Участники арт-резиденций
фестиваля Аланика 2023

Знакомьтесь с резидентами 16-го фестиваля современного искусства «Аланика 2023». По итогам отборочного тура из 89 заявок были выбраны 8 участников-победителей, чьи проекты будут реализованы в рамках арт-резиденций в восьми малых музеях горных и предгорных территорий Северного Кавказа. Местом проведения резиденций станут музеи Северной Осетии, Республики Дагестан, Чеченской Республики, Карачаево-Черкесии. О теме и программе фестиваля рассказываем здесь.

София Меликова
Санкт-Петербург,

Ахтынский историко-краеведческий музей, Республика Дагестан
София Меликова — междисциплинарная художница, режиссер и исследователь из Санкт-Петербурга. В сфере ее интересов — коренные народы, маргинализированные сообщества, взаимопроникновение культур, архивы, проблемы окружающей среды, древние ритуалы, исчезающие культуры и языки. В своих художественных и документальных работах София использует цифровую и аналоговую фотографию, видео-арт, голос, в том числе традиционные этнические песнопения, танец (суфийские кружения, буто, национальный танец), театр и другие перформативные практики.
экспериментальное кино, видео-арт
Цахуры, к которым принадлежит София Меликова, — один из коренных народов Кавказа и титульных народов Дагестана. Осмыслению их культурной самобытности и связи поколений и посвящена ее работа «Мы пьем воду из одной реки». Это экспериментальный мультимедийный проект, основанный на перформативных практиках и сновидениях художницы — пространственно-временных измерениях, в которых она может позволить себе соприкоснуться со своей «темнотой» и наполниться духовной мудростью и древними цахурскими обрядами, передающимися из поколения в поколение.

проект «Мы пьем воду из одной реки, 2021

Милана Батиева
Владикавказ — Москва

Мемориальный дом-музей К.Л. Хетагурова в селе Нар, Республика Северная Осетия-Алания
Милана Батиева родилась во Владикавказе, живет и работает в Москве. Художница создает объекты и инсталляции, в которых исследует вариативность и поэтику используемых материалов, а также связи между объектом и пространством. Ключевая тема ее работ — исследование проблем идентичности в контексте нации, размышления о территории и концепции дома.
медицинская марля, ПВА, акрил, размеры варьируются
В рамках проекта «Ты делаешь мне больно, а чего хочешь в ответ?» Батиева делает попытку оттолкнуться от свойств марли как материала и найти противоречия в его использовании. «Травмируя» и нарушая структуру марли, которая обычно используется в целях лечения, защиты и очищения, художница лишает ее целостности и наделяет цветом.

проект «Ты делаешь мне больно, а чего хочешь в ответ?», 2021

Сабина Байсарова
Москва,

Мемориальный дом-музей К.Л. Хетагурова в селе Нар, Республика Северная Осетия-Алания
Художница Сабина Байсарова живет и работает в Москве. Ее творчество связано с исследованием идентичности, личного понимания культурного прошлого, корней и их влияния на формирование человека. В своих работах она часто обращается к историческому прошлому чеченского народа, осмысляя культурные явления через призму собственного опыта, документалистики, позицию включенного наблюдателя. Медиа, которые использует художница, варьируются от инсталляции к перформансу и видео-арту, важным элементом которых становится звук.
инсталляция, бумага, тушь, 600х42 см
Инсталляция «Перепись» представляет собой два списка, в каждом из которых по 200 имен. Первый список был составлен из переписи аула Селед от 27 мая 1867 года, из которого происходят предки художницы, а в основу второго легли имена ее родственников, друзей и знакомых. Сравнивая списки, легко заметить, что старые имена заменяются новыми, более привычными для исламского общества. Таким образом художница поднимает тему чеченских традиций и временных изменений, в ходе которых новое неизменно вытесняет старое.

проект «Перепись», 2020

Арт-группа Нежные бабы
Калининград,

Музей защитников Суарского ущелья, Республика Северная Осетия-Алания
Арт-группа «Нежные бабы» была основана Александрой Артамоновой и Евгенией Лаптевой в 2008 году. В своих перформативных работах художницы изучают женскую идентичность. Гендерные роли девушки, невесты, матери находят отражение в мифологических образах и ритуальных действиях, а источником вдохновения становятся как факты личных биографий, так и наблюдения за окружающим миром.

В 2020-м арт-группа участвовала в большом выставочном проекте музея PERMM, объединившем работы «Нежных баб» из Калининграда и «Дальневосточных разлучниц» из Владивостока.
документация перформанса
Один из важных сюжетов мифологии, обычаев и культур разных стран связан с потерей волос и/или их изменением. В волосах заключена сила библейских героев, которые становятся слабыми, расставшись с ними. В русской традиции переплетение волос у женщины означает смену ее статуса — от девичества к замужеству. Кроме этого, лишение женщины волос — один из старейших видов наказания, который сохранился и в ХХ веке

Проект «Искусство плетения кос» являет собой конструирование мифологического обряда с вплетением физических волос героини видео в растительность дюн и последующим ее освобождением.

проект «Искусство плетения кос», 2018

Диана Шлиман
Москва,
Музей Задалески Нана, Республика Северная Осетия-Алания
Диана Шлиман живет и работает в Москве. Работает с инсталляцией, звуком, керамикой, металлом, живописью и скульптурой. Шлиман — мультидисциплинарная художница, которая в своей практике обращается к исследованию Женского через оптику темных онтологий и психоанализа.
инсталляция (эпоксидная смола, сухая игла), многоканальный звук
«Глубже» — это тотальная инсталляция, которая состоит из скульптуры и многоканального звука. На аудиодорожке записаны отдельные фразы и слова из интервью женщин, которые рассказывают о своем опыте родов, а исследовательский интерес художницы в этом проекте выстраивается вокруг встречи с бессознательным, которую проживает каждая женщина.

