Культурному коду быть?
Проект «Культурному коду быть?» — это двухдневная образовательная программа-творческая колаборация, включающая презентацию и осмысление наиболее успешных методик в области художественной и музейно-педагогической практики на материале традиционного искусства России. Это открытая дискуссия и обмен опытом между специалистами образовательных, культурных, научных институций и участниками творческими объединениями Соликамска, связанных общей задачей воспитания молодых профессионалов в различных областях декоративного искусства и дизайна.

В рамках творческой коллаборации подростки и молодежь Соликамска получат набор «полезных» инструментов и мощный импульс двигаться и изменять окружающий мир, не утрачивая связь с традициями. Вместе с привлеченными экспертами они начнут разработку творческих проектов о культурном наследии Соликамска. Предполагается, что проекты будут реализованы в летний период при поддержке администрации города и компании МТС.
НАДЕЖДА ВОЙТАС
автор проекта,
специалист Соликамского краеведческого музея
Партнер проекта:
МБУК «Соликамский краеведческий музей», Соликамск
Участники:
подростки-участники творческих объединений Соликамска
творческая коллаборация
Открытие проекта:
19, 20 марта 2021
Место открытия:
1) МБУК «Соликамский краеведческий музей», Соликамск
О ПРОЕКТЕ
Реализация проекта:
февраль 2020 — март 2021
Кураторы творческих мастерских:
Сергей Островский, Пермский краеведческий музей, Ирина Трофимова, Чердынский краеведческий музей, творческое объединение «Фрукты», Анастасия Шипицина, музей PERMM
Сокуратор коллаборации:
Анастасия Шипицина, специалист PERMM
ИРИНА РУДИК
автор проекта,
специалист Соликамского краеведческого музея
Чайковский. Open Door
Цель проекта — «сближение» П.И. Чайковского и современных подростков. Участники исследуют биографию и наследие композитора и по-новому их прочтут, откроют дверь в мир «нового» Чайковского, сделав его образ понятным, простым и близким для себя и своих сверстников. Подросткам помогут современные художники, которые включат их в сайт-специфик проект о Чайковском в режиме «здесь и сейчас».

«Журнал наблюдений» создан воткинскими студентами в рамках проекта «Чайковский. Open Door» в апреле 2021 года. Участники проекта переосмысляют пространство Музея-усадьбы П.И. Чайковского, предлагают собственный взгляд на него. Для этого они относятся к среде максимально внимательно — как это сделал бы сам композитор, отличавшийся особенно чувствительным отношением к миру. Студенты прислушиваются к звукам усадьбы, улавливают запахи и тактильные ощущения, а еще рассказывают веселые и странные истории про жизнь Чайковского. Результаты наблюдений и небольших интервенций и зафиксированы в этом журнале.
Партнер проекта:
БУК Удмуртской республики «Музей-усадьба П.И. Чайковского», Воткинск
Участники:
подростки – посетители музея
проект
Открытие проекта:
23 апреля 2021
Место открытия:
Музей-усадьба П.И. Чайковского (Воткинск, ул. Чаковского, 119)
О ПРОЕКТЕ
Реализация проекта:
апрель 2021
Кураторы:
Петр Стабровский, дизайнер, художник, Анастасия Шипицина, специалист PERMM
сотрудник Музея-усадьбы
П.И. Чайковского (Воткинск)
ЮЛИЯ
КОНАРЕВА
Музейный хакатон – skills children марафон
В рамках проекта «Музейный хакатон — skills children марафон» ученики школы вместе с привлеченными художниками и музейщиками произведут музеефикацию школьного пространства: в классах и коридорах школы появятся этикетки, которые «проявят» коллективную память и личные воспоминания о забавных и серьезных, веселых и грустных событиях, произошедших в стенах школы. Тем самым вся школа превратится в большой музей и творческую зону для коллективных действий.

Проект фиксирует воспоминания учеников школы №3, г. Лысьва. Участники — сегодняшние выпускники. Ребята рассказывают историю о школе в рисунке. Это небольшие зарисовки, впечатления, картинки из недавнего прошлого, которые вот-вот перестанут быть обыденными и станут частью истории школы или личной истории каждого.
ТАТЬЯНА
МОКРУШИНА
учитель МАОУ СОШ № 3,
Лысьва
Партнер проекта:
МАОУ СОШ № 3, Лысьва
Участники:
ученики школы
проект
Открытие проекта:
29 мая 2021
Место открытия:
МАОСУ СОШ № 3 (Лысьва, ул. Федосеева, 25)
О ПРОЕКТЕ
Реализация проекта:
апрель – май 2021
Кураторы:
Любовь Шмыкова, художница, Лейла Гизатуллина, специалист PERMM
2 ЭТАП
ПРОЕКТНЫЙ СЕМИНАР
цель семинара
Цель семинара — разработка проектов для подростковой аудитории, которые впоследствии будут реализованы в культурных и образовательных институциях. В течение трех дней участники будут обучаться технологии дизайн-мышления. Внимание будет уделено не только мотивации подростков, но и мотивации участвующих в программе институций и проектировщиков, их целям и видению ситуации, готовности стать агентами изменений в своем городе, селе, регионе в целом.
как стать участником
К участию приглашаются сотрудники музеев, школ, центров дополнительного образования, театров, библиотек Пермского края, желающие реализовать подростковый проект на базе своего учреждения. Специалисты из других регионов России также могут принять участие, однако при выборе поддерживаемых проектов приоритет будет отдан краевым инициативам.

Прием заявок до 30 сентября

Для Музея PERMM особенно важно участие коллег, посетивших форум «Подросток+музей+...» в апреле 2019 года. Для более продуктивной работы участникам семинара предлагается подумать о проектных идеях заранее и заполнить форму для регистрации
условия участия
Участие бесплатное. Количество мест ограничено (25 человек). Организаторы обеспечивают проживание участников на базе санатория, питание, трансфер из Перми до санатория и обратно. Проезд до Перми оплачивается направляющей стороной. По итогам семинара участники получат сертификаты.
место проведения
санаторий «Сосновый бор»
Пермь, ул. Усадебная, 55
УЧАСТНИКИ
АЛЕКСАНДР НЕНАШЕВ
ведущий семинара,
проектировщик, Москва
ПОЛИНА
АНИСИМОВА

Фотографический музей
«Дом Метенкова», Екатеринбург
http://dommetenkova.ru
pavlaromanovich@gmail.com

КСЕНИЯ
БЕЛЬКЕВИЧ

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва
https://goslitmuz.ru
ksenia.be@gmail.com

ОЛЬГА БОГДАНОВА
Пермский музей кукол,
Пермь
www.instagram.com
dollperm@mail.ru

ТАТЬЯНА ГОРБАЦЕВИЧ
Пермский краевой центр
«Муравейник», Пермь
http://muraveynik59.ru
kisstanya@ya.ru

НАДЕЖДА ВОЙТАС
Соликамский краеведческий
музей, Соликамск
http://skm.solkam.ru
nandin82@mail.ru

НАДЕЖДА КАЛИНИНА
Социальный проект «Культурное
ориентирование», Пермь
АНАСТАСИЯ КНЯЗЕВА
Городской историко-краеведческий музей, Полярный, Мурманская область
museum-polar.ru
a_knyazeva@mail.ru
АНАСТАСИЯ КАРПЕЦ
Управление культуры администрации, Соликамск
http://adm.solkam.ru
asya.bersenevskaya@mail.ru

ТАТЬЯНА КОЛОДКИНА
Лысьвенский музей,
Лысьва
museum.lysva.ru
tatyana.kolodkina.1971@mail.ru

ЖАННА ЛАЗАРЕВА
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
izo-museum.ru
zhannalocked@gmail.com
МАРИЯ КУЧЕВА
Березниковский историко-художественный музей им.И.Ф.Коновалова, Березники
museum-berezniki.ru
bihmuseum.visit-centr@yandex.ru

nady3009@mail.ru
ЕЛЕНА ЛЯШЕНКО
Центр детского творчества «Ритм», Пермь
ТАТЬЯНА НЕГАНОВА
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И.Чайковского», Воткинск
tchaikovskyhome.ru
t_neganova@mail.ru
ТАТЬЯНА МОКРУШИНА
МАОУ «СОШ№3»,
Лысьва
ЕЛЕНА ОПИШНЯН
МАОУ «Рябининская СОШ», Чердынский район, п. Рябинино
ryabininososh.ucoz.ru
elenagenna91vyuzh@yandex.ru

