Art & Science: Открытые тела

2023 – 2024

PERMM X НОРПЕКСАЛЬ

Итоговая выставка стипендиальной программы музея PERMM и фонда «Норпексаль»: совместные исследования художников и ученых, пересобирающие наши представления о живом и неживом

16+

В Музее современного искусства PERMM открывается выставка междисциплинарных проектов в области искусства, науки и технологий, созданных современными художниками, учеными и инженерами. Ядром экспозиции стали пять проектов лауреатов стипендиальной программы «Art & Science: Открытые тела», учрежденной музеем PERMM и Фондом «Норпексаль».

Работа над проектами, выбранными на конкурсной основе, велась с осени 2023 года по май 2024-го под руководством куратора программы Дмитрия Булатова — художника, исследователя, теоретика искусства, организатора проектов в области Art & Science и новых медиа. Помимо пяти проектов лауреатов, на выставке будут представлены работы, созданные вне рамок стипендиальной программы. Это важные проекты в области Art & Science, реализованные в последние годы и перекликающиеся с темой выставки, — все они по-разному исследуют природу человека (и шире — природу живого), а также различия между естественным и искусственным.

«Открытые тела» — вторая большая выставка, инициированная музеем PERMM для разговора о взаимодействии науки и искусства. Приглашенный куратор Дмитрий Булатов — выдающийся просветитель, ученый, посвятивший свою жизнь исследованию и популяризации этого направления.

Резонанс первой выставки «Новое состоянии живого», проходившей в PERMM в 2018 — 2019 годах, позволил нам продолжить разговор на эту сложную тему и сегодня мы представляем новый проект в области art & science. Выставка представит итоги годовой стипендиальной программы PERMM и Фонда Норпексаль, которая поддерживала творческие союзы «художник + ученый». Результаты этого уникального эксперимента будут представлены в экспозиции вместе с работами звезд российского сайнс-арта. «Открытые тела» — большое событие, это важная часть стратегии музея, направленной как на поддержку молодых художников, так и самого направления art & science, расширяющего пространство взаимной интеграции науки и искусства и, как следствие, объединяющего поле деятельности музея PERMM и научных институтов страны.

— Наиля Аллахвердиева, директор музея современного искусства PERMM

«

Один из главных технонаучных прорывов последних лет связан с возможностью описания живых организмов и искусственных сущностей как материализованного потока информации. Сегодня это слияние “порождённого” и “сделанного” приводит к парадигматическому сдвигу. Мы сталкиваемся с образом “открытого тела”, который реализуется всем комплексом “наук о жизни”. В этих условиях природа человека начинает рассматриваться как лабораторный полигон по обретению различных постбиологических характеристик и навыков. Технологии такого вмешательства разрабатываются широким кругом научных дисциплин – от искусственного интеллекта и робототехники до нейро- и биомедицинских наук. Следующий шаг – радикальная модификация тела, где в основе обмена информацией о признаках или функциях организма будет лежать принцип открытого исходного кода.

Такое сочетание свойств живых организмов и технических объектов открывает возможность горизонтальных моделей сосуществования, направленных на дальнейшее развитие био- и техноразнообразия. Это означает, что различия между подлинностью и поддельностью будут носить вероятностный характер и потребуют переосмысления отношений между жизнью и множеством. Среди таких форм – программируемая материя, гибриды и симбиозы, а также различные проявления анонимной и неопределенной жизни. Этот концептуальный сдвиг бросает нам новые онтологические и антропологические вызовы, касающиеся пересмотра представлений о человеке и нечеловеческом, субъекте и объекте, о границах между природой и культурой, наукой и искусством. А там, где возникают вопросы о границах сущего и пределах возможного, обязательно появляется художник, поскольку для искусства нет более важной задачи, чем испытывать на прочность любые границы.

концепция

— Дмитрий Булатов,
куратор выставки

«Основная идея нашей выставки — показать, как ученые и художники работают с темой открытости и проницаемости. В последние годы концепция «открытого тела» стала основной в области науки и технологий. Специалисты в области IT, робототехники и биомедицины создают новые каналы коммуникации, связывая «все со всем» — объекты, информацию, биологические функции. Эта тенденция легко преодолевает локальные и культурные преграды.

История знает художников, чьи исследования влияли на науку. Это происходит, когда художники обладают «глубоким видением» — умением понимать закономерности окружающего мира. Что может сделать искусство такого, чего не может наука? Искусство не обязано интерпретировать логические закономерности природы, как наука. Зато оно может опираться на интуицию и эмоции, создавая альтернативные версии реальности, выходя за пределы возможностей науки».

