21
12.
19.
19.12.21

РАБОЧИЙ ПОСЁЛОК.

Аудиовизуальный перформанс для дома и его обитателей

ДЕ-
ЛИ-
ТА-
ДЕТАЛИ
художник
композитор
Марина Алексеева
Владимир Раннев
куратор
Наиля Аллахвердиева
Рабочий посёлок. Детали
формат
стать гостем
Зрители будут находиться на улице. Длительность перформанса — 40 минут. Одевайтесь теплее.
19 декабря, 17:00 – 17:40

Адрес: ул. Уральская 77 / Циолковского 7
(двор жилого дома)
Аудиовизуальный перформанс

Музей современного искусства PERMM представляет российскую премьеру аудиовизуального перформанса «Рабочий посёлок. Детали».

дата и место проведения
Это история о жителях и для жителей, рассказанная самими жителями. Их прямая речь стала текстом для музыки перформанса, а их квартиры — местом действия.

Рабочий посёлок в Мотовилихинском районе Перми — уникальный архитектурный объект, памятник конструктивизма 1920-х годов, в проектировании которого принимали участие архитекторы немецкой школы Баухаус. Одновременно это и уникальный социальный объект — в последние годы восстановление Рабочего посёлка является инициативой его жителей, это исключительный в России прецедент реанимации конструктивистского наследия усилиями самих горожан. Поэтому именно историческая и социальная составляющие стали основой для работы художника Марины Алексеевой и композитора Владимира Раннева, обратившихся за материалом об истории и современной жизни поселка к тем, кто в нем проживает.

Это история о жителях и для жителей, рассказанная самими жителями. Их прямая речь стала текстом для музыки перформанса, а их квартиры — местом действия: в комнатах и на кухнях дома №77 по улице Уральская размещены 38 синхронизированных друг с другом видеопроекторов, экранами для которых служат окна дома, закрытые полупрозрачной калькой. В некоторых окнах располагаются и музыканты (вокальный ансамбль N’Caged и Московский Ансамбль Современной Музыки), таким образом, сценой в этом перформансе станет сам дом, а залом — двор перед ним.

Команда музея PERMM выражает благодарность за помощь в реализации проекта Анастасии Мальцевой, Светлане Кравцовой и всем жителям Рабочего посёлка.

0+
ВНУТРЬ ТУДА НЕ ПУСКАЮТ, ТАМ ПУШКИ, МОТОРЫ ДЛЯ ТАНКОВ, ТЕХНИКА, РАКЕТЫ. СЕЙЧАС ВОЕНКИ МЕНЬШЕ, НО СОБИРАЕТСЯ. ВНУТРЬ ТУДА НЕ ПУСКАЮТ, ТАМ ПУШКИ, МОТОРЫ ДЛЯ ТАНКОВ, ТЕХНИКА, РАКЕТЫ. СЕЙЧАС ВОЕНКИ МЕНЬШЕ, НО СОБИРАЕТСЯ.
АЛЛЕЯ ЗА ДОМОМ БЫЛА СТАРЕНЬКАЯ, УБОГЕНЬКАЯ, А ЕЕ ПРИВЕЛИ В ПОРЯДОК. ТАМ ТЕПЕРЬ АЛЛЕЯ С ДЕРЕВЬЯМИ ПОСЕРЕДИНЕ И ВСЕ УЖЕ ПРИЯТНЕЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ, КОГДА ПРОЙДЕШЬ И ОТВЕРНЕШЬСЯ.
художник

Марина Алексеева

композитор
куратор проекта

Владимир Раннев

Ансамбль N'Caged

Наиля Аллахвердиева

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ)

музыканты
Юлия Мигунова
Олег Танцов
виолончель
кларнет
Иван Бушуев
флейта
Арина Зверева
Сергей Малинин
команда
вокалисты
Ольга Россини
Илья Лаптев

Музей современного искусства PERMM

организатор проекта
менеджмент
Алексей Грачев, Андрей Строков
административное сопровождение
Компания ООО «ТЛ ПРОЕКТ»
техническая поддержка
Дмитрий Леденцов
Марина Жукова, Кира Ковтун
Лаборатория медиа искусства Cyland
художник