ЕВГЕНИЯ СКОРНЯКОВА
Ялуторовский музейный комплекс, Ялуторовск

yalutmuzey.ru
evgeniya.skornyakova@mail.ru

ЕЛЕНА СЕЛЕТКОВА
Очерский краеведческий музей им. А.В.Нецветаева, Очер
nezvmuseum.ucoz.ru
seletkovae@mail.ru
cdtritm.ru
limfa2@yandex.ru
НАТАЛЬЯ СТАРКОВА
Горнозаводский краеведческий музей им.М.П.Старостина», Пермский край, Горнозаводск
ЕЛЕНА ТАРАРУХИНА
Музей истории Пермского университета, Пермь
psu.ru
tararukhina.lena@gmail.com

АЛЕКСАНДРА СТРЫХАРЬ
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
izo-museum.ru
ali.anguria@gmail.com
СВЕТЛАНА ТИУНОВА
Верещагинский районный музейно-культурный центр, Верещагино
vrkm.my1.ru
demeneva1964@bk.ru

ЕКАТЕРИНА ШАДРИНА
Карагайский краеведческий музей», с. Карагай
karagaymuseum.ru
katerinaShadrina96@yandex.ru

ЕЛЕНА ЧИГАЛЕЙЧИК
Центральный музей почвоведения им.В.В.Докучаева, Санкт-Петербург
soil-museum.ru
soilmuseum@bk.ru
almazmuseum.ru
almazmuzeum@mail.ru

КОМАНДА
PERMM
НАИЛЯ АЛЛАХВЕРДИЕВА
руководитель Музея современного искусства PERMM
ЕВГЕНИЯ ЗИНОВЬЕВА
менеджер проекта, менеджер отдела по музейной педагогике PERMM
permm.ru
jeniazinovjeva95@yandex.ru
АНАСТАСИЯ ШИПИЦИНА
руководитель проекта, заведующая отделом по музейной педагогике PERMM
permm.ru
shipovnic37@gmail.com

ЛЕЙЛА ГИЗАТУЛЛИНА
специалист отдела по музейной педагогике PERMM
permm.ru
demeneva1964@bk.ru

КАРИНА САЗЫКИНА
главный специалист отдела по музейной педагогике PERMM
permm.ru
ksazykinal@gmail.com
permm.ru
artpolitika@gmail.com
Видео: выбор подростков
Видео-ролики, выбранные подростками в рамках YouTube-вечеринки на семинаре «Подросток+Музей+...»
Noize MC
Всё как у людей
Геннадий Горин
Я чисто случайно открыл стих Есенина про Пушкина
Геннадий Горин
Математика с подвохом
АВТОРИТАРИЗМ
глазами ШКОЛЬНИКА
Черданцев комментирует матч
сумерки с мамой отличника
хоффман час пытается не ржать
с олега KENFCKYOU
МАКУЛАТУРА х ОБЭРИУ
Кошки (Д. Хармс) х Когда я вырасту большой (А. Введенский)
50 ПРИКОЛОВ
МОЕЙ СУМАСШЕДШЕЙ КВАРТИРЫ
ШАМАН КИНГ
В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ | sndk
Финн Вулфард и Билл Хейдер (оба сыграли Ричи в «Оно»)
берут интервью друг у друга
A$AP Rocky
Babushka Boi (Official Video)
OXXXYMIRON. ПАРОДИЯ #32
собаки ругаются на китайском
Есть ли на крайнем севере дачная жизнь?
Рассказ норильчанина
Shortparis:
«Нас короновали – и это зашквар»
Бросил курить!
социальная реклама
Мерседес S666
(Дорогу колеснице)
Epic downhill longboarding on higest speed
|Gravity Dogz|
Oxxxymiron
В долгий путь (1 раунд 17ib) PROD. BY JURA KEZ
Троицк
Б.Н. Ельцин. Я устал, я ухожу.
Фото: проектный семинар
октябрь 2019
1 ЭТАП
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ФОРУМ
1 ЭТАП
ФОРУМ
главная тема форума
Актуальные форматы работы с подростковой аудиторией в культурных институциях, методы привлечения подростков и способы взаимовыгодного сотрудничества с ними.
как стать участником
К участию приглашаются специалисты сферы культуры и образования, интересующиеся работой с подростками. Участие бесплатно. Количество участников ограничено. Командировочные расходы, проживание и питание участников за счет направляющей стороны. По итогам форума участникам будут выданы сертификаты.

Прием заявок: до 15 апреля 2019 года

К УЧАСТИЮ
ПРИГЛАШАЮТСЯ

Сотрудники образовательных, просветительских, методических отделов учреждений культуры;

Учителя средней и старшей школы;

Педагоги дополнительного образования;

Тьюторы и сотрудники детских лагерей;

Социокультурные проектировщики;

Активные родители и все, кому интересна данная тема.
как стать спикером
Если вы готовы поделиться интересным опытом работы с подростками в вашем учреждении, возможно выступление с докладом. Для участия в качестве спикера необходимо заполнить форму.