проект «Глубже», 2022

Зульфия Камалова
Казань,
Нижне-Чуглинский палеонтологический музей, Республика Дагестан
Зульфия Камалова — междисциплинарная художница, архитектор и преподаватель. Главный фокус ее художественной практики — исследование чувственного аспекта, ощущений и духа, времени и памяти. Камалова работает с темой чувств, что обусловлено ее желанием непрерывно постигать суть человека и других живых существ. Своими работами художница предлагает зрителям заглянуть внутрь себя и начать собственное исследование. Поэтому форма ее работ чаще абстрактна: она оставляет возможность для интерпретации, свободы восприятия.
керамические скульптуры
Скульптуры, вошедшие в проект «Единство», были созданы как рефлексия по поводу событий конца февраля 2022 года, а сам проект стал попыткой поиска ответов на вопрос о начале и конце, различиях и сходстве, бесконечности и росте. «Есть ли что-то общее во всех из нас? — задается вопросом художница. — Душа, высшее сознание внутри каждого физического тела. Значит, разницей оболочек можно пренебречь, первичное — внутреннее. Это — наше единство. Почему мы выбираем разрушение? Только ли потому, что забываем о единстве? Есть ли конец и начало у единства?».

проект «Единство», 2020

Катя Гущина
Нижний Новгород,
Литературно-этнографический музей Л.Н. Толстого, Чеченская Республика
Художница и иллюстраторка Катя Гущина родилась в Нижнем Новгороде. Уже более шести лет она участвует в экспедициях по Северному Кавказу, в которых занимается репортажной журналистикой, фиксируя происходящее вокруг с помощью коротких текстов и зарисовок. За свою художественную карьеру она создала три книги и несколько иллюстрированных карт — по Магадану, Москве, Нижнему Новгороду и Владивостоку. Часть из ее многочисленных иллюстраций, вдохновленных кавказскими путешествиями, и образовала один из проектов-финалистов.
книга-комикс
Книга-комикс, вошедшая в шорт-лист первого конкурса ABCDbooks, появилась просто потому, что Катя Гущина обратила внимание на примечательный факт: великий русский писатель, граф, решительный и храбрый красавец-мужчина любил всплакнуть. С одной стороны, во времена Толстого слезы отнюдь не считались уделом детей и женщин, а с другой — причин для них и впрямь было предостаточно: сердце Льва Николаевича отзывалось болью или волнением на все. Сквозь кристальную призму слез Катя Гущина показывает нам многогранный мир, в котором рождались хрестоматийные ныне произведения Толстого. Книга выполнена в технике коллажа из исторических фотографий и нарисованных слез.

проект «10 причин, почему плачет Лев Толстой», 2020

Лилия Баронова
Москва,
Мемориальный дом-музей К.Л. Хетагурова, Республика Северная Осетия-Алания
Лилия Баронова работает с разными печатными техниками: офортом, шелкографией, монотипией, линогравюрой, живописью, дополненной реальностью и граффити. Художница экспериментирует, сочетая разные медиумы, а основой ее работ часто становятся тексты и фразы, приковывающие ее внимание в повседневной жизни.
квадриптих, холст, акрил, 200х200 мм
Искусство для Лилии Бароновой — это попытка найти контакт со зрителем, чтобы совместными усилиями ответить на важные вопросы. В проекте «Диалог» художница оставляет один из четырех холстов пустым, приглашая зрителя подумать над поставленным вопросом и записать свой ответ.

проект «Диалог», 2020

Эдуард Кубенский
Ревда,
Музей-памятник защитников перевалов Кавказа, Карачаево-Черкесская Республика
Эдуард Кубенский — архитектор, художник, директор и главный редактор издательства TATLIN. Родился в городе Ревде Свердловской области. Кубенский — автор многочисленных публикаций, организатор и участник архитектурных и художественных конкурсов, выставок и фестивалей, куратор выставочных проектов, писатель и общественный деятель.
монолитная железобетонная конструкция
Изначально проект «Трибуна поэта» был участником конкурса на малую архитектурную форму перед главным входом в Областную библиотеку имени Белинского. Но разместить его там оказалось невозможно — на месте установки проходила магистральная канализация. Так что проект пролежал на полке 8 лет до тех пор, пока Екатеринбургский филиал ГЦСИ не принял решение реализовать его в рамках фестиваля «Чо» в ЦПКиО им. Маяковского.

«Трибуна поэта» представляет собой монолитную железобетонную конструкцию, состоящую из лестничного марша на 8 ступеней и площадки с ограждением. При этом в конструкции нет перил: согласно концепции проекта, поэзия — дело опасное, и поэт, желающий декларировать свои произведения с трибуны, должен отдавать отчет своим действиям.

проект «Трибуна поэта», 2021

обожженная глина, глазурь, латунь
Проект «Кладбище домов» возник вследствие желания радикального художественного высказывания в ответ на действия девелоперов по сносу памятников архитектуры (последней каплей стал снос торгового центра «Пассаж» в Екатеринбурге).

Первая часть проекта, реализованная в мае 2012 года, представляла собой 48 кенотафов, изготовленных из листового железа. Форма кенотафов была нарочито абстрактной, чтобы не вызывать ассоциации с символикой какой-то конкретной конфессии. На лицевой стороне кенотафов размещались традиционные эмалированные овалы с изображением фотографий разрушенных домов и годов их жизни.

проект «Кладбище домов», 2020