В 1984-м году Марина Алексеева окончила Училище имени В. И. Мухиной по специальности «керамист», работала на художественном комбинате и влилась в актуальный художественный процесс. В 1991-м году художница основала женскую художественную группу «Я люблю тебя, жизнь!», в конце 1990-х открыла у себя в доме и в саду некоммерческую галерею «Сельская жизнь» и стала известным автором, работающим в популярном международном тренде «искусство в коробках». Выставка «Миры в коробках», прослеживающая историю этого направления в ХХ веке, была организована в 1994-м году лондонской галереей White Cube. В небольших ящичках Алексеева собирает образцовые интерьеры общественных зданий и частных жилищ: серии храмов, музеев, евроремонтов, дач.

Марина Алексеева приняла участие в десятках групповых и персональных выставок, биеннале и ярмарок современного искусства в Санкт-Петербурге, Москве, Вене, Стамбуле, Киеве — по всему миру. В Перми художница известна по участию в проектах «ВИДЕО#РОССИЯ!» (музей PERMM, Пермь, 2013), «Обещание пейзажа» (музей PERMM, 2015) и по персональной выставке «Секвенция» в рамках Международного Дягилевского фестиваля, (Пермский театр оперы и балета, 2015).

Совместно с мужем, художником-аниматором Борисом Казаковым — лауреат премии Сергея Курехина (номинация «Искусство в общественном пространстве», проект «Маршрутка», 2011). Лауреат российской оперной премии Casta Diva и театральной премии газеты «Московский комсомолец», номинант премии «Золотая маска» (спектакль «Проза», Электротеатр «Станиславский», 2018). «Проза» — первый опыт Марины Алексеевой в театре и первое сотрудничество с композитором Владимиром Ранневым.

Марина Алексеева

фото: maskbook.ru
композитор

Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу композиции (проф. Б. И. Тищенко) и Высшую школу музыки Кельна (проф. Ханс Ульрих Хумперт). Владимир Раннев — член группы композиторов «СоМа» («Сопротивление материала»). Автор научных статей по теории музыки и музыкально-критических публикаций, изданных в России и Германии. Старший преподаватель на факультете свободных искусств и наук СПБГУ.

Музыка Владимира Раннева звучала в России (в том числе, на Дягилевском фестивале в Перми), Украине, Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании, Италии, Финляндии, Польше, Японии и США. Среди исполнителей — Государственный академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга, Московский Ансамбль Современной Музыки, «Студия новой музыки». Основные работы: оперы «Синяя Борода. Материалы дела», «Два Акта», «Сверлийцы», «Проза», «Бойня номер 5»; Концерт для скрипки и виолончели с оркестром; музыка к драматическим спектаклям «Теллурия», «Дороги», «Новое время» (Александринский театр), «Хранить вечно» (Санкт-Петербург, Манеж)

Стипендиат Фонда «Гартов» (Германия, 2002), лауреат премии Сальваторе Мартирано Университета штата Иллинойс (США, 2009), премии Джанни Бергамо в области классической музыки (Швейцария, 2010), Гран-при премии Сергея Курехина (опера «Два акта», 2013). Номинант премии «Золотая Маска» (Эпизод V оперного сериала Бориса Юхананова «Сверлийцы», 2016). Лауреат российской оперной премии Casta Diva, лауреат премии «Золотая маска»-2019 (спектакль «Проза», Электротеатр «Станиславский», 2018).

Владимир Раннев

фото: Лейла Эрдман
куратор

Руководитель и арт-директор Музея современного искусства PERMM (с 2014-го), куратор паблик-арт программы PERMM, директор Екатеринбургского филиала ГЦСИ (1999 — 2005). Искусствовед, куратор, ведущий специалист в области интеграции современного искусства в городскую среду и общественные пространства. В 2013-м была награждена премией Сергея Курехина в номинации «Лучший кураторский проект» (выставка «Лицо невесты. Современное искусство Казахстана», PERMM, Пермь).