Прием заявок: до 25 марта 2019 года

место проведения
Музей современного искусства PERMM,
Пермь, бульвар Гагарина, 24
ПРОГРАММА ФОРУМА
Пленарная дискуссия
Подростки в учреждениях культуры: факторы вовлечения и барьеры участия
Подростки — аудитория, часто обходящая музеи, театры и библиотеки стороной. Почему так происходит? Как культурным институциям подружиться с подростками и, главное, зачем? Начинаем обсуждение ключевых вопросов форума вместе с экспертами.
Среда, 24 апреля
09:00 – 10:00
10:00 – 10:30
Открытие форума
10:30 – 11:30
Приветственное слово руководителя музея современного искусства PERMM Веры Никольской, арт-директора музея Наили Аллахвердиевой и директора программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксаны Фодиной
Регистрация участников
модератор:
АНАСТАСИЯ ШИПИЦИНА,
Музей современного искусства PERMM (Пермь)
Обед
Обед можно заказать во время утренней регистрации
11:30 – 12:00
Кофе-брейк
12:00 – 13:30
Экспресс-обсуждение «Подросток+музей+…»
13:30 – 14:30
Какие услуги культурные институции предлагают подросткам сегодня?
Почему одни пользуются спросом, а другие — нет? Какими каналами
коммуникации пользоваться, чтобы привлечь тинейджеров в культурные проекты? На каком языке с ними разговаривать? Какие темы обсуждать? Пробуем дать ответы на эти и другие вопросы в мини-группах.
модератор:
АНАСТАСИЯ СЕРЕБРЕННИКОВА,
Музей современного искусства PERMM (Пермь)
14:30 – 16:00
Секция 1.
Подростки, школа и культурные проекты
ЮЛИЯ ПОЦЕЛУЕВА, центр развития музейного дела (Санкт-Петербург)
► «Что я могу изменить в своей школе?»: опыт проектов «Неделя перемен» и «АРТ-ЛАБ»
НИКИТА СЕМЕНОВ, школа дизайна «Точка» (Пермь)
► Что такое дизайн и зачем он нужен в любой общеобразовательной школе?
АЛЕНА ФРАНЦКЕВИЧ, тьюторский центр ПГГПУ (Пермь)
► Тьюторство: может ли музей научить учиться?
ДАРЬЯ ДЯГЕЛЕЦ, учитель (Пермь)
► Внеурочная деятельность с подростками: опыт клубов гуманитарного цикла
Современная школа постоянно ищет новые подходы к обучению и расширяет спектр образовательных практик. Какое место в этом процессе занимают культурные проекты? Как наладить взаимополезную и эффективную коммуникацию между подростками, школами и учреждениями культуры?
16:00 — 16:10
Перерыв
16:10 – 17:20
Секция 2.
Вся власть подросткам!
АНАСТАСИЯ ШИПИЦИНА, проект «за пartой», Музей современного искусства PERMM (Пермь)
► Ваше мнение очень важно для вас. Как подростки меняют Пермь средствами уличного искусства
ОЛЬГА ШИРОКОСТУП, МАРИЯ САРЫЧЕВА, проект СКВТ Политехнического музея (Москва)
► СКВТ: от экспериментальной музейной программы для подростков к проекту Подросткового Совета музея
ВОЛОНТЕРЫ PERMM (Пермь)
► Совместное проектирование массовых акций «Ночь музеев» и «Ночь искусств»
В последние время подростки все чаще становятся героями новостей в совершенно разных контекстах — как известные блогеры, артисты, гражданские активисты, волонтеры, нарушители общественных норм. Новостная повестка подсказывает, что возрастной порядок в современном мире меняется, подростки шаг за шагом «завоевывают» свою субъектность, стремятся влиять на окружающую их реальность. Как нам, «взрослым» сотрудникам сферы культуры, реагировать на эти изменения и модернизировать свои предложения?
АЛИСА КУЗНЕЦОВА,
проект fem perm (Пермь)
► Антисильные и зависимые: чем занимаются пермские феминистки
16:10 – 17:20
Секция 3.
Работа со школьными группами: ассортимент практик
ЕКАТЕРИНА ЗАВАЛИШИНА,
Ельцин Центр (Екатеринбург)
► НЕформат. Как позвать подростка в музей?
ЛЮБОВЬ ШИШКИНА,
школа №92 (Новосибирск)
► Событийный подход к музеефикации школьной истории
АНИСА ХАЛИМОВА,
Вятскополянский исторический музей (Кировская область)
► Поисковая игра в мемориальном доме-музее конструктора-оружейника Г.С. Шпагина, как реализация метапредметного подхода в работе с подростковой аудиторией
Поход в музей с классом — один из самых распространенных способов посещения музея подростком. Как эффективно работать в пространстве экспозиции? И как сделать так, чтобы подросток захотел вернуться?
АННА КОРЧАГИНА, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» (Санкт-Петербург)
► Просветительская работа со школьниками в рамках культурно-образовательной программы «Музей — школе»
ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВА,
Музей русского импрессионизма (Москва)
► «Инстаграмная прогулка»: новый формат ознакомительной экскурсии для старших школьников в Музее русского импрессионизма
17:20 – 17:50
Кофе-брейк
17:50 – 19:20
Мастер-классы: знакомство с актуальными формами работы с подростками
ОЛЬГА ШИРОКОСТУП, проект «СКВТ» (Москва)
Мастер-класс №1: «Результат не гарантируем»: практики художественного исследования и «ворк-ин-прогресс» проекты
МАРИЯ САРЫЧЕВА, ВЛАД КОЛЕСНИКОВ (Москва)
Мастер-класс №2: «Поиск общего языка: как работать с глухими и слабослыщащими посетителями»
Какова специфика взаимодействия с глухими и слабослышащими и что есть культура глухих? Какое место в процессе адаптации и создания материала занимает жестовый язык? Во время мастер-класса будут рассмотрены эти и многие другие вопросы о теории и практике работы с глухими и слабослышащими.
ЮЛИЯ ПОЦЕЛУЕВА,
центр развития музейного дела (Санкт-Петербург)
Тренинг: «Манифест подростка
Участники представят себя в роли подростков и попытаются ответить на вопросы о том, что важно для подростков, что их волнует и интересует.
АЛЕНА ФРАНЦКЕВИЧ, тьюторский центр ПГГПУ (Пермь)
Личностный форсайт: «Сегодня — это завтра»
Тренинг посвящен одному из первых этапов тьюторского сопровождения — целеобразованию. Участники научатся технологиям конструирования картины будущего и разработки карты личного развития.
19:20 – 20:00
Экскурсия по выставке «Мерцания» в музее PERMM от Наили Аллахвердиевой
► НАИЛЯ АЛЛАХВЕРДИЕВА,
арт-директор Музея PERMM (Пермь), менеджер, куратор, лауреат премии им. Сергея Курёхина
Четверг, 25 апреля
09:00 – 10:00
Регистрация участников
10:00 – 11:30
Дискуссия «Кто такой современный подросток и как с ним работать? Взгляд с разных сторон»
модератор:
ДАРЬЯ ДЯГЕЛЕЦ, студия педагогической поддержки (Пермь)
Современный подросток — какой он? Каковы рамки переходного возраста? И кто их определяет? Какое место в жизни общества подростки занимали десять, сто лет назад? И как оно изменилось сегодня? Как мы можем учитывать особенности современных подростков при формировании предложения для них? Обсуждение с участием психологов, историков, учителей, музейщиков, педагогов доп.образования, родителей и самих подростков.
11:30 – 12:30
Public talk с подростками
модератор:
АНАСТАСИЯ ШИПИЦИНА,
Музей современного искусства PERMM (Пермь)
Подростки обратятся к участникам форума с высказываниями о «наболевшем», расскажут о своих интересах, целях и ценностях и ответят на вопросы.
12:30 – 13:00
Кофе-брейк
13:00 – 14:30
Секция 4.
Подростки и старые-новые медиа
НАДЕЖДА КРУЧЕНИЦКАЯ, издательство «Розовый жираф» (Москва)
► От динозавра до компота: как ответить на вопросы подростка и не потерять его доверие
ДАРЬЯ ГЛАДЫШЕВА, киношкола им. МакГаффина (Москва)
► Киношкола имени МакГаффина: кино как инструмент профориентации, социализации, творческого и эмоционального развития
СЕРГЕЙ НУГАЕВ, АЛЕКСАНДР БРАТЧИКОВ, проект «Кружок» (Москва)
► Открыть настоящее в мечтах, разговорах и глазах региональных подростков
Современные подростки совсем не читают и не учатся, круглосуточно сидят в соцсетях, у них клиповое мышление и совсем короткая память, – популярный взгляд взрослых на нынешних школьников. Что из этого правда и что ложь? Как живут подростки в мире новых и старых медиа? И как нам с этим быть?
ДИАНА МЯСНИКОВА, детское творческое объединение «Юнпресс» (Москва)
► Ювенильная журналистика: как подростку не заблудиться в мире медиа
АНАСТАСИЯ КАРПЕЦ, Управление культуры (Соликамск)
► Как создать медиа-центр с нуля?
13:00 – 14:30
Секция 5. Культурные проекты и создание сообществ
АНАСТАСИЯ МИТЮШИНА, НАТЕЛА ПИЛИА, Музей современного искусства «Гараж» (Москва)
► Молодежная команда «Гаража»: от фокус-группы до сообщества
АЛЕКСАНДРА ПОЛИВАНОВА, Международный Мемориал (Москва)
► Мемориал и подростки: способы взаимововлечения
ИЛЬЯ ГРИШАЕВ, художник (Санкт-Петербург — Пермь)
► Рассказ о «горизонтальной школе» — парадоксально-самоорганизованной коллективной инициативе или самоизобретенном инструменте-товарище-гаджете
Может ли учреждение культуры не только привлечь подростковую аудиторию, но и создать вокруг себя сообщество подростков? Какие условия необходимы, чтобы сообщество сохраняло устойчивость?
ЕЛЕНА ТАРАРУХИНА, Музей истории Пермского университета (Пермь)
НИКИТА ТАТАРИНОВ¸ студент биологического факультета ПГНИУ (Пермь)
► Куб кройки и шитья: как прогулять школу в университете
СЕРГЕЙ ЗАХАРИН, СОФЬЯ ШУГУРОВА
проект #ЛуврПермь (Чусовой)
► Взаимодействие подростков с органами местного самоуправления для оформления городского пространства: от вандала до стрит-арт художника
14:30 – 15:30
Обед
15:30 – 16:30
Секция 6.
Инклюзивные программы для подростков (и не только)
ВЛАД КОЛЕСНИКОВ, Государственный исторический музей (Москва)
МАРИЯ САРЫЧЕВА (Москва)
► Глухие и слабослышащие подростки на территории современной культуры
НАДЕЖДА КАЛИНИНА, учитель-логопед школы № 54 (Пермь)
Инклюзивное образование предполагает включение людей с инвалидностью в общую образовательную среду. Что это значит? Как инклюзивный подход реализуется в культурных проектах? Чем работа с подростками с разными типами инвалидности отличается от работы с подростками с нормативным развитием и от работы со взрослыми?
ОЛЬГА ТВЕРСКАЯ, зав. кафедрой логопедии и коммуникативных технологий ПГГПУ (Пермь)
► Из опыта организации пешеходных экскурсий для подростков с ментальными нарушениями
АЛЛА МЕЗЕНЦЕВА, театр-студия «Пространство любви» (Пермь)
► Практика работы с людьми с синдромом Дауна
16:30 – 17:00
Секция 7.
Работа с «трудными» подростками
АЛЕКСАНДРИНА ИОНОВА, Упсала-Цирк (Санкт-Петербург)
Цирк для хулиганов
ЛИЛИЯ БРАЙНИС, проект «Шалаш» (Москва)
► Как (и зачем) работать с неудобными детьми, которые всем мешают?
Принято думать, что подростки — одна из самых сложных аудиторий. Но есть подростки, работать с которыми еще сложнее, чем с обычными. Говорим о проектах для хулиганов и ребят в сложной жизненной ситуации.
15:30 – 17:00
Секция 8.
(Не)очевидные партнерства
АНАСТАСИЯ ЛОМОВА, Музей истории народного образования МАУ ДО «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» (Березники)
► Документальный спектакль как одна из форм работы с музейной коллекцией
