В течение 2022 и 2023 годов мы проведем 10 арт-резиденций — под руководством кураторов представители сообществ-победителей перевоплотятся в современных художников, чтобы придумать и создать образы будущего Перми. Кураторами арт-резиденций выступят российские современные художники. В этом обзоре мы рассказываем о проектах кураторов, чтобы вы могли ближе с ними познакомиться.

Кураторы проекта Придумай Пермь

Надежда Ишкиняева

Санкт-Петербург

Художница, активистка и исследовательница, организаторка выставочных и образовательных проектов, балансирующих между искусством и исследованием инвалидности. С 2017 года Надежда входит в состав проекта «н и и ч е г о д е л а т ь» — организации, которая выступает за посттрудовое общество и мир без труда. Ишкиняева — основательница и редакторка телеграм-канала «Инсайдеры об аутсайдерах», посвященного теории инвалидности. Как художница она работает с видео и графикой, сотрудничает с перформерами и режиссерами. Еще одна важная роль Надежды — педагог и волонтер в психоневрологическом интернате.

проект Охрана Труда

Проект, посвященный труду художников и художниц, проживающих в закрытых институциях (ПНИ). Проект включал в себя выставочную часть, теоретический блок и инклюзивную телесно ориентированную лабораторию. Для выставочной части художники из ПНИ 7 в течение трех дней создали роспись в выставочном пространстве. Охрана труда — это разговор о деятельности и дееспособности, о заботящемся классе, способных и неспособных на производство телах, об аутсайдерстве, незащищенности, тотальных институтах, инфантилизации, обезличивании, регламентации свободного времени, инвалидности, ускользании и изобретении альтернативных способов коммуникации.

Передвижная лаборатория любительского тифлокомментария

Лаборатория была создана для людей с разным зрительским опытом, в ней могли принять участие как люди с особенностями зрения, так и без. В ее основе лежит практика тифлокомментария — вербального описания визуальной информации для незрячих и слабовидящих посетителей музеев, которая используется не только как элемент доступной среды, но и как художественный метод, который позволяет участникам и участницам лаборатории стать активными зрителями и критически, опираясь на свою точку зрения и жизненную перспективу, посмотреть на произведения искусства.

Юрий Адомейко

Красноярск

Художник-коллажист из Красноярска. Основа его творческого метода — взаимодействие с пространством, самиздатом и тиражной графикой. Адомейко — художник-самоучка, который в обычной жизни работает авиационным техником, однако активно самосовершенствуется как художник, проходя различные курсы и интенсивы. Впервые он стал участником выставки в 2020-м, и за прошедшие два года его творческое портфолио увеличилось до полутора десятков персональных и групповых проектов.

выставка Ультрасадовники

Персональная выставка художника в красноярском музее «Площадь мира». Ультрасадовники — это существа полубожественной природы, которые занимаются зарождением новой жизни на мертвых планетах. В этом проекта Адомейко создал книжную энциклопедию, в которую можно в буквальном смысле войти. Герои выставки — ультрасадовники — сами рассказали о себе, своем быте и культуре на собственном языке, а в созданной Адомейко экспозиции можно было найти объекты (гобелен, складень и свиток), свидетельствующие о посещении ультрасадовниками нашей планеты. Опираясь на простые и понятные визуальные образы, художник сконструировал сложный и многосоставный нарратив, а история его персонажей, находящих смысл своей деятельности в радости созидания, стала прямой аллюзией на творческий путь самого автора.

проект Племя по имени Поиск

Адомейко — член коллажного сообщества «Режь Да Клей», в рамках которого он проводит мастер-классы по коллажу и трафарету. Через формирование собственной вселенной художник изучает творческие процессы, а также потребность человека в придумывании, мечтании и уходе из окружающей его реальности в выдуманный мир.

Один из фирменных приемов Адомейко — создание аппликаций и сюжетных конструкций на основе картинок из книг и журналов. В частности, героями проекта «Племя по имени Поиск» стали ожившие картинки со страниц зинов: они осознали себя как субъекты, однако могли существовать только на плоскости. Согласно сюжету истории, картинки объединились с участвующими в проекте людьми, чтобы направиться по следам племени по имени Поиск, параллельно совершая совместные попытки понять через арт-практику, что же такое современное искусство.