«

Исследование в области альтернативной архитектуры тела. Разработка и применение в перформансе носимых роботизированных протезов (тентаклей), управляемых мышцами тела человека и электронными устройствами. Работа посвящена проблеме бинарных оппозиций, лежащих в основе конструирования картины мира: “человеческое / нечеловеческое”, “природное / культурное”, “естественное / искусственное”, “нормальное / патологическое”. Авторы проекта задаются вопросами: как при помощи искусства и технологий вообразить альтернативные “природы”, “техники” и “тела”, которые помогут наглядно проявить “серые зоны” нормативности? Как такое знание может способствовать созданию более дружелюбного общества, где смогут жить “совместно” не только разные “типы” людей, но и другие виды? Где тело заканчивается? Совпадают ли его физические границы с функциональными границами? В какой степени границы тела проницаемы и трансформируемы? Какую роль играют технологии в установлении и поддержании этих границ?

СИНТЕТИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИя

Носимые робо-протезы (тентакли), управляемые мышцами тела и электроникой. Перформанс, 3d-печать, объекты. Технический партнер: «Лаборатория Касперского». Благодарности: благотворительному фонду «Люди Будущего», Людмиле Алябьевой, Михаилу Тарбееву, Александру Писареву.

Анастасия Алёхина

междисциплинарная художница и исследователь. Работает на пересечении искусства, науки и технологий, уделяя особое внимание эстетическим и экзистенциальным вопросам современности, постгуманистическим подходам, будущему носимых устройств и телесности. Окончила Лабораторию медиа-перформанса ММСИ (2012) и Школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (2015). Участница российских и зарубежных выставок и фестивалей. Финалистка грантовой программы “Искусство и Технологии 2019” Музея “Гараж” и конкурса “Nova Art 2019”. В 2021 году была номинирована на премию STARTS Prize фестиваля Ars Electronica (Австрия). Автор и преподаватель образовательных курсов в Британской высшей школе дизайна, НИУ ВШЭ и ИТМО. В настоящее время – аспирант Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ.

2024

Александр Лекарев

разработчик роботов и робосистем. Область интересов связана с проектированием схем, печатных плат и встроенного ПО. Окончил Саратовский государственный технический университет им. Ю. Гагарина (2014), а также магистратуру и аспирантуру Саратовского государственного университета им. Н. Чернышевского (2018). С 2020 г. – главный инженер Digital Machines, с 2021 г. – ведущий инженер-робототехник в OZON.ru.

Лев Лосев
инженер-робототехник. Окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (2001). В разные годы занимался разработкой аппаратного обеспечения и системами электронного управления для бионических протезов, архитектурой протезов и роботов, системами безопасности и телекоммуникации.
проект-лауреат

Нейрогармониум — это электроакустический спектральный синтезатор, созданный в коллаборации с научным сотрудником Лаборатории регуляции функций нейронов мозга Института физиологии им. И.П. Павлова РАН Олегом Ветровым. В основе проекта — многолетние исследования закономерностей изменений в нервной ткани под влиянием различных стрессовых воздействий и представление этих изменений в виде спектрального распределения масс белков — структурных элементов этой ткани, при помощи метода гель-электрофореза. Нейрогармониум работает с базой данных спектров масс для семи различных разделов мозга, сравнивая составы образцов здорового мозга и мозга, подвергнутого стрессовому воздействию. Полученная разница в спектрах масс, зачастую невидимая для глаза, переводится в звук и становится слышимой, как изменение его частотного спектра — тембра, в том числе благодаря электроакустическим струнным резонаторам, настроенным на определённые частотные взаимоотношения.

НЕЙРОГАРМОНИУМ

Борис Шершенков, «Нейрогармониум», 2019 г. Cпектральный синтезатор, переводящий различия в белковых составах образцов нервной ткани в звуковые колебания. В сотрудничестве с д.б.н. Олегом Ветровым (Лаборатория регуляции функций нейронов мозга, Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН). Программирование интерфейса: Полина Шершенкова. Работа создана в рамках проекта "Новая Антропология", Музей им. И.П. Павлова, Колтуши.

Борис Шершенков

медиахудожник, кандидат технических наук, преподаватель и конструктор музыкальных инструментов. Окончил НИУ ИТМО (2015) и Санкт-Петербургский институт кино и телевидения (2018). В 2015 году защитил кандидатскую диссертацию по применению ультразвука в промышленной биотехнологии. С 2013 года занимается проектами в области экспериментального звука, археологии медиа и Art&Science, которые были представлены в рамках множества российских и зарубежных выставок и фестивалей. Лауреат всероссийского конкурсного проекта “ВЗЛЕТ” (Art&Science, 2019), грантовой программы Музея “Гараж” (2020), грантовой программы Pro Helvetia Fast ForwART (2021) и стипендии Французского института (2023). В качестве приглашенного преподавателя и научного руководителя сотрудничал Лабораторией новых медиа на Новой сцене Александринского театра (Санкт-Петербург), магистерскими программами Digital Art в ДВФУ (Владивосток), Art&Science в НИУ ИТМО (Санкт-Петербург), Art&Technology в НИТУ МИСиС (Москва).