ВИТАЛИЙ СУСЛОВ, КСЕНИЯ ЧУДИНОВА, Этнографический парк истории реки Чусовой (Пермский край)
► Спорт+культура. Проблема привлечения к историко-культурному наследию юных спортсменов
МАКСИМ ЖАРКОВ, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
► Опыт проекта для школьников «Музей-ВУЗ-Бизнес»
СВЕТЛАНА НЕМИРОВА, Тотемское музейное объединение (Вологодская область)
► Способы взаимодействия с неформальной молодежью в рамках регионального музея
Как (и зачем?) объединять музеи, театр, спорт, образование, религию, бизнес и неформальные подростковые сообщества? Рассматриваем примеры коллабораций, кажущихся довольно неожиданными, и пытаемся понять их основания для них.
ГЕОРГИЙ ПАНАЙОТОВ, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» (Санкт-Петербург)
► Религия и образование. Проблемы «сожительства»
17:00 – 17:30
Кофе-брейк
17:30 – 19:00
Мастер-классы: знакомство с актуальными формами работы с подростками
ЛИДИЯ ЛОБАНОВА, АЛЕКСАНДРА ХЕЙФЕЦ,
проект «Каскад»
(Москва)
Мастер-класс №1: Проектная деятельность в школе.
Как делать проекты, которые будут интересны и учителю, и подростку? Как делать реальные проекты? Как вовлекать экспертов из внешней среды? Как работать с творческими подростками?
ДАРЬЯ ГЛАДЫШЕВА,
киношкола им. МакГаффина (Москва)
Мастер-класс №3: «Один урок в мастерской Киношколы им. МакГаффина»
Участники окажутся в роли учеников киношколы и попробуют себя в создании кино. Процесс предполагает получение навыков работы в команде, доведения дела до конца, развитие вкуса, изучение мировой истории и культуры.
НАТАЛЬЯ ШУРГАНОВА,театральная лаборатория
GOGOL SCHOOL
(Москва)
Мастер-класс №4: Театральный тренинг «Возможности применения в работе с подростками в учреждениях культуры»
АЛЕКСАНДРИНА ИОНОВА,
Упсала-Цирк (Санкт-Петербург)
Мастер-класс №5: «Метод цирковой педагогики в работе с детьми и подростками»
Мастер-класс о том, каким образом выстраиваются ежедневные занятия с детьми и подростками из групп социального риска и с детьми с особенностями в развитии в «Упсала-Цирке». Участники попробуют разработать структуру занятий, проиграть варианты упражнений, которые можно использовать на различных мероприятиях (не обязательно цирковых) и попробуют поработать с цирковым реквизитом.
ЛИЛИЯ БРАЙНИС,
проект «Шалаш»
(Москва)
Мастер-класс №2: Как (и зачем) работать с неудобными детьми, которые всем мешают?
Зачем нужны правила и почему важно помнить, что нет ничего самоочевидного! Рассказ о практике работы «Шалаша» — благотворительного проекта для приемных детей, посвященного развитию навыков критического и творческого мышления, коммуникации и коллаборации.
19:00
Открытие подросткового художественного проекта
куратор: ЛЮБОВЬ ШМЫКОВА,
Музей современного искусства PERMM (Пермь)
Пятница, 26 апреля
09:00 – 10:00
Регистрация участников форума
10:00 – 11:00
Лекция «Как говорить с подростком: вовлечение — удержание — построение сообщества»
лекторы:
ЛИДИЯ ЛОБАНОВА, АЛЕКСАНДРА ХЕЙФЕЦ,
проект «Каскад» (Москва)
С кем строить коммуникацию, запуская проект для старшеклассников: с родителями, учителями или непосредственно с подростками? Как выбрать язык и визуальную коммуникацию? Как от первого интереса перейти к постоянной коммуникации? Как, сохраняя динамику учебного процесса, превратить образовательный проект в развивающееся сообщество?
11:00 — 12:30
Тренинг «Междисциплинарность и сетевое взаимодействие»
модератор:
МАРИЯ МАНСВЕТОВА, Сетевой институт ПрЭСТО (Пермь)
Как учреждения образования и культуры, бизнес и сообщества могут быть полезны друг другу? В игровой форме вступаем в разнообразные коллаборации и придумываем междисциплинарные подростковые проекты.
12:30 – 13:00
Перерыв
13:00 – 14:30
Секция 9.
Искусство и творчество как инструменты коммуникации
ДАРЬЯ МАЛИКОВА, Уральский филиал ГМВЦ «РОСИЗО», Уральская биеннале современного искусства (Екатеринбург)
► Разговор на одном языке: работа с подростками на Уральской индустриальной биеннале современного искусства
НАТАЛЬЯ ШУРГАНОВА, театральная лаборатория GOGOL SCHOOL (Москва)
► Проблемы адаптации программы «Актерское мастерство и режиссура» в учреждениях дополнительного образования
ЛИЛИЯ БРАЙНИС,
детский лагерь «Камчатка» (Эстония)
► Кому нужно творчество и как оно влияет на мировоззрение подростков?
Переходный возраст — время, когда у человека появляется критическое мышление, собственный взгляд на мир, возникает потребность высказаться, но навыка формулирования часто не хватает. Как творчество и искусство могут быть полезны в налаживании коммуникации с миром, родителями, сверстниками, самим собой?
ЛЮБОВЬ ШМЫКОВА, Музей современного искусства PERMM (Пермь)
► Разговор о чувствах и переживаниях в пространстве современного искусства
13:00 – 14:30
Секция 10.
Опыты сетевого партнерства
ЮЛИЯ ПОЦЕЛУЕВА, Центр развития музейного дела (Санкт-Петербург)
► Подростковые спецпроекты и программа 13+ «Что я тут забыл?» межмузейного фестиваля «Детские дни в Петербурге»
ЕЛЕНА ТАРАРУХИНА, УЛЬЯНА САЙРАНОВА, АЛИСА КУЗНЕЦОВА, межмузейный проект «Пошумим в музее» (Пермь)
► Пошумим музее: как завлечь подростков сразу в несколько музеев города?
ВАЛЕНТИНА МЕНЬШИКОВА, Пермский краеведческий музей, филиал «Дом-музей В.В. Каменского» (Пермский район, село Троица)
► Подростки в футуристической интервенции: когда краеведение и литература встречаются с современным искусством
Практика показывает, что форматы сетевых (например, межмузейных) активностей иногда выступают ключом к сердцу подростка, помогают увеличить подростковую аудиторию и выстроить систему регулярного взаимодействия с ней. Разбираем проекты, построенные на идее сетевого партнерства и сотрудничества.
ИРИНА ЧЕРНЕГА, Острожский центра досуга (Оханский район, село Острожка)
► «Трогонтериевый слон и все, все, все!» — когда палеонтологические раскопки становятся поводом для объединения и сотрудничества
ЕКАТЕРИНА ПОРУТЧИК, фестиваль «Архстояние детское», фонд «V-A-C» (Москва)
► «Районнале 2018»: как подростки из ДК, ДШИ и частной школы вдруг скооперировались и сделали фестиваль добрососедства
14:30 – 15:30
Обед
15:30 – 17:00
Мастер-классы: знакомство с технологиями работы с подростками
АНАСТАСИЯ ШИПИЦИНА,
Музей современного искусства PERMM (Пермь)
Мастер-класс №1: «Нескучные форматы работы с музейным экспонатом»
Самостоятельная экскурсия, битва интерпретаций, эмпатия артефакта, музейная зарядка, третий автор — практикуем форматы обсуждения произведений искусства, применимые для работы с школьными группами и индивидуальными подростками.
ДАРЬЯ МАЛИКОВА, Уральский филиал ГМВЦ «РОСИЗО», Уральская биеннале современного искусства (Екатеринбург)
Мастер-класс № 2: «Что войдет в историю?/личная карта выставки»
Пробуем на себе форматы арт-медиации, позволяющие обсуждать произведения искусства, вовлечь подростка в производство знаний и смыслов.
АЛЕКСАНДР БРАТЧИКОВ, СЕРГЕЙ НУГАЕВ,
проект «Кружок» (Москва)
Мастер-класс № 3: «Как делать интересные истории про локальный контекст?»
Придумываем идеи о историях, местах, людях Перми/своего города или села, складываем их в небольшой текст, оформляем иллюстрациями и к концу собираем небольшой сайт/медиа из того, что придумали.
ЛЮБОВЬ ШМЫКОВА,
Музей современного искусства PERMM (Пермь)
Мастер-класс №4: «Современное искусство как инструмент интерпретации»
Узнаем, как использовать инструменты и практики современного искусства для работы в самых разных культурных проектах.
17:00 – 19:00
Подведение итогов форума
Суббота, 27 апреля
08:30 – 09:00
Сбор гостей, отель City Star
Пермь, Монастырская, 14а
09:00 – 10:00
Дорога в архитектурно-этнографический музей «Хохловка»
Пермский край, село Хохловка
10:00 – 13:00
Экскурсионная программа, свободное время для прогулки и фотосъемки в Архитектурно-этнографическом музее «Хохловка»
Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» — первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом, объединяющий 23 памятника конца XVII — второй половины XX вв., представляющих лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья. Музейный ансамбль расположен на живописном берегу Камы в 43 км от Перми у с. Хохловка (Пермский район). С территории музея открывается вид на редкой красоты пейзаж — просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива.
13:00 – 14:00
Возвращение в Пермь
14:00 – 15:00
Обед
15:00 – 16:30
Экскурсионная программа по экспозиции Пермской государственной художественной галереи, знакомство с образовательными программами и проектами галереи
Пермская художественная галерея — первый художественный музей и на Урале, открытый в 1922 году. Галерея получила признание мирового сообщества как обладатель несомненных художественных раритетов — коллекций пермской деревянной храмовой скульптуры, произведений искусства Строгановских вотчин (иконопись, лицевое золотное шитье), собрания российского искусства XVIII-XX веков. Галерея находится в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора, которое является памятником архитектуры XIX века.
16:30 – 17:00
Прогулка в Музей Пермских древностей
Пермь, ул. Сибирская, 15
17:00 – 18:00
Экскурсионная программа по экспозиции Музея пермских древностей, знакомство с детскими образовательными программами и проектами музея
Музей пермских древностей — путешествие в прошлое Земли, во времена удивительных растений и загадочных животных, которых изучает наука палеонтология. В недрах Пермского края скрыта летопись пермского периода, которую впервые в мире «прочитал» шотландский геолог Родерик Мурчисон в 1841 году. Так же в музее пермских древностей вы сможете познакомиться с выставкой о процессе палеонтологических раскопок на местонахождении трогонтериевого слона в Оханском районе Пермского края. Эта находка уникальна в масштабах России, так как впервые в одном месте обнаружены два скелета трогонтериевых слонов. Оханское местонахождение — комплексное, здесь найдены еще пять видов млекопитающих.
СПИКЕРЫ
ЛИЛИЯ
БРАЙНИС
Детский творческий лагерь «Камчатка» (Эстония), Проект «Шалаш» (Москва)
ПРОЕКТ «ШАЛАШ»
Социальный психолог, со-основатель и руководитель благотворительного проекта «Шалаш». Окончила философский факультет МГУ и магистратуру по социальной психологии НИУ ВШЭ, где написала работу про ябедничество (какое поведение подростки считают ябедничеством, а какое — нет). До того, как заняться «Шалашом», Лиля 5 лет была вожатой и организатором лагеря «Камчатка».
Благотворительный проект для приемных детей, посвященный развитию навыков критического и творческого мышления, коммуникации и коллаборации.

