подросток +
музей + ...

методический проект

апрель 2019 — апрель 2021

Проект «Подросток+музей+…» — долгосрочная программа для профессионалов сферы культуры и образования, направленная на формирование междисциплинарного сообщества специалистов, владеющих актуальными форматами работы с подростковой аудиторией. Проект реализуется победителем грантового конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. В феврале 2020-го года стартовал третий этап программы — реализация проектов.

Анастасия Шипицина
руководитель проекта
ashipitsina@permm.ru
+7 (922) 343-25-35
Евгения
Зиновьева
менеджер проекта
emzinovjeva@permm.ru
+7 (964) 194-71-25
ЭТАПЫ
ПРОЕКТА
01
02
Всероссийский форум Подросток+Музей+…
24—27 апреля 2019
03
Проектный семинар Подросток+Музей+…
Реализация проектов участников
9—11 октября 2019
Февраль 2020 — Апрель 2021
3 ЭТАП
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРОЕКТОВ
В апреле 2021-го завершается большой методический проект «Подросток+Музей+...», где профессионалы сферы искусства и культуры вместе с кураторами из PERMM реализуют междисциплинарные проекты для подростков Перми, Соликамска, Лысьвы и Воткинска.
Исчезающий музей
Проект появился из контекста «кладбища» старой техники, из так называемой «тайной комнаты» — заброшенного радиокружка рядом с изостудией «Легкое дыхание» в клубе Юбилейный. Цель проекта — творческое осмысление пространства радиокружка, попытка «разгадать» тайны заброшенной комнаты. В ходе мероприятий ребята попытаются отнестись к пространству радиокружка как к пространству древнего города, храма или гробницы, произвести «археологические раскопки» этого объекта: извлечь из среды незнакомые для них технические приспособления, предположить и пофантазировать, какие функции эти предметы выполняли во время своей «жизни», зафиксировать полученную информацию на специальных карточках. Итогом проекта станет создание «исчезающего музея» — выставки по итогам произведенных «раскопок».

Содержание проекта «Исчезающий музей» связано с исчезающей техникой, с прошлым, с памятью о нем. Подростки интересуются ставшей не нужной в современном мире техникой, для них она и загадка, и способ познания прошлого, и связь прошлого с настоящим и будущим. Проект направлен на осмысление места человека и его вещей в мире, существования вещей человека после его смерти, существования предметов, которые утратили со временем свои полезные функции. Что есть теперь старая техника? Мусор? Арт-объект? Музейный экспонат?
ЕЛЕНА ЛЯШЕНКО
автор проекта,
педагог дополнительного образования, руководитель изостудии «Легкое дыхание» в клубе «Юбилейный»
Партнер проекта:
МАУ ДО ЦДТ «Ритм», Пермь
Участники:
ученики изостудии «Легкое дыхание»
проект
Открытие проекта:
11 октября 2020
Место открытия:
изостудия «Легкое дыхание», клуб «Юбилейный» (Холмогорская, 17)
О ПРОЕКТЕ
Реализация проекта:
март 2020 — март 2021
Куратор:
Петр Стабровский,
художник, дизайнер
Менеджер:
Анастасия Шипицина, специалист PERMM
ВниманиЯ
Подростковый возраст отличает активный поиск себя, попытка заглянуть внутрь себя, своих чувств, эмоций, переживаний. Подростки активно пытаются понять механизм формирования отношений с людьми, ставят вопросы об устройстве мира и законах жизни. Участие в проекте позволит подросткам высказаться о волнующих их проблемах необычным способом — средствами фотографии и современного искусства.

В ходе мероприятий проекта ребята создадут фотовыставку на площадке музея ПЕРММ. На подготовительном этапе психолог проводит встречу с подростками, во время которой определяется круг актуальных для них тем. Каждый участник выбирает свою идею для разговора со зрителем и вместе с фотографом создает снимок, максимально точно отражающий волнующую его тему. Созданные подростками снимки «накладываются» на авторов при помощи проектора – так создается портрет каждого подростка с двойной экспозицией. Все фотоснимки будут представлены зрителям на итоговой фотовыставке в музее современного искусства в апреле 2020 года. Затем выставка расположится в стенах центра «Муравейник».
ТАТЬЯНА ГОРБАЦЕВИЧ
автор проекта,
педагог дополнительного образования, руководитель дизайн-студии «Жираф» центра «Муравейник» (Пермь)
Партнер проекта:
ГУ ДО Пермский краевой центр «Муравейник», Пермь
Участники:
ученики центра «Муравейник»
фотопроект
Открытие проекта:
12 февраля 2021
Место открытия:
музей современного искусства PERMM (Бульвар Гагарина, 24)
О ПРОЕКТЕ
Реализация проекта:
январь 2020 — март 2021
Кураторы:
Лейла Гизатуллина, специалист музея PERMM, Евгений Демшин, фотограф;
Анастасия Мехоношина, психолог;
Нина Логинова, руководитель объединения «Юнпресс»
Культурному коду быть?
Проект «Культурному коду быть?» — это двухдневная образовательная программа-творческая колаборация, включающая презентацию и осмысление наиболее успешных методик в области художественной и музейно-педагогической практики на материале традиционного искусства России. Это открытая дискуссия и обмен опытом между специалистами образовательных, культурных, научных институций и участниками творческими объединениями Соликамска, связанных общей задачей воспитания молодых профессионалов в различных областях декоративного искусства и дизайна.