2019
приглашенный проект

«Зеленым» принято называть стационарный шумовой сигнал, имитирующий шум естественной среды без примеси искусственных звуков. Проект «Зеленый шум» — это кинетическая инсталляция, исследующая звуковой ландшафт города. Таблички реагируют на звуки, записанные заранее в городской среде: здесь и звук трамвая, и мелодия уличного музыканта, гул машин, пение птиц, плеск воды в луже асфальта и др. Инсталляция становится визуализатором городского шума, который успел стать для многих жителей «зелёным». В наушниках можно услышать записи городских звуков и сопоставить их с происходящим в инсталляции. Разные места, показанные на карте города, представлены в виде кинетических пейзажей, которые разворачиваются у вас перед глазами и в ваших ушах. Принцип работы поворотных табличек имитирует работу базилярной мембраны внутреннего уха — структуры, на которой расположены чувствительные клетки, воспринимающие звуковые волны разной частоты. Диапазоны воспринимаемых частот представлены в виде поворотных табличек цвета молодой листвы, которые выстраиваются в колышущийся механический лес.

зеленый шум

Анна Мартыненко, Варвара Семенова. “Зелёный шум”, 2024 г. Кинетическая инсталляция, моделирующая механизм звуковосприятия на примере звуков городской среды. Металл, пластик, микроэлектронные компоненты. При поддержке Фонда Норпексаль. Благодарности: лаборатория физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, Санкт-Петербург (к.б.н Е.А. Петропавловская, к.б.н. М.Ю. Агаева, д.б.н. Л.Б. Шестопалова), Т.С. Дегтярев (Центр Креативных индустрий СПбГУПТД).

Анна Мартыненко

Мультидисциплинарная художница. В своих произведениях занимается исследованием физической реальности в информационном мире, наблюдает за преобразованием разного рода сигналов, в том числе работает со звуком. После окончания Академии театрального искусства (факультет сценографии) принимала участие в различных театральных проектах как художник-постановщик, с 2018 года работает как независимая художница: создает объекты, инсталляции, сайт-специфик и паблик-арт проекты. Окончила Школу молодого художника (Фонд “Про Арте”) и Лабораторию Новых медиа (при Новой сцене Александринского театра). Участница групповых выставок, ярмарок и фестивалей. Персональные проекты были представлены в Музее звука, галерее FFTN, студии “Непокорённые, 17”, ателье “Без зеркал”. Работы находятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ Санкт-Петербург), Фонде Смирнова-Сорокина, Музее нонконформистского искусства и частных коллекциях. В 2020 году стала финалисткой Всероссийского конкурса Nova Art 8 (Санкт-Петербург).

2024

проект-лауреат

Варвара Семенова

Биолог, дизайнер. Кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН. Окончила Биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и дизайн-отделение Высшей инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. С 2013 года работает в Лаборатории физиологии слуха, исследуя особенности пространственного слухового восприятия человека. Выступает с научно-популярными лекциями, участник ряда Art&Science проектов: “Новая Антропология” (2019); “Школа Павлова” (2020); “Биостанция” (2021); “Популярный ART&Science” (2023). Лауреат премии “За верность науке” в номинации “Лучшая фоторабота о науке” (проект “Красивая наука”, 2017). Основные научные интересы лежат в области нейрофизиологических механизмов звуковосприятия и звуковоспроизведения, граничных условий распознавания движения звука, особенностей взаимодействия человека с акустической сценой.

Проект «Quorum Sensing: Сигнальная Система Кожной Флоры» — это инновационное исследование в области медицины и биотехнологий, объединяющее в симбиотическом взаимодействии три царства живых организмов: бактерии, растения и животных, к которым относится человек. Одна из целей проекта — модификация микробиома кожи человека для производства запахов цветов в качестве индикаторов различных заболеваний. Многие болезни являются бессимптомными, однако могут быть обнаружены на молекулярном уровне. Сигнальная система, созданная в качестве прототипа в рамках проекта, способна выявлять болезни, декодируя молекулярные процессы в запахи. С точки зрения медицины эта система может стать новым методом диагностики и самодиагностики или даже предотвращения заболеваний. Однако мы можем расширить это понимание и рассматривать микробиом кожи как терминал или интерфейс. На биосемиотическом уровне эта система может быть переосмыслена через программирование существующих биологических отношений и структур в человеческом теле для создания нового органа, переводящего молекулярные процессы в нечто настолько осязаемое, как запах.

QUORUM SENSING

Елена Никоноле, Люси Оджомоко. “Quorum Sensing: Сигнальная Система Кожной Флоры”, 2022-2024 гг. Медиаинсталляция, представляющая разработку DIY-подходов для изменения микробиома кожи человека с целью создания запахов цветов в качестве индикаторов различных заболеваний.