http://shalash.academy
ЛАГЕРЬ «КАМЧАТКА»
«Камчатка» — детский творческий лагерь, где вожатыми работают профессиональные музыканты, актеры, режиссеры и журналисты.

https://kamchatka.camp
остров Сааремаа, Эстония
Москва
АЛЕКСАНДР БРАТЧИКОВ
Образовательный
проект «Кружок»
(Москва)
Cооснователь образовательного проекта «Кружок», автор образовательных программ Яндекс.Практикум. В прошлом — разработчик в Makeomatic, автор и преподаватель учебных программ в Moscow Coding School. Выпускник института «Стрелка»
ДАРЬЯ
ГЛАДЫШЕВА
Киношкола
имени МакГаффина
(Москва)
В 2011 году основала Киношколу имени МакГаффина. С 2013 года преподает теорию и практику монтажа игрового кино. Также окончила социологический факультет Государственного университета гуманитарных наук и повышение квалификации во ВГИКе по специальности «Монтаж». Выпускница продюсерской лаборатории «Культбюро». Участница секции монтажа Berlinale Talents — 2015
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

С 2007 года в кинопроизводстве. Работала над картинами «Юморист» (реж. М.Идов), «Охотник» (реж. Бакур Бакурадзе), «Метро» (реж. Антон Мегердичев), «Довлатов» (Алексей Герман мл.), «Петербург. Только по любви» (короткометражка «Аничков мост»), «Огни Притона» (реж. Александр Гордон), «На крючке» (реж. Наталья Углицких) и др.

ПРОЕКТ «КРУЖОК»
«Кружок» — всероссийский некоммерческий образовательный проект, создающий связи между большими и малыми местами.
Преподаватели, энтузиасты и профессионалы своего дела едут в регионы к подросткам для проведения временной школы по выбранной теме (например, веб-разработка, астрономия, архитектура, театральное искусство, музыка). Результатом обучения становятся радикальное расширение кругозора студента и проектный результат, завязанный на подростковом восприятии места своей жизни. Помимо образовательного тура раз в год «Кружок» проводит культурный фестиваль в регионе.

https://kruzhok.io
Москва
КИНОШКОЛА ИМЕНИ МАКГАФФИНА
Киношкола им. МакГаффина с 2011 года снимает кино с подростками. В числе наставников опытные кинематографисты разных профессий. Фильмы киношколы считаются одними из лучших учебных работ, выигрывают фестивали и транслируются на многих фестивалях. На постоянной основе киношкола работает в Москве и Санкт-Петербурге очно и онлайн. Интенсивные выездные программы проводятся по всей России, а также в Латвии, Черногории, Болгарии, Греции, Гонконге и др. С 2016 года на базе киношколы проводится Международный фестиваль молодежного кино и видео McGuffin Film Fest.

http://fest.mcguffin.ru/
http://mcguffin.ru/
Москва
ИЛЬЯ
ГРИШАЕВ
Проект «Горизонтальная школа» (Пермь)
Современный художник, сокуратор пространств FFTN (Санкт-Петербург) и «Хрустальная» (Пермь). Педагог школы дизайна «Точка» и директор «горизонтальной школы». Участник Manifesta 10, 6 Московской международной биеннале молодого искусства, член группы «сх», продюсер и режиссёр медиа-археологического сериала «часклип».
ДАРЬЯ ДЯГЕЛЕЦ
Студия педагогической поддержки (Пермь)
Учитель истории, обществознания, английского языка. Победитель конкурса игровых образовательных разработок «Пермская политика 230», победитель V городского конкурса краткосрочных курсов и внеурочной деятельности (курс «Исторический театр»), победитель VII Всероссийской Герценовской Педагогической Олимпиады молодых учителей «Профессиональные перспективы».
АЛЕКСАНДРИНА ИОНОВА
Упсала–Цирк
(Санкт-Петербург)
Руководитель направления по работе с особыми детьми в «Упсала-Цирке», руководитель творческого инклюзивного центра «Пакитан» для детей с синдромом Дауна. Окончила Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, специальность «Менеджмент в сфере культуры».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

Участник стажировки «Инклюзия в искусстве: немецкий опыт» (Германия, 2016), мастерской ExChange Your Impact (организаторы: Impact Hub Odessa и Пражский гражданский центр, 2018), финалист Всероссийского конкурса социальных предпринимателей в области детства «Навстречу переменам» (2017).
СТУДИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Мы предлагаем новый вариант места обмена педагогическим опытом, решения проблем, связанных с образованием. Мы делимся интересными мероприятиями, книгами и фильмами, которые связаны с личностным ростом педагога. Разбираем интересные методики, реально крутые курсы, семинары и вебинары. Мы открытая площадка, где можно задать любой вопрос, который касается школ, детских садиков, дополнительного образования и др., именно с нами, вы получите на него полный, честный, исчерпывающий ответ от команды профессионалов.

Группа VK
Пермь
УПСАЛА-ЦИРК
Упсала-Цирк, единственный в мире цирк для хулиганов, — социально-культурный проект, который существует в Санкт-Петербурге с 2000 года. Здесь занимаются дети и подростки из групп социального риска, а также дети с особыми потребностями. Мы помогаем им изменить свой жизненный сценарий, реализовать свои таланты и стать успешными.
Упсала-Цирк — это современный цирк, где соединяются акробатика, жонглирование, контемпорари, элементы уличной культуры, паркура и брейкданса. Это мир, привлекательный для всех и доступный каждому ребенку, независимо от его способностей, физических возможностей и социального статуса. Мы мечтаем вместе с детьми и верим, что всегда нужно прыгать выше головы — в цирке такое очень даже возможно!

http://upsalacircus.ru
Санкт-Петербург
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ШКОЛА
Проект «Горизонтальная школа» — с августа 2018 года площадка обмена и производства знания, парадоксально-самоорганизованная коллективная инициатива или самоизобретенный инструмент-товарищ-гаджет.
Пермь
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

Организатор и куратор кружков внеурочной деятельности учащихся — книжного клуба, исторического клуба, поэтического клуба.

