ИЗ ГЛУБИНЫ

как смотреть выставку

На третьем этаже развернулся проект «Из глубины» — выставка-презентация трех художественных исследований, созданных победителями стипендиальной программы музея PERMM и фонда Норпексаль: «Грибная дипломатия», «Культура почвы» и «Hortus Permianus. Пермский сад — город по ту сторону человека». Темой проектов стала «Почва».

Художники, вместе с кураторкой Мариной Пугиной и дизайнером Ольгой Голуб, предлагают нам окунуться в атмосферу сайнс-арта и погрузится в изучение проектов. Если на прошлых этажах, привычные нам музейные этикетки и тексты отсутствовали, так как мешали бы восприятию, то тут наоборот. Вы видите содержательные тексты, документальные фильмы и дополнительные материалы для лучшего погружения в суть работ.

0+

петри-арт
Культура почвы

Открывает выставку проект Александра Гуляева и биолога Григория Глебова, которые фактически обращаются к петри-арту — художник и микробиолог создают образы, построенные на визуальной эстетизации увеличенных узорах бактерий и плесени, а холстом для этих работ служат стеклянные чашки Петри около 10 см. Задача этого научно-художественного проекта — с помощью микробиологического анализа исследовать невидимые связи отдельных объектов Пермской деревянной скульптуры и земли, с которой ее привезли в ходе музейных экспедиций сто лет назад. В лаборатории «Кванториума Фотоника» сравнивались образцы почв и смывы скульптур в надежде найти в них общие доминирующие культуры.

третий этаж

Выставка Из глубины продолжает формат диалога. Если на первом этаже мы видели диалог человека и природы, на втором — человека с его бессознательным, то здесь нас встречают диалоги художника и ученого, художника и искусственного интеллекта, художника и грибов. А еще это и диалог музея PERMM и художественной галереи, научной лаборатории и университета. И, конечно, это диалог со временем и местом.

художники: Эдвард Бенкендорф, Константин Дьячков, Александр Гуляев и Григорий Глебов
кураторка: Марина Пугина

1
Главной идеей работы стала связь времени и места. Собранные со всего Пермского края Боги вот уже сто лет «живут» в стенах Пермской художественной галереи. Но помнят ли они свои корни, хранят ли с ними связь? Взятые смывы с поверхности деревянных скульптур в галерее и на почвах тех мест, из которых их привезли, проросли в лабораторных условиях и создали своеобразные портреты-образы. Их мы можем увидеть на больших фотографиях чашек Петри на стенах. А вот восстановление связи, утерянной более ста лет назад, можно увидеть на проекциях на мягких круглых подушках, лежащих на полу. В режиме реального времени можно рассмотреть как колонии одних бактерий взаимодействуют с колониями других и даже стать частью этой работы — на музейные «чаши Петри» можно присесть или прилечь.
13.10.2022 — 29.01.2023

На видео мы можем наблюдать, как две схематичные структуры сращиваются. Улицы и магистрали, дома и транспортные артерии укладываются в схему, которая очень напоминает жилки листовой пластинки растений. Созданный визуальный ландшафт дополняет звуковой ряд, созданный искусственным интеллектом на основе полевых записей пения птиц, звуков долины малых рек и шумов городских улиц.

В, казалось бы, привычном конфликте человек/природа художник находит неочевидный разворот — при участии искусственного интеллекта он инициирует создание модели постантропоцентричного города, построенного по принципу не различий, но подобий и их многократных повторений.

В центре зала на большом экране вы можете увидеть аудиовизуальную инсталляцию медиахудожника Константина Дьячкова. Художник берет в соавторы искусственный интеллект и, при помощи его машинной рассудительности, предлагает нам взглянуть на то, как может выглядеть город будущего, в котором будут жить в мире и согласии человек и природа. Аудиовизуальная инсталляция сгенерирована нейронными сетями из фрагментов подобий, повторов и наслоений микроскопии растений из долины малых рек и спутниковых снимков Перми.

Hortus Permianus.
Пермский сад: город по ту сторону человека

2

В ответ грибы организуют прямо в экскпозиции фуршет и конференцию в лектории музея. Однако, художник дает нам понять, что эта идея обречена на провал. Взаимовыгодное сотрудничество невозможно. Автор обнажает изнанку человеческой сущности: даже уходя в лес, человек несет за собой антропоцентрическую модель отношений и, не имея возможности выйти за ее пределы, он продолжает относиться к природным экосистемам как колонизатор.

О том как человек может взаимодействовать с природой, рассуждает и автор следующей работы. Проект Эдварда Бенкендорфа представляет собой серию абсурдно-иронических лесных акций по установлению контакта с представителями эукариотических организмов, объединяющих в себе признаки и растений, и животных. «Грибная дипломатия» — это ироничное и легкое повествование в форме видеоперформанса и инсталляций. Художник в образе шамана-чиновника уходит в лес для установления контакта с царством грибов. Он обращается к ним с заманчивыми предложениями, подписывает односторонние соглашения, оставляет взятки-подношения.

перформанс, инсталляция
Грибная дипломатия

3

Почвенные монолиты были подготовлены специально для выставки доцентом кафедры физиологии растений и экологии почв ПГНИУ, кандидатом Игорем Евгеньевичем Шестаковым. Почвенный монолит представляет собой цельный образец почвы с неразрушенным строением. В экспозиции третьего этажа вы увидите три вида почв, которые можно встретить на территории Перми и Урала. Создатели выставки предлагают рассмотреть почву не только как экспонат научно-исследовательского музея, но и как самостоятельное произведение. Мы разворачиваем взгляд на почву как бы из глубины, откуда фактически и символически выросли все три художественных проекта.

ОБЪЕКТ ПОЧВЕННЫЕ МОНОЛИТЫ

4
серо гумусовая почва на элювии красноцветных пород
каштановая солонцеватая почва
урбанозём (городская почва) на погребенной пахотной почве
0+