Елена Никоноле

Художник, независимый куратор, педагог. Область интересов – искусственный интеллект, хактивизм, гибридное искусство, биосемиотика. Часть ее работ посвящена утопическим сценариям постчеловеческого будущего, другая – антиутопическому настоящему и критическому подходу к технологиям. Произведения были представлены на различных международных выставках и фестивалях, в т.ч. в Музее ZKM (Карлсруэ), Ars Electronica (Линц, 2019 и 2022 г), CTM Festival (Берлин), Daemons in the machine (ММСИ), IAM (Музей “Гараж”), Athens Digital Art Festival (Афины), Kapelica Gallery (Любляна), Chronus Art Center (Шанхай), Drugo More (Риека), “YouFab Creative Award 2019 Winners Exhibition” (SHIBUYA QWS, Токио), Open Source Body Festival 2022 (Париж), Варшавская биеннале 2022 и т.д. Читала лекции и проводила мастер-классы в Art Laboratory Berlin, Mutek Festival (Монреаль и Токио), Институте философии РАН, Школе им. А. Родченко, а также на магистерских программах Digital Art в ДВФУ (Владивосток) и Art&Science в НИУ ИТМО (СПб).

2024

проект-лауреат

Люси Оджомоко

Молекулярный биолог, художник. Работает в области синтетической и нейробиологии. В своих исследованиях обращается к проблематике межвидовой и внутривидовой коммуникации. Принимала участие в научных форумах и конференциях, в т.ч. в Форуме молодых ученых 2013, Конгрессе FEBS 2013 (Санкт-Петербург), Конгрессе FEBS 2013 (Париж), конференции SENSE6 2013 (Кембридж), конференции “Перспективы молекулярной нейронауки в здравоохранении и заболеваниях”, 2014 (Бохум), Basel Life Conference 2017, 2018 (Базель) и др. Проекты были представлены на конкурсах Университета Сколково и Singularity University, MIT и Global Innovation Labs (Бостон), а также поддержаны рядом грантовых программ, включая DAAD. Автор научных работ и патентов. В качестве художника участвовала на выставках и фестивалях, в т.ч. Ars Electronica (Линц, 2017, 2022), “Art4Med” (Париж, 2022), Уральская биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2017), Фестиваль науки “Политех” (Москва, 2015), “Манифеста 10” (Санкт-Петербург, 2014) и мн.др.

Проект «Машинное видение» предлагает прочувствовать мир через призму машины (совмещая машинное и человеческое зрение), используя видео, обработанные алгоритмами компьютерного зрения для получения характерного паттерна определения границ (операционные изображения). Работа использует и исследует паттерны компьютерного зрения в контексте алгоритмической эстетики. Аудиальная часть работы представляет собой четырехканальную композицию, состоящую из звуков электромагнитных волн, помех, шумов и т.д. и позволяет не только увидеть «невидимое» (агентность алгоритмов), но и услышать «неслышимое». Проект является частью большого исследования «Алгоритмическая эстетика» и является одной из главных тем, с которой работает художница. Проект затрагивает такие темы, как алгоритмическая эстетика, генеративная графика и звук, межвидовые коммуникации (машина-человек), эмпатия, использует компьютерное зрение и DIY-устройства.

МАШИННОЕ ВИДЕНИЕ

Камиля Юсупова (Kami Usu). “Машинное видение”, 2024 г. Аудиовизуальный полиэкранный мэппинг. Исследование паттернов компьютерного зрения (операционных изображений) в контексте алгоритмической эстетики и человеко-машинного взаимодействия. Благодарность: Александр Крючков. Проект реализован на основе открытой библиотеки изображений и видео NASA.

Камиля Юсупова (Kami Usu)

Медиахудожница, музыкантка, Vj. В своих работах затрагивает темы алгоритмической эстетики, генеративной графики и саунд-арта. Произведения были представлены на различных выставках и фестивалях, в т.ч. “Open Museum” (Электромузей, 2017-2018), III Биеннале “Артмоссфера” (Винзавод, 2018), “ArtTech Hybrid” (НИТУ “МИСиС”, 2021), “Архив сенсорной культуры” (галерея GROUND Солянка, 2022), “Night of Museums” (ГЦСИ, Екатеринбург, 2022), “Eco. Techno. Art” (галерея “Краснохолмская”, 2022), “Волнение” (Музей города, Владивосток, 2022), Биеннале “Искусство будущего / Art for the Future” (Мультимедиа Арт Музей, 2022), “Migrations and The Shifting Borders” (LoosenArt Gallery, Рим, 2022-2023), а также в рамках Moscow Urban Forum (2018 и 2019 гг.). Регулярно выступает со своим электроакустическим и визуальным сэтом в галерее GROUND Солянка, в Центре электроакустической музыки Московской консерватории, в Центральном Доме Архитектора, в Культурном Центре ДОМ, на Бумажной Фабрике и т.д.

2024

приглашенный проект

Любой холодильник или фен несет в себе текст. Каждый день мы имеем дело с абсолютно закрытыми посланиями. И создавая нечто электромеханическое или роботизированное, мы также строим тексты вслепую. С 2006-го мы пытаемся разобраться в этом, используя давно устоявшуюся систему графических символов в электросхемах. Например, антенна обозначается как дерево с ветвями вверх, земля — через вертикальный столбик, воткнутый в три горизонтали и т.д. Мы расшифровываем эти символы и создаем устройства, адекватные зашитым в них текстам. Трехчастная структура «Божественной комедии» Данте (три части, написанные терцинами, имеющими четкую числовую систему соотнесения рифм, числовое значение каждой строки, числовое соотнесение каждого неба Рая с каждым кругом Ада) нам кажется созданным специально для разработки языка электросхем. Мы переводим поэму не построчно, а как схему схемы. Это перевод интерпретаций, пересказ основного действия на каждом уровне Рая, Ада и Чистилища. И даже этот схематичный пересказ мы вынуждены делать поэтапно, добавляя новые уровни и уточняя старые.