Блог на онлайн-медиа «Мел»: https://mel.fm/blog/darya-fedorovna
ВЛАД КОЛЕСНИКОВ
Инклюзивные программы
(Москва)
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРОГРАММЫ
Влад Колесников — сурдопедагог-дефектолог, переводчик русского жестового языка. В период с 2015 по 2018 был менеджером отдела инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж» по работе с глухими и слабослышащими посетителями. На данный момент является куратором программ доступности Государственного исторического музея и консультантом по доступности и инклюзивным проектам в других музеях.
Влад Колесников и Мария Сарычева совместно разработали и провели курс «Музей для начинающих» для глухих детей и подростков, а также подростков с опытом миграции. В 2016 году представляли опыт разработки инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж» в рамках международной конференции Leader Exchange Arts & Disability (Питтсбург, США).
Москва
НАДЕЖДА КРУЧЕНИЦКАЯ
Издательство «Розовый жираф»
(Москва)
Главный редактор детского издательства «Розовый жираф». Запустила несколько успешных книжных серий — для детей, подростков и young adults.
АЛИСА КУЗНЕЦОВА
Проект «Пошумим в музее!», активистка объединения fem prm
Волонтер и участница образовательных программ Музея современного искусства, феминистка, активистка. Соорганизатор подросткового проекта «Пошумим в музее!» в рамках межмузейной акции «На старт. Внимание… В музей!»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

«Учусь и страдаю в 11 классе. Впервые почувствовала себя подростком в 17 лет. Выросла в PERMM, кружке журналистики и библиотеке».
ИЗДАТЕЛЬСТВО «РОЗОВЫЙ ЖИРАФ»
«Розовый жираф» выпускает книги для детей и подростков с 2007 года. Мы издаем художественную и научную литературу для детей. Почти все наши книги попадают в каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков», ежегодно составляемый библиотекарями Московской центральной городской библиотеки им. А.П. Гайдара. Всероссийский конкурс «Книга года. Выбирают дети» ежегодно выбирает наши книги в номинациях «Лучшая переводная книга», «Лучшая книга для подростка».
Москва
ПРОЕКТ FEM PRM
Неформальное объединение пермских феминисток разных возрастов и взглядов. мы пытаемся создать комфортное пространство для себя и для других, занимаемся просвещением и активизмом, организуем городские мероприятия. наши инициативы:

● День против домашнего насилия (группа VK),
● «Истлевшая, превратившаяся в прах» (группа VK),
● Женская историческая ночь(группа VK)

группа проекта VK
Пермь
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

В 2017 году разработали программу подготовки глухих экскурсоводов для пяти художественных музеев Москвы, чьей целью стало в т.ч. увеличение количества экскурсий для глухих детей и подростков. В 2018-2019 году совместно составили сборник рекомендаций по работе с глухими и слабослышащими посетителями на базе Музея современного искусства «Гараж» (готовится к изданию). На данный момент со-курируют курс «Культура глухих и жестовый язык» в Проектной школе для учеников старших классов «Каскад» на базе галереи «Триумф».
ЛИДИЯ ЛОБАНОВА
Проектная школа
«Каскад. Проект как метод»
ПРОЕКТНАЯ ШКОЛА
«КАСКАД. ПРОЕКТ КАК МЕТОД»
Окончила Балтийский федеральный университет им И. Канта и Московскую высшую школу социальных и экономических наук. Куратор музейного профиля магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» НИУ ВШЭ. Со-основатель межмузейной проектной школы «Каскад. Проект как метод». Директор музейных программ НПК Криптонит.
«КАСКАД. Проект как метод» — это межинституциональная проектная школа для учеников старших классов, в которой подростки работают над проектами в различных областях. Под руководством тьюторов и приглашенных кураторов/художников участники получают возможность реализовать собственный проект в настоящем музее, галерее или на любой культурной площадке. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

kaskadproject.com
Москва
ДАРЬЯ
МАЛИКОВА
Уральская биеннале современного искусства
(Екатеринбург)
Главный специалист научно-просветительского отдела Уральского филиала ГМВЦ «РОСИЗО». Куратор программы медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства, в том числе детской и подростковой программ.
ДИАНА МЯСНИКОВА
Детское творческое объединение «ЮНПРЕСС»
(Москва)
Директор-координатор Детского творческого объединения «ЮНПРЕСС» (Москва), старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ. Кандидат филологических наук. Автор-составитель образовательной программы Международного медиафорума «Артек». Координатор подсекции «Ювенильная журналистика» в рамках Международной конференции «Ломоносов» в МГУ им. М.В.Ломоносова.
УРАЛЬСКАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Уральская индустриальная биеннале современного искусства — крупнейший в России региональный международный проект в сфере современного искусства. Она проводится в Екатеринбурге с 2010 года. С 2014 года проводниками зрителей в мир современного искусства стали медиаторы. Главные цели медиации — превратить выставку в пространство публичной дискуссии о важных проблемах и темах, дать интересный, вдохновляющий опыт каждому зрителю, независимо от его жизненного опыта и глубины познаний в сфере искусства.

http://uralbiennale.ru
Екатеринбург
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЮНПРЕСС»
«ЮНПРЕСС» содействует развитию молодежного открытого информационно-образовательного пространства. Всероссийский мультивидеопортал «ЮНПРЕСС» — самоорганизующийся медиаресурс, на котором дети и подростки из разных регионов России читают, публикуют, обсуждают, комментируют, модерируют разноформатные информационные материалы. Наиболее активные юные журналисты получают возможность получить официальную пресс-карту, участвовать в рейтинге начинающих журналистов и получать путёвки на Медиафорум в МДЦ «Артек»; возможность быть аккредитованным на практически любое событие: от концерта любимой группы до пресс-конференции с главой государства.
Москва
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

Разработчик и ведущий подростковых проектов: лабораторных, исследовательских, выставочных. Член исследовательской группы и со-автор монографии «Что-то новое и необычное: исследование аудитории современного искусства в крупных городах России».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

Выступает в качестве куратора образовательных и выставочных проектов, конференций. Также разрабатывает тренинги и стратегические семинары для музеев, культурных центров и коммерческих компаний.
СЕРГЕЙ
НУГАЕВ
Образовательный проект «Кружок» (Москва)
ПРОЕКТ
«КРУЖОК»
Cооснователь образовательного проекта «Кружок», продюсер образовательных программ Яндекс.Практикум. В прошлом — преподаватель «Школы дизайна» НИУ ВШЭ, сооснователь студии Orientir, автор учебных программ и CEO Moscow Coding School.
«Кружок» — всероссийский некоммерческий образовательный проект, создающий связи между большими и малыми местами. Преподаватели, энтузиасты и профессионалы своего дела едут в регионы к подросткам для проведения временной школы по выбранной теме (например, веб-разработка, астрономия, архитектура, театральное искусство, музыка). Результатом обучения становятся радикальное расширение кругозора студента и проектный результат, завязанный на подростковом восприятии места своей жизни. Помимо образовательного тура раз в год «Кружок» проводит культурный фестиваль в регионе.
Москва
АНАСТАСИЯ МИТЮШИНА
Молодежная команда «Гаража» (Москва)
Историк искусства, куратор публичной программы Музея «Гараж». В 2013 году инициировала образовательный проект для старшеклассников и первокурсников «Молодежная команда «Гаража» и по настоящее время является его куратором и одним из педагогов.
НАТЕЛА
ПИЛИА
Молодежная команда «Гаража» (Москва)
Студентка магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Института образования НИУ ВШЭ, стажер-исследователь центра мониторинга качества образования. Исследовательница образования, специализирующаяся на развитии социально–эмоциональных навыков у детей. Преподавательница и тьютор Молодежной команды музея «Гараж», ведущая проекта «Шалаш» по развитию учебных навыков у детей в трудной жизненной ситуации.
МОЛОДЕЖНАЯ КОМАНДА «ГАРАЖА»
Молодежная команда «Гаража» – образовательная программа для старшеклассников и студентов первых курсов, действующая в Музее с 2013 года. Она была собрана в рамках профессиональной программы по вовлечению подростковой аудитории в художественный процесс и жизнь современного музея. Каждый набор изучал историю, теорию и практику современного искусства, формы музейной работы, принимая непосредственное участие в деятельности музея. Каждый год обучения завершался самостоятельным тематическим проектом. На данный момент программа трансформируется, меняя целеполагание и методы. Набор в обновленную команду откроется в ноябре 2019-го.