Сергей Баландин

Самара

Арт-критик, художник-акционист, специалист в области современного искусства и куратор самарской галереи «Виктория», которая за время его работы стала одной из важнейших художественных институций города, регулярно работает с самарскими художниками и столь же регулярно участвует в проектах за пределами региона.

Самарская квартирная триеннале

Первая Самарская квартирная триеннале прошла в 2017 году, вторая в 2020-м. Проект был задуман как срез локальной сцены, а представленные на триеннале авторы не проходили никакого ценза. Главная задача триеннале — демонстрация объективной картины местной художественной активности, а также исследование города, где зрители оказываются в местах, представлявшихся закрытыми, а порой и несуществующими: крыши и подвалы домов, мастерские Союза художников, гаражи, частные дома, офисы и сквоты.

Формат квартирной триеннале оказался наиболее оптимальным для того, чтобы исследовать культурную активность Самары: сравнительно небольшая площадь города позволяет легко путешествовать от одной точки до другой, а атмосфера «большой деревни» провинциального города-миллионника располагает к походу в гости. Было решено, что такое мероприятие лучше проводить раз в три года, чтобы к каждой следующей триеннале арт-карта города успевала обновиться.

Выставка Тольяттинизмы

Выставка «Тольяттинизмы» стала итогом исследований города Тольятти его жителями. В течение трех с половиной месяцев в Отделе современного искусства ТХМ проходили встречи с кураторами проекта и лекторами, а также со специалистами в области современного искусства, архитектуры, урбанистики и философии. На встречах обсуждался потенциал Тольятти как символического пространства, которое может быть источником для художественного осмысления: чем измеряется Тольятти, как движется в нем время, как обнаружить частные истории в урбанистическом ландшафте и как воплотить личные истории в контексте по-модернистски идеального города. В ходе подготовки к выставке художники выступали в роли исследователей, средствами искусства изучающих людей и окружающую действительность. Итогом личных переживаний, размышлений, наблюдений стали проекты-утопии и проекты-исследования, выраженные в форматах фотографий, видео, инсталляций и акций.

Александр Кошелев

Пермь

Графический дизайнер, художник-концептуалист, занимается анимацией, плакатом, инфографикой, иллюстрацией и дизайном пространств музеев, с 2013 года преподает в школе дизайна «Точка». Как художник активно создает авторские проекты и участвует в коллаборациях — в частности, с музеем современного искусства PERMM, Центром городской культуры, Пермской художественной галереей и другими институциями.

Творческое направление Александра Кошелева, которое он придумал сам для себя и в рамках которого существует как художник, называется лирический концептуализм. По словам художника, его главная творческая задача состоит в том, чтобы понять, что с ним происходит в данный момент и как он может выразить это визуально. Именно на этом — на эмоциях и способах выражения с помощью искусства — и акцентируется лирический концептуализм. Его отличительная черта — лаконичность. Например, минимальное количество красок в живописи и ограниченное количество предметов в инсталляциях. По мнению Александра Кошелева, такой подход создает для зрителя узкие рамки восприятия и возможность сосредоточиться не только на работе как таковой, но и на собственных чувствах и эмоциях, автоматически став при этом соавтором художника. Характерные персональные проекты, в полной мере раскрывающие суть этого направления, — выставки «Художник и обстоятельства» в ныне не существующей галерее «Дом грузчика», «Художник и новые обстоятельства» в «Пермской арт-резиденции» и «Нетерпеливый художник» в пространстве «Котельная».

Лирический концептуализм

Наталья Пастухова

Екатеринбург

Активная участница стрит-арт сообщества, королева фасадов, автор монументальных росписей на зданиях по всей России, художница создает добрые мультяшные образы, делая город более уютным и дружелюбным.