СИМВОЛИЗМ В ЭЛЕКТРОСХЕМАХ. БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ

Творческое объединение «Куда бегут собаки». «Божественная комедия» (2018). Перевод поэмы «Божественная комедия» Данте Алигьери в графические символы электросхемы, по которой собирается электромеханическое устройство. Проект реализован при поддержке Музея современного искусства «Гараж» и LABORATORIA Art & Science Foundation.

Творческое объединение «Куда бегут собаки»

Группа была создана в 2000 году в Екатеринбурге (участники: Наталья Грехова, Алексей Корзухин, Ольга Иноземцева, Влад Булатов). В своих произведениях авторы используют инновационные визуальные методы с инструментами научных исследований и низко-технологичной эстетикой. Проекты коллектива были представлены на различных выставках и фестивалях, в т.ч. 9 и 11 Арт-форумах художественных инициатив (Москва, 2004, 2005), “The Young Aggressive” (Токио, 2008), “Soft Control” (Марибор, 2012), Ars Electronica (Линц, 2012), 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 7-й Московской биеннале современного искусства (Москва, 2005-2017), Уральской индустриальной биеннале (2010, 2012, 2017), 1-й Триеннале российского современного искусства (Mосква, 2017), “Die and Become!” (Laznia CCA, Гданьск, 2016), “Middle Gate II” (M HKA, Геель, 2018), “Новое состояние живого” (Музей PERMM, Пермь, 2018), “Время, вперед!” (Фонд V–A–C, Венеция, 2019), “Новая Антропология” (Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Колтуши, 2019), “10-й Арт-Эксперимент” (Музей “Гараж”, Москва, 2020), а также на выставках в Третьяковской галерее (Москва, 2005, 2007, 2013, 2015, 2021) и Музее ZKM (Карлсруэ, 2015-2017) и мн.др. Номинанты премий: “Инновация”, “Премия Кандинского”, обладатели почетного упоминания жюри фестиваля Ars Electronica (Линц) и лауреаты Премии им. С. Курехина (2019, 2021).

2018

проект-лауреат

В начале XX века Готлиб Хаберландт высказал предположение о том, что эпидермальные клетки листьев растений являются линзами — микроскопическими «глазками». Для иллюстрации он сделал фотографии изображений, сфокусированных через кластер клеток. Сейчас мало кто о них помнит, но идеи Хаберландта оживают в свете открытий последних тридцати лет. Оптические свойства клеток листьев были не только подтверждены, но и связаны с экологическими нишами конкретных растений. Человекоподобное представление о теле, зрении и сознании пока доминирует. Унитарное тело человека, верховенство зрительного канала восприятия и развитая ЦНС — это лишь одни из возможных вариантов организации биологической жизни. Возможно ли сместить фокус со своего отражения на растительную идентичность? В основе проекта лежит моделирование оптических свойств эпидермальных клеток листа и их перенос в цифровое пространство. Plantoverse 2.0 предлагает посмотреть на себя через оптику растительного организма и обратить взор на другого.

PLANTOVERSE 2.0

Мария Мощенская, Александра Бурнусуз, Вероника Призова. “Plantoverse 2.0”, 2023-2024 гг. Медиаинсталляция, реконструирующая “растительную оптику”. Проект реализован в соавторстве с Михаилом Шалепо (оптические расчеты) и Сиражем Фарханом (программинг), при участии Ксении Горлановой (техническое сопровождение), научного супервайзера Ипполита Маркелова и поддержке Центра Art & Science Университета ИТМО, Санкт-Петербург.

Мария Мощенская

Интердисциплинарная художница, участница исследовательской группы BioArt Lab при Центре Art&Science (Университет ИТМО, Санкт-Петербург), основной вектор исследований – физиология растений и био-машинные комплексы. Принимала участие в международных программах и выставках: Global Community Bio Summit 6.0, Global Open Science Hardware, фестивале новых медиа Speculum Artium, фестивале аудиовизуального искусства INTERVALS, биеннале Art for the Future и др.

2023-2024

Вероника Призова

Культуролог, интердисциплинарная художница, участница исследовательской группы BioArt Lab при Центре Art&Science (Университет ИТМО, Санкт-Петербург). Изучает природно-культурные дискурсы и game studies. Принимала участие в международных проектах и программах: Global Community Bio Summit 6.0, конференции Global Open Science Hardware, арт-резиденции Франция-Россия (2021, 2022), фестивале новых медиа Speculum Artium в Словении (2021, 2022) и других.