В рамках творческой коллаборации подростки и молодежь Соликамска получат набор «полезных» инструментов и мощный импульс двигаться и изменять окружающий мир, не утрачивая связь с традициями. Вместе с привлеченными экспертами они начнут разработку творческих проектов о культурном наследии Соликамска. Предполагается, что проекты будут реализованы в летний период при поддержке администрации города и компании МТС.
НАДЕЖДА ВОЙТАС
автор проекта,
специалист Соликамского краеведческого музея
Партнер проекта:
МБУК «Соликамский краеведческий музей», Соликамск
Участники:
подростки-участники творческих объединений Соликамска
творческая коллаборация
Открытие проекта:
19, 20 марта 2021
Место открытия:
1) МБУК «Соликамский краеведческий музей», Соликамск
О ПРОЕКТЕ
Реализация проекта:
февраль 2020 — март 2021
Кураторы творческих мастерских:
Сергей Островский, Пермский краеведческий музей, Ирина Трофимова, Чердынский краеведческий музей, творческое объединение «Фрукты», Анастасия Шипицина, музей PERMM
Сокуратор коллаборации:
Анастасия Шипицина, специалист PERMM
ИРИНА РУДИК
автор проекта,
специалист Соликамского краеведческого музея
Чайковский. Open Door
Цель проекта — «сближение» П.И. Чайковского и современных подростков. Участники исследуют биографию и наследие композитора и по-новому их прочтут, откроют дверь в мир «нового» Чайковского, сделав его образ понятным, простым и близким для себя и своих сверстников. Подросткам помогут современные художники, которые включат их в сайт-специфик проект о Чайковском в режиме «здесь и сейчас».

«Журнал наблюдений» создан воткинскими студентами в рамках проекта «Чайковский. Open Door» в апреле 2021 года. Участники проекта переосмысляют пространство Музея-усадьбы П.И. Чайковского, предлагают собственный взгляд на него. Для этого они относятся к среде максимально внимательно — как это сделал бы сам композитор, отличавшийся особенно чувствительным отношением к миру. Студенты прислушиваются к звукам усадьбы, улавливают запахи и тактильные ощущения, а еще рассказывают веселые и странные истории про жизнь Чайковского. Результаты наблюдений и небольших интервенций и зафиксированы в этом журнале.
Партнер проекта:
БУК Удмуртской республики «Музей-усадьба П.И. Чайковского», Воткинск
Участники:
подростки – посетители музея
проект
Открытие проекта:
23 апреля 2021
Место открытия:
Музей-усадьба П.И. Чайковского (Воткинск, ул. Чаковского, 119)
О ПРОЕКТЕ
Реализация проекта:
апрель 2021
Кураторы:
Петр Стабровский, дизайнер, художник, Анастасия Шипицина, специалист PERMM
сотрудник Музея-усадьбы
П.И. Чайковского (Воткинск)
ЮЛИЯ
КОНАРЕВА
Музейный хакатон – skills children марафон
В рамках проекта «Музейный хакатон — skills children марафон» ученики школы вместе с привлеченными художниками и музейщиками произведут музеефикацию школьного пространства: в классах и коридорах школы появятся этикетки, которые «проявят» коллективную память и личные воспоминания о забавных и серьезных, веселых и грустных событиях, произошедших в стенах школы. Тем самым вся школа превратится в большой музей и творческую зону для коллективных действий.