Наиля Аллахвердиева

фото: Евгений Дёмшин
СОЦИАЛИЗМ – ЭТО НАУКА, КОТОРАЯ ОСНОВАНА НА СОЦИОЛОГИИ, ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТЭКОНОМИИ. ЕДИНСТВО СРЕДЫ И СОДЕРЖАНИЯ. А ЭТОТ ГОРОД – КЛАСТЕР СОЦИАЛИЗМА, КОТОРЫЙ РАБОЧИЕ ПОСТРОИЛИ ДЛЯ РАБОЧИХ.
А ДЕТЯМ ЧТО ДЕЛАТЬ — ПО УЛИЦАМ ШАТАТЬСЯ, БЫЛА БЫ КОРОБКА, ОНИ БЫ ИГРАЛИ — ЗИМОЙ ХОККЕЙ, ЛЕТОМ ФУТБОЛ.

Место реализации проекта — знаковый для Перми Рабочий посёлок в Мотовилихинском районе — первый соцгородок в Перми, строительство которого началось в 1920-е годы. Проект разрабатывался в ленинградских мастерских архитекторами конструктивистской школы «Баухаус».

Восстановление Рабочего поселка — низовая инициатива жителей Перми, уникальный в масштабах страны прецедент реанимации конструктивистского наследия. Музей PERMM и Рабочий посёлок связаны территориально — музей сегодня тоже расположен в Мотовилихинском районе города и продолжает реализацию своей миссии по исследованию истории и преобразованию пространства, в котором он находится. «Рабочий посёлок. Детали» — это первая большая коллаборация музея с жителями Рабочего поселка.

Реализация проекта на территории Рабочего поселка создает уникальную возможность критической рефлексии различных смысловых контекстов соцгородка — от утопического до повседневного, и формирует новый опыт переживания пространства через призму художественного образа.

выбор места
90-летие Рабочего посёлка (2019), фото: Анастасия Яковлева zvzda.ru
Пионерский сквер в Рабочем посёлке. Угол улиц Молотова и За индустриализацию IX (1935)

Текст перформанса «Рабочий посёлок. Детали» представляет собой документальную пьесу из фрагментов десятков интервью, собранных художницей Мариной Алексеевой у людей разных поколений, чья жизнь была связана с Рабочим посёлком. Технология устной истории, обретшая популярность в социальных науках, в применении к театру позволяет избавиться от условности сцены и показать истинный взгляд человека на самого себя и свое прошлое сквозь призму биографического рассказа — это настоящее исследование, совмещенное с музыкой и визуальным искусством.

создание текста
Рабочие Мотовилихи в годы Великой Отечественной войны, фото: mz.perm.ru

Аудиовизуальный перформанс «Рабочий посёлок. Детали» — это сложное художественное произведение, не имеющее аналогов в России, которое вбирает в себя характеристики самых разных дисциплин от паблик- и медиа-арта до современного театра и музыки, которое к тому же разворачивается не просто на фасаде здания, а транслируется изнутри жилых квартир.

Уникальность проекта в том, что в отличие от популярных сегодня дорогих маппинг технологий, придумана более экономичная идея — задействовать окна жилых квартир, как фреймы для сценографии. Таким образом «Рабочий посёлок. Детали» становится проектом, который запускает механизм коммуникации и совместной работы над художественным произведением как авторов, так и жителей дома. Все вместе создает возможности для конструктивной интеграции современного искусства и расширения пространства взаимопонимания и диалога. «Рабочий посёлок. Детали» — это не просто перформанс, это общее дело, которое должно претвориться в создание эффектного аудиовизуального произведения, усиливающего звучание как творчества художников, так и памяти места, связанного с историей создания первого соцгородка в Перми.

технология
перформанса
фото: zvzda.ru
музыканты

Московский Ансамбль Современной Музыки — независимый профессиональный коллектив, созданный в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова. МАСМ стал первым российским ансамблем, нацеленным на продвижение музыки XX и XXI веков и поддержку современных композиторов.