Проект «Хорошая собака»

Один из самых любимых персонажей Натальи — «Хорошая собака», этому образу посвящена большая серия работ, призванная привлечь внимание к бездомным собакам и выражающая любовь художницы к этим животным. В проекте «Хорошая собака» для Participate Public Art Festival (Баку) художница обратилась к теме разности восприятия собаки на Востоке и на Западе. Для европейца собака — это существо, наделенное интеллектом, душой и характером, а значит — индивидуальностью. В основе серии портретов собак лежит идея о том, что всякий бродячий пес является отражением среды и города, в котором он обитает. Пес (злой, добрый, верный, привязчивый, заброшенный) может рассказать нам многое о нас самих и заставить задуматься о том, не лишились ли мы сами человеческой сути?

Академия фантастических существ

В Академии фантастических существ художница вместе с детьми мастерит здоровенные чудовищные костюмы из картона. Первым проектом с детьми для Натальи стал пермский лагерь «Нечайка», где в 2016-м команда Пермского музея современного искусства PERMM организовала лабораторию фантастических исследований, в 2017-м Наталья приняла участие в создании детского курса в музее PERMM, а после создала свою Академию фантастических существ для детей в Ельцин Центре. В лабораторию приходят не только дети, но и взрослые. Обычно это взрослые из креативных сфер, которые понимают, что любая художественная практика расширяет спектр навыков и пути мышления. Она позволяет либо отвлечься и с новыми силами вернуться к повседневным обязанностям, либо транслировать новый опыт на другие свои проекты. Создание нового существа — это целостный дизайн-проект с изучением и защитой в конце.

Ксения Маркелова

Екатеринбург

Художница из Каменск-Уральского, живет и работает в Екатеринбурге. Являлась постоянным резидентом фонда «Культурный транзит». Кcения работает с различными материалами — текстилем, воском, резиной, эпоксидной смолой, масляной пастелью, световой электроникой.

Текстильные антропоморфные существа, скульптуры из воска

Художница руководствуется девизом: «Искусство — самый близкий к жизни труд». Создает объекты, инсталляции, кукольную анимацию, видеоарт с использованием 3D-моделирования, работает с различными материалами — текстилем, воском, резиной, эпоксидной смолой, масляной пастелью, световой электроникой. Эстетика ее работ обращена к телесности и к политике тела. Физиологическое в ее работах граничит с гротескным и фантастическим: художница работает с сокровенным, сакральным и болезненным, что, по словам самой Ксении, приводит ее к хоррору как к интенсивной усиленной реальности, в которой эмпатия противостоит монструозным образам. Отсюда и специфическая эстетика ее скульптур и инсталляций, в которых монструозность сочетается с уязвимостью.

На текущий момент новейшим и наиболее актуальным для нее дискурсом стал абсурд как метод сопротивления последнему рубежу надрыва. В последние годы Ксения часто работает с людьми: проводит воркшопы и мастерские по скульптуре, графике и тканевому коллажу.

«Комната» на выставке Основного проекта 5-й Уральской биеннале

Для выставки Основного проекта 5-й Уральской индустриальной биеннале (2019), темой которой стала IMMORTAL (бессмертие), Ксения создала инсталляцию «Комната». Осмыслять тему «бессмертия» художница решила в художественных опытах с "вечными" материалами. Например, такой материал как воск, можно бесконечно плавить. Материя развивается и изменяется, и, без исчезновения, оседает каждый раз в новых формах. Также и ткань может бесконечно перерождаться в абсолютно разные формы. Художественный проект Ксении состоял несколько скульптур из ткани, воска и видео-арта с с элементами stop-motion-анимации.

Настя Ливаднова

Ростов-на-Дону — Москва

Художник и куратор Настя Ливаднова работает с перформативными практиками, фотографией и скульптурой. В работах Насти доминируют размышления об одиночестве и его преодолении через слияние тел.

Идея творчества Насти Ливадновой — самовыражение через автопортрет — родилась после беседы с выпускником Школы Родченко художником Евгением Музалевским. После этого главной темой работ девушки становится непосредственно она сама. С тех пор Настя Ливаднова загорелась идеей индивидуализации через фотографию и начала без конца снимать себя в самых различных местах: от школьного туалета до маминой комнаты. Постепенно работ набралось на полноценную экспозицию. Первая персональная выставка художницы — «Родители зайчика, подойдите к директору» — состоялась в 2021-м году на базе мастерской Фонда поддержки современного искусства «Сфера». У художницы довольно дерзкий подход к быту. Через свое творчество она указывает на претензии к жизни на физиологическом уровне посредством гротескного театрального состояния. На многих своих работах художница находится в хореографических позах, которые непосредственно указывают на неоднозначное отношение ко всему обыденному.

