Образ монументальных и неприступных Кавказских гор умножает и героизирует человеческий подвиг, делает его соразмерным величественной природе. Именно об этом концепция Музея-памятника защитникам перевалов Кавказа, который расположен на федеральной трассе Домбай – Теберда – Архыз в туристско-рекреационной зоне в Карачаево-Черкессии. Проектирование мемориального комплекса началось в 60-е годы, в период расцвета архитектурного стиля «советский модернизм», пластический язык которого позволил советским архитекторам – Вахтангу Давитая и Александру Чиковани — выразить масштаб сражений за Кавказ. Мемориал идеально вписан в окружающий ландшафт. Это место выбрано не случайно — отсюда открывается величественная панорама.
Концепция «Цветов» Эдуарда Кубенского
Горы, где сражались защитники перевалов в битве за Кавказ, будучи естественным фоном, стали неотъемлемой частью монумента. Композиция комплекса имеет много планов, они открывают неожиданные визуальные референсы. Так, например, основное здание музея повторяет форму столовой горы слева, а точка зрения на мемориал сверху обнаруживает, что здание и братская могила в плане — это две минималистские формы — круг и квадрат, вызывающие аллюзии супрематистских картин Малевича
Основным образным элементом масштабной инсталляции являются «цветы» – стреляные гильзы, закрепленные на стальной проволоке, в количестве 30 000 штук размещенные на площади перед зданием музея. Этот элемент отсылает зрителя к самодельным смертным медальонам, выполненным из пустых гильз от винтовки Мосина, в которых бойцы хранили записки с данными о себе, и напоминает об огромном количестве павших воинов в боях за перевалы Кавказа, останки которых покоятся под ледниками гор.
«Цветы» свободно колышутся на ветру, и ударяясь друг о друга, издают звук, подобный звуку пастушеской флейты сыбызгъы из коллекции местного краеведческого музея, сделанной из металлической трубки, в прошлом служившей оружейным стволом. Предмет, изначально предназначавшийся для войны, был преобразован мастером в предмет, используемый в мирной жизни, став своеобразным символом демилитаризации.
При восприятии инсталляции с проезжей части дороги, являющейся по задумке архитекторов частью музейного комплекса, инсталляцией практически полностью перекрывается вид на вход в основное здание Музея и открывается, своего рода, обратная перспектива, обращенная к зрителю.
Монтаж инсталляции проходил жарким летом 2023-го года. В установке 30 000 «цветов» участвовала огромная команда — сотрудники музея, волонтеры и сторож Мурат, который все 5 дней монтировал «цветы» вместе с художником. Гильзы приваривались к тонким колоскам, каждый из которых аккуратно устанавливался в просверленные между плитками отверстия.