Дзен и искусство перехода. Сергей попов о выставке «АНДРЕЙ КРАСУЛИН. НАЧАЛА»

В музее современного искусства PERMM открылась персональная выставка советского и российского скульптора и художника-минималиста Андрея Красулина. Масштабный проект, созданный совместно с московским партнером pop/off/art gallery, развернулся на трех этажах и объединил более 500 работ, которые мыслились автором как «пробы и эксперименты». О художнике, чья судьба и творчество выламываются из конвенциональных определений, мы поговорили с основателем галереи pop/off/art, искусствоведом Сергеем Поповым.

текст: Юрий Куроптев

Сергей Попов на открытии выставки «Андрей Красулин. Начала» (музей PERMM), фото: Никита Чунтомов

Он работал как монументальный скульптор и в советские годы получал большие заказы. В этом смысле он состоявшийся официальный художник с важными работами, среди которых, например, есть первая абстрактная монументальная работа с фонтаном во дворе Института усовершенствования врачей.

Андрей Красулин — художник, который выламывается из конвенциональных определений. Кем он все-таки был — официальным или неофициальным художником?

Да, но есть принципиальная разница: он не рассматривал монументальную скульптуру как халтуру и работал без компромиссов. Если у него не было свободы для исполнения замысла, он отказывался от заказа. Забытым художником его тоже считать нельзя. Про Красулина писали искусствоведы, две его ретроспективы прошли в Третьяковке, а персоналка — в Русском музее. За его работами охотятся музеи и частные коллекционеры. При нашем участии в Московском музее современного искусства была показана его большая ретроспектива.

То есть его путь пересекается с такими соц-артистами, как Соков, Пригов и Косолапов, которые делали мишек для детских площадок?

Лучше говорить не о его «переоткрытии», а о судьбе современного художника. Его абстрактные вещи принято называть у нас запоздалым модернизмом. И поколенчески он действительно совпадает с этим течением — в этом году ему исполнится 89 лет. Но лучше обозначать то, что он делает, как метамодернизм.

Красулин оказался очень актуален в последнее десятилетие. Легкость абстрактной пластики, дзенская необязательность сюжетов и переходы формы из одного состояния в другое очень созвучны нашему времени. Современный зритель оказался готов к восприятию его работ, в том числе и благодаря выставке «Русское бедное», которая дала старт Музею современного искусства PERMM. Сейчас ясно, что Красулин — один из отцов «русского бедного».

Но его переоткрытие произошло намного позднее — в девяностых. Почему?

И это очень странно. В некотором роде выставка получилась без корней. «Русское бедное» — это аналог итальянского Arte Povera. А Красулин воплощает это итальянское искусство на русской почве. Arte Povera мыслило себя альтернативой поп-арту, который тиражировал образы. Художники этого круга отказались от такого тиражирования, они брали готовый материал из природы.

Красулин — один из первых русских художников, которые пошли тем же самым путем, но он не знал о существовании Arte Povera. В России он стал первым производить реди-мейды, которые называл «самородки». Стал делать органическую скульптуру из дерева, задействовать природные материалы и мусор. На выставке можно увидеть ржавый обод от велосипедного колеса; листья в коробке; скомканные рисунки на бумаге, которые спрессованы в природные формы.

Но ведь он не был на ней представлен!

экспозиция выставки «Андрей Красулин. Начала» (музей PERMM), фото: Никита Чунтомов

Для него был важен Константин Бранкузи. Красулина, как и французского скульптора, интересует превращение чистой формы в образ. Но можно найти пересечения с античным искусством, ассирийской или древнеегипетской пластикой.

Он мне рассказывал, что его интересовала не классическая античная скульптура, а ранняя или позднего времени. При этом он хорошо знал и современное искусство, но не захотел идти путем своих коллег. В некотором смысле он переизобрел западноевропейский модернизм на русской почве. В семидесятых он начал делать скульптуры из дерева, в которых важна фактура. Здесь он не отделяет себя от ремесленника, который любит и понимает материал, но при этом обладает совершенно другим мышлением.

Иногда создается впечатление, что у Красулина не было фигуративного бэкграунда, но вот посмотрите, например, на его скульптуру «Голова отца». Она невероятно проста и необычайно выразительна. В шестидесятых годах у нас подобного никто не делал. Красулин со студенческих времен начал вырабатывать собственную образность, которая ни на кого не похожа.

Красулина интересует то состояние вещи, когда она может стать произведением искусства. И для него важно уловить такое состояние — это такой чистый дзенский подход.

С этим связан эпизод из биографии художника. В перестройку Красулин отказался от выполнения монументальных заказов. Главным в его творчестве стали являться как бы побочные работы — табуретка, ящик и другие чистые формы. Он стал создавать металлические скульптуры реальных объектов — например, коробки из гофрокартона. Скульптуры полностью копируют реальную вещь. Но это не поп-артовский подход, а дзенский, когда в любом состоянии вещь может стать вечной копией самой себя.