https://garagemca.org/ru
Москва
МОЛОДЕЖНАЯ КОМАНДА «ГАРАЖА»
Образовательная программа для старшеклассников и студентов первых курсов, действующая в Музее с 2013 года. Она была собрана в рамках профессиональной программы по вовлечению подростковой аудитории в художественный процесс и жизнь современного музея. Каждый набор изучал историю, теорию и практику современного искусства, формы музейной работы, принимая непосредственное участие в деятельности музея. Каждый год обучения завершался самостоятельным тематическим проектом. На данный момент программа трансформируется, меняя целеполагание и методы. Набор в обновленную команду откроется в ноябре 2019-го.

https://garagemca.org/ru
Москва
АЛЕКСАНДРА
ПОЛИВАНОВА
Международный Мемориал (Москва)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕМОРИАЛ
Куратор культурных программ Международного Мемориала, куратор детских программ ярмарки non/fiction, Московского Международного Открытого книжного фестиваля, куратор театрального проекта «Драма памяти». Переводчик со шведского языка.
Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» — это движение, созданное для сохранения памяти о политических репрессиях в недавнем прошлом нашей страны. Десятки организаций в его составе ведут исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу. «Мемориал» занимается исследованием политических репрессий в СССР и современной России и содействует моральной и юридической реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям.
Москва
ЮЛИЯ
ПОЦЕЛУЕВА
Проекты «Неделя перемен», «АРТ-ЛАБ», «Что я тут забыл?» (Санкт-Петербург)
Куратор, менеджер культурных проектов. Окончила Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств по специальности «менеджмент социально-культурной деятельности». Выпускница Школы театрального лидера (Центр имени Вс. Мейерхольда, Москва, 2014). Участвовала в международных программах по обмену опытом.
УЛЬЯНА САЙРАНОВА
Проект «Пошумим в музее!», Детский музейный центр (Пермь)
Заведующая Детским музейным центром Пермского краеведческого музея, соорганизатор подросткового проекта «Пошумим в музее!» в рамках межмузейной акции «На старт. Внимание… В музей!»
ПОДРОСТКОВЫЕ СПЕЦПРОЕКТЫ
И ПРОГРАММА 13+ «ЧТО Я ТУТ ЗАБЫЛ?»
Межмузейный фестиваль «Детские дни в Петербурге» состоится в 2019-м году в 15-й раз. С 2014 года организаторы фестиваля запустили лабораторию «Подростки — музеям, музеи — подросткам», где в экспериментальном режиме пытались понять, какой формат будет ближе тинейджерам. В 2016 году впервые перешли от эксперимента для небольшой группы к программе для широкой аудитории, получившей название 13 + «Что я тут забыл?».
Санкт-Петербург
ПРОЕКТ «ПОШУМИМ В МУЗЕЕ!»
«Пошумим в музее!» — акция пермских музеев для подростков в рамках проекта «На старт. Внимание... В музей!». Каждую субботу в течение двух осенних месяцев в музеях Перми проходят встречи подростков с сотрудниками музеев и интересными гостями. Никаких экскурсоводов и аудиогидов: на мероприятиях можно самому придумать экскурсию за 10 минут и провести ее для участников, представить себя героем картины и пофантазировать, как могут двигаться экспонаты. В финале всех ожидает закрытая вечеринка в новом культурном пространстве города.
Пермь
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

С 2010 по 2014 год работала исполнительным директором Международного театрального центра «Легкие люди». В настоящее время: директор по развитию музейного фестиваля «Детские дни в Петербурге», куратор спецпроектов и подростковой программы фестиваля 13+ «Что я тут забыл?», куратор петербургской театральной школы «Инклюзион», руководитель Центра социальных инноваций «Музейный опыт» (при поддержке Фонда В. Потанина), куратор регионального проекта для подростков «АРТ-ЛАБ».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

Многие музеи вовлекли в процесс создания, подготовки и реализации программ самих подростков. Также в 2016 – 2017 гг. был опробован новый формат «музейных гостиных», позволивший посмотреть на музей как на «третье место» и создать открытые пространства для общения, «где можно быть самим собой».

Группа фестиваля:
https://vk.com/museum12345

Группа «Что я тут забыл?»:
https://vk.com/tutzabyl

Сайт фестиваля:
https://www.museum12345.ru/festival
«НЕДЕЛЯ ПЕРЕМЕН», «АРТ-ЛАБ»
Проекты «Неделя перемен» и «Арт-лаб» проходили в 2016—2018 годах в 17 школах в 13 городах Северо-Западного федерального округа. В течение недели учащиеся 10-х классов совместно с российскими и немецкими режиссерами, художниками, архитекторами, дизайнерами и драматургами размышляли на тему «Что я могу изменить в своей школе» и реализовывали собственные проекты.
Санкт-Петербург
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

Группы занимались по трем направлениям: «Социальное взаимодействие», «Другое пространство», «Визуальные перемены: архитектура и дизайн». Проект призван продемонстрировать преимущества новой для российских школ и учреждений культуры модели взаимодействия, когда школьники становятся активными участниками процесса, самостоятельно принимающими решения, а взрослые выступают в роли вдохновителей и помощников.

Сайт: https://www.goethe.de
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

Изучала скандинавскую и русскую литературу, историю и социальную психологию в России, Швеции и Америке. Переводила со шведского и английского языков, работала менеджером культурных программ в посольстве Швеции в Москве, редактором скандинавской литературы для детей и подростков в московских издательствах, была куратором детских программ разных московских фестивалей.

С 2011 года куратор культурных программ общества «Мемориал», руководитель проекта «Москва. Топография террора», ведущий программ «Мемориала» для школьников. Совместно с Михаилом Калужским автор и режиссер документального театрального проекта «Второй акт. Внуки». С 2015 года обучается по магистерской программе МГППУ «Проектирование психолого-педагогической деятельности НГО».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

Цели и задачи Международного Мемориала:

Содействие в построении развитого гражданского общества и демократического правового государства, исключающего возможность возврата к тоталитаризму;

Участие в формировании общественного сознания на основе ценностей, демократии и права, преодоление тоталитарных стереотипов и утверждение прав личности в политической практике и общественной жизни;

Участие в восстановлении исторической правды и увековечении памяти жертв политических репрессий тоталитарных режимов.

Сайт проекта:
https://www.memo.ru
НИКИТА
СЕМЕНОВ
Школа дизайна «Точка»
(Пермь)
ШКОЛА ДИЗАЙНА «ТОЧКА»
Сооснователь студии графического и предметного дизайна «Кама», директор мебельной фабрики «Макет», арт-директор и куратор школы дизайна «Точка».
Школа дизайна «Точка» — уникальная школа в Перми и единственная общеобразовательная школа в России, где помимо основных предметов ведется профильное обучение по направлению «Дизайн». Главные особенности школы: привлечение профессионального сообщества к разработке и реализации образовательной программы, создание проектов в специально оборудованных студиях и мастерских, совместная работа учеников и преподавателей в процессе создания реальных проектов.

https://shkolatochka.ru
Пермь
МАРИЯ САРЫЧЕВА
Инклюзивные программы
(Москва)
Кураторка образовательных и междисциплинарных проектов. Выпускница магистратуры по направлению «Прикладная культурология» факультета философии НИУ ВШЭ. В 2012—2016 была сотрудницей образовательного отдела Музея современного искусства «Гараж» (в 2014—2016 годах возглавляла отдел инклюзивных программ). В 2017—2018 являлась частым гостем, а позже и со-куратором (вместе с Ольгой Широкоступ) программы для подростков «СКВТ» на базе Политехнического музея.
ЕЛЕНА
ТАРАРУХИНА
Проекты «Куб кройки и шитья», «Пошумим в музее!», Музей истории ПГНИУ (Пермь)
Заместитель директора музея истории Пермского университета, соорганизатор подросткового проекта «Пошумим в музее!» в рамках межмузейной акции «На старт. Внимание… В музей!».
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРОГРАММЫ
Влад Колесников и Мария Сарычева совместно разработали и провели курс «Музей для начинающих» для глухих детей и подростков, а также подростков с опытом миграции. В 2016 году представляли опыт разработки инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж» в рамках международной конференции Leader Exchange Arts & Disability (Питтсбург, США). В 2017 году разработали программу подготовки глухих экскурсоводов для пяти художественных музеев Москвы, чьей целью стало в т.ч. увеличение количества экскурсий для глухих детей и подростков.
Москва
ПОШУМИМ В МУЗЕЕ
«Пошумим в музее!» — акция пермских музеев для подростков в рамках проекта «На старт. Внимание... В музей!». Каждую субботу в течение двух осенних месяцев в музеях Перми проходят встречи подростков с сотрудниками музеев и интересными гостями. Никаких экскурсоводов и аудиогидов: на мероприятиях можно самому придумать экскурсию за 10 минут и провести ее для участников, представить себя героем картины и пофантазировать, как могут двигаться экспонаты. В финале всех ожидает закрытая вечеринка в новом культурном пространстве города.