Александра Бурнусуз

Биолог. Окончила бакалавриат и магистратуру биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), до вступления в BioArt Lab специализировалась на иммунологии. Проводит исследования в области физиологии растений, участвует в подготовке курсов магистратуры (Университет ИТМО), ведет медиации на выставках Art&Science и фотографии. Участница Школы культурной медиации, Global Community Bio Summit 6.0 и других.

проект-лауреат

ARBOR — это киборганический живой объект, выращенный биоискусственным путем. Это регенеративная система, в которой весь организм является живым и в которой понятие живого включает как биологические, так и технологические формы. Исследуя анизотропные свойства дерева в живом состоянии, Arbor переосмысляет его жизненный цикл в форме биотехнологического объекта. Биологические данные извлекаются из живой системы, обрабатываются машинными алгоритмами и реинтегрируются в синтетическую материю. От живых клеток к цифровым облакам точек, от точек к вокселям и от вокселей обратно в материю — Arbor создает биотехнологический цикл материала с целью придания биологической сложности неорганическому объекту. Его морфология фиксирует в синтетической форме анатомию живого дерева; тектоника и орнаментальность внутренней и внешней оболочек запоминают анатомические свойства тысячи древесных пород, воплощая их гетерогенность; техника 3d-печати раскрывает фактурность; используемый древесный материал хранит аромат и тактильность живой материи.

ARBOR

Мария Купцова. “Arbor”, 2022-2024 гг. Регенеративная система, элементы которой включают в себя биологические и технологические формы. Био-цифровое программирование, 3d-печать органическими материалами. Поддержка в разработке проекта: Артем Коневских, Корбиниан Энзингер, Риккардо Мангили. Консультации: Клаудия Паскеро, Лаборатория синтетических ландшафтов, UIBK.

Мария Купцова

Художник, архитектор. Работает в области искусства глубоких медиа, в своих изысканиях акцентируя связи между природными биологическими системами, синтетическими материалами и гибридными интерфейсами. Ее произведения были представлены на различных международных фестивалях и выставках, в т.ч. в Центре Помпиду (Париж), TAB Biennale (Таллинн), ЦСИ им. С. Курёхина (Санкт-Петербург), LLUMBCN Festival (Барселона), AUT (Инсбрук), CYFEST 15 (Ереван), Video forms Hybrid and Digital Festival (Клермон-Ферран), Future Cities Festival (Санкт-Петербург-Москва) и мн.др. Читала лекции и представляла свои исследования в Университете Инсбрука (Австрия), Институте передовой архитектуры Каталонии (Барселона), Школе Бартлетт (Лондон), Международном коллоквиуме Digital Futures, а также в рамках магистратуры “Art&Science” НИУ ИТМО (Санкт-Петербург) и др. В настоящее время является PhD кандидатом Лаборатории синтетических ландшафтов Университета Инсбрука. Лауреат премии им. Сергея Курёхина 2022 года в номинации “Science Art”.

приглашенный проект

2022 – 2024

PETRA — это синтетическая скульптура, которая воплощает экологическое агентство. Декодируя данные о загрязнениях водных источников, PETRA регенерирует их частицы в эстетическую форму при помощи цифровых, химических и биологических процессов. Производство синтетической скульптуры основано на технологии Biorock™ Вольфа Хильбертца, которая позволяет создавать синтетический материал, образующийся в результате электроаккумуляции минералов, растворенных в природной воде. Морфология, масштаб, цвет и пористость материала напрямую программируются химическим составом воды и являются его гибридной, биосинтетической интерпретацией. Плотность искусственных кораллов, их твердость и объем зависят от основных компонентов — морской соли, кальция, фосфатов и сульфатов — загрязняющих веществ, которые присутствуют в водной среде. Таким образом, каждый объект уникален и создан во взаимодействии с окружающей средой, а также является идентификатором экологических условий конкретного места.

PEtRA

Мария Купцова, Марина Музыка. “Petra”, 2022 г. Синтетическая скульптура, полученная в результате электроаккумуляции минералов, растворенных в природной воде. Био-цифровое программирование. Производственная поддержка: Глеб Андреев, Денис Козовец. Фотографии и видеосъемка: Никита Гусев, Александра Михайлова, Наталья Пяткина.

Марина Музыка

Междисциплинарный художник и исследователь. В своей практике фокусируется на синтетических системах в цифровых и биологических формах коммуникации. В составе группы художников, продюсеров и музыкантов стала финалистом музыкально-художественного конкурса Goodmesh Competition (Гаага, 2021); в составе арт-группы pt9 стала победителем конкурса Art of Neuroscience (Амстердам, 2019) и лауреатом конкурса The Niio x AI Art Prize (Тель-Авив, 2020). Принимала участие в работе междисциплинарной лаборатории искусственного интеллекта MUTEK. JP AI Music Lab (MUTEK.JP / Gamma Festival, Токио, 2019) и лаборатории Creating an Immortal Library в рамках 5-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства (руководители: Д. Дэвис, И. Маркелов, Екатеринбург, 2019). Участник различных мультимедийных проектов и инициатив, среди которых The Pact of Digital Naturalness и Edges in the Middle of Nowhere (Лаборатория пространственной электроакустики SEALx2, Pro Helvetia FastForwART, 2021).

