Следуя (по) муравьиной тропе

как смотреть выставку

Первый этаж музея открывает премьера — персональный проект Сергея Деникина, вдохновленный воспоминаниями о детстве художника, проведенном в Перми, первых столкновениях с живой природой, осознании ее хрупкости и попытке остановить бег времени. Тотальная инсталляция, созданная специально для пермской выставки, превратила первый этаж музея в огромную коробку с трогательными сокровищами-находками — ветками деревьев, засушенными цветами и стеклянными бусинами, переплетающимися с фрагментами полупрозрачной слюды и графическими работами художника. Деникин не просто художественно осмысляет действительность, а создает свой собственный мир, балансируя между рациональными и фантастическими представлениями о нем.

12+
инсталляция
«ПАРНИ»
При входе в зал зрителей встречают «парни», названные так самим художником. Невесомый, буквально парящий в воздухе объект, создан из тонких, прозрачных листов пластика и серебристой проволоки. Эти персонажи пытаются начать диалог — «кто мы», «кто», «что», «так». «Парни» напоминают стрелки в пушистом шаре одуванчика, которые вот-вот полетят от дуновения ветра.
первый этаж

Проект Сергея Деникина представляет собой тотальную инсталляцию — целостное произведение, которое невозможно понять, смотря на него со стороны. Для полного понимания нужно войти внутрь и обжиться в нем. Не торопитесь быстро покинуть первый этаж. Художник предлагает нам насладиться неторопливым течением времени. Замедление течения времени — художественный прием Сергея Деникина. Скорость движения бликов и теней, кружения хрупких ветвей. Все выставочное пространство способствует безмятежному, неспешному созерцанию. Настраивая фокус внимания на изучении объектов, природы.

художник: Сергей Деникин
куратор: Дмитрий Пиликин

1
28.09.2022 — 29.01.2023
Красивую рифму с «Парнями» создает видеоинсталляция с «разлетающимися соцветиями одуванчика» — это фрагмент из научного фильма 60-х годов, его цветовое решение и набор визуальных кинематографических приемов воспринимаются современными зрителями как некая художественная интерпретация. Другой фрагмент вы найдете, гуляя по залу.
видео ФРАГМЕНТЫ НАУЧЫХ ФИЛЬМОВ

2
В своей тотальной инсталляции художник использует материалы, буквально растворяющиеся в пространстве, — прозрачный пластик, фрагменты полупрозрачной слюды, стеклянные бусины, гладкие стеклянные поверхности. От движения зрителей часть элементов приходят в движение — отражая свет от прожекторов и видеоинсталляций, по всему залу разлетаются мерцающие блики, меняя и преображая пространство.
свет
МЕРЦАЮЩИЕ БЛИКИ
3
Зал экспозиции напоминает нам идеальный «white cube», который у Деникина отсылает не только к выставочным концепциям европейских кураторов, но и к белоснежной стерильности научных лабораторий. Используя инструментарий науки, художник пытается, разложить элементы действительности, запротоколировав ощущения. Аккуратно собранные художником травинки, упорядочены и расставлены в медицинские колбы, акцентируя наше внимание на красоте и хрупкости природы.
инсталляция
НАУЧНАЯ
ЛАБОРАТОРИЯ
4
В центральной части зала расположена прозрачная витрина, напоминающая сундук или хрустальный гроб. Внутри — собранный художником пух, который был бережно сохранен и помещен в конструкцию, которая позволяет рассмотреть всю природную красоту каждой пушинки. Искусство не что иное, как попытка интерпретировать и осмыслить действительность. Сергей Деникин манифестирует о том, что ничего не умирает, не исчезает бесследно, а продолжает жить, перерождаясь в новых художественных объектах. Он фокусирует наше внимание на хрупкости природы, ее беззащитности, но при этом колоссальной эстетической силе.
инсталляция
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК
5
Вдоль белых музейных стен вы увидите коллажи, размещенные на демонстрационных досках. В наивных композициях вы можете заметить обрывки листочков, засохшие «скелеты» листьев растений, перерисованные схемы из учебников биологии — словно обрывки воспоминаний, собранные в сложную, но хрупкую систему, при помощи неодимовых магнитов.
инсталляция
КОЛЛАЖНЫЕ ДОСКИ
6
12+