Сегодня мы хотим рассказать о проекте «Цветы» Эдуарда Кубенского, созданном для Музея-памятника защитникам перевалов Северного Кавказа в Карачаево-Черкессии. Мемориальный комплекс посвящен битве за Кавказ — одной из самых продолжительных в Великой Отечественной войне.
Цветы
Эдуард Кубенский
,,

В 2023-году музей PERMM выступил партнером фестиваля «Аланика». Впервые фестиваль проходил в малых музеях Северного Кавказа,
где истории музеев заговорили «На другом языке» — языке современного искусства. Авторами новой концепции «Аланики» и кураторами фестиваля «На другом языке» стали директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева
и куратор Анна Щербакова. По их задумке 8 современных художников спроектировали художественные интерпретации музейного наследия музеев-участников — программа длинною в год включила большой цикл арт-резиденций и серию открытий потрясающих проектов.

На укрепленных проволочных «стеблях» качаются «цветы» — 30 000 стреляных гильз
Эдуард Кубенский,
архитектор, художник

Одним из восьми проектов-победителей стал проект «Цветы» архитектора и художника, главного редактора издательства TATLIN Эдуарда Кубенского. Инсталляция была реализована в Музее-памятнике защитникам перевалов Кавказа в Карачаево-Черкессии, спроектированного в 60-е годы. Мемориальный комплекс посвящен битве за Кавказ — одной из самых продолжительных в Великой Отечественной войне.

«30 000 стрелянных гильз.
Это ничто по сравнению с тем, сколько погибло в 1942–1943 годах в битве за Кавказ – более 300 тыс. солдат. Вы можете визуально умножить этот образ на 10 и поймете, что это всего лишь художественная инсталляция. Художественная инсталляция – ничто по сравнению с человеческой жизнью», —
говорит художник.

,,

Наиля Аллахвердиева

Ландшафтная инсталляция Эдуарда Кубенского — один из 8 проектов фестиваля, важная альтернатива, показывающая, как язык современного искусства может интерпретировать трагические страницы нашей истории через поэтические образы, связывающие память и пространство. Важнейший результат «Цветов» — трансформация языка военной статистики о десятках и сотнях тысяч погибших солдат, в зримый образ масштаба трагедии.

Образ монументальных и неприступных Кавказских гор умножает и героизирует человеческий подвиг, делает его соразмерным величественной природе. Именно об этом концепция Музея-памятника защитникам перевалов Кавказа, который расположен на федеральной трассе Домбай – Теберда – Архыз в туристско-рекреационной зоне в Карачаево-Черкессии. Проектирование мемориального комплекса началось в 60-е годы, в период расцвета архитектурного стиля «советский модернизм», пластический язык которого позволил советским архитекторам – Вахтангу Давитая и Александру Чиковани — выразить масштаб сражений за Кавказ. Мемориал идеально вписан в окружающий ландшафт. Это место выбрано не случайно — отсюда открывается величественная панорама.

Концепция «Цветов» Эдуарда Кубенского
Мемориал

Горы, где сражались защитники перевалов в битве за Кавказ, будучи естественным фоном, стали неотъемлемой частью монумента. Композиция комплекса имеет много планов, они открывают неожиданные визуальные референсы. Так, например, основное здание музея повторяет форму столовой горы слева, а точка зрения на мемориал сверху обнаруживает, что здание и братская могила в плане — это две минималистские формы — круг и квадрат, вызывающие аллюзии супрематистских картин Малевича

Композиция комплекса

Основным образным элементом масштабной инсталляции являются «цветы» – стреляные гильзы, закрепленные на стальной проволоке, в количестве 30 000 штук размещенные на площади перед зданием музея. Этот элемент отсылает зрителя к самодельным смертным медальонам, выполненным из пустых гильз от винтовки Мосина, в которых бойцы хранили записки с данными о себе, и напоминает об огромном количестве павших воинов в боях за перевалы Кавказа, останки которых покоятся под ледниками гор.

Образ цветов

«Цветы» свободно колышутся на ветру, и ударяясь друг о друга, издают звук, подобный звуку пастушеской флейты сыбызгъы из коллекции местного краеведческого музея, сделанной из металлической трубки, в прошлом служившей оружейным стволом. Предмет, изначально предназначавшийся для войны, был преобразован мастером в предмет, используемый в мирной жизни, став своеобразным символом демилитаризации.

Символы

При восприятии инсталляции с проезжей части дороги, являющейся по задумке архитекторов частью музейного комплекса, инсталляцией практически полностью перекрывается вид на вход в основное здание Музея и открывается, своего рода, обратная перспектива, обращенная к зрителю.


Монтаж инсталляции проходил жарким летом 2023-го года. В установке 30 000 «цветов» участвовала огромная команда — сотрудники музея, волонтеры и сторож Мурат, который все 5 дней монтировал «цветы» вместе с художником. Гильзы приваривались к тонким колоскам, каждый из которых аккуратно устанавливался в просверленные между плитками отверстия.

Перспектива

Архитектор, художник, директор и главный редактор издательства TATLIN. Родился в городе Ревде, Свердловской области. Окончил Детскую художественную школу города Ревды (класс педагога Пикулева А.Ф.). Автор многочисленных публикаций, организатор и участник архитектурных и художественных конкурсов, выставок и фестивалей, куратор выставочных проектов, писатель и общественный деятель.

Эдуард Кубенский

Музей PERMM выступил партнером XVI Международного фестиваля «Аланика — 2023». Для команды PERMM это новый формат взаимодействия с профессиональным сообществом музеев Северного Кавказа и выстраивания долгосрочных партнерских отношений, направленных на обмен опытом и применение практик современного искусства в контексте традиционных музеев.

Из 89 заявок от художников и артгрупп со всей России кураторами Наилей Аллахвердиевой и Анной Щербаковой были выбраны 8 проектов-победителей, которые были реализованы в восьми малых музеях горных и предгорных территорий Северного Кавказа в ходе арт-резиденций в 2023-м году.

Фестиваль «Аланика»

Местом проведения резиденций стали музеи Северной Осетии, Республики Дагестан, Чеченской Республики, Карачаево-Черкесии.
Тема фестиваля 2023 года — «На другом языке». Организаторы предложили художникам создать «другие версии» историй, рассказанных музеями Северного Кавказа, представить их на «другом языке» современного искусства, способном расширить диапазон точек зрения на привычные предметы и явления. Современное искусство для традиционных культуры и музея тоже «другой язык». Кураторы фестиваля хотели задействовать понятие «инаковости» для освобождения от нормативного восприятия истории.