приглашенный проект

2022

Мария Купцова

«Танцующий лес» — это исследование, посвященное взаимоотношениям двух типов нечеловеческих агентов. В качестве первого агента выступает участок хвойного леса, расположенный на 37-м километре Национального парка «Куршская коса» (Калининградская область). Особенность этого участка — наклоненные и изогнутые стволы растущих там сосен. Одной из возможных причин этой аномалии специалисты называют особенности локальных геомагнитных полей — магнитных сил Земли, которые всюду присутствуют, на все оказывают влияние, хотя человеком практически не ощущаются. Эти магнитные силы воплощают собой второго участника воображаемого метафизического танца. В рамках своего исследования художники сделали карту геомагнитной активности этой зоны Национального парка и изготовили устройства, при помощи которых визуализировали электрическую активность деревьев и геомагнитную активность данного участка леса. Проект «Танцующий лес» — это взаимодействие потоков данных, которые помимо самих нечеловеческих сущностей также отражают и отношения, существующие между ними.

ТАНЦУЮЩИЙ ЛЕС

Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин. «Танцующий лес», 2022 г. Инсталляция, реконструирующая взаимодействие участка леса Национального парка «Куршская коса» и локальных геомагнитных полей. Программинг: Александр Коньшен. При поддержке Центра перспективной робототехники и проблем окружающей среды Cybres (Штутгарт). Проект реализован в рамках программы (non)Residency Contiguity Института актуального искусства и платформы Cirkulacija2 (Львов-Любляна).

Алексей Чебыкин

Художник, архитектор. В своей работе использует различные техники и направления: от скульптуры и инсталляции до медиа-арта. Участник международных проектов и выставок, в т. ч.: Artist and Arms (Москва, Нижний Тагил, Гданьск, 2002-2005); 9000 km (2006); Eastern Neighbours (Утрехт; Кальмар, 2006); The Heart of Venice (Венеция, 2007); PRAGUEBIENNALE 3 (Прага, 2007); Venice Biennale 52 (Венеция, 2007); Artissima (Турин, 2007); Schengen (Берлин, 2008); Russian Utopias (Москва, 2010), Life. Version of Science (Москва, 2011), Russia Next Door (Ольштын, 2012), Enclave (Варшава, 2013), Anmerkungen (Дрезден, 2014), Sculpture «QR» (Клайпеда, 2015), Earth Laboratory (Москва, 2016), 1st Triennial of Contemporary Art (Москва, 2017), Revolution (Motorenhalle, Дрезден, 2018), Participant of the graffiti contest (Выкса, 2019), 2nd Triennial of Contemporary Art (Москва, 2020), COSMOS (Москва, 2021) и др. Лауреат международного конкурса AR Metaio Developer (Германия, 2013). Лауреат премии им. Сергея Курёхина (2023).

приглашенный проект

2022

Дмитрий Булатов

Художник, теоретик искусства, куратор. Организатор выставочных и издательских проектов в области Art&Science и новых медиа. Его произведения были представлены на различных выставках и фестивалях, в т. ч. на 49-й и 50-й Венецианских биеннале (2001, 2003), Ars Electronica (ORF, 2002) и мн.др. Организовал и курировал более двадцати международных проектов и выставок, в т. ч. «SOFT CONTROL: Искусство, наука и технологическое бессознательное» в рамках программы «Марибор — Культурная столица Европы 2012» (Словения). В 2007 году был назван в «Top 10» авторов самых интересных организмов года по версии журнала Wired (США). Автор книг и антологий по современному искусству, член редакционных советов журналов «DOC (K)S» (Франция) и NOEMA (Италия). В 2014 году был номинирован на «Золотую Нику» фестиваля Ars Electronica (Австрия) в разделе Visionary Pioneers of Media Art. Лауреат премии им. Сергея Курёхина (2023). Дважды лауреат Национальной премии в области современного искусства «Инновация» (2008, 2013).

В проекте исследуется взаимодействие архитектуры и микроорганизмов через моделирование «жизни» города как биологической системы. Концепция города как организма, разделенного на функциональные зоны, была сформулирована в манифесте Ле Корбюзье «Афинская хартия» и оказала влияние на многие направления в архитектуре. В том числе в советском строительстве, где панельные сооружения стали основой урбанизации. Центральным образом проекта является подиум с зеркальным кубом, на котором располагается культуральный планшет с бактериальным паттерном плана микрорайона Малой Охты. Это одновременно и метафора советских архитектурных экспериментов, и реальная экспериментальная площадка, на которой микроорганизмы формируют и видоизменяют план микрорайона. Проект «Архитектура и микроорганизмы» также является оммажем экспозиционному решению проекта «No-Stop City» (1969-72) — постурбанистической концепции, стирающей отличия между городом и пейзажем. Бактериальный паттерн со временем потеряет чёткие контуры, оставляя лишь культуру микроорганизмов.

