Время работы музея: со вторника по воскресенье с 12:00 до 21:00 (кассы открыты до 20:30), понедельник — выходной
Музей современного искусства открывает выставку пермской индустриальной фотографии. Шесть исследователей-«сталкеров», впервые объединенные в таком мощном составе куратором Иваном Козловым, представляют фотодокументы исследований городских руин. «Работа в черном» — это первая стадия создания философского камня, необходимая алхимикам для того, чтобы научиться без страха наблюдать неизбежность фундаментальных процессов угасания и распада.
27 августа — 14 ноября 2021
ВЫСТАВКА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ
0+
urban exploration
автор фото: Ярослав Чернов
эстетика
распада
Между тем, фотография, преисполненная вниманием к «эстетике распада», годится не только для творческой фиксации окружающей действительности, но и для ее осмысления в самом неожиданном ключе. Взгляд фотографа-документалиста обладает той степенью конкретики, которой зачастую лишены работающие в подобном ключе художники. Эта конкретика необходима, чтобы отрефлексировать реальность без искажений и аберраций.

На выставке представлены несколько тематических блоков, каждый из которых так или иначе повествует об увядании, тлении и неотвратимом разрушении того, что когда-то было создано человеческими руками — для жизни, работы, производства, воспитания будущих поколений, для отдыха или удовлетворения эстетических потребностей.
Фотография всегда была неотъемлемой составляющей культуры urban exploration — индустриального туризма. Однако преимущественно (в том числе по воле ее авторов, которые часто относятся к ней утилитарно, воспринимая ее лишь как способ документации собственного опыта) она до сих пор принадлежит сфере маргинального.

«Фотки руин», часто добытые нелегально или с риском для жизни, сложились как жанр, пережили период повальной моды на «сталкерство» и, похоже, постепенно теряют былую популярность (в том числе по объективным причинам — за последние двадцать лет заброшенных индустриальных пространств стало значительно меньше, да и символическое пространство свободы, доступное городским исследователям, существенно схлопнулось), но так и остались лишь «фотками руин».
автор фото: Дмитрий Фролов
автор фото: Григорий Скворцов
Визуальное исследование руин и их взаимодействия с природой предполагает спокойный и трезвый взгляд на неизбежность фундаментальных процессов, это один из способов постичь и прочувствовать их причины, этапы и следствия.

Выставка фактически лишена прямого социального посыла: мы не акцентируем внимание на чернухе и разрухе, на том, в каком состоянии пребывает все вокруг, и на том, какие индустриальные мощности мы потеряли в череде потрясений разного рода.
Мы уже много лет наблюдаем закат старой индустриальной культуры и экономики — безусловно, это сопровождается кризисами, в том числе и чисто социальными и экологическими, далекими от высоких материй. Однако за истлеванием индустриального наследия неизбежно воспоследует нечто новое — из него уже сейчас рождается наше новое понимание экологии, образа жизни, образа поступков и образа взаимодействия с миром. В конце концов, наше новое понимание будущего.

Оно где-то там, за руинами и обломками. Мы неизбежно увидим его более четко, но сначала природа должна сделать свое дело.
автор фото: Иван Козлов
будущее
за руинами
Иван Козлов
Григорий Скворцов
Владислав Тимофеев
Евгений Тюрин
Дмитрий Фролов
Ярослав Чернов

Куратор: Иван Козлов
участники выставки
В этой темноте, как считалось, было заложено будущее драгоценное свечение. Но также стадия «работы в черном» была необходима алхимикам для того, чтобы научиться без страха смотреть на мир «сквозь темные очки», отказаться от однозначной маркировки распада и поглощения как чего-то сугубо негативного. В этом нет конформизма или отвратительного устремления искать во всем «хорошие стороны»: черное остается черным, но для того, чтобы обрести над ним контроль, нужно выйти за рамки привычных представлений.
«Работа в черном» — это синоним нигредо, первой стадии создания философского камня в алхимии. Она предполагает полное разложение и смешивание всех компонентов в единую массу — темную, тлеющую и однородную.