самовыражение через автопортрет

4
1

Мы приглашаем локальные сообщества сформулировать видение Перми, заявить о себе и своих представлениях о развитии города.

20 июня – 24 июля 2022

Прием заявок на участие

3

Привлеченные эксперты и представители выбранных сообществ доработают идеи, превратив их в брифы для кураторов арт-резиденций.

август 2022

проектный семинар

2

Экспертный совет фестиваля выберет 10 самых перспективных идей для дальнейшей разработки в рамках арт-резиденций «Придумай Пермь».

август 2022

выбор участников и идей

5
сентябрь 2023

Итогом проекта станет большое городское шествие в сентябре 2023-го года — яркое и масштабное действо, на котором сообщества презентуют придуманные и созданные своими руками образы и покажут, какой невероятной может стать Пермь. Идеи сообществ будут воплощены в мобильных объектах, оригинальных транспарантах, необычных костюмах, ярких перформансах, парадоксальных декорациях.

6

финальное шествие

Часть идей от сообществ, которые подавали заявки на open call, проявятся в формате однодневных творческих площадок, которые пройдут летом-осенью 2023-го в разных районах Перми. Тогда же к созданию образов будущего сможет присоединиться широкая аудитория жителей Перми.

июнь – август 2023

творческие площадки в городе

Под руководством кураторов пермяки перевоплотятся в современных художников и попробуют «придумать Пермь».

сент. 2022 – сент. 2023

арт-резиденции придумай пермь

этапы проекта «придумай пермь»

Настя Ливаднова
команда медиа m.perm
Коля Долгов
x
24 – 30 сентября 2022 года
наталья пастухова
плейбэк-театр AZart
x
9 – 13 ноября 2022 года
сергей баландин
эко-команда
«Владимирского»
x
21 – 27 ноября 2022 года
клуб lexus
приволжский
александр кошелев
x
1 – 6 декабря 2022 года
Детский лагерь «салют»
25 – 31 мая 2023 года
ксения маркелова
клуб чтецов читают все
x
12 – 18 декабря 2022 года
19 – 24 июня 2023 года
лаборатория исследования движения
9 – 15 июня
2023 год

АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ ПРОЕКТА

Молодежный совет ПАО «Т ПЛЮС»
12 – 16 апреля 2023 года
Юрий Адомейко
x
x
НАДЕЖДА ИШКИНЯЕВА,
ТАНЯ ЧЕРНОМОРДОВА
общество актуальной истории
АЛИНА ДЕСЯТНИЧЕНКО
x
ФОНД «ОБВИНСКАЯ РОЗА»
УЛЬЯНА ПОДКОРЫТОВА
x
Лейла Гизатуллина
Анастасия Степанова
Анастасия Черепанова
Анастасия Шипицина,
Pridumai@permm.ru
+7 922 343 2535
Педагоги-организаторы
Наиля Аллахвердиева
Анастасия Шипицина
Светлана Лучникова
Анастасия Серебренникова
Любовь Шмыкова
контакты
Наиля Аллахвердиева
Анастасия Шипицина
Анастасия Серебренникова
Любовь Шмыкова
Сергей Островский
разработка концепции
Экспертный совет
Анастасия Шипицина
куратор проекта
Марина Жукова
исполнительный директор проекта,
заместитель руководителя музея PERMM
Ксюша Васильева
Григорий Козлов
визуальная концепция
технический специалист
Проектное бюро 313
пиар, продвижение
Анастасия Степанова
команда проекта
менеджер проекта
Наиля Аллахвердиева
продюсер проекта, руководитель музея PERMM
Проект приурочен к празднованию 300-летия Перми, реализуется при поддержке Министерства культуры Пермского края