Проект фиксирует воспоминания учеников школы №3, г. Лысьва. Участники — сегодняшние выпускники. Ребята рассказывают историю о школе в рисунке. Это небольшие зарисовки, впечатления, картинки из недавнего прошлого, которые вот-вот перестанут быть обыденными и станут частью истории школы или личной истории каждого.
ТАТЬЯНА
МОКРУШИНА
учитель МАОУ СОШ № 3,
Лысьва
Партнер проекта:
МАОУ СОШ № 3, Лысьва
Участники:
ученики школы
проект
Открытие проекта:
29 мая 2021
Место открытия:
МАОСУ СОШ № 3 (Лысьва, ул. Федосеева, 25)
О ПРОЕКТЕ
Реализация проекта:
апрель – май 2021
Кураторы:
Любовь Шмыкова, художница, Лейла Гизатуллина, специалист PERMM
2 ЭТАП
ПРОЕКТНЫЙ СЕМИНАР
цель семинара
Цель семинара — разработка проектов для подростковой аудитории, которые впоследствии будут реализованы в культурных и образовательных институциях. В течение трех дней участники будут обучаться технологии дизайн-мышления. Внимание будет уделено не только мотивации подростков, но и мотивации участвующих в программе институций и проектировщиков, их целям и видению ситуации, готовности стать агентами изменений в своем городе, селе, регионе в целом.
как стать участником
К участию приглашаются сотрудники музеев, школ, центров дополнительного образования, театров, библиотек Пермского края, желающие реализовать подростковый проект на базе своего учреждения. Специалисты из других регионов России также могут принять участие, однако при выборе поддерживаемых проектов приоритет будет отдан краевым инициативам.

Прием заявок до 30 сентября

Для Музея PERMM особенно важно участие коллег, посетивших форум «Подросток+музей+...» в апреле 2019 года. Для более продуктивной работы участникам семинара предлагается подумать о проектных идеях заранее и заполнить форму для регистрации
условия участия
Участие бесплатное. Количество мест ограничено (25 человек). Организаторы обеспечивают проживание участников на базе санатория, питание, трансфер из Перми до санатория и обратно. Проезд до Перми оплачивается направляющей стороной. По итогам семинара участники получат сертификаты.
место проведения
санаторий «Сосновый бор»
Пермь, ул. Усадебная, 55
УЧАСТНИКИ
АЛЕКСАНДР НЕНАШЕВ
ведущий семинара,
проектировщик, Москва
ПОЛИНА
АНИСИМОВА

Фотографический музей
«Дом Метенкова», Екатеринбург
http://dommetenkova.ru
pavlaromanovich@gmail.com

КСЕНИЯ
БЕЛЬКЕВИЧ

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва
https://goslitmuz.ru
ksenia.be@gmail.com

ОЛЬГА БОГДАНОВА
Пермский музей кукол,
Пермь
www.instagram.com
dollperm@mail.ru

ТАТЬЯНА ГОРБАЦЕВИЧ
Пермский краевой центр
«Муравейник», Пермь
http://muraveynik59.ru
kisstanya@ya.ru

НАДЕЖДА ВОЙТАС
Соликамский краеведческий
музей, Соликамск
http://skm.solkam.ru
nandin82@mail.ru

НАДЕЖДА КАЛИНИНА
Социальный проект «Культурное
ориентирование», Пермь
АНАСТАСИЯ КНЯЗЕВА
Городской историко-краеведческий музей, Полярный, Мурманская область
museum-polar.ru
a_knyazeva@mail.ru
АНАСТАСИЯ КАРПЕЦ
Управление культуры администрации, Соликамск
http://adm.solkam.ru
asya.bersenevskaya@mail.ru

ТАТЬЯНА КОЛОДКИНА
Лысьвенский музей,
Лысьва
museum.lysva.ru
tatyana.kolodkina.1971@mail.ru

ЖАННА ЛАЗАРЕВА
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
izo-museum.ru
zhannalocked@gmail.com
МАРИЯ КУЧЕВА
Березниковский историко-художественный музей им.И.Ф.Коновалова, Березники
museum-berezniki.ru
bihmuseum.visit-centr@yandex.ru

nady3009@mail.ru
ЕЛЕНА ЛЯШЕНКО
Центр детского творчества «Ритм», Пермь
ТАТЬЯНА НЕГАНОВА
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И.Чайковского», Воткинск
tchaikovskyhome.ru
t_neganova@mail.ru
ТАТЬЯНА МОКРУШИНА
МАОУ «СОШ№3»,
Лысьва
ЕЛЕНА ОПИШНЯН
МАОУ «Рябининская СОШ», Чердынский район, п. Рябинино
ryabininososh.ucoz.ru
elenagenna91vyuzh@yandex.ru