Не менее интересна и живопись художника. Он работает с акриловыми пигментами, которые разбавляет до нужной консистенции. Чтобы придать работам фактуру, он замешивает доломитовую муку — по сути, это камень, доведенный до состояния порошка. Получается, что это такой каменно-акриловый микрорельеф. Такая фактура не имеет прямого прагматического смысла. Однако она маркирует промежуточное состояние между скульптурным барельефом и живописью.

Вы упомянули художников итальянской Arte Povera, которых Красулин не знал. На кого он ориентировался?

экспозиция выставки «Андрей Красулин. Начала» (музей PERMM), фото: Никита Чунтомов

Он прекрасно корреспондирует с важнейшими именами западного и восточноевропейского искусства. Но Красулин проделал обратный путь: от монументального искусства до почти полной редукции — к эскизам, почеркушкам, «самородкам».

Обычно все бывает наоборот: художник начинает с эскизов и постепенно усложняет и увеличивает свои работы. Путь Красулина — это путь отказа. Он все больше отказывался от конвенциональных форм искусства. И в этом смысле в России его путь ни на кого не похож. Однажды у него спросили: «А как вы все эти вещи делали в Советском Союзе?» Он ответил, что работал не в Советском Союзе, а в своей мастерской.

Насколько Красулин уникальный художник в мировом контексте?

Абсолютно! Для него не существовало ни Брежнева, ни партии, ни других советских реалий — ничего! Его монументальные скульптуры тоже бескомпромиссны. Он реализовывал свои идеи без оглядки на большой советский стиль. Да и после перестройки он не испытывал никакой фрустрации из-за отсутствия больших заказов. Он органично переформатировал себя в художника.

Позже скульптура к нему вернулась в виде реди-мейдов. Когда он принял решение, что не будет заниматься монументалкой, старые доски в его мастерской как будто на него свалились. И он воспринял это как знак, что не нужно совсем отказываться от скульптуры.

То есть это путь эскапизма?

У Красулина была невыгодная почва для восприятия. Он противоположен концептуализму. Кабакова можно бесконечно интерпретировать, потому что он предлагает множество текстовых интерпретаций.

Андрей Красулин всегда предлагает множество визуальных решений, но никак их не интерпретирует. Чтобы найти хоть какие-то следы реальности, мне приходилось его «пытать» во время интервью. Для меня важно, что у него очень убедительный набор пространственных форм: табуретка, коробка, ящик — нечто, что заворачивает пустоту. Трилистник — тоже органическая форма, которая напоминает деревья. У него можно встретить и другие формы: круг, полосы, линии.

Или его минималистические пейзажи, которыми он вдохновлялся во время студенческой поездки на Енисей. Он рассказывал о том, что его поразило: если проехать сто километров, то пейзаж не изменится. Но когда ты в этой плоскости видишь столб или дерево, эта вертикаль очень сильно действует на твое восприятие пейзажа. Каждый красулинский пейзаж видится как локальная часть русского ландшафта. У него органическое ощущение этих просторов.

Творчество Красулина не логоцентрично, как у концептуалистов. Его работы с нами не разговаривают, точнее, с нами разговаривает форма. Можно ли их понять?

экспозиция выставки «Андрей Красулин. Начала» (музей PERMM), фото: Никита Чунтомов

Он ощущает себя очень русским художником, но не отрицает влияние европейской культуры. Но больше всего его интересовало средневековое, древнеегипетское и шумерское искусство. Он один из первых русских художников, который ввел в творческий обиход архаику. Сейчас это стало общим местом, половина художников спекулирует на локальной архаике. Но для Красулина это было одним из мотивов для вдохновения в очень раннем возрасте.

Применимо ли к Красулину говорить о русскости?

Музыковеды говорят о проблеме Второго концерта Рахманинова. Он очень литературный, его можно пересказать. Но есть чистая музыка, которую пересказать невозможно. У Красулина есть инсталляция «Бронза о Мандельштаме» — микрорельефы, которые ассоциативно и метафорически созвучны стихам Мандельштама. Его творчество очень созвучно поэзии и музыке. Но правда и то, что в России нет привычки разговаривать со сложными абстрактными работами. На выставке в музее PERMM зритель сможет получить такую возможность и попытаться «заговорить» с творчеством Андрея Красулина.

Получается, о Красулине говорить так же сложно, как говорить о музыке — все равно что «танцевать об архитектуре»?

Сергей Попов, галерист, искусствовед, куратор, специалист по отечественному современному искусству, основатель галереи pop/off/art. Окончил факультет искусствознания МГАХИ им. Сурикова. С 2000 по 2004 год был научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи. С 1992-м опубликовал более 300 статей о современном искусстве. Автор книг «Всегда другое искусство. История современного русского искусства» (М., 2010), «Эрик Булатов: Картина после живописи» (М., 2017).

Юрий Куроптев, журналист, редактор. Окончил школу культурной журналистики Петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «Про Арте». Публиковался в изданиях The Art Newspaper Russia, Colta.ru, «Диалог искусств» и других.

Показ выставки «Андрей Красулин. Начала» продлен до 20 мая 2023 года

экспозиция выставки «Андрей Красулин. Начала» (музей PERMM), фото: Никита Чунтомов