группа VK
Пермь
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

В 2018-2019 году совместно составили сборник рекомендаций по работе с глухими и слабослышащими посетителями на базе Музея современного искусства «Гараж» (готовится к изданию). На данный момент со-курируют курс «Культура глухих и жестовый язык» в Проектной школе для учеников старших классов «Каскад» на базе галереи «Триумф».
АЛЕНА ФРАНЦКЕВИЧ
Тьюторский центр ПГГПУ
(Пермь)
ТЬЮТОРСКИЙ ЦЕНТР ПГГПУ
Руководитель Тьюторского центра ПГГПУ, зав. отделением культурологии ПГГПУ, член Ассоциации Российских Тренеров «АРТа», член Межрегиональной Тьюторской Ассоциации, эксперт по построению образа будущего, тренер по развитию гибких навыков.
Тьюторский центр ПГГПУ разрабатывает технологии тьюторского сопровождения старшеклассников в культуре, реализует проекты, которые направлены на профессиональную ориентацию школьников в мире культуры, формирование у них готовности к реализации проектной деятельности, развитие эстетической компетенции.

Проекты: Школа арт-менеджмента SAM, Арт-навигация. Я — точка отправлениЯ.

группа ТЦ VK

группа Арт-школы VK
Пермь
АНАСТАСИЯ ШИПИЦИНА
Проект «за пartой» Музея современного искусства PERMM (Пермь)
Заместитель заведующей отдела по музейной педагогике музея современного искусства ПЕРММ. Куратор и менеджер подростковых занятий, выставок и уличных арт-резиденций в рамках проекта «за пartой».
ОЛЬГА ШИРОКОСТУП
Проект СКВТ, Политехнический музей. Проект «Каскад. проект как метод» (Москва)
Куратор образовательных и междисциплинарных проектов; исследователь, работающая в различных медиа (перформанс, смешанные медиа); менеджер культурных проектов и продюсер художественных работ, автор критических текстов.
ПРОЕКТ «ЗА ПARTОЙ»
Проект «за пartой: пермские школьники о современном искусстве» существует в музее с 2014 года. На воркшопах и творческих курсах, при подготовке выставок и участвуя в уличных резиденциях, подростки становятся художниками и кураторами, экскурсоводами и организаторами событий. Ребята учатся читать языки современного искусства, анализировать и интерпретировать, делать собственные художественные высказывания на темы, которые их волнуют.

Описание подростковых резиденций: 2018.artinnovation.ru

группа VK
Пермь
ПРОЕКТ СКВТ
Проект СКВТ начал свою работу в 2014 году как экспериментальная музейная программа для подростков, желающих познакомиться с деятельностью Политеха и развить навыки проектной деятельности в Музее. В 2018 году на базе программы был создан Подростковый Совет СКВТ (SKVT Teen Council), стремящийся объединить инициативных выпускников прошлых лет и новых участников для совместной работы. Одна из главных задач Подросткового Совета — исследование потребностей подростковой аудитории в музее, разработка предложений для развития подросткового направления крупнейшего естественно-научного музея страны совместно с кураторами Совета и сотрудниками музея. Совет формирует независимое мнение и влияет на то, как музей работает с подростками. Кроме того, участники Совета смогут предложить и реализовать в музее свои события.

https://polymus.ru
Москва
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

Соорганизатор подросткового проекта «Пошумим в музее!» в рамках межмузейной акции «На старт. Внимание… В музей!». Автор текстов методического издания «Мама, прости. Я стану художником!». Лауреат премии «Инновация-2018» в номинации «Образовательный проект» (методическая резиденция «Подросток+музей»).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

Окончила Московский городской педагогический университет (2011), выпускница Школы Вовлеченного Искусства «Что делать» (2014). В 2013–2017-м — координатор программы «Полевые исследования» Музея современного искусства «Гараж». В 2014—2018-м — куратор подростковой программы СКВТ Политехнического музея. С 2018-го — куратор направления «Перформанс и паблик-арт» проектной школы для школьников «Каскад».
НАТАЛЬЯ ШУРГАНОВА
театральная лаборатория GOGOL SCHOOL (Москва)
GOGOL SCHOOL
Режиссер, хореограф. Образование: Свердловское училище, Екатеринбургский Театральный институт, Тюменская Государственная академия культуры, Институт культуры Химки, ГИТИС, балетмейстерский факультет, ГИТИС, Магистратура, режиссерский факультет. Основная тема — трансформация телесности в театре XXI века.
Gogol School — творческая лаборатория, созданная актерами и режиссерами «Гоголь-центра» в 2015-м году. Место, где утоляют потребность творить, созидать, развиваться, работать с собой и над собой. Задача Gogol School — заразить студентов желанием меняться, развиваться, мечтать и воплощать. «В искусстве уже было все — не было только вас. Нам важно ваше видение, ваша картина мира, ваш танец, ваш голос, ваш Гамлет». Gogol School существует вне институциональных понятий, таких как программа обучения, обязательные смотры, плановые показатели эффективности творческой успеваемости. В Gogol School летают.

https://gogolschool.ru
Москва
АЛЕКСАНДРА ХЕЙФЕЦ
Проектная школа
«Каскад. Проект как метод»
Закончила журфак МГУ, затем училась в Париже, в университете Paris8. Впервые вышла, когда была на первом курсе, я откликнулась на вакансию в ЖЖ и вскоре стала пресс-секретарем театра «Практика». После этого несколько лет занималась связями с общественностью и организацией событий в различных культурных институциях. «Но мне было необходимо приобрести навыки в бизнесе — для того, чтобы можно было не только придумывать, но и реализовывать свои проекты».
ПРОЕКТНАЯ ШКОЛА
«КАСКАД. ПРОЕКТ КАК МЕТОД»
«КАСКАД. Проект как метод» — это межинституциональная проектная школа для учеников старших классов, в которой подростки работают над проектами в различных областях. Под руководством тьюторов и приглашенных кураторов/художников участники получают возможность реализовать собственный проект в настоящем музее, галерее или на любой культурной площадке. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

kaskadproject.com
Москва
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

«Я стала работать в больших коммерческих структурах, занимаясь там социальными и спец.проектами (Balenciaga, Bacardi, Martini), но параллельно участвовала и во всевозможных городских начинаниях — от социального проекта «Город-друг» (команда быстрого реагирования «Город-друг» — оптимизация детской городской среды) до образовательных программ ВДНХ (входила в рабочую группу Ильи Ценципера). Более 3 лет я работала в Политехническом музее директором по внешним коммуникациям. Создала с нуля команду внешних и внутренних коммуникаций, выпустила собственный проект «Вестник Политеха» (ежеквартальное печатное издание, vestnik.polymus.ru). Параллельно с работой Политехе я уже больше 4 лет продюсирую детские городские мероприятия. В моем портфолио такие события как «Фестиваль Политех — искусство, наука и технологии» (совместно с командой музея), «Фестиваль 360» (совместно с командой музея), запуск межмузейной волонтерской программы «Спутник» (совместно с командой музея), фестиваль современной игровой культуры Powerplay в Музее Москвы (как индивидуальный предприниматель), отдельные международные проекты в галерее современного искусства «Триумф». Также я участвовала в запуске культурно-досуговых центров для детей и подростков в регионах. Первый центр открылся в 2015-м в Сартовале, в 2018-м открылся центр на Валдае. Эти центры бесплатные. В мои обязанности входило курирование программ для детей и формирование команды. Проект ставил своей целью изменить сложившийся статус-кво — сделать так, чтобы молодые ребята по-новому раскрыли для себя свою малую родину и не покидали ее. Являюсь со-основателем программы «Каскад. Проект как метод». Также, консультирую «Европейскую гимназию» (общеобразовательная школа) по стратегическому развитию».
Секция 6.
Инклюзивные программы для подростков (и не только)
Секция 7.
Работа с трудными подростками
Фотографии с форума