ЕВГЕНИЯ СКОРНЯКОВА
Ялуторовский музейный комплекс, Ялуторовск

yalutmuzey.ru
evgeniya.skornyakova@mail.ru

ЕЛЕНА СЕЛЕТКОВА
Очерский краеведческий музей им. А.В.Нецветаева, Очер
nezvmuseum.ucoz.ru
seletkovae@mail.ru
cdtritm.ru
limfa2@yandex.ru
НАТАЛЬЯ СТАРКОВА
Горнозаводский краеведческий музей им.М.П.Старостина», Пермский край, Горнозаводск
ЕЛЕНА ТАРАРУХИНА
Музей истории Пермского университета, Пермь
psu.ru
tararukhina.lena@gmail.com

АЛЕКСАНДРА СТРЫХАРЬ
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
izo-museum.ru
ali.anguria@gmail.com
СВЕТЛАНА ТИУНОВА
Верещагинский районный музейно-культурный центр, Верещагино
vrkm.my1.ru
demeneva1964@bk.ru

ЕКАТЕРИНА ШАДРИНА
Карагайский краеведческий музей», с. Карагай
karagaymuseum.ru
katerinaShadrina96@yandex.ru

ЕЛЕНА ЧИГАЛЕЙЧИК
Центральный музей почвоведения им.В.В.Докучаева, Санкт-Петербург
soil-museum.ru
soilmuseum@bk.ru
almazmuseum.ru
almazmuzeum@mail.ru

КОМАНДА
PERMM
НАИЛЯ АЛЛАХВЕРДИЕВА
руководитель Музея современного искусства PERMM
ЕВГЕНИЯ ЗИНОВЬЕВА
менеджер проекта, менеджер отдела по музейной педагогике PERMM
permm.ru
jeniazinovjeva95@yandex.ru
АНАСТАСИЯ ШИПИЦИНА
руководитель проекта, заведующая отделом по музейной педагогике PERMM
permm.ru
shipovnic37@gmail.com

ЛЕЙЛА ГИЗАТУЛЛИНА
специалист отдела по музейной педагогике PERMM
permm.ru
demeneva1964@bk.ru

КАРИНА САЗЫКИНА
главный специалист отдела по музейной педагогике PERMM
permm.ru
ksazykinal@gmail.com
permm.ru
artpolitika@gmail.com
Видео: выбор подростков
Видео-ролики, выбранные подростками в рамках YouTube-вечеринки на семинаре «Подросток+Музей+...»
Noize MC
Всё как у людей
Геннадий Горин
Я чисто случайно открыл стих Есенина про Пушкина
Геннадий Горин
Математика с подвохом
АВТОРИТАРИЗМ
глазами ШКОЛЬНИКА
Черданцев комментирует матч
сумерки с мамой отличника
хоффман час пытается не ржать
с олега KENFCKYOU
МАКУЛАТУРА х ОБЭРИУ
Кошки (Д. Хармс) х Когда я вырасту большой (А. Введенский)
50 ПРИКОЛОВ
МОЕЙ СУМАСШЕДШЕЙ КВАРТИРЫ
ШАМАН КИНГ
В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ | sndk
Финн Вулфард и Билл Хейдер (оба сыграли Ричи в «Оно»)
берут интервью друг у друга
A$AP Rocky
Babushka Boi (Official Video)
OXXXYMIRON. ПАРОДИЯ #32
собаки ругаются на китайском
Есть ли на крайнем севере дачная жизнь?
Рассказ норильчанина
Shortparis:
«Нас короновали – и это зашквар»
Бросил курить!
социальная реклама
Мерседес S666
(Дорогу колеснице)
Epic downhill longboarding on higest speed
|Gravity Dogz|
Oxxxymiron
В долгий путь (1 раунд 17ib) PROD. BY JURA KEZ
Троицк
Б.Н. Ельцин. Я устал, я ухожу.
Фото: проектный семинар
октябрь 2019
1 ЭТАП
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ФОРУМ
1 ЭТАП
ФОРУМ
главная тема форума
Актуальные форматы работы с подростковой аудиторией в культурных институциях, методы привлечения подростков и способы взаимовыгодного сотрудничества с ними.
как стать участником
К участию приглашаются специалисты сферы культуры и образования, интересующиеся работой с подростками. Участие бесплатно. Количество участников ограничено. Командировочные расходы, проживание и питание участников за счет направляющей стороны. По итогам форума участникам будут выданы сертификаты.

Прием заявок: до 15 апреля 2019 года

К УЧАСТИЮ
ПРИГЛАШАЮТСЯ

Сотрудники образовательных, просветительских, методических отделов учреждений культуры;

Учителя средней и старшей школы;

Педагоги дополнительного образования;

Тьюторы и сотрудники детских лагерей;

Социокультурные проектировщики;

Активные родители и все, кому интересна данная тема.