архитектура и микроорганизмы

София Романова. «Архитектура и микроорганизмы», 2023 г. Медиа-скульптура, реконструирующая «жизнь» города как биологической системы. Благодарность: к. б. н. Дмитрий Кадыров. Консультанты: Юлия Филатова (архитектура), Александра Бурнусуз (микробиология), Нино Схулухия (оптика). Проект реализован при поддержке Центра Art & Science Университета ИТМО, Санкт-Петербург.

София Романова
Художник, исследователь. Область интересов связана с моделированием биологических процессов и их рассмотрением в различных социально-культурных контекстах (история, археология и т. д.). Получила степень бакалавра по направлению «Биология» в РГАУ-МСХА им. К. Тимирязева (Москва, 2021) и магистра по направлению «Инноватика» в Университете ИТМО (СПб, 2023). Практические исследования в РГАУ-МСХА были связаны с вопросами биоразнообразия, мониторинга локальных популяций и проводились в ИПЭЭ РАН «Черноголовка» (Черноголовка, 2018), Национальном парке «Плещеево озеро» (Переславль-Залесский, 2019), биостанции «Рыбачий» Зоологического института РАН (Калининградская обл., 2019) и экспериментальной пасеке племенного хозяйства «Среднерусская пчела» (Ярославская обл., 2020−2021). Опыт биологических исследований дал возможность систематизировать работу в области био-арта во время обучения в Университете ИТМО и представить проекты на вставках, среди которых: «Новая хрупкость» (STEGE 23, СПб, 2023).
2024

приглашенный проект

Проект исследует возможности машинного зрения и машинного обучения в формировании механизмов инклюзии и эксклюзии — по антропоцентрическим параметрам (возрасту, гендеру, расе и т. д.). Эти механизмы активно действуют в обществе как на бытовом, так и на государственном уровнях, и часто вступают в противоречие с идеей принятия «другого». И если инклюзивно-эксклюзивные решения людей как правило происходят на подсознательном уровне, то в случае машины такие решения можно запрограммировать. Проект представляет из себя инсталляцию, созданную на основе специально разработанного приложения для компьютера. Видеопоток, идущий от вебкамеры, установленной над экраном анализируется, и зритель получает возможность нажатием кнопки интерфейса оставлять или удалять из поля зрения камеры изображения людей по ряду категорий — мужчина, женщина, ребенок, подросток, взрослый, пожилой и т. д. В программе присутствует возможность выбрать одну или несколько указанных категорий (или не выбирать ничего.).

INCLUSION MACHINE

Алексей Шульгин, Александр Сереченко. Inclusion Machine, 2024 г. Медиаинсталляция, машинное обучение. Использование возможностей машинного зрения и машинного обучения в формировании механизмов инклюзии и эксклюзии по антропоцентрическим параметрам.

Александр Сереченко

Медиахудожник, программист, преподаватель. В своих работах использует различные технологические возможности (AV, Web, AR, VR и др.), рассматривая интерактивность как эстетический инструмент. Работает в творческом дуэте GrayCake с Екатериной Пряничниковой. Произведения были представлены на различных выставках и фестивалях, в т.ч. в Game Art Festival (Музей «Гараж», 2011), Net art showcase (Политехнический музей, 2014), Plums Fest (Музей Москвы, 2014), EMA EXPO (Электротеатр Станиславский, 2016), CyberFest 10 (Музей Звука, Санкт-Петербург, 2017), «Здесь и сейчас» (Центральный Манеж, Москва, 2018), «Открытый музей» (Электромузей, Москва, 2019), Pixels Fest (Ельцин-центр, Екатеринбург, 2020), «Технологии соучастия» (ДВФУ, Владивосток, 2020), Datasets vs Mindsets (Ars Electronica Garden Moscow, 2020) и мн.др. Один из организаторов магистерской программы ArtTech в НИТУ МИСиС (Москва). Лауреат фестивалей и конкурсов Pixel Fest, Audi Born Digital, Re:store Digital Earth, международной резиденции EOFA.

приглашенный проект

2024

Алексей Шульгин

Художник, куратор. Основатель киберпанк рок-группы «386 DX» (1998) и участник группы «Электробутик». Преподаватель медиа- и технологического искусства в Школе им. А. Родченко. Почетный доктор Гетеборгского университета. Участник множества российских и международных выставок и фестивалей, с группой 386 DX дал более ста концертов в разных странах мира. В 1988 организовал группу «Непосредственная фотография». В 1990-х годах был одним из первых художников, работавших с Интернетом как медиумом, создал Moscow WWW Art Centre. 2000-е годы – работа в области Software art, начало работы над концептуальным проектом «Электробутик» (2005), начало преподавания в Школе Родченко, курирование международного фестиваля Read_Me (Москва-Хельсинки-Орхус-Дортмунд, 2000-2004). 2010-е годы — начало работы куратором в Электромузее — выставочной и событийной площадке, целиком посвященной медиа-арту. 2020 — соавтор (совместно с Яниной Пруденко) Art Footprint Manifesto, начало работы в галерее «Краснохолмская».