Базовая структура МАСМ — квинтет (флейта — Иван Бушуев, кларнет — Олег Танцов, скрипка — Владислав Песин, виолончель — Илья Рубинштейн, фортепиано — Михаил Дубов). Состав расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Арсенал ансамбля включает произведения самых разных эпох и эксклюзивные программы. Однако основной задачей коллектива является представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов, включая молодых авторов — на его счету более 1000 российских и мировых премьер. Особое место в репертуаре МАСМ занимает русский музыкальный авангард ХХ века.

Коллектив гастролировал в 80 российских городах и 30 странах мира, выступал на крупнейших фестивалях (Дягилевский фестиваль (Пермь), Другое Пространство (Москва), Московская биеннале современного искусства, Radio-France Presence (Франция), Gaudeamus Music Week (Нидерланды) и т.д. МАСМ сотрудничает с ведущими мировыми дирижерами, такими как Беат Фуррер, Юрьен Хемпелл, Теодор Курентзис, Энно Поппе, Алексей Виноградов.

Одно из главных направлений деятельности коллектива — просветительские проекты, которые проходят в российских регионах в рамках ежегодной программы «Всероссийский абонемент Современная Музыка», включающей концерты, мастер-классы и творческие лаборатории. Беспрецедентным для России событием является ежегодная двухнедельная Международная академия молодых композиторов в городе Чайковском (Пермский край), стоящая в одном ряду с ведущими композиторскими курсами в Дармштадте, Руайомоне, Граце.

МАСМ активно участвует в междисциплинарных проектах, инициируя смелые эксперименты в области музыкального театра, танца, изобразительного искусства, мультимедиа, сотрудничает с ведущими культурными институциями России, среди которых Центр им. Вс.Мейерхольда, Гоголь-Центр, МХАТ им. А.П.Чехова, Новая Сцена Александринского Театра, ГЦСИ, Ельцин-Центр, Третьяковская Галерея, Пушкинский Музей. В 2011-2014 ансамбль являлся постоянным резидентом проекта Платформа (руководитель Кирилл Серебренников) на Винзаводе.

В 2009-м году коллектив стал лауреатом Акции по поддержке российских театральных инициатив, в 2013-м году — лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «эксперимент». В 2015-м году по версии газеты «Музыкальное обозрение» МАСМ стал лучшим ансамблем года.

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ)

Олег Танцов

кларнет

Юлия Мигунова

виолончель
флейта

Иван Бушуев

вокалисты

Вокальный ансамбль N’Caged основан Ариной Зверевой в 2013-м году. В репертуаре N’Caged — современная музыка от академической до электроники и рока. Ансамбль сотрудничает с современными композиторами и музыкантами, принимает участие в оперных и драматических постановках, концертных программах, перформансах и музейных проектах.

Солисты N’Caged исполняют ведущие партии в шестичастном оперном сериале «Сверлийцы» Бориса Юхананова, двучастной опере Александра Белоусова «Маниозис», опере «Октавия» Дмитрия Курляндского, опере «Проза» Владимира Раннева.

Релизы с участием N’Caged регулярно выходят на лейбле FANCYMUSIC, включая оперный сериал «Сверлийцы» и оперу «Проза» Владимира Раннева, Play.list Бориса Филановского, рок-кантату «Тот, кто ушел туда» Антона Батагова. В 2015-м году ансамбль принял участие в проекте Бориса Гребенщикова «Террариум» «3=8» на стихи Джорджа Гуницкого.

Арина Зверева — руководитель ансамбля N’Caged, руководитель вокального ансамбля Электротеатра и педагог по вокалу получила Специальную премию жюри Музыкального театра в рамках премии «Золотая маска» за работу «Октавия, Трепанация» (Электротеатр «Станиславский», Москва) (2020), а также Международную премию «Чистый звук» (Pure Sound Award) за запись этой оперы.

Ансамбль N'Caged

Ольга Россини

Сергей Малинин

Арина Зверева

Илья Лаптев

Проект приурочен к празднованию 300-летия со дня основания Перми.